Статья "Кураторская работа в начальной школе" в соавторстве с Агуриной Т.В.
статья по теме

Горохова Елена Михайловна

Эта статья была опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" в 2007-2008 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов.

Ребенок в школе - это не только ученик. Прежде всего - это личность, маленький человек со своими желаниями, особенностями характера, способностями, чувствами. Мы стараемся увидеть в ребенке эти качества, отметить их и развивать. Кураторская работа в гимназии № 4 г. Брянска является инновационной деятельностью и возникла в среднем звене. Она оказалась достаточно эффективной формой работы, и поэтому, спустя два года, мы решили использовать ее в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuratorskaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кураторская работа в начальной школе

Горохова Елена Михайловна, учитель начальных классов
Агурина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов 

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа 


Кураторская работа в гимназии №4 г. Брянска является инновационной деятельностью, и возникла в среднем звене. Она оказалась достаточно эффективной формой работы, и поэтому, спустя два года, мы решили использовать ее в начальной школе.

Кураторство в начальной школе представлено работой двух учителей начальных классов Агуриной Т.В. и Гороховой Е.М.

Основные принципы работы кураторов, цели, задачи их деятельности, права и обязанности отражены в “Положении о кураторе МОУ “Гимназия №4” г. Брянска”.

Целью кураторской работы является организация эффективного взаимодействия участников воспитательного процесса, оперативное ознакомление их с административной информацией, организация помощи классным руководителям (как правило, из числа молодых специалистов).

Задачи деятельности кураторов:

  1. оказание методической помощи классным руководителям;
  2. консультирование классных руководителей по вопросам эффективного взаимодействия участников воспитательного процесса;
  3. корректировка организационно-педагогических действий классных руководителей;
  4. организация взаимодействия классных коллективов.

Мы работаем не только учителями начальных классов, но и являемся кураторами, т. е. организаторами, наблюдателями, помощниками учителей в воспитательной работе с детьми.

Ребенок в школе - это не только ученик. Прежде всего - это личность, маленький человек со своими желаниями, особенностями характера, способностями, чувствами. Мы стараемся увидеть в ребенке эти качества, отметить их и развивать.

Подготовительным этапом нашей работы явилось исследование классных коллективов с целью выявления учащихся, испытывающих трудности в обучении, поведении и общении с одноклассниками.

Для этого мы разработали “Карточку проблемного ученика” (см. Приложение1). Собрав данные у классных руководителей, мы создали картотеку “проблемных” учащихся с учетом их интересов, склонностей, увлечений.

Следующим шагом нашей работы явилось составление плана работы кураторов начальной школы на год с определением цели, задач и направлений работы. Свою деятельность мы планировали по трем направлениям. (см. Приложение2)

  1. Еженедельный конкурс “Герой недели”.

Мы вместе с классными руководителями обсуждаем, какого героя будем выбирать, т. е. на что мы будем ориентироваться - на особенности характера, увлечения, способности. Определяется номинация, например, “Самый вежливый”, “Самый отзывчивый”, “Лучший дежурный”, “Рыцарь без страха и упрека”, “Самая обаятельная и привлекательная” и т. д. В классах дети обсуждают кандидатуры вместе с учителем, а потом сообщают нам и обосновывают выбор класса. Мы готовим для этих ребят грамоты, благодарности, медальки или другие знаки отличия. Награждение проводится публично, при этом повышается самооценка ребенка, его статус в классном коллективе, ребенок становится известным, достойным примером для подражания. Он может быть не очень успешен в учебе, но он проявил себя в другой области. Достигается воспитательная цель этого конкурса: “Поднять самооценку ребенка, показать важность моральных качеств, увлечений”.

В конце учебного года мы проведи “Парад героев”, где победителей увидели не только ученики и учителя всей начальной школы, но и родители, гости.

(см. Приложение3)

  1. Организация и проведение внеурочного мероприятия 1 раз в месяц. В этой работе мы тоже ориентировались на ребят, испытывающих трудности в учебе, поэтому выбирали такие темы, где они могут проявить себя. В этом нам очень помогла составленная нами картотека. Мы провели выставку “Мой четвероногий друг”, “Рыцарский турнир”, “А вам слабо?”, “У рыженькой красавицы в гостях” и д. р.

3. Помощь кураторов начальной школы в организации и проведении мероприятий, запланированных кабинетом воспитательной работы для учащихся младших классов. Это направление работы не было основным в нашей работе, но было полезным и нужным организаторам воспитательной работы. Мы были активными участниками и организаторами первой новогодней дискотеки для учащихся 3 - 4 классов “Новогодняя кутерьма” и др.

Для оценки эффективности работы кураторов начальной школы нами была разработана анкета для учащихся и классных руководителей и проведено анкетирование. Результаты показали, что наша работа нужна, интересна и эффективна. (См. Приложение 4).

С отчетом о своей работе мы выступили на заседании МО учителей начальных классов и получили положительные отзывы коллег.

Проблемным для нас оказалась подготовка и проведение крупных мероприятий для параллелей и между параллелями, т. к. их организация требует больших временных затрат, серьезной подготовки и материального обеспечения. Выходом из данной ситуации считаем необходимость их разработки заранее, в летний период.

Трудность с конкурсом “Герой недели” заключается в том, что несмотря на разнообразие номинаций, победителями становятся в большинстве случаев одни и те же учащиеся.

Для преодоления возникших трудностей в следующем учебном году мы планируем:

  1. создать копилку внеклассных мероприятий для разных параллелей;
  2. продумать разнообразие номинаций “Героев недели” с учетом пожеланий детей и взрослых, высказанных в анкете и охватывающих детей с разной успешностью в обучении;
  3. наладить сотрудничество с ученической организацией “Веселая семейка” с целью привлечения их к проведению разновозрастных внеклассных мероприятий.

Кураторская работа в начальной школе - инновационная деятельность, поэтому не обошлось без проблем и трудностей, но тем не менее она интересна для детей, для нас и познавательна для коллег из других школ.

О своих наработках мы рассказывали на областном и городском семинарах по воспитательной работе, участвовали в Дне открытых дверей для родителей будущих первоклассников и видели неподдельный интерес к данному виду деятельности.

Приложения

Приложение 2 – небольшая презентация о направлениях кураторской работы в школе

Приложение 3 – образцы грамот для учащихся

Приложение 4 – нкетирование учителей и учащихся

Анкета (для учащихся)

  1. Знаешь ли ты о конкурсе “Герой недели”?
  2. Откуда ты узнаешь, какого героя выбирают на неделе?
  3. Выбирался ли ты когда-нибудь героем недели?
  4. Как вы обсуждаете в классе кандидатов в герои?
  5. В каком конкурсе ты мог бы стать “Героем недели”?
  6. Предложи свое название конкурса “Самый ...”

Анкета (для учителей)

  1. Как вы считаете, нужен ли конкурс “Герой недели” вашим ученикам?
  2. Ваше отношение к проводимому в начальной школе конкурсу “Герой недели”?
  3. Помогает ли этот конкурс решать воспитательные проблемы класса?
  4. Считаете ли вы эффективной работу кураторов в начальной школе?
  5. Предложите свои варианты номинаций конкурса “Самый ...”

  Результаты анкетирования учащихся начальных классов,

  выражающее их отношение к конкурсу « Герой недели ».

   1. Количество опрошенных учащихся:156                        

   2. Знают о конкурсе « Герой недели »: 148 уч-ся

   3. Узнают о проведении конкурса от:

     

         - учителя: 92 уч-ся

         - кураторов: 46 уч-ся

         - из объявлений: 10 уч-ся

4. Были победителями конкурса «Герой недели »: 76 уч-ся

5. Способ выбора кандидатур победителей конкурса в классе:

      -  голосование в классе

     -  предлагает и выбирает учитель

     - самовыдвижение

6. Наиболее интересные предложения номинаций конкурса «Герой недели»:

   « Самый умный», « Самый прикольный», « Лучший футболист», « Самый    задорный», « Человек – золотые ручки», « Самый ловкий».

         

  Результаты анкетирования учителей начальных классов,

  выражающее их отношение к проведению конкурса «Герой недели ».

1. Количество опрошенных учителей: 12

2. Считают этот конкурс нужным для учащихся: 12 уч.

    Считают этот конкурс лишним мероприятием: - уч.

3. Отношение учителей к проведению конкурса:

    - положительное: 12 уч.

    - отрицательное: - уч.

    - другое:________уч.   ( «здорово», «стимулирует»)

4. Считают, что данный конкурс помогает решать воспитательные

    проблемы в классе: 11 уч.

    Считают, что конкурс не решает воспитательные проблемы: - уч.

    Частично помогает: 1 уч.

5. Отношение к работе кураторов в начальной школе:

    - положительное: 12 уч.

    - отрицательное: - уч.

6. Наиболее интересные предложения номинаций конкурса «Герой недели»:

    « Разностороннеразвитый», « Самый галантный», «Лучший художник»,

     « Лучший организатор», « Лучший танцор», «Самая женственная        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"...

Групповые формы работы в начальной школе

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников....

Взаимодействие классного руководителя с родителями через внеклассную работу в начальной школе

Антон Семёнович  Макаренко подчеркивал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители  и педагоги....

моя работа. МО начальной школы . Доклады и сообщения.

доклады и сообщения для заседаний МО начальных классов....

Профориентационная работа в начальной школе.

В данной статье рассмотрены цели и задачачи профориентационной работы в начальной школе, этапы формирования и инновационные формы и методы работы....