Правовой статус человека и гражданина
методическая разработка на тему

Кошман Людмила Сергеевна

Представлены  развернутый план и сценарий урока по учебной дисциплине "Право" (раздел "Конституционное право") . Они интегрируют знания студентов по важной теме "Теории государства и права" .

Работа имеет вид интегративного занятия с элементами эвристического диалога решения проблемных ситуаций и источниковедческого анализа .

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_uchebnoy_discipline_pravo.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по учебной дисциплине

«Право» (раздел Конституционное право)

Тема: Правовой статус человека и гражданина

Цель занятия:

  1. обучающая: - интегрируя знания студентов по теории государства и права, а также  отдельным отраслям права, добиться понимания сущности центрального понятия темы «правового статуса личности» и его составляющих элементов;

- добиться понимания студентами того, что современная демократическая Россия – часть мировой цивилизации в правовой области и постепенного совершенствования национального законодательства с учетом международных документов по Правам человека;

  1. воспитательная: - воспитание уважительного отношения к личности,    

    обществу, закону,  истории своей страны;

- формирование правового мышления и культуры юридического общения;

3) развивающая: - вырабатывать навыки применения теоретических знаний к

    конкретным юридическим казусам;

    - прививать навыки работы с документами и выработки умения юридического

      анализа.

Тип занятия: Интерактивный урок с элементами:

                         а) эвристического диалога;

                   б) решения проблемных ситуаций;

                   в) источниковедческого анализа.

Оборудование             Схемы:       а) «Основные положения «духа» прав человека»;

и дидактический     на экране    б) «Принципы правового положения личности».

материал:

Мультимедиа комплекс

  1. Конституция РФ (на каждом столе)
  2. Основные Международные Документы по Правам Человека (на каждом столе)
  3. Варианты задач.

Межпредметные                      Обществознание:

       связи:                   темы: «Общество и государство»;

                                              «Формы государства»;

                                              «Человек. Индивид. Личность»;          

                             «Свобода как ценность»;

                              Теория государства и права»

                             «Правоохранительные органы»;

                             «Право и мораль»;

                             «Правовая культура личности».

Внутрикурсовые       1) «Конституция – Основной Закон: история, сущность, типы»;

         связи:                2) «Основы конституционного строя Российской Федерации».

Элементы                -  развивающего обучения; 

педагогических        -  технологий работы с нормативными документами;

технологий:            -  комбинированных технологий на основе гуманизации и

                                     демократизации педагогических отношений;

                                  -  личностно-ориентированного обучения;

                                  -  информационно-коммуникационной технологии.

Глоссарий основных понятий дан в Приложении.

Ход занятия

I   Организационный момент

II  Вступительное слово преподавателя

III Работа над раскрытием теоретических вопросов.

  1. Личность. Общество. Государство.
  2. Основы правового положения личности.
  3. Основы правового статуса личности по Конституции РФ (работа с документами и схемой).

IV Эвристический диалог «Права человека», «Основные положения «духа» прав

      человека» (работа со схемой на экране).

V   Проверка индивидуальных заданий студентов по темам:

            «Право на жизнь»       (1й ряд)

            «Право на свободу»    (2й ряд)

            «Право на равенство» (3й ряд)

VI  Работа с Международными Документами по Правам Человека.

                     

Вопросы для обсуждения

      а) Из каких документов состоит Хартия по Правам Человека?

      б) В чем взаимосвязь и взаимодополняемость документов Хартии Прав

          Человека?

      в) Обращены ли данные документы непосредственно  к человеку, гражданину

          того или иного государства?

      г) В Преамбуле Всеобщей Декларации  Прав Человека указывается на ряд

          обстоятельств, которые принимались во внимание  Генеральной ассамблеей

          ООН при ее создании. Какие из них Вам кажутся наиболее значимыми и

          почему?

      д) Что, по мнению авторов Декларации, является основой свободы, справедли-

          вости и всеобщего мира? Согласны ли Вы с этим утверждением?

      е) На основании текста ст.ст. 2-4 (ч. II) определите, какие обязательства берет на

          себя каждое государство, участвующее в Международном Пакте  об эконо-

          мических, социальных и культурных правах?

     ж) С   учетом   участия   России   в   Пакте  об экономических, социальных и

          культурных правах, выскажите свою точку зрения об объеме социальных,

          экономических и политических правах граждан России и степени их

          осуществления? (Сравнение провести с Конституцией РФ  1993 г.).

      з) Какие новые возможности защиты гражданами своих прав открываются

          факультативным Протоколом  к Международному Пакту  о Гражданских и

          Политических правах?

VII  Закрепление материала:  путем решения задач по применению основных

        положений Международного Пакта о Гражданских и Политических Правах.

VIII  Подведение итогов  занятия (общий анализ раскрытия темы, оценка участия

        студентов).

Преподаватель

высшей квалификационной

категории                                                                                       Кошман Л.С.

Сценарий открытого урока

по учебной дисциплине «Право»

(раздел «Конституционное право»)

Тема:  Правовой статус человека и гражданина.

Вступление преподавателя:  23 декабря был обычный день в жизни России. Необычен он, этот день, был лишь в истории. Ровно 25 лет назад, 23 декабря 1986 года к перрону Ярославского вокзала подошел поезд «Горький – Москва».

На нем из тягостной горьковской ссылки возвратился величайший гуманист  и мыслитель XX века, Трижды Герой Социалистического труда, Лауреат Нобелевской премии Андрей Дмитриевич Сахаров. «Я чувствую радость и волнение, - скажет он репортерам. В мире все еще очень трагично…».

Он призывал своих современников к нравственному обновлению ради будущего. Трагический гений… Он не был политиком. Ученый. Теоретик – физик. Участник создания  самого страшного орудия  уничтожения человечества, тем выше он ставил планку своей личной ответственности перед обществом, перед  каждым конкретным человеком.

Защите прав человека он посвятил всего себя, всю свою светлую жизнь. Сахаров общечеловечен.  В Нобелевской лекции «Мир, прогресс, права   человека» он сказал: «Тысячелетия назад  человеческие племена проходили  суровый отбор на выживаемость,  и в этой борьбе было важно не только умение  владеть дубинкой, но и способность к разуму, способность к взаимопомощи членов племени. Сегодня все человечество в целом держит подобный же экзамен. Осуществить требование Разума  и создать жизнь достойную нас – вот наша сегодняшняя задача».

Имя А.Д. Сахарова имеет самое прямое отношение  к нашей сегодняшней теме. Основа проекта Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии  (Советский Союз) XXI века, над которым трудился А.Д. Сахаров (тогда это была утопия)   законодательно   заложена в ныне действующую Конституцию России 1993 г. – Конституцию прав человека. В ней дается и новое человеческое понимание,  и видение Личности. В каждом его положении  мы чувствуем Мысль и идею  защиты прав человека, о которой мечтал А.Д. Сахаров.

Таких людей  единицы, но они  помогают нам не терять веру в закон, в красоту человеческой души. Проходит время, и мы с вами уже сейчас можем свободно пользоваться Международными Документами по правам Человека, ратифицированными и нашей страной.

Но вам, будущим специалистам, в своей работе с людьми всегда надо помнить  слова А.Д. Сахарова в памятной записке (март 1971 г.) Л.И. Брежневу: «Защита прав человека выше других целей, ведь все люди и каждый конкретный человек имеет право на жизнь, свободу и счастье».

Тема сегодняшнего занятия посвящена очень важному вопросу для каждого из нас: «Правовой статус человека и гражданина» (тема на экране).

  1. Личность. Общество. Государство

Вопросы группе:                           Покажите политико-правовую связь следующих

(устное раскрытие                        понятий:

основного содержания                             человек    общество    государство

теоретических вопросов)

  1. Что такое Личность? Можно ли считать равнозначными понятия «человек» - «личность»?
  2. Что такое общество?

  1. Каким образом взаимодействуют общество и личность?

  Отв.        а) собственная активность определяет положение личности;

                  б) исторические условия, предоставляемые обществом.

  1. От чего зависит фактическое положение человека, момент его свободы?

  1. Что такое государство?

  1. Почему чаще всего отношения между человеком и обществом устанавливаются как государственно-правовые отношения?

             а) государство – это особый вид организации человеческого

                 общества как целого, которое обеспечивает территориальное,

                 юридическое, политическое единение населения.

Отв.          Государство – представитель общества

             б) в силу суверенности государственной власти любой человек

                подпадает под его юрисдикцию и обязан исполнять предписания

                государства.

  1. Каким образом проявляется устойчивая связь государства и личности?

 (Отв. Проявляется через институт гражданства или подданства).

  1. Что это означает?

                Выделяем 4 признака  взаимосвязи:

  1. юридическую принадлежность  личности к конкретному    

      государству;

 Отв.        2)  личность приобретает качества гражданина;

     3) взаимные права и обязанности гражданина и государства;

     4) защиту государством.

  1. Что такое гражданин? Каковы его качества?

  1. Что такое состояние гражданства?

                  Это означает исполнение обязанности гражданина;    

   Отв.         пользование   правами и свободами, установленными    

                   для граждан.

  1. От каких факторов зависит соотношение личности и государства?
  1. Основы правового положения личности

  1. Что такое правовой статус личности? Из каких элементов он складывается?

(Отв.  Это законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности).

  1. В какой отрасли права и статье закреплены основы правового статуса личности? (Отв. ст. 2 и ст. 64 Конституции РФ).
  2. Почему он так называется?
  3. Почему правовой статус личности называется сердцевиной отношений между людьми?
  4. Что предшествует нормативному  установлению государством тех или иных  прав личности?
  5. Если есть права личности, то какие обязанности в связи с этим возникают у государства?

(Отв. Гарантии, т.е. условия и возможности для практического

         осуществления гражданами прав и свобод).

  1. Что такое свободы личности?

 (Отв. В них дана лишь самая минимальная регламентация поведения

          граждан и невмешательство со стороны государства).

  1. Что такое законные интересы личности?
  2. Что является важной особенностью прав, свобод и законных интересов личности?

(Отв. Характер их воплощения в жизнь определенным личностным      

         отношением к ним их носителя).

  1. Как вы понимаете «личностное отношение» к правам, свободам и законным интересам носителя?
  2. Что такое юридические обязанности Личности?
  3. В чем проявляется взаимосвязь прав и обязанностей Личности?

 (Отв. Взаимообусловленность и равенство прав и обязанностей.

          Это согласование интересов  личности, государства и общества).

  1. Какие бывают юридические обязанности?
  2. С чем тесно связана юридическая обязанность?

(Отв.  С юридической ответственностью).

 

  1. Основы правового статуса личности по Конституции РФ

 Работа с главой 2  Конституции РФ.

  1. Какие элементы включают в себя понятие основы ?

            а) взаимосвязь с гражданством и по поводу гражданства;

Отв.     б) общие принципы статуса Личности;

            в) основные права, свободы и обязанности.

  1. Что такое гражданство? Каковы его признаки?

              а) правовой характер;

Отв.       б) устойчивый характер;

               в) новый характер взаимоотношений личности и государства.

3.3.  В чем состоит новое содержание «гражданства» по сравнению с предшествующими трактовками?

Ответ:

                    Раньше

                 Теперь

1. Примат государства над личностью.

2. Поглощение личности государством.

1.  Примат общечеловеческих      

      ценностей

2.   Признание человека и  

      государства равноправными,  

      наделенными взаимной

      ответственностью.

  1. Каковы принципы правового положения Личности в РФ? (работа со схемой на доске).
  2. Назовите специальные юридические средства защиты прав человека:

              а) судебная защита прав и свобод как в суде общей юрисдикции;

              б) так и в межгосударственные органы по защите прав человека;

             в) рассмотрение с участием суда присяжных;

             г) принцип презумпции невиновности;

 Отв.     д) получение квалифицированной юридической помощи

                 (в досудебном порядке, в момент задержания, заключения под

                 стражу или предъявления обвинения);

             е) нельзя обвинить дважды за одно и то же  преступление;

             ж) право на апелляцию.

  1. Права человека

(эвристический диалог)

Великому русскому писателю Федору Михайловичу Достоевскому принадлежат слова:

«Не требуй прав человечества, не то позовешь на помощь закон».

1)  Как вы думаете, о чем далее пойдет у нас с вами диалог? (о правах Человека).

2)  А что это такое, права человека?

     Отв. Это неотъемлемые  свободы и права личности, которые индивид обретает

               в силу рождения; основные понятия естественного и вообще всякого права

              в целом.

История прав человека – (рассказывает преподаватель).

Проблема прав человека – это проблема не только России; она сопровождает человечество с тех пор, как оно выделилось из животного мира на основе разума культуры. Важность этого вопроса объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий  его духовного, его психического и физического благополучия.

Пока не было государства и законов, права человека  осуществляли в виде нравственных возможностей (разрешения, одобрения, поощрения). Такие права существуют до сих пор.

3)  Но могут ли люди жить только по одним моральным нормам?

         Конечно же, нет. Законы, порожденные государством, перевели права человека из нравственных в юридические понятия.

Вопрос:  1)  Когда впервые началось законодательное закрепление прав и свобод человека?

         а)   1776 г. – Конституция американского штата Вирджиния

         б)   1781 г. – Билль о правах (10 поправок к Конституции США 1781 г.).

                               10 поправок внесены в 1787 г.

         В 1789 году во Франции  была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. 26 августа 1789 года  торжественно провозглашено: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».

         В России в 1784 году появляется произведение А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»; в 1825 году – Павел Пестель  создает «Русскую Правду» - это было начало политико-правового демократизма в России.

Вопрос:  2) В Чем была их важная особенность?

          Все права человека: а) права человека в собственном смысле слова, т.е.  присущие ему от рождения. Они рассматривались как естественные, неотчуждаемые и независимые  от государства.

          б) права гражданина, устанавливались государством, людьми (позитивное право).

Вопрос группе: Какие существуют научные школы, разрабатывающие концепции

                           прав человека?

Сообщение         1. Естественно - исторический подход

студентов

                   Пришел из античного мира. Авторы либеральной традиции Нового времени (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А.Н. Радищев, Н. Муравьев) считали: фундаментальные права личности имеют а) внегосударственное, внеюридическое происхождение и б) существуют независимо от общественного строя, его законодательных норм. При любом режиме государство не вольно отнять у человека присущие ему от рождения основные права.

        В то же время тот или иной политический режим  власти может либо уважать  и гарантировать эти права, либо  нарушать и подавлять их.

  1. Юридический позитивизм

                            (О. Конт, Дж. Юстин, Т. Гоббс, Г. Спенсер).

      Отрицают  всякое  внегосударстивенное (т.е. естественное) происхождение прав человека. В их трактовке: права Личности определяются только государством  и с учетом их рациональной (разумной) самоценности; они не выделяются  из общей системы права и не имеют в ней верховенства. При этом государство является не только источником, но и единственным гарантом прав человека.

  1. Марксистский подход

Он выражается в формуле: «свобода в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный».

Т.е. примат права во всех сферах общественных отношений, равенство личности и государства, гарантия личности свободу и защиту от каких бы то ни было посягательств.

Вывод преподавателя:   Таким образом, права человека – это то, что соответствует природе человека и то, что разрешено государством в его законах.

Свобода человека – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).

Вопрос группе:   Какой научный подход лежит в основе

    а) Конституции 1937 и 1978 г.  РСФСР?

    б) а в Конституции 1993 г.? (Отв. - смешанный).

В чем состоят основные положения «духа» прав человека?  (идет работа со схемой на экране).

Основные положения «духа» прав человека

1.  Права человека реальны только в правовом государстве.

2.  Права личности  не создаются государством, а являются для нее естественными.

3.  Интересы личности абсолютны, интересы государства относительны 

     (достоинство Человека никогда не может быть принесено в жертву интересам

     государства. Государство должно быть защитником  прав личности). 

          Но, обеспечивая осуществление прав Человека, государство, если оно

     правовое, не должно предписывать, как человеку поступать, что ему делать, к

      чему стремиться. Достойное поведение, образ жизни Человек выбирает себе сам.  

      Если же государство вмешивается в это, оно становится нарушителем

      гражданских прав.

4.   Соотношение прав и обязанностей.

      Классическая точка зрения в отношении этого: ст. 29 Всеобщей Декларации  

      прав человека: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должны

      при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям,

      какие учитывают права и свободы других и требованиям морали.

      (Первичны права, ибо без них выполнение обязанностей превращается  в рабское

      послушание).

5.  Права человека имеют приоритет над правами народа. «Права народа»

     неопределенны.

Вопрос группе:  Руководствуясь основными положениями «духа» прав человека,

                  которые реальны только в правовом государстве, ответьте на вопрос:

                  Является ли Россия правовым государством в настоящее время?

       Александр Исаевич Солженицын в книге «Как нам обустроить Россию?» приводит следующий пример, оцените его с точки зрения  «духа» прав человека.

       «Папа Иоанн – Павел – II высказал (1981 г.) в речи на Филлипинах следующее: в случае конфликта национальной безопасности и прав человека приоритет должен быть отдан национальной безопасности, т.е. целостности общей структуры, без которой развалится и жизнь личности»

Преподаватель при переходе к выполнению индивидуальных заданий группы:

     В современную эпоху  правовое положение  человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если оно  основано на 3 естественных началах: а) праве на жизнь; б) свободе; в) равенстве.

     Кому человек может предъявить свое право на жизнь, от кого и от чего должна быть ему обеспечена свобода?

     Это адресуется обществу, т.е. окружающим нас людям: каждый должен уважать жизнь и свободу каждого. Но это право должно быть обращено и государству, у которого главные рычаги управления обществом. И первое что оно сделало – это присвоило себе право распоряжаться жизнью подданных: посылать на войну, наказывать смертной казнью. Оно присвоило себе право и ограничивать свободу человека или вообще лишать свободы.

      В Древнем Риме и Древних Афинах – человеком считался  узкий круг свободных граждан.

      В Новое время чернокожие рабы США – лишены статуса «человек». В Новейшее время после революции 1917 г. этого статуса были лишены собственники – «паразиты», «нетрудовые элементы».

     Прошли века, прежде чем  в современном правовом государстве был достигнут разумный баланс  между свободой и правами  человека и государственными интересами.

     Вам на дом было дано задание  по группам: раскрыть права на жизнь, на свободу, на равенство. В них должно быть отражено:

  1. определение данного права;
  2. связь с историей государства и права;

    3)  постановка проблемного вопроса (либо для обсуждения; либо для

         раскрытия темы)

    4)  связь с Международными документами, Конституцией РФ, основными

положениями «духа» прав человека;    

  1. сделать вывод по теме.

(идет заслушивание ответов студентов – не более 10 мин. каждое)

VI  Работа с Международными документами

по Правам Человека

Преподаватель: 

      Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в ХХ веке  явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида.

       Практическим выражением этого стало стремление мировой общественности определить общечеловеческий min. прав и  свобод, который был бы обеспечен  любому человеку и в любой стране. Этот min был отражен в ряде Международных документов по Правам Человека.

Вопросы к аудитории:

  1. Из каких документов состоит Хартия по Правам Человека?
  2. В чем взаимосвязь и взаимодополняемость документов Хартии Прав Человека?
  3. Обращены ли данные документы непосредственно к человеку, гражданину того или иного государства? Имеют ли они для граждан практическое значение?
  4. В Преамбуле Всеобщей Декларации  Прав Человека указывается  на ряд обстоятельств, которые принимались во внимание Генеральной Ассамблеей ООН при ее создании. Какие из них Вам кажутся наиболее значимыми и почему?
  5. Что, по мнению авторов Декларации,  является основой свободы, справедливости и всеобщего мира? Согласны ли Вы с этим утверждением?
  6. На основании текста ст.ст. 2-4 (ч. II Пакт об Экономических, Социальных и Культурных Правах) определите, какие обязанности берет на себя каждое государство, участвующее в Международном Пакте об Экономических, Социальных и Культурных Правах?

                 а)  обеспечить постепенное  полное осуществление прав надлежащими  Отв.             способами, в частности, принятие и законодательных мер;    

ст. 2             совершенствование национального законодательства;

                б) гарантию прав без дискриминации;

ст. 3         в) обеспечить равноправие мужчины и женщины в экономической,

                     социальной и культурной областях;    

ст. 4         г) устанавливать только такие ограничения, которые определяются

                    законом, и   с   целью   способствовать  общему  благосостоянию  

                    в демократическом обществе.

  1. С учетом участия России в Пакте об Экономических, Социальных и Культурных Правах выскажите свою точку зрения  об объеме социальных, экономических и политических прав граждан России и степени их осуществления (сравнение провести с Конституцией РФ 1993 г.).

  1. Какие новые возможности открываются Факультативным Протоколом к Международному Пакту о Гражданских и Политических Правах?

     (Отв. В соответствии с ним государства, его подписавшие,  признают право  

              Комитета по Правам Человека при ООН принимать и рассматривать

              жалобы своих граждан на нарушение в этих государствах положений

              Пакта  о Гражданских и Политических Правах. Наша страна сделала это

               недавно – перед   Московским   совещанием  по безопасности и сотрудни-

              честву в Европе (СБСЕ) в 1981 году).

Закрепление: решение задач с использованием Международных документов.

 

Подведение итогов занятия

1. Поблагодарить всех за подготовку и работу.

2. Общий анализ:

    а) какие вопросы раскрыты наиболее полно;

    б) какие при обсуждении были раскрыты не в полной мере;

    в) рассмотрение каких вопросов не удалось.

   

Домашнее задание:  Обратившись к «Глоссарию основных понятий темы»,

                         подготовиться к юридическому диктанту по этим понятиям.

Сочинение – эссе на тему «Можем ли назвать Россию в полной мере демократическим государством?»

Приложение 1

Задача № 1

На группе лиц, приговоренных к смертной казне, было решено провести испытание новых лекарственных средств. Некоторые из осужденных умерли, выздоровевшие были помилованы, и смертная казнь им была заменена пожизненным заключением.

Допустимы ли такие действия  в отношении осужденных с точки зрения международных норм в области прав человека?

Что меняется в ответе, если опыты проводились с согласия осужденного на условиях его помилования?

Ответ

Нарушена ст. 7 Международного Пакта  о гражданских и политических правах, которая гласит: «ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

Нарушена ст. 10  «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеку, личности.

В случае согласия меняет суть дела. Свободное согласие есть главное условие медицинских и научных методов.

Задача № 2

По подозрению в террористическом акте был задержан К. У следствия имелись серьезные основания считать , что преступная группа, членом которой является К., планирует новый террористический акт. Для предотвращения преступления требовалось  немедленно получить показания К.,  который от дачи показаний отказывался.

Следователи, сменяя друг друга, подвергали К. непрерывному допросу в течение 48 часов. Все это время он был лишен сна и горячей пищи. В течение  всего допроса К. сидел на привинченной к полу табуретке посередине кабинета. На третьи сутки он дал необходимые следствию показания, на основании которых были задержаны его сообщники.

Правомерны ли действия следователей с точки зрения международных норм в области прав человека?

Ответ

Нарушена ст. 7  «Никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению.

Задача № 3

В городе М. на юге России местное население было крайне недовольно  господством на базаре жителей одного из государств  Закавказья, диктовавшими необоснованно высокие цены, применявшими насилие в отношении конкурентов.         Журналист местной газеты, проведя собственное расследование и собрав немало убедительных фактов, потребовал в своей публикации наложения запрета на осуществление торговли  лицами господствовавшей на рынке национальности, выдворения всех лиц этой национальности из города и привлечения особо злостных нарушителей правил торговли к уголовной ответственности.

Соответствует ли такая публикация международным нормам по правам человека?

Ответ

В соответствии со ст. 19 п. 2 журналист имеет право на свободное выражение своего мнения, однако пользование п. 2 ст. 19 налагает  особые обязательства и особую ответственность. Одним из них является уважение прав других лиц.

Нарушен п. 2 ст. 20 – выступление  в пользу национальной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

Приложение 2

Глоссарий основных понятий темы

Общество                -  это система отношений между людьми, продукт взаимодействия

                                людей в процессе их совместной деятельности.   

Личность                -  это индивидуально определенная совокупность социально-

                                значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях

                                между людьми. 

Права                   -  это юридически гарантированные возможности пользоваться

личности                 социальными благами, официальная мера возможного поведения

                               человека в государственно-организованном обществе.

Свободы                -  это те же права гражданина, но с акцентом на свободное,

личности                   максимально самостоятельное самоопределение человека; 

                                 невмешательство  в поведение граждан со стороны социальных

                               субъектов.

Законные                -  это юридически значимые и юридически оправданные 

интересы                притязания человека на социальные блага, не охватываемые

личности                непосредственным содержанием прав и свобод граждан.

Обязанности        -  это установленные и гарантированные государством требования

личности               к поведению человека, официальная мера должного поведения.

Правовое                 -  такая форма организации и деятельности государственной

государство           власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

                               различными объединениями на основе норм права.

Достоинство        -  понятие морального сознания, выражающее представление  

                               о  ценности всякого человека как нравственной личности.

Справедливость        -  это соотношение распределения блага и зла между людьми;  

                                в частности, соотношение  между ролью отдельных людей

                                в жизни общества и их социальным положением.

Декларация                -  заявление от имени государства, партии; торжественное

(от латин.              Провозглашение основных принципов.

заявление,

объявление)

Конвенция                -  международный договор, соглашение по какому-либо вопросу.

Пакт                        -  международный договор, обычно большого политического

                                значения.

Протокол                -  (от лат. protos первый + kollao клею) – первый лист,

                                  приклеивающийся к свитку с обозначением даты и имени писца)

                                – решение Международной конференции, имеющей силу

                                Международного договора.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ

  1. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.

      М., «Юристъ» 1995 г.

2.   Конституция Российской Федерации. М., 1995 г.

3.   Международные документы по правам человека. Санкт-Петербург, 1995.

4.   Мушинский В.О. Правоведение. М.,»Международные отношения», 1995.

5.   Никитин А.Ф., Суворова Н.Т. Школьникам о праве. М., «Просвещение», 1992 г.

6.   Общая теория права и государства. М., «Юристъ», 1994 г.

7.   Основы государства и права России. Волгоград, 1995 г.

8.   Политическая психология (под. ред. Гозмана Л.Я., Шестопалова Е.П.).

      М., «Феникс», 1996 г.

9.   Политологический энциклопедический словарь.

10. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах.

      М., «Политиздат», 1989 г.

11. Сахаров А.Д. Мир, процесс, права человека. М.,

12. Словарь иностранных слов. М., «Русский язык», 1987 г.

13. Словари по этике. М., «Политиздат», 1981 г.

14. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию?

15. Сфера общественной жизни. Кн. 2 (под ред. В.И. Купцова). МГУ, 1993 г.

16. Теория государства и права. Курс лекций под ред. М.Н. Марченко.

      МГУ, «Зерцало», 1996 г.

17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995 г.

18. Человек (под ред. П.С. Гуревича). М., «Дрофа», 1995 г.

19. Что такое общество? Кн. 1 (под ред. В.И. Купцова). МГУ, 1983 г.

20. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. «Политика и право».

      М., «Дрофа», 1995 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пособие" правовой статус и организация работы Школы приемных рождитедей"

предоставленное пособие посвящено вопросу оргнанизации работы с семьями, которые хотят стать приемными родителями...

План-конспект урока "Правовой статус спасателей. Права и обязанности спасателей"

Цель урока: Познокомить студентов с правовым статусом спасателей, их правами и обязанностями. Раскрыть механизм реализации и защиты прав спасателей....

Статья на тему "Особенности правового статуса адвоката"

Научная статья была предтсавлена на международной научно-практической конференции 19 декабря 2021 года. (стр.330)...

Правовой статус человека и гражданина

Презентация содержит материал лекции Правового статуса человека и гражданина...

Технологическая карта занятия "Правовой статус индивидуального предпринимателя"

Разработка деловой игры по курсу "Право" для студентов профессиональных учебных заведений...