ФГОС СПО. Актуальные проблемы образования
статья на тему

Брюханова Анастасия Андреевна

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Внешними факторами, обуславливающими необходимость введения ФГОС, явились рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства. С другой стороны, у России есть и свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники.

ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентностьновое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции.  Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sovremennom_etape_ekonomicheskogo.docx76.98 КБ

Предварительный просмотр:

Брюханова Анастасия Андреевна

                                                       Соискатель ученой степени

                                                              кандидата педагогических наук

                                                     БОУ ОО СПО «Омавиат»

                       г. Омск

ФГОС СПО. Актуальные проблемы образования

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Внешними факторами, обуславливающими необходимость введения ФГОС, явились рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства. С другой стороны, у России есть и свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники.

ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции.  Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется деятельность преподавателя (преподавание) и студента (учение). Следовательно, в контексте данной статьи учебный процесс – это взаимодействие преподавателя и студента, их сотрудничество. Сотрудничество стоит рассматривать как соучастие, взаимодействие, партнерство, т.е. – в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. [2]

На наш взгляд, возможность такого сотрудничества может обеспечить связь обучения с жизнью и витагенным (жизненным) опытом.

Термин «витагенный опыт» был введен заслуженным деятелем науки РФ, академиком Академии педагогических и социальных наук и МАНПО, доктором педагогических наук, профессором А.С. Белкиным в 1990-х гг.

Под витагенным (жизненным) опытом понимается витагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Эта информация представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанных с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Ключевое слово в этом определении – прожито.

Речь идет не о простом соединении знаний, получаемых в учебном заведении, с окружающей природой, не о простой реализации принципа наглядности в обучении. Важно не только актуализировать жизненный опыт студента, но помогать его обогащению.

Переход витагенной информации в витагенный опыт – это своего рода фильтрация, дающая возможность человеку подсознательно отправить в дальние запасники памяти то, что должно отложиться на определенный срок хранения, но может быть восстановлено в адекватных житейских ситуациях.

Схематично источники витагенной информации могут быть представлены в форме концентрических кругов (схема 1) [1, c. 106].

По мнению А.С. Белкина, именно эти источники составляют основное содержание, главный «нерв» витагенной информации. Концентрируясь на полюсах успеха-неуспеха, достижений и ошибок, проходя определенные стадии, витагенная информация трансформируется в витагенный опыт. Однако стоит учитывать тот факт, что приведенная выше схема разрабатывалась в 1990-х гг.

На наш взгляд, сегодня эта схема не до конца отражает реальную действительность. Нами было проведено анкетирование среди 50 студентов 1 – 4 курсов АНО СПО «Омский колледж предпринимательства и права», 1 курса АНО ВПО «Омский экономический институт» и 400 студентов 1 – 4 курса БОУ ОО СПО «Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского», в ходе которого мы пытались уточнить, какие источники составляют основное содержание витагенной информации на современном этапе развития общества.

Результаты анкетирования показали, что особое место среди источников витагенной информации современного студента занимает всемирная сеть Интернет. А такие источники витагенной информации как средства массовой информации, литература, произведения искусства; социальное, деловое, бытовое общение, различные виды деятельности, образовательный процесс вне сети Интернет постепенно отходят на второй план для студентов этих учебных заведений. 

Следовательно, в приведенную выше схему, представляется возможным добавить еще один источник витагенной информации – всемирную сеть Интернет.

Опрос показал, что 83% опрошенных студентов всем видам источников получения витагенной информации предпочитают всемирную сеть Интернет.

Стремительное развитие и распространение в России Интернет-технологий не могло не отразиться на современной государственной политике в сфере образования. Вопрос интеграции сети Интернет в образование и применение его в обучении сегодня очень актуален. Необходимость применения новых информационных технологий при обучении продиктована педагогическими потребностями в повышении эффективности общей подготовки будущих специалистов, а использование сети Интернет как источник витагенной информации в обучения можно взять за основу.

Таким образом, используя сеть Интернет как источник витагенной информации, можно приблизиться к выполнению таких требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы как (возьмем лишь общие компетенции, одинаковые для всех специальностей):

Во-первых, обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, заменят сотрудничество, соучастие, партнерство. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса. Изменяются формы взаимодействия преподавателей и студентов, а также студентов между собой. Таким образом, согласно требованиям ФГОС СПО, можно развить следующие общие компетенции: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6); брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7); соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения (ОК 12). [3]

Во-вторых, меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. Согласно требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, можно сформировать следующие общие компетенции: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3); [3]

В-третьих, создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, что определяется рядом таких факторов, как: 

внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального  опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому; 

современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям; 

активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Это подтверждается и современными требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, в которой указаны такие общие компетенции, которые должны позволить будущим специалистам осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5). [3]

Таким образом, предложенный подход к обучению: использование ресурсов сети Интернет как источника витагенной информации – поможет реализовать как минимум семь из тринадцати общих компетенций, указанных в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. 

Литература

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения. М., 1983, с.106

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора

Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...

Актуальные проблемы среднего профессионального образования

Современное общество диктует необходимость обучать, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности. Модернизация системы образования Росии треб...

Актуальные проблемы среднего профессионального образования.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности  в соответствии с собственными интересами, способностями и социа...

"Актуальные проблемы современного профессионального образования"

статья, в которой описаны проблемы профессионального образования....

Актуальные проблемы образования в нaчaльнoй шкoлe

Анализ сoвpeмeннoгo сoстoяния пepвoгo звeнa систeмы oбщeгo oбpaзoвaния - Нaчaльнoй шкoлы, позволил выявить и oхapaктepизoвaть внeшниe (oбуслoвлeнныe сoциaльнo-экoнoмичeскими фaктopaми) и внутpeнниe (o...

Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...