Кожаная пластика с элементами бисероплетения
методическая разработка по теме

Резенкова Татьяна Владимировна

Методическая разработка  предназначена  педагогам, учащимся 9 – 12 лет,  а также доступна и всем желающим.  Во всех описанных работах авторы использовали мягкую натуральную кожу, вернее ее обрезки, клей «Момент», бисер и стеклярус, медную проволоку и краски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozhanaya_plastika_s_elementami_biseropleteniya.rar765.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУДОД центр детского научно-технического творчества

Кожаная пластика с элементами бисероплетения.

Методическая разработка.

Для преподавателей технологии и педагогов дополнительного образования.

Авторы:

 Кирпилянская Н.Н.

Шевченко О.Н.

Резенкова Т.В.

г. Армавир

2012г.


Содержание.

1.Введение.

2.История выделки кожи.

3.Виды кож. Кожа по способу окраски.

4.Драпировка кожи.

5.Изготовление цветка «Роза».

6.Изготовление цветка «Ромашка».

7.Изготовление спиралей из кожи.

8.Бисероплетение: фрезии, фуксия.

9.Ваза для цветов.

Список литературы.
Приложение.

Введение.

 Фантазия людей беспредельна, и особенно интересно сочетание различных техник – натуральной  кожи и бисера;  натуральной кожи и роспись. В этой  разработке  вы найдете полезные  практические советы для начинающих, узнаете как много интересного и полезного можно сделать своими руками из обрезков кожи, старых вещей, которые уже вышли из моды, как получить художественное изделие из обыкновенной вещи. И сделать это несложно. Вам помогут иллюстрации, показывающие последовательность действий, описания работы над каждым изделием. Авторы уверены, что  научиться делать маленькие шедевры своими руками, не используя больших материальных затрат привлечет ваше внимание и даст возможность сделать неповторимые подарки своим близким.

 В работах вы  увидите,  как сочетаются   натуральная кожа с росписью маслом и  плетением из бисера. Зная  технологии  изготовления изделий из кожи в сочетании с техникой низания из бисера и росписью маслом можно сделать вазу, кожаный багет, шкатулку, картину и  различные украшения.

Методическая разработка  предназначена  педагогам, учащимся 9 – 12 лет,  а также доступна и всем желающим.  Во всех описанных работах авторы использовали мягкую натуральную кожу, вернее ее обрезки, клей «Момент», бисер и стеклярус, медную проволоку и краски.

Прежде чем приступить к выполнению данной работы, необходимо  освоить элементарные приемы работы с кожей.

Из натуральной кожи можно сделать много интересных и полезных вещей: игрушки, украшения, пояса, картины. Наверняка у вас в хозяйстве найдутся кожаные вещи, которыми вы давно уже не пользуетесь. Не спешите их выбрасывать дать коже вторую жизнь. В последние годы появились новые приемы художественной обработки кожи, такие как роспись по коже, термообработка, драпировка, ажурная орнаментация, нитяная графика. Рассмотрим некоторые из них.

 В методической разработке «Кожаная пластика с элементами бисероплетения и росписи» представлены разработки занятий, которые включают в себя теоретическую и практическую части: выполнение цветов из кожи и бисера, а также роспись готовых изделий из  кожи.


История выделки кожи.

Кожа - естественный материал, сделанный из шкур животных.  Не бывает одинаковых животных в природе,  поэтому и кожа у них тоже разная, она  не идентична. В дополнение к его собственному генетическому наследию, каждая шкура имеет небольшие зарубки и шрамы, которые отметили животное в течение его целой жизни. Эти естественные особенности не дефекты, и считаются "марками различия" в коже, добавляя к уникальности каждому готовому изделию. Когда требуется более однородное покрытие, кожа может быть отшлифована. Однако подлинная кожа не может быть одинаковой даже в толщине. Поскольку кожа не изготавливается, она менее однородна, чем другие материалы.

Во все времена и у всех народов основным материалом для одежды и обуви служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными. К примеру, самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до XX века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились, и их приходилось выделывать. Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились "дубовыми", поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами.

Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало "составляющей" рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита героя Аякса в "Илиаде", говорит, что сыромятную кожу, "напоенную туком", растягивали за концы до тех пор, пока жир не стечет.

 Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии - бараньим.

В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе - нефть, на Севере - печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели - замшу. А индейцы Северной Америки

растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).

В России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с "гнилым" соленым раствором или в "мертвых колодцах": к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.

Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э. сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень - ослиную и конскую кожу. Но этот способ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкой получалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный - толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый - ивы, желтый - листьями березы и мимозы.

Виды кож.

Для изготовления описанных далее различных предметов используется натуральная кожа. Натуральная кожа представляет собой шкуры животных, рептилий, изредка рыб, изменившие свои свойства под влиянием разнообразных механических, физических, биологических, химических воздействий. Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, от которых они получены, и по способам обработки и окраски. Вот некоторые примеры.

Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная.

Велюр - изготавливается из кож с дефектами лицевой поверхности; это кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования.

Замша - кожа из шкур лося, северного оленя, дикой козы и т. п. жирового дубления; лицевой стороной является бахтармяная; ворс густой, но не пушистый и без блеска; кожа мягкая, плохо впитывающая воду.

Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.

Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления.перчаток.

Спилок - получается при двоении толстой кожи; часто имитирует более дорогие сорта кож при нанесении на него искусственного рисунка; у лицевого спилка (верхний слой) одна сторона кожаная, вторая - бахтармяная; чаще спилок не имеет кожаной поверхности и поэтому непрочен.

Для того чтобы получить кожу, шкуры сначала консервируют, затем удаляют волосяной покров, дубят, жируют и окрашивают. Сейчас дубление осуществляется комбинированными способами - минеральными, растительными и синтетическими дубильными веществами. Минеральные -основные соли тяжелых металлов (хрома, алюминия, железа и др.), а также некоторые кислоты. Растительные - содержащиеся в растениях слабые кислоты. Синтетические - конденсированные продукты сульфирования ароматических углеводородов или фенолов.

Красят кожу покрывным и глубоким крашением. Покрывное: на лицевую поверхность кожи наносится пленка краски, которая придает коже блеск, выравнивает цвет, скрывает пороки, защищает от влаги. Глубокое: кожа прокрашивается на всю толщину.

Кожу для поделок можно приобрести в специальных магазинах, где продаются товары для умелых рук, но там она, как правило, небольших размеров, в виде обрезков и отходов кожевенного и обувного производства. По ним сложно определить вид кожи, способ дубления и т. п., хотя некоторые показатели определяются точно. Например, кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления на срезе имеют оттенки теплых цветов - от желтых до коричневых. Свиная кожа имеет выраженную своеобразную мерею -естественный рисунок поверхности кожи животного - с крупными порами, часто сгруппированными по три. Ее используют как подкладочную, так как свиная кожа непрочная, легко намокает.

Кожа по способу окраски.

  1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.
  2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
  3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.
  4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.

Вполне понятно, что это делается для экономии сырья и удешевления продукции. Одно дело — изделие из цельного куска кожи, и совсем другое — из измельченных кожаных отходов. При этом "прессованной коже" присущи все свойства синтетической. Это нетканая основа, на которую наносится слой, имитирующий лицевую поверхность кожи. Эта кожа плохо дышит, не пропускает влагу и воздух. К тому же она не износостойкая и ломкая.

Драпировка кожи.

Это способ собирать кожу с помощью клея в красивые складки. Для драпировки используется тонкая мягкая перчаточная кожа или кожа отшерфованная на мраморной доске. В этой технике можно драпировать объемные фигуры и создавать рельефные поверхности.

Для изготовления драпированных поверхностей можно использовать кусочки кожи, предварительно подобранные по фактуре, качеству, толщине и сшитые между собой. Сшитые лоскуты следует промять, швы простучать молотком. При сшивании лоскутов обратите внимание на то, чтобы все швы были снизу. При драпировании нужно сделать так, чтобы швы были прикрыты складками.

Куски кожи замачивают и мокрыми кладут в полиэтиленовый пакет для провяливания. В зависимости от толщины кожи зависит время провяливания, так толстая кожа -1 час, а тонкая - до получаса.

Кожу с изнанки намазывают клеем по всей поверхности и сушат 15 минут. Затем, положив кожу на кальку, начинают делать складки. Подготовленную деталь промазывают с изнанки клеем и приклеивают на основу. Драпированную поверхность используют для изменения фактуры   кожи при отделке поясов, аппликаций, сумок и т. д.

Изготовление цветка «Роза».

         Натуральная кожа имеет свойство скручиваться при высокой температуре. Вырезается заготовка и кладется на электроплитку с закрытой спиралью или  на разогретую сковородку.

Если необходимо, чтобы: выгнулся только один край детали, например лепесток цветка.То этого эффекта можно добиться, если обжечь деталь, над свечой удерживая её в пинцете за кончик. При этом мы добьемся объема - например, у лепестка объемной должна выглядеть овальная его часть.

Прежде чем приступить к выполнению цветов из кожи, необходимо вспомнить технику безопасности работы со свечей:

1.Брать заготовки только пинцетом при работе со свечей, во избежание ожогов.

2.Иметь на рабочем столе влажную салфетку, так как иногда кожа низкого качества начинает гореть и ее необходимо потушить, завернув в мокрую салфетку.

3. Детям рекомендуется работать с огнем в присутствии взрослых и с убранными волосами, желательно надеть косынку во избежание возгорания волос.

         За свою красоту и аромат этот цветок был почитаем, и пользовался любовью с глубокой древности. До сих пор роза остается царицей цветов. Ее дивную красоту мы попробуем воплотить в цветке из кожи. См. приложение №1-11.

Этапы работы:

  1. По выкройке вырежьте 3 маленьких лепестка , 2 средних и 3больших.

Расположить в центре лепестки  маленького размера, а ближе к краю – более крупные, постепенно увеличивая их размер.

  1. Обработайте над пламенем верхнюю и боковые стороны лепестка так, чтобы они красиво выгнулись.

  1. Нижний край маленького лепестка промажьте клеем и туго сверните.
  2. Следующие лепестки распределяются равномерно  вокруг первого, то есть  приклейте   сверху   2   маленьких затем 2 средних и 3 больших. Каждый новый лепесток наклеивается примерно с середины предыдущего,  что придает естественность цветку.
  3. После полного высыхания нижнюю часть розы срежьте резаком, что позволит в дальнейшем лучше укрепить ее на картине.

Листья.

•        Листья изготавливаются из толстой кожи. Можно использовать несколько цветовых оттенков.

•        Вырежьте листики, по выкройке сделав посередине прорезы —прожилки листика.

•        Обожгите их, желательно на ско вороде, что придаст более ровную выпу клую поверхность. Прожилки под дейст вием тепла немного раскроются.

Сборка розы: приклейте поочерёдно все детали цветка.

Изготовление цветка «Ромашка».

1 - й способ изготовления ромашки: по выкройке вырежьте  заготовку, в виде  длинной полосы;   в центральной части нарежьте  ножом прорези и склейте их  по принципу  «улитка». Цветок получается многослойным. Когда клей подсохнет, можно срезать ножом лиш нюю высоту основания цветка.

 2-й способ  изготовления ромашки:  бахрома нарезается по краю прямоугольника или круга,  Бахрому  можно немного подержать над свечой, чтобы края нитей загнулись и приобрели более тем ный оттенок. Также склеивается по принципу «улитка», в середину помещается скрученная полоса

           

        

Листья изготавливаются точно также как и для розы.

Изготовление спиралей.

Для оформления готового изделия можно сделать спирали, которые оживят вашу работу.

Этапы работа:

  1. Нарежьте полоски кожи шири ной 2 мм и длиной 12 мм.
  2. На металлическую спицу толщиной 4-6 мм по спирали намо тайте полоску кожи, оставляя между вит ками свободный промежуток.
  3. Подержите ее над пламенем свечи, двигая и поворачивая проволо ку с кожей так, чтобы прогрелась вся поверхность, но кожа не загорелась. 
  4. Дайте немного остыть.
  5. Слегка увлажненной тряпочкой протрите появившуюся в процессе обжига копоть.
  6. Снимите кожаную спираль с про водки.

Если вы считаете, что спираль силь но скручена, ее можно растянуть, при дав желаемый вид. Накручивая полоски кожи, отличающиеся по ширине и дли не, на разную по толщине проволоку, вы получите различные спирали, которые пригодятся для украшения цветов. Если вы сделали все правильно, то после  снятия спираль сохранит полученную  форму.        

Бисероплетение.

После того как вы познакомились с техникой работы с кожей, предлагаем вам освоить технику низания из бисера.

Бисер - это мелкие стеклянные бусины с отверстием для нанизывания. Впервые он появился в древнем Египте, где из непрозрачного стекла изготовлялся так называемый «фальшивый жемчуг». Это и дало название современному бисеру. В дальнейшем он стал встречаться в культурах всех народов, сменив примитивные украшения из ракушек и зубов животных.

В настоящее время украшали из него стали очень популярными, особенно среди молодежи. Многие изготавливают их самостоятельно и эти изделия по ценности и красоте.

Низание бисера - не просто ремесло, а высокое искусство, если им заниматься всерьез. Его возможности необъятны, бисеронизание постоянно совершенствуется, каждое поколение обогащает его чем-то новым, современным.

При работе с проволокой во избежание перелома проволоки не рекомендуется применять бисерную рубку. Для плетения цветов мы будем использовать бисерные нити. Как они делаются. Необходимо отрезать проволоку длиной около 2 метров на одном конце сделать петлю, а на другой равномерными движениями нанизывать бисер, стараясь водить проволоку близко к поверхности, при этом бусинки будут сами нанизываться на проволоку и скользить по ней.

Если отверстия в некоторых бисеринках закупорены, прочистить их булавкой или используйте более тонкую проволоку. Когда длина проволоки с нанизанными на ней бисеринками достигнет 130 см., сделать петлю с другой стороны, закрыв низку, оставшаяся проволока еще пригодится. Готовые низки свернуть колечками. Предлагаем вам, познакомится с техникой плетения фрезии, фуксии, аналогично плетется лилии. См.Приложение.

Фрезии.

1.Для каждой веточки изготовьте 2-3 одинаковых цветка. По два бутона большого, среднего и маленького размера, один бутон из петли и один лист. Большой бутон – 3 лепестка: для каждого лепестка из низки бисера подготовить основную ось (1см.), вокруг которой выполнить две пары дуг, закругляя лепесток вверху и сужая книзу. Средний бутон – 3 лепестка: подготовить основную ось (0,5см.), и повторить те же действия, что и при изготовлении большого бутона. Маленький бутон – 3 лепестка: вокруг основной оси (0,5 см.), выполнить одну пару дуг низкой бисера, закругляя лепесток вверху и сужая книзу.

Бутон из петли: сделать петлю размером 4 см. и сложить ее пополам.

Лист: на основную ось нанижите 5-6 см бисера и выполните 2 пары дуг с двойной обмоткой.

1. Большой лист: 3 внешних лепестка, 3 внутрен них, тычинки и чашечка. Для внешнего лепестка на ось из проволоки  № 50 (10 см) нанижите 3 см бисера и выполните лепесток, закругленный сверху и суженный снизу (тройная обмотка}.

2. Тройная обмотка: 3 оборота низки бисера; ду ги находятся на расстоянии одна от другой, что придает лепестку удлиненную форму. Выполните 3 пары дуг для 3 лепестков. Для внутренних ле пестков нанижите 2 см бисера на основную ось и выполните 2 пары дуг, так же как и внешние ле пестки. Для тычинок сделайте рядом 3 петли по 2,5 см (5 см низки бисера согните пополам). Для венчика выполните 5 петель (3 см), так же как и при изготовлении ромашки (см. с. 47). При сборке большого цветка тычинки связываются ниткой, которой крепятся 3 маленьких внутренних лепестка, за ними в шахматном порядке - 3 больших лепестка и чашечка цветка.

3. Сборка веточки: вставьте бутон в пет лю на конце стержня и прикрепите, обмо тав ниткой 2 см, рас положите в порядке возрастания бутоны и большие цветы, обма тывая веточку шелко вой ниткой. Присое дините к стеблю еще одну веточку на полу жестком стержне и листочки.

Необходимо: низки бисера разных оттенков; оцинкованная проволока №50,  цветные шелковые нитки,  2 полужестких стержня, виниловый клей,  кусачки,   плоскогубцы.

                         

Фуксия.

  1. Из бисера серебристо - розового цвета изготовьте способом низания дугами 80-90 лепестков для внешней части цветка.Для центральной оси нанижите на проволоку № 50 1,5 см бисера, низкой бисера того же цвета выполните 2 пары дуг с двойной обмоткой оси в верхней и в нижней части лепестка.
  2. Изготовьте способом низания по кругу центральную часть цветка в форме чашечки.На железную проволоку нанижите бисер цвета фуксии и выполните первый оборот, затем, закруглите дуги, еще 2 оборота большого размера. Той же низкой изготовьте еще 3 одинаковых лепестка. Для тычинок нанижите большее количество бисера серебристо розового цвета и выполните колечко в верхней части тычинки. Для каждого цветка изготовьте 3 или 4 тычинки разной высоты и скрутите проволоку у их основания.
  3. Под чашечкой закрепите 5 внешних лепестков и расправьте их, придав нужную форму. Тычинки поместите в середину чашечки и закрепите одним оборотом проволоки,прикрепите листочки (изготовленые способом низания дугами) и оберните их гуттаперчей.
  4. Для изготовления мелких веточек закрепите цветок на конце металлической проволоки и оберните гуттаперчей на высоту около 3 см. Прикрепите несколько листочков и также оберните гуттаперчей, Изготовьте 6 -7 веточек. Чтобы получилось 4 -5 крупных веточек,прикрепите к ним большее колличество цветов и листьев.
  5. Сборка: к металлической проволоке прикрепите одну большую веточку, обмотайте ее основание проволокой зеленого цвета, затем закрепите несколько цветочков и веточек. Веточки прикрепляйте с разных сторон, чтобы изделие получилось объемным. Продолжите крепить веточку к стволу в шахматном порядке. В нижней части ствола закрепите несколько листочков, которые придадут веточке объемность. По завершении сборки расправьте все концы проволоки и согните их перпендикулярно столу.

При изготовлении изделий из кожи и бисера можно использовать и более сложную технику плетения из бисера с использованием техники параллельного и последовательного низания. Таким образом,  можно плести бабочек и всевозможных насекомых, а также цветы. См. Приложение.

Ваза для цветов.

Зная технику работы с кожей и технику работы с бисером, предлагаем  вам выполнить вазу для цветов.

Материалы.

Кожа мягкая 50*70 см.

Стеклянная ваза или бутылка с широким горлом 1шт.

Клей «Момент» 1шт.

Гуашь 9 цветов.

Масляная краска 1 набор.

Акриловая краска – спрей (1балон).

Проволока 0,3 мм.-1 шт. (20 м.).

Бисер (голубой, желтый, черный – 30гр.).

Спица вязальная 40см.- 1шт.

Инструменты.

Пинцет 1шт.

Свеча 1 шт.

Кисть беличья №6, №4 – 2шт.

Нож со скошенным острием – 1шт.

Ножницы.

Металлическая линейка 40-50см.

Этапы работы:

  1. Для основы берем стеклянную вазу или бутылку с широким горлом .
  2. Подготавливаем  кожу (кожа должна быть мягкой). Выкраиваем кожу таким образом, чтобы она была на 20 -25 см. больше чем нам необходимо для оклеивания стеклянной основы и делаем «жмурку».
  3. Готовой заготовкой оклеиваем основу, используем клей «Супермомент» (резиновый), он дольше всех клеев высыхает, поэтому, если вам не понравиться,  как вы оклеили основу, у вас будет возможность ее переделать, а еще резиновый клей очень легко удаляется с кожаной поверхности при помощи губки и воды.
  4. Оклеиваем дно стеклянной вазы.
  5. Форма готова. Далее составляем композицию из цветов (розы, ромашки, тюльпаны).
  6. Располагаем их на основе.
  7. Данную вазу предлагаем украсить плетеными бабочками из бисера, прикрепляю их при помощи  клея  «Момент» на готовую вазу, можно так же покрасить вазу акриловыми красками. Акриловой краской можно пользоваться только в хорошо проветриваемом помещении в присутствии взрослых.

Хотелось бы еще немного рассказать о технике росписи кожи, ее можно расписывать масляными красками, уже имея готовую композицию. Если вам не понравилась роспись по коже масляными красками, ее всегда можно переделать, переписав сверху. Во избежание переделки работы необходимо составлять эскиз на бумаге, расписав его гуашевыми красками. В приложении вы можете посмотреть объемные работы.

Список литературы:

  1. Журнал «Верена», «Василиса», «Валентина», «Лена», «Анна»,  учебный курс,  № № 1/03 г, 5/04 г, 8/2005 г, 12/2006 г.
  2. Кожаная пластика,  «Человек», М, 2008г.
  3. Аппликация. М. Изд. «Вече». 2001г.
  4. Шахова Н.В., Дмитриева И.А. Кожаная пластика. Москва.2003г..
  5. Т.А.Селиванова,    «Изделия    из    кожи:    панно,    сувениры,    украшения», Москва,Издательский Дом МСП, 2000г.
  6. Т.Селиванова. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. Изд. дом НСП. 2000г.
  7. Рукоделие, М, Просвещение, 2006г.
  8. М. Егорова, Лепка из соленого теста. «Человек», М, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кожаная пластика с элементами бисероплетения. Методическая разработка.

МБОУДОД центр детского научно-технического творчества      Кожаная пластика с элементами бисероплетения.Методическая разработка. Для преподавателей технологии ...

Кожаная пластика с элементами бисероплетения.

Методическая разработка  предназначена  педагогам, учащимся 9 – 12 лет,  а также доступна и всем желающим.  Во всех описанных работах авторы использовали мягкую натуральную кожу, вернее ее обрезки, кл...

Рабочая программа детского творческого объединения "Бумажная пластика" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.Липецка    Согласовано на заседании...

Рабочая программа детского творческого объединения "Бумажная пластика" для дете с ОВЗ на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г. Липецка Согласовано на заседании...

Подготовка ассортимента кожаной обуви к продаже, размещение и хранение товаров.

Методическая разработка практического занятия по профессии "Продавец, контролер-кассир" на тему "Обувные товары"...

мастер-класс по проведению акции "Нет пластику" и изготовлению экосумок.

Мастер- класс включает в себя текстовый материал и презентацию....