методическая разработка на тему "Основной капитал"
методическая разработка по теме

Жульмина Нина Степановна

Методическая разработка по экономике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Формирование  рынка  труда,  рынка  образовательных  услуг,  быстро  изменяющаяся  внешняя  среда  профессионального  образования,  потребовали  новых  подходов  к  организации  образовательной  деятельности  в  соответствии  с  рыночной  экономикой.  Эти  процессы  обусловливают  необходимость  процесса  профессионального  образования  на  реализацию  такой  модели,  в  основе  которой  лежит  идея  развития  личности  и  ее  влияние  на  основные  общественные  процессы.  Модернизация  содержания  и  организации  образовательного  процесса,  их  совершенствование  должно  обеспечивать  повышение  качества  подготовки  специалистов  среднего  звена,  их  профессионально- личностную  компетентность  и  конкурентоспособность.  К  условиям  формирования  личности,  его  профессионально – личностной  компетентности  и  конкурентоспособности  можно  отнести  те  условия,  которые  смогут  обеспечить  следующие  возможности:  вовлечение  каждого  учащегося  в  активную  познавательную  деятельность.

Актуальность  и  значимость  выбранной  темы  заключается  в  том,  что  фундаментом  всей  производственно – хозяйственной  деятельности  фирм,  предприятий,  предпринимательской  деятельности,  развития  бизнеса  является  основной  капитал.

  • Основу  гармонического  развития  личности  составляет  синтез  интеллектуально – познавательной,  эмоциональной  и  практической  деятельности,  но  не  только  это.  Мы  часто  недооцениваем  в  процессе  обучения  и  индивидуального  познания  такие  качества,  как  интуиция,  воображение,  способность  к  творчеству.  Неоценимую  помощь  могут  оказать  нестандартные  формы  обучения,  смысл  принятия  которых  в  эффекте  новизны,  оригинальности  и  в  повышении  качества  знаний  учащихся.  Не  случайно,  видом  урока  была  выбрана  деловая  игра.  Учебные  деловые  игры  позволяют  активизировать  учебный  процесс  и  существенно  ускорить  формирование  у  учащихся  комплекса  теоретических  знаний,  умений  и  навыков,  которые  влияют  на  повышение  эффективности  деятельности  работника.  Участники  деловой  игры  должны  постоянно  ощущать  важность  решаемой  проблемы  и  понимать,  что  подобные  проблемы  им  придется  решать  на  своем  рабочем  месте.  Следует  отметить,  что  участники  деловой  игры  при  рассмотрении  определенной  проблемы  пополняют  свои  знания  и  навыки,  т.е.  повышается  профессионализм  учащегося.  Кроме  того,  здесь  просматривается  и  психологическая  подготовка  к  восприятию  нововведения,  что  является  очень  важным  при  ее  внедрении.   Обязательными  условиями  деловых  игр  и  конкретных  ситуаций  могут  быть  такими:                      
  • внимательность,  когда  участнику  игры  надо  думать  только  об  игре;
  • включенность,  когда  надо  сразу  включиться  в  игру  и  отвлечься  от  всего  другого;
  • сопричастность,  когда  все  участники  работают  в  игре  совместно;
  • масштабность,  когда  участники  игры  видят  проблему  и  пути  ее  реализации;
  • самовыражение,  когда  каждый  участник  игры  старается  выразить  себя,  внести  свой  личный  вклад  в  разрешение  проблемы.

Проспект  деловой  игры  может  быть  представлен  в  следующем  виде:  название  игры,  учебные  цели,  состав  участников,  исходная  информация,  методические  рекомендации,  порядок  проведения  игры,  подведение  итогов  игры.

Чтобы  объективно  оценить  знания  учащихся,  необходимо  их  измерить.  Можно  определить  основные  подходы  к  измерению  уровня  знаний,  сформировав  образ  знания,  подобрав  задания  и  оценив  их  выполнение.  Роль  единицы  измерения  могут  играть  контрольные  задания.  Наилучшим  и  наиболее  конкретным  из  известных  методов  измерения  знаний  обучаемых  является  тест.  В  него  включаются  задания,  проверяющие  4  основных  уровня  усвоения  знаний  и  умений.  Количество  вопросов – заданий  зависит  от  числа  элементов  знаний,  заложенных  в  теме.  Тестовые  задания  1  уровня – это  тесты  на  напоминание,  т.е.  вставить  недостающие  слова  в  определениях,  альтернативные  задания,  тестовые  задания  на  установление  последовательности.  Тесты  2  уровня  усложняются,  требуют  углубленных  знаний  и  умений.  В  задания  включаются  не  только  вопросы  по  данной  теме,  но  и  вопросы  пройденного  материала.

Следовательно,  применение  тестовой  технологии,  безусловно,  должно  сочетаться  с  другими  формами  контроля.  Однако  преимущество  тестов  в  том,  что  они  позволяют  проверить  элементарные  знания,  которые  составляют  необходимую  базу  любой  дисциплины.

План  урока.

Тема:  « Основной  капитал».

Цели  урока:

Образовательная:  проверить  и  обобщить  знания,  умения  и  навыки  по  

                                     изученной  теме.

Методическая:  практически  закрепить  навыки,  полученные  на занятиях

                              с  применением  активных  форм  контроля  знаний.

Развивающая:  расширить  кругозор  учащихся,  сферу  творческих

                             возможностей.

Воспитательная:  создать  эмоционально – психологический  настрой,

                                 выработать  умение  органично  и  последовательно

                                 действовать  в  новой  обстановке.

Тип  урока:  контрольно – проверочный.

Вид  урока:  игра – конкурс.

Методы  обучения:  тестовая  проверка  уровня  знаний,  само и

                                      взаимопроверка.

Уровень  усвоения:  1 – 2.

Методическое  обеспечение:  компьютер,  мультимедийный  проектор,

                                                         презентация,  рабочая  тетрадь,  карточки-

                                                         тесты,  предметная  газета.

Межпредметная  связь:  информатика,  математика,  кулинария,

                                               предпринимательство.

Ход  урока.

  1. Организационный  момент.
  1. Контроль  наличия  учащихся  на  уроке  ( сообщение дежурного).
  2. Проверка  готовности  к  уроку.
  3. Сообщение  темы  урока,  цели,  задач и порядок проведения урока
  4. Мотивация  учебно – познавательной  деятельности.

Вступительное  слово  преподавателя,  в  котором  задается  рабочее  настроение,  предлагается  план  мероприятий,  озвучиваются  цели Путешествие зовет

Поваров на урок

В  необычную  страну  « Экономику».  ( слайд  2).

Ребята!  Мы  с  вами  в  течение  двух  лет  изучали  и  познавали  предмет  « Экономика».  И  сегодня,  в  рамках  недели  активности  профессии  « Повар, кондитер»  мы  проведем  урок – конкурс  « Путешествие  в  страну  « Экономика».  На  наш  конкурс  мы  пригласили  Центральный  Конкурсный  Совет – коллегиальный  орган,  сформированный  из  представителей  экономистов,  общественности,  а  также  ведущих  ученых  и  практиков.  Преподаватель  знакомит  учащихся  с  членами  Совета.

  1. Деловая  игра.

Преподаватель:  Ребята,  первой  нашей  остановкой  будет  станция  Кафе  « На  мели».  А  чтобы  зайти  в  это  кафе,  заказать  несколько  блюд,  вам  необходимо  заработать  деньги,  нашими  деньгами  будут  баллы

Дайте  времени  немножко

И  готовьте  свои  ложки!

Удивим  сегодня  вас

Угощеньем – высший  класс!    ( слайд 3)

В  каждом  кафе  есть  меню.  Чтобы  заказать  блюдо,  вам  необходимо  набрать  большее  количество  баллов,  за  каждый  правильный  ответ  вы  заработаете  1  балл.  ( слайд 4).

Конкурс:  салат  « Ассорти»,  1  уровень,  4  мин. ( слайд 5 )

Преподаватель  раздает  каждому  учащемуся  карточку – тест.  Задание – из  предложенных  слов  выбрать  только  те  слова,  которые  относятся  к  основному  капиталу.

Карточка – тест .  1 уровень.  4 мин.

Здание  столовой,  овощи,  полуфабрикаты,  холодильное  оборудование,  электропечь,  молочные  продукты,  фрукты,  моечная  машина,  мясные  изделия,  рыбные  изделия,  овощерезка,  макаронные  изделия.

Учащиеся  выполняют  задание  по  карточкам  самостоятельно.  Преподаватель:  время  истекло,  я  предлагаю  вам  провести  самопроверку  и  выставить  себе  баллы  ( 2  мин.)  На  экране  появляется  правильный  ответ:  здание  столовой,  холодильное  оборудование,  электропечь,  моечная  машина,  овощерезка.  Дежурный  собирает  карточки  с  выставленными  баллами  и  сдает  их  в  Конкурсный  Совет.

Преподаватель:  Заработали  вы  немного  денег  и  можете  позволить  себе  заказать  второе  блюдо.

Конкурс:  « Эрудит»  2  уровень,  10  мин.  ( слайд 6 ).

Преподаватель:  предлагается  выполнить  тест  из  10  вопросов,  правильный  ответ  оценивается  в  1  балл,  максимальное  количество  баллов – 10,  раздается  тест  учащимся.  ( Приложение  1.)   Учащиеся  выполняют  задание  самостоятельно.  Преподаватель:  время  истекло,  я  озвучиваю  правильные  ответы,  а  вы  проверяете  карточку  своего  соседа  по  парте  и  выставляете  баллы  взаимопроверки,  на  экране  появляются  правильные  ответы,  отводим  на  эту  работу  4  минуты.  И  так  ответы  проверены,  баллы  выставлены,  дежурный  собирает  карточки  и  предоставляет  их  в  жюри.

Преподаватель:  заработали  вы  еще  немного  денег  и  можете  позволить  себе  заказать  следующее  блюдо.

Конкурс:  « Ребус»,  1  уровень,  4  мин.    ( слайд  7, 8 ).

Преподаватель:  в  буквенных  колесах  даются  слова,  но  некоторые  буквы  выпали,  нужно  определить  эти  слова  в  любом  порядке  ( по  часовой  стрелки,  против),  оценивается  быстрота  выполнения  задания,  1  слово – 1  балл,  задание  выводится  на  экран.  Учащиеся  выполняют  задание,  поднимают  руку,  озвучивают  ответ.  Преподаватель:  ребята,  вы  угадали,  зашифрованные  слова:  инфляция,  работа,  реклама,  спрос.  Попросим  жюри  оценить  этот  конкурс.

Преподаватель:  Ну  какой – же  обед  без  компота!

Конкурс:  « Вкусняшка»,  2  уровень,  10  мин.  ( слайд 9).

Тест  экспресс – опрос.

  1. Как  называется  в  экономике  недостаток  каких – либо  товаров (дефицит).
  2. Все  люди  и  предприятия,  которые  получают  доходы, обязаны  выплачивать  часть  средств  государству,  как  называются  такие  выплаты  ( налоги ).
  3. Как  называется  форма  торговли,  при  которой  вещь  купит  тот,  кто  предложит  за  нее  самую  высокую  цену  ( аукцион ).
  4. Испекла  баба  деду  колобок,  что  это:  товар  или  продукт  ( продукт ).
  5. Слово  противоположное  по  смыслу  слова  « продавец»  ( покупатель ).
  6. Как  называется  цена  пересечения  кривых  спроса  и  предложения  ( равновесная  цена ).
  7. Как  называется  человек,  который  хочет  и  может  работать  ( безработный).
  8. Как  вы  думаете,  что  важнее  для  государства:  дать  средства  на  выживание  или  создавать  рабочие  места  ( работу ).
  9. Какую  стоимость  имеет  основной  капитал  ( балансовую ).
  10. Какое  влияние  на  основной  капитал  оказывает  научно – технический  прогресс  ( моральный  износ ).

Преподаватель:  вот  и  закончилось  наше  путешествие.  (  слайд  10 ).

Пора  подводить  итоги  друзья!

Играли  на  славу  вы  и  не  зря

В  дальнейшей  жизни,  частной  компании

Всегда  пригодятся  ваши  знания.

Ум  и  находчивость  вы  проявляйте

И  на  весь  мир  о  себе  заявляйте!

Преподаватель:  Просим  Конкурсный  Совет  огласить  итоги  конкурса.  Подводятся  итоги  конкурса,  объявляются  победители.  Самому  активному,  набравшему  большее  количество  баллов  присваивается  звание:  « МАГИСТР СТРАНЫ ЭКОНОМИКИ»,  учащиеся  награждаются  золотой  и  серебряной  медалью.  ( слайд  11)  .

Домашнее  задание.

Преподаватель:  А  сейчас  запишите  в  тетрадях  тему  самостоятельной  работы  « Причины  движения  основного  капитала»   План  работы:  

Причины  выбытия  капитала:  а)  при  продаже  б)  безвозмездная  передача  в)  передача  по  договору  мены  г)  ликвидация  в  результате  аварий,  стихийных  бедствий  д)  списание  в  случае  физического  и  морального  износа.

Спасибо  всем  участникам  конкурса,  Конкурсному  Совету.  Урок  окончен.

Заключение.

Самоанализ  урока  по  предмету   « Экономические  и  правовые  основы  производственной  деятельности»,  проведенного  в  группе  №  25  по  профессии  « Повар,  кондитер»  ГБОУ СО НПО  « Профессиональное  училище  №  77»,  в  кабинете  №  8,  преподавателем  спец.дисциплин  Жульминой  Н.С.  по  теме  « Основной  капитал».

Проведенный  урок  был  запланированным  в  плане  недели  активности  по  профессии  « Повар,  кондитер».  Урок  был  проведен  в  форме  деловой  игры  « Путешествие  в  страну  « Экономика».

В  начале  урока  были  поставлены  цели:

Образовательная:  проверить  и  обобщить  знания,  умения  и  навыки  по  изученной  теме  « Основной  капитал».

Методическая:  практически  закрепить  навыки,  полученные  на  предыдущих  занятиях  с  применением  активных  форм  контроля  знаний.

Развивающая:  расширить  кругозор,  сферу  творческих  возможностей.

Воспитательная:  создать  эмоционально – психологический  настрой,  выработать  умения  органично  и  последовательно  действовать  в  новой  обстановке.

Тип  урока:  контрольно – проверочный.

Вид  урока:  игра – конкурс.

Методы  обучения:  тестовая  проверка  уровня  знаний,  само  и  взаимопроверка.

Уровень  усвоения:  1 – 2.

КМО:  компьютер,  мультимедийный  проектор,  презентация,  рабочая  тетрадь,  предметная  газета.

Межпредметная  связь:  информатика,  математика,  кулинария,  предпринимательство.

В  начале  урока  перед  учащимися  были  поставлены  цели  и  задачи,  которые  полностью  реализовались  на  каждом  этапе  урока.  На  уроке  отрабатывались  следующие  умения:

  • получать  и  критически  осмысливать  экономическую  информацию,  анализировать,  систематизировать  полученные  данные,
  • подходить  к  событиям  общественной  жизни  с  экономической  точки  зрения;
  • освоение  способов  познавательной,  коммуникативной,  практической  деятельности,  необходимых  для  участия  в  экономической  жизни  общества;
  • решение  разнообразных  жизненных  задач;
  • работу  с  источниками  экономической  информации,  с  использованием  современных  средств  коммуникации;
  • освоение  типичных  экономических  ролей  через  участие  в  обучающих  играх  и  тренингах,  моделирующих  ситуации  из  реальной  жизни;
  • применение  полученных  знаний  для  определения  экономически  рационального,  правомерного  и  социально  одобряемого  поведения.

На  данном  уроке  были  применены  и  реализованы  современные  образовательные  технологии.

Личностно – ориентированное  обучение:

  • использование  разнообразных  форм  и  методов  организации  учебной  деятельности,  позволяющих  раскрыть  индивидуальность  учащихся;
  • создание  атмосферы  заинтересованности  каждого  учащегося;
  • использование  в  ходе  урока  дидактического  материала,  позволяющего  учащимся  выбирать  наиболее  значимое  для  него  вид  и  форму  учебного  содержания;
  • оценка  деятельности  учащегося  не  только  по  конечному  результату,  но  и  по  процессу  его  достижения;
  • создание  педагогических  ситуаций  общения  на  уроке,  позволяющих  каждому  учащемуся  проявлять  инициативу,  самостоятельность,  избирательность  в  способах  работы,  создание  обстановки  для  естественного  самовыражения  учащегося.

Игровые  технологии:  процесс  выработки  и  принятия  решения  в  условиях  поэтапного  многошагового  уточнения  необходимых  факторов,  анализа  информации,  дополнительно  поступающей  и  вырабатываемой  на  отдельных  шагах  в  ходе  игры.

Здоровьесберегающие  технологии:  направлены  на  сохранение  и  повышение  работоспособности  учащихся,  снижения  их  утомляемости:

-соблюдение  санитарно – гигиенических  требований – влажная  уборка  кабинета,  проветривание,  озеленение  кабинета,  смена  видов  деятельности.

Информационно – коммуникативные  технологии  применялись  на  уроке,  что  позволило  обеспечить  интерес  к  предмету,  уроку,  доступ  к  разнообразной  учебной  информации,  активизацию  познавательной  деятельности,  развитие  информационного  мышления,  контроль  и  проверку  знаний  учащихся  ( тестирование,  презентация).

Наиболее  эффективными  методами  и  проверки  знаний  учащихся  являются  тесты  и  задания  тестового  типа,  которые  используются  на  уроке.  Они  позволяют  рационально  использовать  учебное  время,  определить  и  оценить  уровень  знаний  учащихся.  Индивидуальный  и  дифференцированный  подход  реализуется  через  систему  заданий:  тест  с  само  и  взаимопроверкой,  работа  с  карточками  разного  уровня  усвоения.

Структура  методической  разработки  данного  урока  соответствует  требованиям:

  1. Организационный  момент.
  2. Основная  часть  ( деловая  игра).
  3. Подведение  итогов  урока.
  4. Домашнее  задание:  тема,  план.

На  уроке  были  созданы  все  условия  для  проявления  познавательной  активности  учащихся:  доброжелательность,  психологический  климат,  чувство  соперничества,  поощрения  учащихся,  положительный  эмоциональный  настрой,  перегрузок  не  было,  т.к.  обеспечивалась  смена  учебной  деятельности

Таким  образом,  игровое  моделирование  не  случайно  завоевало  столь  прочные  позиции  в  педагогике  поскольку  опирается  на  природные  качества  и  потребности  растущей,  развивающейся  личности  на  каждом  возрастном  этапе.  Игры  дают  возможность  свободно  выражать  эмоции,  развивать  интеллект  и  практические  учебные  навыки.

Следовательно,  на  данном  уроке  полностью  были  реализованы  и  достигнуты  поставленные  цели  и  задачи.

Министерство  образования Саратовской  области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального  профессионального образования

« Профессиональное  училище  №  77».

п.  Степное  Саратовская  область.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По  предмету  « Экономические  и  правовые  основы  производственной  деятельности».

Игра – конкурс  « Путешествие  в  страну  « Экономика».

                                                                                                            Выполнила:                            

                                                                                     Преподаватель спец.дисциплин

                                                                                                       Жульмина Н. С.              

Степное-2013г.

Содержание.

1.Введение.

2. Основная  часть.

3. Заключение.

4.Список  литературы.

5.Приложение.

                                                                                         

                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Методическая разработка сценария сказочного представления Новогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дело Капитана Врунгеля" Составители-педагоги:Такмакова И.А., Ларина Т.А.,концертмейстеры: Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского районаМузыкальный отделМетодическая разработка сценариясказочного представленияНовогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дел...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....