урок по методике физического воспитания дошкольников "Особенности физического развития детей 1 года жизни"
план-конспект урока по теме

Зубкова Елена Борисовна

Урок для студентов пед.колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_goda.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности физического развития детей первого года жизни».

Задачи:

1)        Образовательные

-        Познакомить с особенностями физического развития ребенка первого года жизни.

- Познакомить с основными средствами физического воспитания ребенка первого года

жизни.

2)        Развивающие

-        Развивать понимание значимости физического состояния ребенка уже с первых дней
его жизни.

3)        Воспитательные

Воспитывать интерес к будущей профессии, любовь к детям.

Тип учебного занятия:   лекционно-практическое.

План урока:

1.Организационный момент

2.Основная часть - информационная.

3.Заключительная часть. Выводы. Познакомить с домашним заданием.

Список литературы:

1)        Н. Глушенко Развитие движений у детей раннего возраста// ДВ,-2003.- №10.- с. 18-20.

2)        К.Д. Губерт, М.Г. Рысс Гимнастика и массаж в раннем возрасте.- М.: Просвещение,
2001. *

  1. С.Я. Лайзане Физическая культура для малышей.- М.: Просвещение; 2007.
  2. С.А. Пономарев Растите малышей здоровыми.- М.: Советский спорт, 2009.
    ( список литературы для студентов отмечен звездочкой - *)

Популярная медицинская энциклопедия. - М.: Оникс, 1998.
 

Этапы

                               Содержание урока

Примечания

Вводная часть

Орг.

 момент

Сообщение темы урока, нацеливание на работу

Первичное восприятие материала

 

 

Создание проблемной ситуации

Беседа

Объяснение преподавателя

 

Объяснение преподавателя

Показ с объяснением

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Рассказ с показом

 

Создание проблемной ситуации

 

 

Знакомство с комплексами

 

 

беседа по теме (закрепление материала)

Итог урока.

Сегодня мы рассмотрим особенности ребенка первого года жизни. Рассмотрим ступени развития ребенка от рождения до года.

Рост новорожденного ребенка составляет 50-51 см. Вес 3,3-3,5 кг ребенок еще не может самостоятельно изменить положение своего тела. В 1 месяц рост составляет уже 53-54 см. Вес 4,1-4,3 кг. Ребенок уже может несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении. В ответ на раздражение производит рефлекторные движения ручками и ножками.

2 месяца: рост составляет уже 53-54 см. Вес 4,1-4,3 кг. Ребенок уже может несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении. В ответ на раздражение производит рефлекторные движения ручками и ножками.

3 месяца: рост 59-61 см Вес 6-6,3 5-6 минут удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечье и локти. Переворачивается со спины на бок.

движущим предметом.

  1. месяца: Рост 64-68, вес: 7,4-7,8. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках.
    При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может.
  2. месяцев: Рост 66-70, вес 7,7- 8,0 кг. Сидит без поддержки. Переворачивается с живота на спину. При поддержке за руки или за грудь встает и пытается переступить ножками.
  3. месяцев: Рост 68-71 кг. Вес 8,3-8,9 кг. Ползает на четвереньках. Сидя, наклоняет и выпрямляет туловище. При поддержке ровно стоит и хорошо переступает ножками.
  4. месяцев: Рост 70-72 см, вес- 8,5-8,9 кг. Цепляясь за кроватку, сам встает и садится. Пробует ходить при поддержке за руки

9        месяцев:  Рост 71-73, вес - 9,3-9,9 кг. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. При ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку,  чемодан).  Выполняет довольно  сложные  движения: перебирает кубики, собирает предметы и т.д.

  1. месяцев: Рост 72-74 кг, вес 9,5-10,4. Сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку или за коляской, хорошо подражает движениям взрослых
  2. месяцев: Рост 73-75. Вес 9,8- 10,5 Хорошо ориентируется в пространстве. Выполняет многие требования. Возрастает координация движения пальцев.

12 месяцев: Рост 74-76 см. Вес 10,1 -10,7. Самостоятельно ходит, подходит, если зовут. Приседает и выпрямляется без опоры, наклонившись, может поднять предмет. Таким образом, по мере формирования центральной нервной системы появляются и совершенствуются статические функции (удержание головы и туловища в положении лежа) и двигательные функции (умение поворачивать туловище в положении лежа, ползать вставать, ходить). Если говорить о частоте сердечных сокращений, то надо сказать, что в первое полугодие оно составляет 130-140 ударов в минуту. Дыхание- 40-50 раз в минуту, ритм неустойчивый, к году - сокращается и составляет примерно 30-35 раз. Таким образом, мы с вами видим, первые годы являются чрезвычайно важными в динамике развития ребенка. Его организм стремительно развивается в первый год жизни. Но мы должны учитывать, что организм ребенка в первый год жизни является еще очень слабым, ребенок сильно подвержен влиянию окружающей среды, и., следовательно, для нормального развития надо уже с первых недель жизни малыша создать условия, обеспечивающие полноценное физическое и психическое развитие. Проблемная ситуация: Итак, как вы думаете, какие это условия. Давайте вместе подумаем над тем, какой должна быть идеальная среда для разбития физического и психического развития для ребенка первого года жизни. Но необходимо учесть, что если ребенка предоставить самому себе, не заниматься им, то его развитие существенно замедляется. Однако и чрезмерные занятия с ребенком могут привести к дисгармонии физического и, психического состояния.

       Основными средствами физического воспитания являются: массаж: и гимнастика. Но необходимо отметить так же и то, что физическое воспитание включает так же правильно организованную внешнюю среду, а именно постоянный режим дня, рационально питание, правильное организация сна и бодрствования, а так же всех процессов (кормления, укладывания и пр.), а так же использование естественных факторов природы (ответ на проблемную ситуацию).    Таким образом, вы должны понимать, что если вы начнете делать ребенку массаж и заниматься с ним гимнастикой, не учитывая тех условий, которые я вам перечислила, пользу эти занятия не принесут.

Теперь я хочу спросить: Как вы думаете, почему массаж так полезен для ребенка, и каким образом через массаж оказывается то воздействие, которое он должен оказывать? Кто-нибудь знает? Или может быть, может быть, догадался? Нет?  

В начале определение: Массаж – механическое воздействие специальными  приемами на поверхность тела, или какого – либо органа с лечебной или гигиенической целью. Под  влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая, коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи, с чем улучшается е функция – контроль над работой всех систем и органов и их регулирование. Вторым средством (ведущим в этом возрасте) является гимнастика. Каково же ее значение? Может кто-нибудь знает? Оказывается, гимнастика помогает сформировать правильный динамический стереотип. И чем раньше начинается гимнастика, лучше в грудном возрасте - в период формирования двигательных навыков, тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее будут результаты. Причем особое внимание надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни.

     Рассмотрим подробнее значение массажа для ребенка первого года жизни, а так же рассмотрим основные приемы массажа.

Итак, массаж оказывает большое влияние на развитие психики малыша (уравновешиваются процессы торможения и возбуждения), способствует укреплению здоровья, кровеносной и мышечной системы, улучшает обмен веществ. В механизме действия массажа большую роль играет так называемый гуморальный фактор: под влиянием массажа в коже образуются и поступают в кровь биологически активные вещества, участвующие в сосудистых реакциях, передаче нервных импульсов и других реакциях. Массаж: оказывает механическое влияние на ткани - растягивание, смещение, давление вследствие чего усиливается циркуляция лимфы, крови, межтканевой жидкости. Механический фактор усиливает обмен веществ и кожное дыхание в массируемом участке. Улучшается сократительная функция мышц, повышается их тонус, эластичность, возрастает подвижность связочного аппарата. Массаж облегчает работу сердца, тренирует сосудистую систему. Расширяя капилляры, массаж способствует обильному кровоснабжению.

Приступая к массажу, нужно помнить общие правила,  это очень важно:

- ручки и ножки ребенка должны быть полусогнуты;

- поглаживающие движения выполнять легко и плавно. Направление, в котором проводится массаж, должно совпадать с направлением тока лимфы (на руках - от кисти к плечу, по направлению к подмышечным лимфатическим узлам, на ногах - от стопы к паховым железам, обходя коленную чашечку). В коленной чашечки находится жидкость, и она может быть повреждена.

- правильнее всего делать массаж двумя большими пальцами, поддерживая ногу ребенка ладонями.

- Следует избегать толчкообразных движений в области суставов. Суставы ребенка еще очень слабые, поэтому надавливание на них может привести к вывихам.

- При массаже живота надо щадить область печени, при массаже спины - область почек, не задевать половые органы. Время для массажа должно быть строго определено в режиме дня. Для детей грудного возраста - это период бодрствования: спустя не менее 40 минут после еды, либо не позднее, чем за 30 минут до очередного кормления - лучше в первой половине дня. Массаж делают только здоровому малышу и при условии, что он спокоен. Температура воздуха в помещении - 21-22 градуса. Малыша раздевают и укладывают спинкой на ровную твердую поверхность (стол, покрытый байковым одеялом и пеленкой). Лучшее время для начала массажа- 4 неделя жизни малыша.

Основные приемы массажа: поглаживание (ладонь при этом равномерно и нежно скользит по коже ребенка. Сила давления меняется: вначале оно слабое, по мере продвижения усиливается и потом снова уменьшается), растирание (вариант поглаживания, данный прием в основном проводят кончиками пальцев, постепенно увеличивая степень давления), разминание (при этом мышцы разминают между пальцами движениями, напоминающими «выжимание»), похлопывание (проводится тыльной поверхностью кисти или слегка согнутыми пальцами), вибрационный массаж:. (Разные приемы массажа оказывают разное воздействие на нервную систему). Массаж должен сочетаться с гимнастическими упражнениями. К 6 месяцам масса делать прекращают и занимаются только гимнастикой.

 Рассмотрим более подробно гимнастические упражнения.

Гимнастические упражнения включают: рефлекторные (ответ на раздражения кожно-нервного аппарата малыша), пассивные (проводятся взрослыми), пассивно-активные (с помощью взрослых   и частично самостоятельно малышом) и активные (выполняются самостоятельно ребенком)

В начале я хочу обратить ваше внимание на принципы организации гимнастики:

Проблемная ситуация: Итак, мы с вами хотим организовать гимнастику для малыша. Давайте подумаем над теми условиями, которые мы долу/сны создать для успешного ее проведения.

Ответ:

  1. Гимнастика не должна проводиться натощак, т.е. непосредственно после ночного сна.
  2. Гимнастика должна проводиться при непрерывном притоке свежего воздуха.
  3. В летнее время гимнастика проводится в более прохладные часы дня, во избежание перегревания.
  4. Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие; недопустимо заниматься ею с плачущим ребенком.

Исходя из того, что я вам говорила о значении гимнастики в жизни ребенка, может кто- нибудь сможет мне ответить на вопрос: Какова главная задача гимнастики?

Давайте запишем: Основная задача гимнастики - это улучшение качества движения путем  правильной установки для движения полноценной амплитуды, что при систематической тренировке закрепляется как сложный условный рефлекс и используется в жизни. Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие качества статических и динамических функций. Вопрос к аудитории: что такое статические и динамические функции? (динамические: ползание, сидение, лазание, ходьба)  Может ли ребенок приобрести правильный динамический стереотип сам? (может, но этот путь более длителен, путь «проб и ошибок»).

Проблемная ситуация: Исходя из того, что мы с вами уде обсуждали, давайте подумаем, что нам нужно сделать, чтобы стимулировать активность малыша?

Ответ: В первом полугодии для стимулирования активности используются врожденные - безусловные рефлексы, главным образом кожный. Безусловные рефлексы в этом периоде наиболее ярко проявляются в связи с недоразвитием коры головного мозга и отсутствием ее тормозящего действия. Я сейчас вам приведу примеры, как используются рефлексы в упражнениях. Например, спинной рефлекс: если 2 пальцами проводить вдоль позвоночника, от крестца к шее, ребенок в ответ на это раздражение прогнет позвоночник. Часто используется упражнение «рефлекторное ползание»: Надо соединить стопы так, что бы они упирались в ладони взрослого. Потом надо подтолкнуть стопы, после чего ребенок будет отталкиваться ими и будет стараться продвинуться вперед. Так же существуют упражнения для стоп так же основанные на кожном рефлексе (нажать на, ступню ребенка у основания, в ответ на это ребенок сгибает ступню, потом таким же кратким нажимом на пятку в области пятки, это вызовет разгибание стопы. Так же существует ряд упражнений, основанных на рефлексе положения. Например: «Парение». Ребенок лежит на спине. Обе ладони подводятся с боков под спину до соприкосновения мизинцев. Затем надо поднять ребенка над столом в горизонтальном положении. В ответ на это положение голова ребенка  отклоняется   вперед,   а брюшной пресс  и  все  передняя  мускулатура тела напрягаются.

В первые месяцы  жизни необходимо использовать в упражнениях только те рефлексы, которые связанны с разгибанием, чтобы избежать усиления сгибателей. После 3 месяцев возникают новые  физиологические  предпосылки  для других гимнастических приемов. Можно  постепенно  вводить пассивные упражнения для рук, начиная с самых несложных, потом перейти  к более сложным. Между 4 и 5 месяцами достигается уравновешивание сгибателей

и разгибателей ног, что дает возможность ввести пассивные упражнения

для  ног. В периоде между 4 и 6 месяцами можно ввести несложные активные упражнения, носящие характер «произвольных». Одним из таких упражнений может быть приподнимание верхней части тела из положения на спине при поддержке за руки, отведенные в стороны. Особое внимание в этом возрасте надо уделить развитию ручной умелости, приучая ребенка не только хватать, но и удерживать предметы в руках. К началу второго полугодия необходимо обеспечить ребенку возможность передвижения в горизонтальном положении. Для этого уже с 4 месяца жизни необходимо укреплять мышцы спины и плечевого пояса не только путем гимнастических упражнений, но и более частым и продолжительным выкладыванием ребенка на - живот в период бодрствования и стимулированием элементов ползания. Если к 6-7 месяцам ребенок ползает, это является показателем его нормального развития. Во втором полугодии с развитием коры головного мозга, активность ребенка зависит от его желания.

Проблемная ситуация: Ребенок неохотно двигается. Чем можно стимулировать упражнения, чтобы ребенок выполнял их более охотно?

Ответ: Активные упражнения в этом периоде стимулируются уже рядом условных сигналов: зрительным (игрушка, кольцо, палочка, жест), двигательным (потягивание за руки, за ноги и т.д.) и, наконец, слуховым —  слово, речевая инструкция («сядь», «встань»). Но надо помнить, что слово является самым слабым компонентом комплексного раздражителя, и ребенок на него может не ответить, так как связь между названием действия и действием еще слаба. Во втором полугодии возможны более сложные упражнения на координацию. Кроме того, в этом возрасте нуждается в большей площади на полу. Ему уже недостаточно манежа.

Примеры упражнений для каждого возрастного периода вы найдете в книге Рысса, Губерта « Гимнастика и массаж в раннем возрасте».

Я хочу обратить ваше внимание на то, что гимнастика как одно из средств воспитания и совершенствования детского организма ведет не только к улучшению качества движения, но и к упорядочению других физиологических процессов, так как к ритмичным процессам  легче приспосабливаться внутренним органам (сердце, легкие, сосуды) работа которых протекает ритмично.

Теперь рассмотрим конкретные комплексы массажа и упражнений для 2 возрастных групп. Я взяла для примера комплексы упражнений для детей от 1,5 до 3 месяцев и для детей от 8 до 10 месяцев, что бы увидели разницу между этими комплексами упражнений.

 От 1.5 до 3 месяцев:

Массаж рук: И.П. ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки вложить в левую кисть ребенка и слегка ее придерживать, Левой рукой поглаживать внутреннюю, затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Повторить 4-6 раз.

Упражнения для туловища: И.П. - то же. Взять ребенка 2 руками за верхнюю часть туловища и легко покачивать его вправо влево, не нажимая на ребра. Повторить 5-6 раз. Массаж груди: И.П. - то же Пальцами и ладонями обхватить грудную клетку ребенка. По ходу межреберных промежутков передвигать руки от середины к бокам, слегка нажимая большими пальцами на грудные мышцы. Повторить 4-6 раз.

Массаж живота: (поглаживание). И.П. - то же. Правой рукой поглаживать левую половину живота сверху вниз и одновременно левой рукой правую половину живота снизу вверх. Повторить 4-6 раз.

Массаж спины (поглаживание) И.П.- ребенок лежит на животе. Поглаживать обеими ладонями спину ребенка от шеи к ягодицам, а в обратном направлении (к голове) тыльной стороной ладоней и пальцев. Повторить 4-6 раз

Массаж ягодиц (пощипывание). И.П. -то же. Пальцами слегка пощипывать ягодицы ребенка. Повторить 10-12 раз.

Рефлекторное разгибание позвоночника: (спинной рефлекс). И.П.  - ребенок лежит на левом боку. Слегка нажимая 2 пальцами левой руки, проводить ими вдоль позвоночника, от крестца к шее. В ответ на это раздражение ребенок прогибает позвоночник. Повторить на каждом боку по 2-4 раза.

Массаж ног (поглаживание): И.П. - ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Правую ногу ребенка положить на правую ладонь, а левой рукой поглаживать от стопы к паховому сгибу по задней, потом по наружной поверхности голени и бедра. Повторить 4-6 раз. Левую ногу массировать правой рукой.

Массаж стоп (растирание) И.П. - то же Правую ногу ребенка взять за голень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой руки растирать подошву стопы от пальцев к пятке и обратно.

Упражнение для стоп (рефлекторное) И.П. - то же. Концом указательного пальца правой руки нажимать на ступню ребенка чуть ниже основания пальцев, вызывая подошвенное сгибание. Затем этим же пальцем нажимать по всей наружной части подошвы стопы от пальцев к пятке. В ответ на это раздражение происходит рефлекторное разгибание пальцев стопы. Повторить 4-6 раз.

Ползание (рефлекторное) И.п. - ребенок лежит на животе. Согнуть ноги ребенка и соединить стопы так, чтобы они упирались в ладонь взрослого. Подталкивать подошвы согнутых ног, в результате чего ребенок будет отталкиваться ими, и стараться продвинуться вперед. Повторить 2-3 раза в положении лежа на спине и на животе. Продолжительность выполнения комплекса- 5-6 минут.

 Комплекс для ребенка от 8 до 10 месяцев.

  1. Отведение рук в стороны. И.п. - ребенок сидит лицом к взрослому. Захватив ребенка за кисти и предплечья, отводить его руки в стороны, опускать вниз, поднимать вперед.  Ребенок,  приученный к движениям,  может выполнять их самостоятельно. Повторить 6-8 раз.
  2. Одновременное поднимание рук вверх. И.п. - то же. Поднимать руки ребенка
    вверх. Повторить 6-8 раз.
  3. Отведение ног в стороны. И.п. - ребенок лежит на спине. Захватив прямые ноги ребенка сверху за голени, разводить их в стороны, слегка приподнимая от стола, и сводить вместе. Можно отводить ноги поочередно. Повторить 8-10 раз.
  4. Упражнения для стоп. И.п. - то же. Поднять ноту ребенка, захватив снизу одной
    рукой за голень, другой - за переднюю часть стопы. Сгибания и разгибания, а так
    же круговые движения стопой в голеностопном суставе. Повторить по 3-4 раза (круговые движения в обе стороны поочередно). То же другой ногой.
  5. Повороты туловища. И.п. - ребенок сидит. Отвести игрушку в сторону' от малыша,
    побуждать   его  поворачиваться   и  тянуться  к  ней.   Каждая  попытка  должна
    увенчаться успехом. Выполнять по 3-4 раза в каждую сторону.
  6. Ходьба на четвереньках. Свободное передвижение на четвереньках в безопасном для малыша месте.
  7. Вставание. Побуждать ребенка к активному вставанию с использованием какой- либо опоры (стул, спинка кровати и т.п.) Повторить 2-3 раза.
  8. Ходьба с поддержкой малыша за руки - 2-3 раза по 50-60 секунд
  9. Игра с мячом (стоя). И. П. - ребенок стоит с мячом в руках. Побуждать ребенка к активным движениям с  мячом: брать у него мяч и снова возвращать его, подавая с разных сторон. Повторить 8-10 раз.

Продолжительность выполнения комплекса упражнения - 10-11 минут.

Если кто-нибудь захочет познакомиться поподробнее с приемами массажа для детей разных возрастных периодов, вы можете это сделать с помощью книги Губерта, Рысса «Гимнастика и массаж в раннем возрасте». В этой книге представлен весь комплекс упражнений.

 Подведем выводы:

Нормальное развитие не является чем-то интуитивным. Оно происходит под влиянием целого комплекса внешних воздействий. Что это за комплекс внешних воздействий? Правильно, это и режим дня, воздушные ванные, гимнастика, массаж.

Необходимо   знать   и   неукоснительно   следовать   основным    законам    физического воспитания малышей:

- систематичность проведения занятей;

- повторяемость комплексов с постепенной заменой простых упражнений более сложными;

- нарастание и последующее ослабление нагрузки при выполнении приема массажа или упражнения

- распределения нагрузки на различные части тела малыша.

Сегодня на уроке мы изучили особенности физического развития детей от рождения до года.

Итак, на этом наш урок окончен.

 

Запись темы урока

Использование

презентации

 

Использование презентации

 

Ответы студентов

Ответы студентов

 

Запись в тетрадь

 

 

 

Запись в тетрадь

 

 

Ответы студентов

Запись в тетрадь

Ответы студентов

 

Запись в тетрадь

 

Ответы студентов

 

 

Запись в тетради

Отработка элементов массажа

 

Отработка элементов массажа

 

Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц

Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...

Рабочая программа_МДК.01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом

Методика преподавания  физической культуры в начальной школе...

«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю...

Методическая разработка урока по теме Взаимосвязь психологических особенностей и физического развития детей дошкольного возраста.

Организация совместного занятия студентов обучающихся по специальности «Дошкольное образование» по дисциплине «Психология» и МДК «Теоретические и методические основы физи...

лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни

лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни...