Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения.
учебно-методический материал по теме

Чиркина Галина Викторовна

Предварительный просмотр:

Формирование общих и профессиональных  компетенций

посредством активных и интерактивных

методов и приёмов обучения.

(слайд № 1)

        В колледже учащиеся завершают среднее общее образование и получают азы профессионального образования, т.е. у них закладываются основы профессиональной компетенции, а  в процессе изучения общеобразовательных дисциплин формируются общие компетенции, направленные на подготовку и усвоение специальных дисциплин. Каждая изучаемая дисциплина должна вносить вклад в профессиональное образование, давая учащимся целостную картину явлений и процессов. Химия – одна из важных областей естествознания, без неё невозможно полноценное образование и формирование интеллектуально развитого человека. Обучение химии должно способствовать воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, трудолюбия и добросовестности.

       Современное образование ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, на обучение применять знания и умения в профессиональной и  повседневной жизни, адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности. Не секрет, что в рамках традиционного обучения  студенты не имеют возможности для равноправного диалога с преподавателем, поэтому выбирают диалог с соседом по парте или роль молчаливого слушателя.

       Меняя приёмы и методы ведения урока, разнообразя их, я стремлюсь сделать ученика активным участником учебного процесса, совместная работа делает урок интерактивным. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

       Приёмы и методы эти разнообразны, приведу некоторые примеры:

     - Приём первый: апелляция к жизненному опыту учащихся.    (слайд № 2)

Например, при изучении темы «Белки» знакомый ребятам процесс варки яиц поможет лучше усвоить материал о свойствах белков, их денатурации.

     - Приём второй: ссылка на то, что приобретаемые сегодня знания понадобятся при изучении  последующего материала.    (слайд № 3)

Например, такие темы, как теория Бутлерова о строении органических веществ, виды гибридизации, «сигма» и «пи» связь, изомерия, номенклатура, проходят «красной» чертой через всё изучение органической химии и постоянно используются на уроках.

     - Приём третий: создание проблемной ситуации.     (слайд № 4)

Например, изучив строение молекул вещества, на основе этих знаний спрогнозируйте общие свойства этого вещества. Или, изучая строение молекул предельных одноатомных спиртов, объясните значение трех слов: какие вещества называются спиртами, что значит «предельные», что  значит «одноатомные». Анализ проблемной ситуации развивает аналитическое мышление, т.е. формируется такая компетенция, как способность к анализу.

     - Прием четвёртый: использование занимательной информации на уроке и пользование интернет-ресурсами.      (слайд № 5)

Не секрет, что успех обучения во многом зависит от того, насколько интересен изучаемый предмет для человека. Данный приём повышает информационную компетенцию учащихся, расширяет их кругозор, формирует исследовательские навыки. Развивается компетенция самостоятельной познавательной деятельности – умение находить и анализировать информацию из разных источников, способность учиться.

       - Приём пятый: интеграция учебного материала.  (слайд № 6)

На уроках химии существует богатая возможность применения интегрированных уроков. Например,  тема «Природные источники углеводородов – нефть, газ, каменный уголь.» взаимосвязаны с географическими и экологическими темами: месторождения, рациональное использование природных ресурсов, охрана полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды и т.д. Темы «Белки, жиры, углеводы.» и «Витамины, гормоны, ферменты.» взаимосвязаны с биологическими темами: роль и превращение этих веществ в организме,  синтез в клетках и т.п. Поскольку я сама и биолог, и географ, то на стыке этих наук я разрабатываю  интегрированные уроки. Это яркая возможность показать учащимся межпредметные взаимосвязи, активизирует познавательный процесс, развивает кругозор, способствует повторению изученного материала по другим предметам, формированию научно-материалистического мировоззрения.

     - Приём шестой: использование разнообразных форм деятельности учащихся на уроке.      (слайд № 7)

На уроке ребятам предлагаются различные виды деятельности:

- составление опорно-логических конспектов;

- составление таблиц и схем;

- работа с учебником, конспектирование отдельных фрагментов;

- практическая работа;

- выполнение упражнений;

- решение задач;

- проверочные работы;

- тестирование;

- работа над ошибками;

- анализирование  домашней работы;

- использование дополнительной литературы, подготовка небольших докладов и сообщений;

- составление кроссвордов;

- консультирование,  взаимопроверка и многое другое.

       Многообразие форм деятельности позволяет учащимся реализовать свои способности, найти для себя тот вид деятельности, который  больше нравится, в котором ученик более успешен и позволит получить положительную оценку на уроке. Формируется компетенция самоорганизации и самоуправления – уверенность в себе, способность к рефлексии, способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально и в коллективе. Развитию исследовательской компетенции способствуют уроки с элементами исследовательской деятельности. Например, на практических работах «Сравнительная характеристика свойств разных каучуков и резины», «Изучение свойств натуральных, искусственных и синтетических волокон», «Сравнение свойств моющих средств» учащиеся исследуют, сравнивают, анализируют изучаемые объекты.

     - Прием седьмой: разнообразные формы контроля.    (слайд № 8)

Наряду с традиционными контрольными, проверочными работами, тестированием я применяю для проверки знаний и другие  разнообразные способы: химические диктанты, терминологические, графические диктанты, задания по принципу «верно-неверно», составление кроссвордов и т.д. Поскольку психика у ребят разная, разная скорость реакции, организованность, темперамент, то использование разных форм проверки позволяет ученику показать свои знания различными  способами  и более объективно оценить знания учащихся.

       Говоря о проверке знаний, хочется особо сказать о таких, приемах интерактивного обучения, как взаимопроверка и консультирование. Особенно мне нравится метод консультирования. В группе всегда найдется несколько человек, которые справляются с заданием более быстро и успешно, которые хорошо усваивают материал. Такие ребята могут выполнять роль консультантов, помогая другим ученикам выполнить задания, что-то объяснить. Многие ребята охотнее принимают помощь от своих сверстников, не стесняются спрашивать. Более упрощенно этот метод выглядит так: в группе те ребята, которые уже справились с заданием, назначаются на роль консультантов и помогают другим. Более сложную организацию урока я использую на практических работах: группа делится на команды  по 4-5 человек, из которых один назначается консультантом. Консультанты предварительно подготавливаются к выполнению работы. На уроке они организуют и направляют работу в своей команде. В процессе такой работы повышается самооценка учащихся, вера в собственные силы. Формируется компетенция социального взаимодействия – коммуникативность, умение слушать, работать в команде.

     - Приём восьмой: формирование способности учащихся понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.       (слайд № 9)

Формирование данной способности - очень важный процесс, т.к. это является одной из составляющих профессиональной компетенции. При составлении программы и календарно-тематического планирования для каждой специальности  я делаю акцент на определенные темы.     (слайд № 10)

       Например, для судоводителей и судостроителей больше часов отводится на изучение таких тем, как «Металлы, их свойства, коррозия металлов, способы защиты от коррозии», «Ацетилен», «Высокомолекулярные соединения: пластмассы, каучуки, резина» и т.д.  

       Повара более углублённо изучают такие темы как «Белки, жиры, углеводы, их роль и  превращение в организме», «Витамины, ферменты, гормоны» и т.д.

       Продавцам необходимо иметь более широкое представление о применении органических веществ, так как их будущая деятельность может быть связана с продажей самых разнообразных продуктов органического производства: бытовая химия, парфюмерия, стройматериалы, ткани, одежда, электротовары и т.д.

       Нужно отметить, что при изучении химии помимо специальных химических знаний о веществах и их свойствах, можно выделить ещё ряд изучаемых направлений:       (слайд № 11)

1. Химия вокруг нас; 

(т.е. это значение химии в жизни человека и страны: продукты органической химии окружают нас повсеместно, и мы не можем представить без них своего существования – это лекарства, пищевые добавки, ткани, резина, пластмассы, лаки, краски, покрытия, чистящие и моющие средства, косметика и парфюмерия и многое другое);

2. Рациональное использование природных ресурсов;

(сырьем для органического синтеза и источником органических веществ являются нефть, природный газ, каменный уголь, продукты коксохимического производства, а мы знаем, что эти ресурсы исчерпаемы и невосполнимы, поэтому проблемы рационального природопользования затрагиваются при изучении химии);

3. Замена натурального сырья и изделий из натурального сырья на искусственные и синтетические материалы;

(например, замена металлических изделий на пластмассовые, искусственные и синтетические волокна и ткани, синтетический каучук вместо натурального и т.д.);

4. Отрицательное влияние химического производства на экологию планеты;

5. Решение экологических проблем;

(многие методы очистки по своей сути являются химическими процессами);

6. Решение глобальных проблем человечества – продовольственный кризис и энергетический кризис;

(решение этих проблем – в будущем, когда человек раскроет тайну фотосинтеза, т.е. поймет, как растения из углекислого газа и воды производят питательные вещества - углеводы, белки и жиры, используя солнечную энергию. Тогда не нужно будет выращивать растения и разводить животных, чтобы прокормить растущее человечество, продукты питания будут синтезироваться, а в качестве топлива  будет использоваться солнечная энергия – неистощимый ресурс.)

       Эти направления предлагаются учащимся, как темы для проектной деятельности, которая позволяет создать условия для развития познавательного интереса к урокам химии. Но  этот метод используется ещё недостаточно широко.

       Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно отметить, что при изучении химии на уроках формируются множество общих компетенций:                (слайд № 12)                        

- аналитическая компетенция;

- информационная  компетенция;

- самостоятельная познавательная деятельность;

- самоорганизация и самоуправление;

- исследовательская компетенция;

- социальное взаимодействие;

- профессиональная компетенция.

       В процессе формирования общих компетенций у учащихся развиваются способности:

(слайд № 13)

- умение находить и анализировать информацию из разных источников,

  способность учиться;

- уверенность в себе, способность к рефлексии, способность целенаправленно

  организовать свою работу индивидуально и в коллективе;

- аналитическое мышление;

- расширяется  кругозор, формируются  исследовательские навыки;

- коммуникативность, умение слушать, работать в команде;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

  проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её

  достижения, определённых руководителем;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять итоговый контроль, оценку

  и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты

  своей работы;

- осуществлять поиск информации, необходимой  для эффективного выполнения

  профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в

  профессиональной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные признаки понятия компетентности : Наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; Набор операционных умений; Владение алгоритмами решения трудовых задач; Способность творческого подхода к профессиональной деятельности.

Слайд 2

Приём первый: апелляция к жизненному опыту учащихся

Слайд 3

Приём второй: ссылка на то, что приобретаемые сегодня знания понадобятся при изучении последующего материала

Слайд 4

Приём третий: создание проблемной ситуации

Слайд 5

Приём четвёртый: и спользование занимательной информации на уроке и пользование интернет-ресурсами

Слайд 6

Приём пятый: и нтеграция учебного материала (интегрированные уроки)

Слайд 7

Приём шесто й : использование разнообразных форм деятельности учащихся на уроке

Слайд 8

Приём седьм ой : разнообразные формы контроля

Слайд 9

Приём вос ьмой : формирование способности учащихся понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Слайд 10

Профессиональная компетентность Понятие: «… - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса.» (В. А. Адольф) «… - способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.» (В. Р . Веснин)

Слайд 11

Химия – это наука о веществах, их превращениях и свойствах. Направления :

Слайд 12

При изучении химии на уроках формируются множество общих компетенций: аналитическая компетенция; информационная компетенция; самостоятельная познавательная деятельность; самоорганизация и самоуправление; исследовательская компетенция; социальное взаимодействие; профессиональная компетенция; и другие…

Слайд 13

В процессе формирования общих компетенций у учащихся развиваются способности: умение находить и анализировать информацию из разных источников, способность учиться; уверенность в себе, способность к рефлексии, способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально и в коллективе; аналитическое мышление; расширяется кругозор, формируются исследовательские навыки; коммуникативность , умение слушать, работать в команде; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории

В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории. ...

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

Обобщение опыта на тему "Системно – деятельностный подход при обучении информатике и спецдисциплин как способ формирования общих и профессиональных компетенций студентов" преподавателя Кропачевой Т.Е.

Представленный опыт работы преподавателя информатики и спецдисциплин ГБПОУ МПТ первой квалификационной категории Кропачевой Татьяны Евгеньевны, призера I областного конкурса «Преподаватель года - 2016...

Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО

Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...

Доклад :Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения.

Формирование общих и профессиональных компетенций  на уроках общетехнических и профессиональных дисциплин ( из опыта работы)....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ Батырова Н.Ш., БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы человеческой де

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХБатырова Н.Ш.,БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы  чело...