Альтернативные технологии (выступление на педсовете 30 декабря 2009г.).
материал по теме

Кацан Светлана Владимировна

В "Альтернативных технологиях" расссматриваются альтернативные образовательные системы,  одна из них - Вальдорфская система. А так же рассматривается вопрос: "Возможна ли в России Вальдорфская система".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл list_1.docx13.65 КБ
Файл list_2.docx14.38 КБ
Файл list_3.docx17.67 КБ
Файл list_4.docx17.07 КБ
Файл list_5.docx16.26 КБ
Файл list_6.docx15.97 КБ
Файл list_7.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ колледж метростроя

«Альтернативные технологии»

(выступление на педсовете 30 декабря 2009г.).

Преподаватель Кацан С.В.

Санкт-Петербург 2009



Предварительный просмотр:

ПЛАН

  1. Введение.
  2. Классно-урочная образовательная система, её положительные и
    отрицательные стороны.
  3. Новые образовательные системы.
  4. «Парк-школа», её суть.
  5. Вальдорфская система.
  6. Возможна ли в России Вальдорфская система.
  7. Утопизм Вальдорфской школы.
  8. Заключение.


Предварительный просмотр:

В 70-е годы все мы дружно внедряли «Липецкий метод», в 80-е - увлекались, оптимизацией учебно-воспитательного процесса, во второй половине 90-х годов создавали профильные, коррекционные и иные классы, организовывали лицеи, делили образование на федеральное и региональное и т.д. Сегодня внедряется компьютеризация учебного процесса и инновационные технологии.

Причём, если с выбором содержания дело обстоит не так плохо (каждый ученик реально может выбрать факультатив, профильный класс или дополнительную образовательную услугу), то с выбором образовательной системы...

Так почему-то получилось, что в дискуссиях 30-х годов выжила лишь классно-урочная образовательная система, а Дальтон-план, оргдиалог А.Г. Ривина были успешно «похоронены» постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».

Недостатки, безусловно, присутствуют в любой образовательной системе. Сколько лет служила миру классно-урочная система, о которой Ян Коменский писал: «Наш метод приспособлен для посредственных способностей, какие встречаются чаще всего, чтобы не было недостатков в тормозах для сдерживания более тонких натур, равно как в шпорах для побуждения тупых».   А   великий   Гегель   (он был директором гимназии одно   время) писал: «Мнение, что в школе должны  учитываться индивидуальность каждого ученика, является совершенно пустым... Своеобразие детей терпимо в   семейном кругу, в школе же начинается жизнь по общим для всех правилам». Этой системе и соответствует классно-урочная форма. Но её можно наполнить разным содержанием, это в наших руках. По этому поводу Александр Голъдин (руководитель 95-й парк-школы г. Екатеринбурга) говорит следующее: «По   моему   убеждению   классно-урочная   форма   В   ПРИНЦЕПЕ НЕ   ПОЗВОЛЯЕТ ВНЕДРИТЬ    СОВРЕМЕННОЕ    СОДЕРЖАНИИ   ОБРАЗОВАНИЯ И   ДОСТИЧЬ   ЕГО ЦЕЛЕЙ. Почему?

  1. Невозможность   осуществить индивидуализацию по темпам освоения
    учебного материала.
  2. Малоактивная самостоятельность работы учащихся.
  3. Несоответствие характера деятельности учащихся (особенно подростков)
    их потребности в интимно-личностном общении».

Гольдин при этом говорит, что классно-урочная система себД ещё не изжила, у неё много плюсов: ОНА ДАЁТ СТАНДАРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВИДЕ СУММЫ ЗНАНИЙ И УМЕНИ/{Но он предлагает, чтобы в каждой школе по возможности должны развиваться и иные образовательные системы, у ребенка должна быть реальная возможность выбора.

Нам известны сегодня 3 направления исследований, связанных с отказом от традиционной классно-урочной формы. Наиболее широко осваивается ВАЛЬДОРФСКАЯ СИСТЕМА. Ряд школ Москвы работают по ДАЛЬТОН-ПЛАНУ, по системе «ШКОЛА ХОВАРДА».

Большинство других инновационных работ связано, как правило, с заменой одних программ и учебников другими, со сменой педагогических технологий (например, система развивающего обучения ДАВЫДОВА - ЭЛЬКОНИНА, ЗАНКОВА). При этом образовательная система в организационно-педагогическом смысле остаётся классно-урочной со всеми недостатками.

С сентября 1993г. в Екатеринбурге, в школе № 95, осваивается образовательная система «ПАРК- ШКОЛА», в рамках программы ЮНЕСКО «Образовательный парк открытых студий». Координатором российской части программы является старший научный сотрудник МГУ М. А. Балабан. В чём суть «Парк-школы?».

Главным её отличием от класс-школы является то, что первичным коллективом
является не класс, а студия (с итал.- зШсИо- старание, изучение) разновозрастная. Работа в
студии основана на постоянном активном взаимодействии учащихся разных возрастов,
причём        каждый «продвигается по программе» в индивидуальном темпе. В школе



Предварительный просмотр:

№ 95 создано структурное подразделение «ПАРК-ШКОЛА», объединяющее сегодня 78

учащихся 7-х - 9-х классов (здесь класс-это возраст). Учащиеся объединены в 5 студий:

••

  1. Биологии и географии;
  2. Гуманитарных дисциплин;
  3. Естествознания;
  4. Математики;
  5. Языкознания.

Каковы же первые результаты?

  1. Знания и умения учащихся парк-школы не хуже массовых
    классов;
  2. Резко возросли у детей коммуникативные умения, навыки
    самостоятельной работы;
  3. Выше индекс сплочённости и уровень удовлетворённости
    общением;
  4. Иная атмосфера, новый характер отношений друг с другом и с
    учителями.

Но есть и проблемы:

  1. Финансирование (как у всех);
  2. Работают энтузиасты и фанаты (проблема кадров);

Первая Ва пьдорфская школа была основана в Германии в 1919г. РУДОЛЬФОМ ШТАЙНЕРОМ для рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астори» (отсюда и название -Вальдорфская педагогика). Ныне это педагогическое движение представлено сотнями школ, тысячами детских садов. Область распространения Вальдорфской школы - средняя Европа, Скандинавия, США, Бразилия, ЮАР. У нас Вальдорфская педагогика мало известна.

Основатель этой системы Р. Штайнер дал школе множество сообщений о познании становящегося человека. Он учит, что НУЖНО РАСКРЫТЬ ЗАКЛЮЧЁННЫЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ТАЙНЫЕ ДУХОВНЫЕ СИЛЫ С ПОМОЩЬЮ ОСОБОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. Его педагогика стремится обучать детей тому же, что и другие, но по иному.

Руководитель класса - учитель, преподаёт все главные предметы, ведёт свой класс с 1-го и до последнего года учения детей (с 7 лет до 14) - 8 лет. Это помогает связать воедино всё многообразие учебных предметов и , по возможности, создать из своего материала в своём роде произведение искусства, которое учителю даёт высокое удовлетворение, а детям - источник силы и жизненной уверенности. Каждый учебный предмет изучается в Вальдорфской школе по эпохам 4-6 недель ежедневно в течение 2-х утренних часов (с 8-10 часов), в качестве ГЛАВНОГО предмета преподавания. В этой школе представители церковных общин преподают свой предмет по собственному учебному плану.

В 1- м классе - главные предметы: живопись и рисование, отечествоведение, счёт, письмо, чтение, речь, рукоделие.

Во 2- м классе - письмо, речь, чтение, грамматика, английский и французский языки, ЭВРИТМИЯ- искусство движения, музыка.

В 3-м классе - письмо, речь, чтение, грамматика, ПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ (изучается ближайшее окружение ребёнка), счёт, эвритмия, музыка, рукоделие, гимнастика.



Предварительный просмотр:

В 4-м классе - живопись, рисование, МОДЕЛИРОВАНИЕ, счёт, эвритмия, музыка, рукоделие, гимнастика.

5-й класс - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ (основы истории и географии), природоведение, счёт.

6-й класс - немецкий язык, ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ, природоведение, физика, счёт, ГЕОМЕТРИЯ, рисование, английский и французский языки, латинский и греческий языки, эвритмия, музыка, рукоделие, гимнастика, РЕМЁСЛА И САДОВОДСТВО.

7-й класс - немецкий язык, история, география, природоведение, физика, ХИМИЯ, математика, геометрия, рисование, английский, латинский и греческий языки, эвритмия, музыка, рукоделие, гимнастика, ремесло, садоводство.

8-й класс - немецкий язык, история, география, природоведение, физика, химия, АРИФМЕТИКА, геометрия, рисование, живопись, английский и французский, латинский и греческий языки, эвритмия, музыка, рукоделие, гимнастика, ремесло.

9-й класс он обучается у нескольких учителей-специалистов и не следует просто авторитету учителя, он приближается к ступени свободы.

Учатся в 9 классе не все, так как нужно идти на работ}'.

Немецкий язык, ПРЕПОД. ИСКУССТВА, история, география, природоведение, физика, химия, арифметика, геометрия, английский, французский, латинский и греческий языки, эвритмия, МУЗЫКА, рукоделие, гимнастика, ремесло, садоводство.

10-й класс - немецкий язык, искусствоведение, история, география, химия, физика, природоведение, арифметика, французский, латинский и греческий языки, эвритмия, музыка, гимнастика,   ПРЯДЕНИЕ. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ   и   техническая   МЕХАНИКА, СТЕНОГРАФИЯ, рукоделие.

11-икласс- ЛИТЕРАТУРА, история, искусствоведение,   геометрия,   химия, физика, природоведение, математика, языки, эвритмия, рукоделие, гимнастика,

12-Й класс - немецкий язык, искусствоведение, история, естествознание, химия, физика, математика, АНГЛИЙСКИЙ. ФРАНЦУЗСКИЙ, латинский и греческий языки, эвритмия, рукоделие, ремесло, технология.

СОДАЮТСЯ ОСОБЫЕ подготовительные классы, где в течение года учащихся готовят к экзаменам в высшее реальное училище.

Возможна ли в России Во|льдорфская школа? Стремясь обогатить своё воспитание достоинствами иноземных педагогик, мы должны постоянно задавать себе вопросы: в какой мере перенос той или иной культуры способен влиять на отечественный опыт? Не ломают ли заимствованные системы то доброе, что сложилось на родной почве? Одна из таких активно заимствуемых сегодня систем - ВоШьдорфская   педагогика.

Основная позиция   автора  этой   школы   Рудольфа   Штайнера, - что в ребенке постоянно проявляется   привычка  подражать   взрослым.   А   это   есть основное благо воспитания,   поскольку, чем больше ребенок будет подражать, тем эффективнее будет воспитательный процесс. Отсюда главная педагогическая задача Вальдорфской школы: «В будущем нужно будет обращать внимание   на  то,   что ребенок -  подражающее существо. В будущем нужно будет при воспитании всегда отвечать на вопрос; как устроить жизнь ребенка, чтобы он мог наилучшим образом подражать окружающим. СВОБОДНЫМ ЖЕ   СТАНОВИШЬСЯ   ЛИШЬ   ТОГДА, КОГДА ВНАЧАЛЕ   РЕБЕНКОМ   СО   ВСЕЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ПОДРАЖАЕШЬ».

Но Коменский, Руссо, Песталоцци, Ушинский, советские педагоги считают, что необходимо СОЧЕТАТЬ ПОДРАЖАНИЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, так как слепая подражательность ассоциируется с авторитарностью.

Юрий Азаров говорит, что у нас опять появились штампы, если ты развиваешь индивидуальность ребенка средствами искусства, да ещё в атмосфере любви и свободы, то ты работаешь по Вольдорфу, а если применяешь развивающие индивидуальные игры, то ты-монтссорианец. Азаров говорит, что у него минимум подражания, максимум свободы



Предварительный просмотр:

и любви. Он опасается относительно бездумного перенесения идей Штайнсра в Россию, это будет способствовать укреплению и без того укоренившейся системы авторитаризма. Ему возражают, что Штайнер стоит за подлинный авторитет в воспитании - в этом его сила. Учитель по Штайнеру должен научить детей до 14   лет   подражать,   почитать, беспрекословно подчинятся педагогическому авторитету, выполнять требования педагога.

А учить самостоятельно мыслить, творчески решать задачи?

Главная направленность Вальдорфской школы - ВОСПИТАНИЕ В СВОБОДЕ, ЧЕРЕЗ СВОБОДУ, ДЛЯ СВОБОДЫ. Штайнер критиковал советские школьные программы учебные   планы,   учебные   курсы,   которые   ведут   к убийству   истинного   социализма (равенства).

Сегодня   никто   толком   не   ведает,   что   есть Вольдорфская   педагогика. По Штайнеру - это слияние европейской и восточной культур.

Как   бы мы не стремились к детской   автономности, всё равно дети   будут подражать нам. Авторитет индивидуален и выражает духовное ядро педагога. Авторитетен тот, кого любят за то, что педагог любит детей, много знает, умеет хорошо рассказать и слушать,   справедлив, щедр   душой, не высокомерен, правдив и честен. Штейнер дал характеристику авторитета: «Это такая вещь, которая зависит от преданности, почтения к учителю. Опыт убеждает, если воспитывать детей учитывая их индивидуальность, то они начинают уважать своих учителей». У нас с автором Вальдорфской школы по вопросу об авторитете - расхождения.

Ну и как же относиться к Вальдорфской школе? Возможна ли она в России? Юрий Азаров говорит, что можно вникать в разные системы. Можно и нужно изучать зарубежный опыт с одной целью - обогащения и развития отечественной педагогической культуры. Никакого прямого переноса чужих идей на родную почву быть не должно. Это вредно. Ушинский говорил, что опыт перенять невозможно. Можно лишь заимствовать идею, мысль. И здесь очень важно не ломать свою натуру. Поэтому «если вы стали работать, как Штайнер, вы бы стали плохим педагогом, ибо надо работать не в системе копирования, а в системе импульсов своего времени».

В чём утопизм вальдорфской педагогики?

Идеи Р. Штайнера ставят в необходимость ученика до 14 лет жёстко следовать предписаниям учителей подражать и почитать старших, т.к. они идеальны.

А общечеловеческая культура идеальным воспитателем считает того педагога, который предоставляет детям с ранних лет максимум самостоятельности, поощряет детское творчество и инициативу. А Штайнер связывает обучение подражанию, послушанию, почитанию - здесь явное влияние восточной культуры. Штайнер утверждает, что подражание развивает свободу, авторитет - право, а братство и любовь -хозяйственную жизнь. Он видит и обратную связь: если не будет развиваться любовь, это дурно отразится на подражании. Таким образом, подражание должно быть не формальным, а искренним и любовным. Идея преданности учителю и старшим, идея права и авторитета - главное звено штайнеровского мифа.



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ю. Азаров «Возможна ли в России Вальдорфская школа», (ж. «Мир образования», №6,
    1999г., стр. 15-20).
  2. А.Гольдин «Парковая технология: опыт освоения», (ж. «Народное образование», №3, 1998г.,
    стр. 71 72).
  3. А. Пинский «Учебный плен Свободной Вальдорфской школы», КРУ, Красноярск, 2002г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одаренный ученик - это проблема или награда для учителя?» (выступление на Педсовете)

Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя ...

Выступление на педсовете

Общие компетенции, как условия  социализации учащихся.   Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и...

Саморазвитие. Выступление на педсовете

Выступление на педсовете. Развитие самопознания у младших школьников....

Выступление на педсовете.

Данное выступление направлено на инновационные методы работы...

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете...

Выступление на педсовете

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности....

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...