Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения
учебно-методический материал на тему

Елистратова Эльза Талгатовна

В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также условия эффективности проведения проектной и исследовательской деятельности. В работе рассматривается и проектная деятельность  во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx31.82 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения

1.Сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

1.Положительные стороны  метода.

     Возможность выбора темы проекта интересной как для ученика, так и для учителя, и доступной по возрасту, знаниям и умениям учеников.

  1. В методе проекта предполагается постановка  проблемы, решение которой     приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности.
  2. Если работа над рефератами предполагает большую работу по анализу различных источников (что доступно только старшеклассникам), то тема проекта может быть очень конкретной, где в первую очередь можно использовать собственные наблюдения, фотографии, результаты бесед и опросов. И как показывает опыт, в такой работе могут участвовать и учащиеся  начальной школы.
  3. В работе над проектами могут участвовать учащиеся разных способностей и талантов. Каждому  найдется дело: кто  занят поиском информации, кто фотографирует, кто готовит оформление или презентацию, кто координирует работу, кто просто на «подхвате», но тоже чувствует свою причастность к общему делу.
  4. Метод проекта дает возможность для проявления творческого начала в ребятах, причем в доступной для каждого форме.
  5. Метод проекта немало дает и учителю или руководителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Многие ученики раскроются для учителя с новых сторон: равнодушный окажется инициативным, старательный ученик раскроется как поэт, а ученик, любящий поспать  на уроках – окажется художником или знатоком компьютера.
  6.    Очень важным достоинством метода проектной работы является         развитие мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают тот или иной предмет или выполняют определенные виды работ. Это в свою очередь приводит к большей заинтересованности учащихся в изучении школьных предметов, которые ранее казались или неинтересными или ненужными.  
  7. Метод учебного проекта предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве. Проектная деятельность более полно способствует учету интересов, склонностей и способностей учащихся, а также развивает необходимые умения и навыки, например, умение анализировать ситуацию, развивать логическое мышление, умение делать выводы, навык написания и оформления результатов исследования, умения работать творчески: как индивидуально, так и в группе. Умения составления и проведения презентации.
  8. И последнее – метод проекта предполагает возможность вариативности постановки проблем проекта и видов деятельности в работе над ним. Следовательно, результат обусловлен в первую очередь творчеством учащихся и учителя, их готовностью работать вместе, чем опытом учителя и умениями и навыками учащихся.

        

Действительно, в последнее время метод проекта вызывает большой интерес у учителей, и не случайно, т. к. данный метод характеризуется как:

  1. личностно – ориентированный;
  2. обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  3. развивающий умения  самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  4. формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  5. воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  6. интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
  7. здоровьесберегающий.

  Проектно-исследовательская деятельность – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом.

Основными критериями успеха работы являются:

  1. Достижение конечного результата.
  2. Создание активной команды участников проекта, способной продолжить работу в будущем.
  3. Использование результата проекта другими коллективами. 

   

      Реализация метода проектов в основной школе является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям этого возраста. Фактором благоприятным для организации проектной деятельности учащихся на этом этапе становится само содержание учебных предметов. Добавим сюда наивысшую степень активности учеников, большой объём отработанного материала, чтобы ещё раз убедиться, что использование проектно-исследовательского метода не только возможно, но необходимо и эффективно в начальной школе.

    Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными, особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Умение находить и собирать информацию, представлять её – важный шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

2.Основы исследовательского обучения младших школьников.

Исследовательская деятельность школьников - не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот, "витамин" интереса к науке, который часто не хватает школе.

  Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм учебного процесса. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможен без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований.

   Поэтому была поставлена задача - заложить основы исследовательских умений, а навык исследовательского поведения у учащихся, что будет способствовать их успешности в любой деятельности в будущем.

 Цель программы исследовательского обучения младших школьников -  трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

  Задачи программы:

  1. развитие познавательных потребностей младшего школьника;
  2. развитие познавательных способностей младшего школьника;
  3. обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимых для проведения самостоятельных исследований;
  4. формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  5. формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

  А. И. Савенков предлагает логически выстроенную цепь подпрограмм, звенья которых не могут существовать отдельно друг от друга.

подпрограмма

содержание

Приобретенные (специальные) знания

«Тренинг»

специальные занятия по приобретению учащимися знаний и развитие умений и навыков исследовательского поиска

видение проблемы;

постановка вопросов;

выдвижение гипотез;

определение понятий;

классификация;

наблюдения;

экспериментальная деятельность;

умозаключения и выводы;

структкирование материала;

составление текстов, собственных докладов;

объяснение, доказательство и защита своих идей.

«исследовательская практика»

проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

проведение самостоятельных исследований;

выполнение творческих проектов.

«мониторинг»

содеожание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения.

освоение практики презентаций результатов собственных исследований;

овладение умением аргументировать собственные суждения;

овладение навыками ораторского искусства.

3.Условия формирования проектно-исследовательских умений младших школьников.

1.Мотивированость.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализиции собственных талантов и возможностей, способ реализации и самосовершенствования.  Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать этот метод в преподавании тем.

3.Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4.Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремлению к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5.Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки обладающей определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6.Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детском восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.   Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

7.Формирование умений и навыков проектной деятельности в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные:

  1. выдвижение идеи (мозговой штурм),
  2. проблематизация,
  3. целеполагание и формулирование задачи,
  4. выдвижение гипотезы,
  5. постановка вопроса (поиск гипотезы),
  6. формулировка предположения (гипотезы),
  7. обоснованный выбор способа или метода,
  8. пути в деятельности,
  9. планирование своей деятельности,
  10. самоанализ и рефлексия;

б) презентационные:

  1. построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,
  2.  выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
  3.  изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные:

  1. слушать и понимать других,
  2. выражать себя,
  3.  находить компромисс,
  4.  взаимодействовать внутри группы

г) поисковые:

  1. находить информацию по каталогам, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные:

  1. структурирование информации,
  2.  выделение главного,
  3. приём и передача информации,
  4. представление в различных формах,
  5. порядоченное хранение и поиск;

4.Алгоритм работы над проектом.

Говоря о взаимодействии учитель-ученик в проектной работе, необходимо  подчеркнуть, что роль учителя и ученика или группы учеников  на разных этапах различна. Возможно, наиболее весома роль учителя на первом этапе работы – осмысления темы проекта. Тема проекта должна быть интересна в первую очередь учащимся. Темой проекта может стать и простой вопрос: что за аллея расположена возле нашей школы? На последующих этапах работы над проектом взаимодействие учителя и учащихся меняется в основном в сторону увеличения роли учеников, их самостоятельности. Следует отметить, что умению работать самостоятельно надо ребят научить и процесс этот постепенный. Умение работать самостоятельно, можно привить и с помощью системы упражнений, предполагающих ответы на вопросы творческого характера, когда учащийся может проявить не только эрудицию, но и умение логически мыслить, творчески подходить к  заданиям.

   Изучив немало литературы, вывела для себя алгоритм работы над проектом, где отразила деятельность учителя и учащихся.

 

                   Учитель

               Учащиеся

1-й этап. Выбор темы.

Формулирует мысль о проекте, которая возникает при изучении темы, когда учащиеся заинтересовываются тем или иным понятием.

Осуществляют личностное присвоение проблемы.

Спрашивают и задают вопросы.

Помогает искать причины, предлагает создание проекта.

Вживаются в ситуацию. Проходят уроки-экскурсии, с предложением учителя соглашаются или не соглашаются.

Выдвигает цели и задачи проекта, учит пользоваться справочной литературой, компьютером, источниками информации.

Принимают предложения учителя, уточняют и конкретизируют цели и задачи.

2-й этап. Сбор сведений.

Планирует и направляет деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

Планируют работу. Собирают информацию в различных источниках, фиксируют их и готовят к использованию в проектах.

3-й этап. Выбор проекта.

Предлагает принять участие в проекте.

Дети принимают предложение учителя.

Предлагает классу разделиться на группы (по интересам).

Делятся на группы по желанию.

Помогает распределить обязанности между группами.

Распределяют роли.

Планирует деятельность группы.

Выбирают вид деятельности.

4-й этап. Реализация проекта.

Консультирует по мере необходимости:

  1. Какую информацию исключить или, наоборот, добавить;
  2. Оформляет библиотечку.

Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу, реализуют выполнение проекта в соответствии с составленным алгоритмом.

Ненавязчиво контролирует (наблюдает, фиксирует группу в целом).

Консультируются по мере необходимости.

Предлагает выбрать форму презентации.

Выбирают формы и способы презентации. Высказывают мнения о своих результатах.

Оказывает помощь учащимся при подготовке презентации работы.

Во внеурочное время готовятся к презентации.

5-й этап. Презентация.

Принимает отчет.

Показывают умение планировать и осуществлять работу.

Обобщает результаты работы группы. Подводит итоги обучения (комментирует новые способы деятельности учащихся). Оценивает работу каждой группы.

Задают вопросы о деятельности другой группы.

 

5. Проектная деятельность младших школьников во внеклассной работе

                                                       Учитель!

                                Будь солнцем, излучающим человеческое тепло;

                            Будь благодатной почвой для развития человеческих чувств;

                            Сей знания не только в памяти и сознании своих учеников,

                          Но, в первую очередь, в их душах и сердцах.

                                                         Ш. Амонашвили

    Все этапы проектно-исследовательской деятельности можно применять и во внеклассной работе. Например, в игре: «Я – президент!» Подготовительная работа начинается с первого класса, когда ребята только учились определенным правилам поведения, показывались образцы творческих работ предыдущих выпусков,  и уже со второго класса ребята решили тоже ввести эту игру.

   Цель данной работы – научить не только отвечать за свои поступки, но и за весь коллектив, сплачивать ребят, научить выступать перед публикой, уметь организовать и провести «Урок президента». Предварительно ребята готовят своё резюме, в котором пишут о себе, что хотелось бы изменить им в классе, в школе, во взаимоотношениях между членами нашего коллектива и чему он хочет научить учеников на своем уроке. Естественно, это кропотливая работа, и не каждый ребенок подал заявку на участие в данном проекте. И это не возбраняется. Ведь в принцип проектной работы входит то, что ребёнок имеет полное право не участвовать ни в одном проекте, выйти в любой момент из любого проекта и в любой момент начать свой, новый проект. Уроки президента очень разнообразны, начиная от простого к более сложному: беседы, конкурсы, рассказы о любопытных фактах, много уроков на изготовление игрушек, поделок. Последний урок президента  «Что приготовить дома, если я один?» прошел с презентацией «Приготовление бутербродов». Урок был представлен как урок-практикум. Детям было интересно на уроке, и думаю, многие из них теперь смогут приготовить себе еду, когда рядом нет взрослых.

  Эта работа замечательна и тем, что здесь постоянно присутствует конкуренция между детьми. Каждый из них, кто подал заявки на роль президента класса, старается сделать все, чтобы ребятам было с ним интереснее. Ведь когда все пройдут свой недельный срок президентства, выбирается лучший, который останется президентом класса до конца учебного года.

  Хочется сказать, что при  использовании  проектного  метода обучения отмечается рост школьной мотивации, рост качества знаний у большинства  учащихся. В этом году я работаю во 2 классе , но уже сейчас можно сказать, что дети умеют работать самостоятельно и в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность обеспечивает моим детям целостное восприятие окружающего мира, дает толчок к самостоятельной деятельности и наглядно утверждает их личностный рост. Самое приятное – в конце проекта видеть в глазах детей радость, удовольствие и положительную самооценку: «Я смог!», «Я знаю!»

   В заключение можно отметить, что в настоящее время наша школа находится на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования..  Активное включение учащихся в создание проектов  дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.



Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения

1.Сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

1.Положительные стороны  метода.

     Возможность выбора темы проекта интересной как для ученика, так и для учителя, и доступной по возрасту, знаниям и умениям учеников.

  1. В методе проекта предполагается постановка  проблемы, решение которой     приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности.
  2. Если работа над рефератами предполагает большую работу по анализу различных источников (что доступно только старшеклассникам), то тема проекта может быть очень конкретной, где в первую очередь можно использовать собственные наблюдения, фотографии, результаты бесед и опросов. И как показывает опыт, в такой работе могут участвовать и учащиеся  начальной школы.
  3. В работе над проектами могут участвовать учащиеся разных способностей и талантов. Каждому  найдется дело: кто  занят поиском информации, кто фотографирует, кто готовит оформление или презентацию, кто координирует работу, кто просто на «подхвате», но тоже чувствует свою причастность к общему делу.
  4. Метод проекта дает возможность для проявления творческого начала в ребятах, причем в доступной для каждого форме.
  5. Метод проекта немало дает и учителю или руководителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Многие ученики раскроются для учителя с новых сторон: равнодушный окажется инициативным, старательный ученик раскроется как поэт, а ученик, любящий поспать  на уроках – окажется художником или знатоком компьютера.
  6.    Очень важным достоинством метода проектной работы является         развитие мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают тот или иной предмет или выполняют определенные виды работ. Это в свою очередь приводит к большей заинтересованности учащихся в изучении школьных предметов, которые ранее казались или неинтересными или ненужными.  
  7. Метод учебного проекта предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве. Проектная деятельность более полно способствует учету интересов, склонностей и способностей учащихся, а также развивает необходимые умения и навыки, например, умение анализировать ситуацию, развивать логическое мышление, умение делать выводы, навык написания и оформления результатов исследования, умения работать творчески: как индивидуально, так и в группе. Умения составления и проведения презентации.
  8. И последнее – метод проекта предполагает возможность вариативности постановки проблем проекта и видов деятельности в работе над ним. Следовательно, результат обусловлен в первую очередь творчеством учащихся и учителя, их готовностью работать вместе, чем опытом учителя и умениями и навыками учащихся.

        

2.Основы исследовательского обучения младших школьников.

Исследовательская деятельность школьников - не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот, "витамин" интереса к науке, который часто не хватает школе.

  Научно-исследовательская работа учащихся является одной из форм учебного процесса. Написание рефератов и некоторых видов работ невозможен без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований.

   Поэтому была поставлена задача - заложить основы исследовательских умений, а навык исследовательского поведения у учащихся, что будет способствовать их успешности в любой деятельности в будущем.

 Цель программы исследовательского обучения младших школьников -  трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

  Задачи программы:

  1. развитие познавательных потребностей младшего школьника;
  2. развитие познавательных способностей младшего школьника;
  3. обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимых для проведения самостоятельных исследований;
  4. формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  5. формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

  А. И. Савенков предлагает логически выстроенную цепь подпрограмм, звенья которых не могут существовать отдельно друг от друга.

подпрограмма

содержание

Приобретенные (специальные) знания

«Тренинг»

специальные занятия по приобретению учащимися знаний и развитие умений и навыков исследовательского поиска

видение проблемы;

постановка вопросов;

выдвижение гипотез;

определение понятий;

классификация;

наблюдения;

экспериментальная деятельность;

умозаключения и выводы;

структкирование материала;

составление текстов, собственных докладов;

объяснение, доказательство и защита своих идей.

«исследовательская практика»

проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

проведение самостоятельных исследований;

выполнение творческих проектов.

«мониторинг»

содеожание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения.

освоение практики презентаций результатов собственных исследований;

овладение умением аргументировать собственные суждения;

овладение навыками ораторского искусства.

3.Алгоритм работы над проектом.

   Изучив немало литературы, вывела для себя алгоритм работы над проектом, где отразила деятельность учителя и учащихся.

                   Учитель

               Учащиеся

1-й этап. Выбор темы.

Формулирует мысль о проекте, которая возникает при изучении темы, когда учащиеся заинтересовываются тем или иным понятием.

Осуществляют личностное присвоение проблемы.

Спрашивают и задают вопросы.

Помогает искать причины, предлагает создание проекта.

Вживаются в ситуацию. Проходят уроки-экскурсии, с предложением учителя соглашаются или не соглашаются.

Выдвигает цели и задачи проекта, учит пользоваться справочной литературой, компьютером, источниками информации.

Принимают предложения учителя, уточняют и конкретизируют цели и задачи.

2-й этап. Сбор сведений.

Планирует и направляет деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

Планируют работу. Собирают информацию в различных источниках, фиксируют их и готовят к использованию в проектах.

3-й этап. Выбор проекта.

Предлагает принять участие в проекте.

Дети принимают предложение учителя.

Предлагает классу разделиться на группы (по интересам).

Делятся на группы по желанию.

Помогает распределить обязанности между группами.

Распределяют роли.

Планирует деятельность группы.

Выбирают вид деятельности.

4-й этап. Реализация проекта.

Консультирует по мере необходимости:

  1. Какую информацию исключить или, наоборот, добавить;
  2. Оформляет библиотечку.

Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу, реализуют выполнение проекта в соответствии с составленным алгоритмом.

Ненавязчиво контролирует (наблюдает, фиксирует группу в целом).

Консультируются по мере необходимости.

Предлагает выбрать форму презентации.

Выбирают формы и способы презентации. Высказывают мнения о своих результатах.

Оказывает помощь учащимся при подготовке презентации работы.

Во внеурочное время готовятся к презентации.

5-й этап. Презентация.

Принимает отчет.

Показывают умение планировать и осуществлять работу.

Обобщает результаты работы группы. Подводит итоги обучения (комментирует новые способы деятельности учащихся). Оценивает работу каждой группы.

Задают вопросы о деятельности другой группы.

4. Проектная деятельность младших школьников во внеклассной работе                                                       

    Все этапы проектно-исследовательской деятельности можно применять и во внеклассной работе. Например, в игре: «Я – президент!» Подготовительная работа начинается с первого класса, когда ребята только учились определенным правилам поведения, показывались образцы творческих работ предыдущих выпусков,  и уже со второго класса ребята решили тоже ввести эту игру.

   Цель данной работы – научить не только отвечать за свои поступки, но и за весь коллектив, сплачивать ребят, научить выступать перед публикой, уметь организовать и провести «Урок президента». Предварительно ребята готовят своё резюме, в котором пишут о себе, что хотелось бы изменить им в классе, в школе, во взаимоотношениях между членами нашего коллектива и чему он хочет научить учеников на своем уроке. Естественно, это кропотливая работа, и не каждый ребенок подал заявку на участие в данном проекте. И это не возбраняется. Ведь в принцип проектной работы входит то, что ребёнок имеет полное право не участвовать ни в одном проекте, выйти в любой момент из любого проекта и в любой момент начать свой, новый проект. Уроки президента очень разнообразны, начиная от простого к более сложному: беседы, конкурсы, рассказы о любопытных фактах, много уроков на изготовление игрушек, поделок. Последний урок президента  «Что приготовить дома, если я один?» прошел с презентацией «Приготовление бутербродов». Урок был представлен как урок-практикум. Детям было интересно на уроке, и думаю, многие из них теперь смогут приготовить себе еду, когда рядом нет взрослых.

  Эта работа замечательна и тем, что здесь постоянно присутствует конкуренция между детьми. Каждый из них, кто подал заявки на роль президента класса, старается сделать все, чтобы ребятам было с ним интереснее. Ведь когда все пройдут свой недельный срок президентства, выбирается лучший, который останется президентом класса до конца учебного года.

  Хочется сказать, что при  использовании  проектного  метода обучения отмечается рост школьной мотивации, рост качества знаний у большинства  учащихся. В этом году я работаю во 2 классе , но уже сейчас можно сказать, что дети умеют работать самостоятельно и в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность обеспечивает моим детям целостное восприятие окружающего мира, дает толчок к самостоятельной деятельности и наглядно утверждает их личностный рост. Самое приятное – в конце проекта видеть в глазах детей радость, удовольствие и положительную самооценку: «Я смог!», «Я знаю!»

   В заключение можно отметить, что в настоящее время наша школа находится на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Активное включение учащихся в создание проектов  дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте

Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...

Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

Тема опыта: «Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения»

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...

Рабочая программа ДОУ 2017 Организация конструктивной познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся 2-4 курсов, получающих о...

Организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения

Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказани...

Проблема адаптации младших школьников к процессу обучения игре на фортепиано и возможность использования артпедагогики, как средства на пути к решению данной задачи.

Процесс адаптации ребенка к процессу обучения - сложный и подчас длительный процесс, требующий больших психических физических и умственных затрат юного ученика. То же касается и начального периода обу...

Памятка. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой т...