"Хор". Рабочая программа.
рабочая программа по теме

Малахова Елена Геннадьевна

"Хор". Рабочая программа для отделения "Хоровое пение" 1-7 классы ДМШ и ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_khoru-_ml.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  учреждение

дополнительного  образования  детей

Детская  школа  искусств  с. Чаши

ХОР

Рабочая  программа

Для  отделения «Хоровое пение»

1-7 классы ДМШ и ДШИ

подготовила преподаватель хора и вокала

 1 квалификационной категории

МОУДОД «Детская школа искусств» с.Чаши

Каргапольского района Курганской области

Малахова Елена Геннадьевна

Чаши, 2008  г.

Оглавление:

 

Пояснительная записка……………………………………………...3

Учебно – тематический план……………………………………….7

Примерная программа выступлений ……………………………..9

Содержание курса……………………………………………………11

Требования к выпускникам………………………………………….19

Список рекомендуемой литературы…………………………….20

Пояснительная  записка.

 Хор в  ДМШ  и  ДШИ  занимает  важное  место  в  системе  музыкального  образования  и  воспитания. Хоровое  пение обладает огромными воспитательными возможностями, обусловленными самой природой певческого звучания, воздействием на человека музыки и слова, которое вызывает сильные эмоции. Кроме того, хоровое пение весьма эффективно развивает весь комплекс музыкальных способностей,  развивает  художественный  вкус  детей, расширяет  и  обогащает  их  музыкальный  кругозор, способствует  повышению  культурного  уровня.

 Хоровое исполнительство содействует также развитию определенных черт характера, важнейшей их которых является чувство коллективизма. Золтан Кодай писал: «А существует ли более наглядное и действенное средство общественной солидарности, чем хор?...».

Большое значение имеет общий творческий и эмоциональный настрой в учебной деятельности, развитие способности учащихся к сотворчеству, организация совместного труда, общей радости, коллективного успеха.

  В  ДМШ, где  учащиеся  сочетают  хоровое  пение  с  обучением  игре  на  одном  из  музыкальных  инструментов, хоровой  класс  служит  одним  из  важнейших  факторов  развития  слуха, музыкальности  детей, помогает  формированию  интонационных  навыков.

Цель программы: формирование эстетического мировоззрения, основ музыкальной культуры ребенка, развитие личностного творческого потенциала. Цель осуществляется рядом задач:

Образовательные:

 – приобретение детьми системы опорных знаний и умений;

 -  формирование  вокально-хоровых навыков;

 - формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

Развивающие:

 – развитие музыкальных способностей;

 - развитие творческого потенциала;

Воспитательные:

 – воспитание художественного и эстетического вкуса;

 - вовлечение в активную музыкальную творческую деятельность;

 - расширение общего музыкального кругозора;

 - воспитание  таких качеств, как трудолюбие, ответственность, коммуникабельность;

  На  занятиях  должны  активно  использоваться  знание  нотной  грамоты  и  навыки  сольфеджирования, т. к.  пение  по  нотам  помогает  учащимся  овладевать  музыкальным  произведением  сознательно, приближает  их  к  уровню  исполнения  многоголосия. Пение  по  нотам  необходимо  сочетать  с  пением  по  слуху, т. к. именно  оно  способствует  развитию  музыкальной  памяти.

  На  протяжении  всех  лет  обучения  педагог  следит  за  формированием  и  развитием  важнейших  вокально-хоровых  навыков (дыханием,  звуковедением,  ансамблем,  строем, дикцией  и  т. д.), постепенно  усложняя  задачи.

  Хоровое  пение - мощное  средство  нравственного  воспитания  учащихся, поэтому  в  репертуаре  произведения  русской  и  зарубежной  классики  должны  сочетаться  с  песнями  современных  композиторов, с  народными  песнями  разных  жанров.

  Большое  внимание  следует  уделять  работе  над  художественным  образом  произведения, его  эмоциональным  содержанием.

  Постепенно,  с  накоплением  опыта, репертуар  усложняется. Учащиеся  знакомятся  с  многообразными  жанрами  хоровой  музыки. Краткие  пояснительные  беседы  к  отдельным  произведениям  способствуют  выявлению  своеобразия  стилей  композиторов, музыкального  языка  различных  эпох.

 Хор организуется  на  инструментальных  и  хоровых  отделениях  ДМШ  и  ДШИ. Для  учащихся  инструментальных  отделений  хор является  одной  из  обязательных  дисциплин, способствующих  формированию  навыков  коллективного  музицирования. На  хоровых  отделениях  хор является  основной,  ведущей  дисциплиной.

  При  организации  занятий  целесообразно  делить  хор  на  два  основных  состава – младший  и  старший. Младший  состав  могут  представлять  две  группы: дети  первого  года  обучения (подготовительный  или  первый  классы)  и  учащиеся  средних  классов. Старший  хор  объединяет  учащихся  старших  классов.

  В  течение  учебного  года  планируется  ряд  творческих  показов: открытые  репетиции  для  родителей  и  преподавателей,  праздничные  и  отчетные  концерты.

Программа рассчитана на 7-и летний срок обучения, количество занятий – 2 раза в неделю по 2 часа (всего 136 часов в год).

 В 1 классе – 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов в год).

За  учебный  год  в  хоровом  классе  младшей  группы  должно  быть  пройдено  примерно  10-15 произведений, в том числе:

2-3 народные песни;

2-3 произведения композиторов-классиков;

5-7  песен современных композиторов;

1-2  -a`capella ( по возможности).

За  учебный  год  в  старшей  группе  хорового  класса  должно  быть  пройдено  15-20 произведений, в том числе:

3-4  народные песни;

3-4  произведения композиторов-классиков;

7-10 песен современных композиторов;

2-4  a`capella

В связи с переходным возрастом (12 – 15 лет), мутацией, отсевом и т.д. в старших классах возможно изменение в форме обучения путем организации вокальных  ансамблей. В этом случае учебно-тематический план и программа обучения не меняются.

 Основные формы организации занятий

 - вводные и итоговые занятия;

 - практические уроки и репетиции;

 - открытые и методические занятия;

 - прослушивания, зачеты;

 - беседы;

  • концерты, выступления.

Основные методы обучения, используемые в данной программе:

словесный, наглядно-слуховой,метод сопереживания , размышления о музыке, практический метод и др.

  Учет  успеваемости  учащихся  проводится  преподавателем  на  основе  текущих  занятий, индивидуальной  и  групповой  проверки  знаний  хоровых  партий. При  оценке  детей   учитывается  также  их  участие  в  выступлениях  хорового  коллектива.

Формы контроля

Формами контроля по реализации данной программы являются:

 - участие в концертных программах

 - проверка знаний партий

 - открытые уроки

 - сольные выступления

 - хоровые конкурсы и фестивали

 - годовые отчетные концерты

 - контрольные уроки в конце каждой четверти

Примерный учебно – тематический план

Хор 1 класса

№ п\п

Содержание тем и виды работ

Теория

Практика

Всего часов

1.

Организация работы обучающихся на занятиях хора. Вводный урок.

1

1

2.

Певческая позиция.

0,5

1,5

2

3.

Упражнение на дыхание.

1

3

4

4.

Работа над унисоном.

1

3

4

5.

Работа над звуковедением.

0,5

3,5

4

6.

Дикция. Артикуляция. Скороговорки.

0,5

3,5

4

7.

Вокальные упражнения – распевания.

1

5

6

8.

Дирижерский жест: внимание, дыхание, вступление, снятие. Дирижирование двух- и трех- дольной сетки.

0,5

1,5

2

9.

Работа над динамикой. F, p, crescendo, diminuendo.

0,5

3,5

4

10.

Развитие слуховых навыков.

1

1

2

11.

Знакомство с хоровыми терминами.

0,5

0,5

1

12.

Работа над художественным образом

10

10

13.

Работа над репертуаром

16

16

14.

Повторение репертуара

4

4

15.

Контрольный урок.

4

4

Итого:

8

60

68

        Младший хор.        

2 - 4 классы.

№ п\п

Содержание тем и виды работ

Теория

Практика

Всего часов

1.

Организационный урок

1

1

2

2.

Распевания, упражнения.

2

8

10

3.

Упражнения на дыхание

2

8

10

4.

Музыкальные термины.

1

1

2

5.

Работа над унисоном

6

6

6.

Пение двухголосных канонов с разным типом движения голосов.

2

8

10

7.

Работа над дикцией и артикуляцией.

6

6

8.

Чтение нот с листа.

6

6

9.

Работа над партитурами.

2

8

10

10.

Работа с репертуаром.

20

20

11.

Работа над художественным образом

2

18

20

12.

Работа над звуковедением.

2

8

10

13.

Знакомство с произведениями мировой хоровой культуры.      

3

8

14.

 Повторение репертуара                                                                      

8

8

15.

Контрольный урок.

8

8

Итого:

13

123

136

  Старший хор.

5 -7 классы.

№ п\п

Содержание тем и виды работ

Теория

Практика

Всего часов

1.

Одноголосные упражнения.

1

11

12

2.

Двух-, трех- голосие (упражнения).

2

10

12

3.

Работа над звуковедением.

1

5

6

4.

Элементы четырехголосия.

 Работа над строем.

1

9

10

5.

Работа над художественным образом.

2

10

12

6.

Работа с хоровым репертуаром.

-

18

18

7.

Навык пения без сопровождения.

16

16

8.

Работа по партитурам. Дикционная активность при нюансах p и pp.

-

8

8

9.

Чтение нот с листа.

-

8

8

10.

Дикция. Артикуляция.

Исполнение стаккато.

1

5

6

11.

Концертная деятельность.

-

4

4

12.

Знакомство с произведениями мировой хоровой культуры.        

       

      8

8

13.

  Повторение репертуара                                                                  

8

8

14.

Контрольный урок.

8

8

     

                                                              Итого:

8

128

136

Примерная программа выступлений

Репертуарный план

1 класс

      Аренский  Расскажи, мотылек.

Чешская  н. п. «Печь  упала» (обр. А. Шебестика)

Ройтерштейн  М. В  осеннем  саду.

Соснин  С. Солнечная  капель

2 класс

      Ребиков  В. Вот  лягушка  по  дорожке.

Украинская  н. п. Ой, бродит  сон (обр. Л. Ревуцкого).

Френкель  Я. Потешка.

Паулс  Р. Колыбельная.

Адлер  Е. В  первый  раз.

3 класс

     Чайковский  П. Мой  садик.

Чешская  н. п. Кошелек (обр. М. Райхла).

Бах  И. Весенняя  песня.

Серебренников  В. Шалуны.

Зарицкая  Е. Тысяча  чудес.

4 класс

     Гречанинов  А. Колыбельная.

Шуман  Р. Совенок.

Грузинская  н. п. «Светлячок» (обр. В. Гокиели).

Крылатов  Е. Хоть  глазочком  заглянуть  бы.

5 класс

Дубравин  Я. Родина.

Чайковский  П. Вторая  песнь  Леля (из  музыки  к  сказке  Островского  «Снегурочка»).

Григ  Э. Заход  солнца.

Испанская  н. п. Недотепа.

Компанеец  З. С  добрым  утром!

6 класс

Варламов  А. Горные  вершины.

Моцарт  В. Послушай, как  звуки  хрустально  чисты (хор  из  оп. «Волшебная  флейта»)

Русская  н. п. «Как  в  лесу, лесу-лесочке» (обр. С. Полонского).

Дубравин  Я. Иван  да  Марья.

Маги  С. Сколько  встреч  впереди.

Гершвин  Дж. Ковбойская.

7 класс

Рахманинов  С. Весенние  воды.

Россини  Д. Кошечки.

Литовская  н. п. Ива  на  горе.

Корчинский  А. Белые  птицы.

Паулс  Р. Вокализ.

Тугаринов  Ю. Въюга (из  хорового  цикла «Проделки  зимы»).

Кumbaya (негр.  спиричуэл).

Содержание курса   

Первые занятия в младших классах  должны начинаться рассказом о музыке, о хоровом пении, о значении дирижера. Беседа должна быть увлекательной, чтобы детям было интересно. Реальнее всего сначала заниматься с маленькими группами (6-8 человек), чтобы ребята смогли привыкнуть к новым условиям, к "чувству локтя", и лишь потом соединять их в один коллектив. Также на первых занятиях нужно объяснить и научить детей принимать правильную позицию при пении сидя и стоя. В доступной форме рассказать о дирижерских жестах, о строении голосового аппарата, дыхании. Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

  1. Певческая позиция.
    Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими: 
    - голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад; 
    - стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги; 
    - в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота; 
    - при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты; 
    - сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение. 
    Если поющий откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе.

  1. Певческое дыхание.
          Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. 
         Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. 
    Поющий  должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. 
         Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука. 
    Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. 
    Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. 
    Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу. 
    Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других). 
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. 
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так: 
- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом; 
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот; 
- дыхание брать незаметно и быстро; 
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно; 
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора. 
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.  
Дыхание должно использоваться равномерно, свободно, чтобы звук при пении был красивым, полетным. Вдох должен быть коротким, обязательно с задержкой, а выдох продолжительным.

  1. Распевание.
    Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 
    1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 
    2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений. 
    Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса. 
            Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. 
    Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий. 
    Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов, Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно. 
    Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность. 
    Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру. 
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

  1. Устройство голосового аппарата. Регистры. Резонаторы. 

         Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков  речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы.

Регистровое строение голоса.

         Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные резонаторы - бронхи. 
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

  1. Звуковедение. 
    В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. 
    Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность. 
    Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них. 
    Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

  1. Дикция. 
    Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук. 
    Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п. 
    Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

  1. Интонация.

         Основной основой хорового пения является чистая интонация. Часто дети не поют, а проговаривают звуки, так называемые "гудошники". Целесообразно с такими детьми позаниматься отдельно с каждым. Большое внимание следует уделять пению упражнений на разные слоги: ма, ра, мо; упражнения на закрытый рот, что дает выработку высокой певческой позиции.

        В работе с младшим хором важно использовать разные виды работы: пение поочередно хора и солистов, пение стоя и сидя, использовать элементы игры, чтобы дети не уставали, и на следующий урок приходили в ожидании чего-то нового. Главнейшую роль играет и содержание репертуара. Интересный, продуманный репертуар вызывает интерес к коллективному творчеству.

           При работе с хором старших классов следует уделять внимание на дыхание (цепное), вводятся медленные темпы, добавляются упражнения для укрепления дыхания, протяжности звука и добиваться единой певческой манеры. Также включается пение хроматизмов, упражнения в унисон, в терцию. Не забывать о том, что быстрое и неаккуратное разучивание произведений ведет к разбалтыванию строя к неточности интонации. Также следует задумываться над выбором репертуара, при котором важно учитывать и интересы детей. Репертуар старшего хора должен быть как можно более разнообразным. Сюда должны входить как общедоступные песни, так и произведения русской, зарубежной и советской музыки с элементами трех- четырехголосия. Должна проводиться большая работа над выразительностью, эмоциональностью, гибкостью звука.

   В нашей школе  хор не является концертным коллективом, хотя участвует в различных школьных, городских, районных мероприятиях. Следует учесть, что в старший хор входят обучающиеся в основном фортепианного отделения, так как скрипачи, баянисты, домристы расходятся на различные ансамбли, оркестры.

 

  1. Начало двухголосного пения. 
          Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у обучающихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой. 
    Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.

 

  1. Работа с репертуаром.

          На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает обучающимся овладевать музыкальным произведением сознательно, ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения. Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), так как именно оно способствует развитию музыкальной памяти.

На протяжении всех лет обучения преподаватель следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков обучающихся (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Огромное влияние на развитие музыкальности обучающихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей. Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в песенном репертуаре. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повторения музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов: варьирование, основанных как правило на принципе поэтического содержания. Опираясь на него можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни. Могут быть использованы также приемы, как сочетание запевов солистом (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и инструментальной аранжировки и другое. Исполнительские приемы должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации эффектов.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Обучающиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Проводятся краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям для выявления своеобразия стилей композиторов, музыкального языка различных эпох.

  1.  Хоровые и теоретические термины.  Хор, солист, ансамбль, сопрано, альт, дискант. Дирижерский жест – внимание, дыхание, задержка, вступление. Унисон, двухголосие, размер, ритм, динамика.

  1.  Знакомство с произведениями мировой хоровой культуры. Данная тема подразумевает коллективный просмотр видеозаписей, посещение концертов Областной Филармонии с участием вокалистов, посещение концертов в КОМК им. Шостаковича в г. Кургане.

 Требования к уровню подготовки выпускника

За время обучения обучающийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

- навыки и потребность в коллективном музицировании;

- умения владеть важнейшими вокально-хоровыми навыками (дыханием, в том числе цепным, звуковедением, строем, дикцией, ансамблем, в том числе правильным произношением гласных и согласных звуков);

- умения понимать художественный образ художественного произведения, выявлять его содержательный и эмоциональный смысл;

- навыки работы со словом, музыкальной и поэтической и музыкальной фразы, формой исполняемого произведения;

- умения чувствовать и выявлять кульминационные моменты целого и его отдельных частей;

- быть знакомым с приёмами сочетания запевов солиста или группы солистов с хором;

- владеть навыками дирижёрского жеста, сознательного отношения к указаниям дирижёра;

- понимания требований к агогическим и динамическим изменениям;

- иметь достаточный объём пройденных произведений разных по содержанию и жанрам;

- знать состав различных хоров.

Список литературы

  1.   Асафьев  Б. О  хоровом  искусстве.-Л. 1980.
  2. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. «Музыка», Л.- 1967г.
  3. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. Музгиз.-19637.
  4. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. М., «Педагогика», -1970г.
  5. Добровольская  Н. Вокально-хоровые  упражнения  в  детском  хоре. – М., 1987.
  6. Кадыков И.Ф. Удивительное о голосе и слухе. М.,»Знание», - 1969
  7. Музыка  в  школе: Журнал
  8. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Л.1972 сост. Огороднов Д.Е.
  9. Начальный этап  вокально-хоровой работы с детьми М.1969,сост.К.Никольская-Береговская
  10. Организация работы музыкально- хоровой школы М 1988
  11. Попов  В. Русская  народная  песня  в  детском  хоре.-М., 1985.
  12. Попов  В., Халабузарь  П. Хоровой  класс: Пособие  для  ДМШ  и  ДШИ.- М., 1988.
  13. ПоповВ., Тихеева  Л. Школа  хорового  пения. Вып. 1.- М.,1986
  14. Программа специального хорового класса М.- 1974
  15. Соколов  В., Попов  В  Абелян  Л. Школа  хорового  пения. Вып.2.-М.,1987.
  16. Струве  Г. Хоровое  сольфеджио.-М.,1988.
  17. Хоровой класс М. 1988 , сост.Попов В., Халабузарь П.

ЛИТЕРАТУРА,

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ И РОДИТЕЛЯМ

  1. Булучевский Ю.,Фомин В. Краткий словарь для учащихся. Л., «Музыка», -1988г.

2. Гольденштейн М.Л. Нас сдружила музыка.   Л., М., «Советский композитор», - 1977г.

3. Козлянинов И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса.    Екатеринбург, -1992г.

4. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. М., «Музыка», - 1987г.

5. Рзянкина Т. Композиторы – детям. Л., «Советский композитор», -1962г.

6. Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О.    М., «Педагогика»,- 1985г.

  1. Газета «Культура».
  2.  Газета «Играем сначала».
  3. Журнал «Музыкальное просвещение».
  4. Просмотр передач канала «Культура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...