Использование идей артпедагогики при изучении психолого-педагогических дисциплин
статья по теме

Томашевская Ольга Александровна

Статья посвящена вопросам организации образовательного процесса на  занятиях психолого-цикла на основе  концептуальных идей артпедагогики. Статья написана в соавторстве с преподавателем психологии Клепиковой Г.И. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование идей артпедагогики при изучении психолого-педагогических дисциплин

КЛЕПИКОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА,

ТОМАШЕВСКАЯ ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж»

Интегративные процессы, происходящие в современном обществе привели к возникновению пограничных отраслей знаний. Примером этого является артпедагогика, которая образовалась на стыке педагогики, психологии, художественной деятельности  и  арт-терапии.  

Сегодня артпедагогика все чаще рассматривается как инновационная педагогическая технология в системе профессионального образования.   В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующие: идеи гуманизации, креативности, интегративности и рефлексивности, которые создают ориентацию для практической деятельности артпедагога.

Соединение понятия «арт» и «педагогика» уводит нас от процессов воспитания, обучения в их общепринятом и профессиональном понимании, но приводит к живому конструктивному союзу преподавателя и студента.

Носителями культуры и искусства являются и преподаватели, и методисты, и слушатели в системе ПК, учителя, родители, ученики в школе. Кончились те времена, когда дети уважали взрослого только потому, что он взрослый. Чему может научить ребенка взрослый, который не является авторитетом для него? Что может дать   преподаватель своим слушателям, если толкует азбучные истины?

Модель развития профессиональной компетентности  будущих  специалистов в колледже  предусматривает возможность  включения  арт-технологий в образовательный процесс на всех ступенях подготовки студентов: в виде спецкурсов, мастер-классов, тренингов, проектов.   Разнообразные художественные средства и методы артпедагогики выступают важным культурно-образовательным ресурсом, обеспечивающим расширение профессиональной компетентности специалистов. Для будущих педагогов овладение средствами художественно-творческой деятельности, арттехнологиями в процессе их профессионального становления является особенно значимым, способствующим формированию практических умений и навыков в работе с детьми и подростками.

Цель арпедагогики: поддержать, а не воспитывать. Взрослый – друг, партнер; отношения – симметричные. Эмоциональный фон обучения очень важен, он должен рождать интерес. Плюрализм ценностей и интересов, их конкуренция.

Разум в артпедагогике из универсального становится субъективным: сколько людей – столько и истин.

Вместо регулятивных норм – консенсус; вместо ценностей – договоренности, не имеющие обязательного характера и не предполагающие доверия и ответственности; вместо реальности – фантомы; вместо интенциональности – коммуникативность; вместо истины – убеждение.

В  нашем колледже артпедагогика находит свое применение как практическое средство фасилитации учебного и воспитательного процесса. Использованием технологий артпедагогики прежде всего в качестве средства обеспечения эмоционального развития и психологического благополучия студентов. Артпедагогические техники, как интерактивные технологии, направленные на формирование рефлексивных умений студентов, используются, прежде всего, при изучении психолого-педагогических  дисциплин. Речь идет об обучении и воспитании студентов посредствам применения художественно-игрового творчества, которое стимулирует всестороннее развитие личности. При этом применение артпедагогических игротек согласно исследованиям Кожуховской Л.С. наиболее адекватно в ситуациях, предполагающих  формирование межличностной коммуникации; активизации мыслительных процессов; эмоциональной регуляции учебной деятельности и творческой  активности.

Организация образовательного процесса на наших занятиях строится на основе  концептуальных идей артпедагогики:

Идея гуманизации – предполагает восхождение к человеку как высшей ценности. Если эта идея реализуется, она становится принципом педагогической деятельности вне зависимости от художественных, интеллектуальных и др. способностей студента. Вера в индивидуальность студента  предполагает большую работу педагога над самим собой.  

Идея креативности. П.Торренс: творчество бесконечно, оно вовлекает каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, экстрасенсорные качества.

Четыре аспекта креативности:  креативная среда, креативная личность, креативный продукт,  креативный процесс.

  Это обеспечивается:

- принятием безусловной ценности индивида. В итоге человек может быть самим собой – самовыражаться.;

- атмосфера, в которой отсутствует внешняя оценка.  

- эмпатийное понимание.

Креативная личность: развитие уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической ориентации.

Креативный продукт – художественные работы; проживание, прочувствование, осмысление по-новому, в новом аспекте произведений искусства в контексте содержания урока, темы и др.; импровизации – самовыражения.

Креативный процесс – это стимул становления и развития ребенка.

Спонтанность, т.е. искусство, которое использует преподаватель, не дает конкретных решений, но расширяет пространство  воображения студента, учит его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

Идея рефлексивности. Это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные задачи. Показатель рефлексивной культуры: способность работать в условиях неопределенности.

 Идея интегративности. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной  учебной деятельности. Опыт студента, будущего педагога складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.

Содержание артпедагогического  учебного занятия формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы урока обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности, воспитательного влияния содержания занятия на духовную сферу студента.

Артпедагогика – это глубоко продуманная система приёмов, направленных на активное вовлечение студентов в ходе учебных занятий в сценическое действие, что позволяет им испытывать позитивные психические состояния. Для овладения практическим опытом применяем следующие приёмы работы: психологические этюды, психологические драмы, приём выразительного чтения.  Включение в ход занятий моментов театрализации, игры, музыкального и литературного сопровождения, повышает эффективность учебного процесса, способствует лучшему усвоению знаний учащимися.

За счет включения арт-элементов в любое занятие происходит установление взаимосвязи эмоциональных и рациональных моментов, и студент способен не только понять, но и почувствовать то, о чем говорит преподаватель. Обучение с артподходом  означает занятие, которое режиссируют: преподаватель выступает как режиссер, как артист, как личность, которая способна увлечь тем, что она делает.

Использование возможностей артпедагогики способствует творческой самоактуализации, развитию рефлексивной и коммуникативной компетентностей студентов колледжа, способствует формированию и развитию профессиональной направленности будущих специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование идей артпедагогики при изучении психолого-педагогических дисциплин

Статья посвящена вопросам организации образовательного процесса на  занятиях психолого-цикла на основе  концептуальных идей артпедагогики. Статья написана в соавторстве с преподавателем псих...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ АРТПЕДАГОГИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Использование основных концептуальных идей артпедагогики как средства фасилитации учебного процесса.Статья написана в соавторстве с преподавателем педагогики Томашевской О.А....