Вокал. Рабочая программа.
рабочая программа по теме

Малахова Елена Геннадьевна

"Вокал" Предмет по выбору . Рабочая программа для  отделений «Хоровое пение», «Инструментальное исполнительство» и «Театральное искусство» для ДМШ и ДШИ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vokalu.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  учреждение

дополнительного  образования  детей

Детская  школа  искусств  с. Чаши

ВОКАЛ

ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Для  отделений «Хоровое пение»,

 «Инструментальное исполнительство» и «Театральное искусство»

подготовила преподаватель хора и вокала

 1 квалификационной категории

МОУДОД «Детская школа искусств» с.Чаши

Каргапольского района Курганской области

Малахова Елена Геннадьевна

Чаши, 2008  г.

Оглавление:

Пояснительная записка………………………………….3

Примерный учебно-тематический план…………..…6

Содержание курса………………………………………..8

Примерный репертуарный список……………………10

Требования к уровню подготовки учащихся………..12

Список рекомендуемой литературы........................13

Пояснительная  записка

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

Фома Аквинский приводит такое суждение : «Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать». В вокальном словаре дается такое определение: «Пение – это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса».

Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает наиболее сильное стимулирующее воздействие на воспитание нравственных качеств личности.

Д. Кабалевский отмечал: «Взгляды на музыку неотделимы от взглядов на жизнь вообще», поэтому для духовного развития детей необходимо отбирать лучшие образцы классической, современной и народной вокальной музыки.

  Программа  обучения  сольному  пению  в  ДМШ  и  ДШИ  ставит  своей  целью развитие музыкальных и творческих способностей детей, дать  возможность  желающим  получить  основы  вокального  искусства, повысить  общий  культурный  уровень, а  также  привить  учащимся  художественно-эстетический  вкус.

Цель осуществляется посредством решения ряда задач:

      Образовательные задачи – сообщение учащимся сведений о музыке, композиторах, исполнителях, вокальных школах;

 - объяснение детям принципов звукообразования, дыхания и т.д., изложение знаний о природе человеческого голоса, его физиологии.

       Воспитательные задачи – привить детям такие черты, как любознательность, самостоятельность, трудолюбие, организованность, порядочность, воля, творческое мышление.

       Развивающие задачи: развитие вокального слуха, формирование и развитие вокальных навыков, музыкальной памяти, артистизма, формирование эмоциональной сферы.

  Для  успешного  и  плодотворного  вокального  развития  необходимо:

 -  наличие  удовлетворительных  вокальных  и  музыкальных  данных – певческий  голос, музыкально-вокальный  слух, музыкальная  память, чувство  ритма,  отсутствие  речевых  дефектов;

 -  здоровый  голосовой  аппарат.

   Перед  началом  занятий  проверяются  диапазон  голоса  и  музыкально-вокальные  данные.

 

 В  связи  с  тем, что  вокал  в ДМШ  и  ДШИ  не   является  специальностью,  на  него  отводится  час  предмета  по  выбору, и  им  могут  заниматься  все  желающие, обучающиеся  на  хоровом, инструментальном  и  других  отделениях. Срок реализации программы – 5 лет, 1 час в неделю (34 часа в год). При желании ребенка, хороших вокальных данных и начале обучения вокалу с 1 класса, срок обучения может быть продлен до 7 лет по 1 часу в нед.

 Программа предусматривает обучение детей пению в три этапа:

1) развивающий – 1-2 год обучения;

2) обучающий – 3 год обучения;

3) творческий – 4-5 год обучения.

Основные формы организации занятий:

 - вводные и итоговые занятия;

 - практические уроки и репетиции;

 - открытые и методические занятия;

 - прослушивания, зачеты;

 - беседы;

  • концерты, выступления.

    Основные методы обучения, используемые в данной программе:

словесный, наглядно-слуховой, ассоциативно-образный, метод сопереживания, размышления о музыке, практический и др.

Формы и методы контроля:

  Начиная  с  первого  года  обучения,  в  конце  года  проводится  зачет  по  вокалу  как  по  общему  предмету. Кроме этого, итогом разучивания каждого произведения может стать исполнение в классе на оценку, участие в открытом или методическом занятии.

  Уже  на  1-2  году  обучения  юные  вокалисты  могут  принимать  участие  в  концертах  и  академических  вечерах.

  После  окончания всего  курса  особо  одаренные  учащиеся  подготавливаются  для  поступления  в  профессиональные  учебные  заведения.

Методические рекомендации:

 Задача педагога сольного пения - развивать  у  учащихся:

- общий  культурный  и  музыкальный  уровень;

- профессиональные  певческие  данные;

- певческое,  устойчивое  дыхание  на  опоре;

- ровность  звучания  на  протяжении  всего  диапазона  голоса;

- высокую  вокальную  позицию  и  точное  интонирование;

- певучесть, напевность  голоса (кантилена);

- дикционные  навыки, четкую  и  ясную  артикуляцию;

- орфоэпические  навыки  в  разговорной  и  певческой  речи.

  Не  допускать  форсированного  звучания, приносящего  часто  непоправимый  вред.

  В  работе  над  вокальным  произведением  необходимо:

а) учитывать  степень  вокально-музыкальной  подготовленности  учащегося;

б) подбирать  репертуар  по  степеням  трудности и в соответствии с возрастом учащегося  в  каждом  отдельном  случае;

в) прививать  учащимся  навыки  сознательного  освоения  музыкально-художественного  содержания  исполняемого  произведения (делать  с  учащимися  подробный  музыкальный  и  текстовый  анализ).

  При  составлении  педагогом  индивидуального  учебного  плана  необходимо  учитывать  индивидуальные  вокальные  данные  учащегося (ознакомиться  с  его  достоинствами  и  недостатками)  и  на  основе  этого  составить  репертуарный  список, постепенно  усложняя  его.

 

 Концертный  репертуар  составляется  только  из  произведений, пройденных  с  педагогом  в  классе.

 Примерный учебно-тематический план

1 - 2 год обучения

Виды работы

Кол-во

Часов

В год

теория

практика

1

2

3

4

5

Введение

Формирование музыкальных интересов учащихся:

 - беседы о музыке;

 - слушание произведений;

 - мероприятия воспитательно-познавательного характера (спектакли, концерты);

Пение учебно-тренировочного материала, распевание.

Пение произведений:

 - народная песня;

 - классика;

 - современная песня;

 - пение в ансамбле.

Концертная деятельность.

0,5

1

1

2

5

5

5

8,5

4

2

0,5

1

-

2

1

1

1

1

1

-

-

-

1

-

4

4

4

7,5

3

2

Итого:

   34

   8,5

   25,5

3 год обучения

Виды работы

Кол-во

Часов

В год

теория

практика

1

2

3

4

Формирование музыкальных интересов учащихся:

 - беседы о музыке;

 - слушание произведений;

 - мероприятия воспитательно-познавательного характера (спектакли, концерты);

Пение учебно-тренировочного материала, распевание.

Пение произведений:

 - народная песня;

 - классика;

 - современная песня;

 - пение в ансамбле.

Концертная деятельность.

1

1

2

4

6

6

8

4

2

1

-

2

1

1

1

1

1

-

-

1

-

3

5

5

7

3

2

Итого:

34

8

26

4-5 год обучения

Виды работы

Кол-во

Часов

В год

теория

практика

1

2

3

4

Формирование музыкальных интересов учащихся:

 - беседы о музыке;

 - слушание произведений;

 - мероприятия воспитательно-познавательного характера (спектакли, концерты);

Пение учебно-тренировочного материала, распевание.

Пение произведений:

 - народная песня;

 - классика;

 - современная песня;

 - пение в ансамбле.

Концертная деятельность.

1

1

2

5

6

6

7

4

2

1

-

2

1

1

1

1

1

-

-

1

-

4

5

5

6

3

2

Итого:

34

8

26

Содержание  курса.

- учащиеся овладевают навыками пения в сопровождении инструмента;

 - учащиеся учатся петь без сопровождения;

 - дети овладевают навыками пения в ансамбле;

 - воспитанники приобретают специальные вокальные знания, умения и навыки;

 - педагог проводит беседы о музыке, композиторах, вокальных школах

  1. этап  обучения(1-2 год)

развивающий

 Вокальное  воспитание  певца  неразрывно  связано  с  развитием  его  музыкальных  данных  и  культурного  уровня.

  В  результате  1-2  года  обучения  учащийся  должен:

-        иметь  элементарное  представление  о  голосовом  аппарате, о  резонаторах;

-        знать, что  такое  правильная  установка  корпуса  при  пении;

-        уметь  правильно  пользоваться  певческим  дыханием;

-        правильно  певчески  формировать  гласные  в  сочетании  с  согласными.

  При  работе  необходимо  пользоваться  средним  регистром  и  интервалами  в  медленном  темпе: большой  и  малой  секундой, большой  и  малой  терцией, квартой. Обращать  особое  внимание  на  чистоту  интонации, выравнивать  звучность  гласных  и  добиваться  правильного, четкого  произношения  согласных. Постепенно  расширить  диапазон  голоса  до  1,5  октав, работать  над  сглаживанием  регистров.

  Следить  за  тем, чтобы  не  было  форсированного  пения, избегать  высокой  или  слишком  низкой  тесситуры. Не  завышать  репертуар.

  В  течение  каждого  года  обучения  на 1 этапе учащийся  должен  проработать:

  1. Вокализа или народные песни;
  1. несложных  вокальных  произведений.

  1. этап обучения (3 год)-

обучающий

  Углубление  вокально-технических  и  музыкально-художественных  навыков.

  Продолжается  работа  над:

-        расширением  диапазона  голоса;

-        выравниванием  звучности  голоса  на  всем  диапазоне;

-        развитием  и  укреплением  певческого  дыхания, связанного  с  ощущением  опоры;

-        укреплением  чистой  интонации.

  При  работе  над  вокализами  следить  за  певучестью  и  пластичностью  звука, чувствовать  движение  мелодии  и  кульминацию  произведения.

  В  вокальных  произведениях  с  текстом  стремиться  к  созданию  художественного  образа, добиваться  смыслового  единства  музыки  и  текста.

 

 В  течение  второго  этапа  обучения  учащийся  должен  работать  над  упражнениями, включающими  мажорные  и  минорные  гаммы, трезвучия.

  Проработать:

1-2 вокализа или народные песни;

5-6  песен  русских, зарубежных   и  современных  композиторов.  

  1. этап  обучения(4-5 годы)-

творческий

 На  последнем  этапе  обучения  продолжается  работа  над  укреплением  всех  пройденных  вокально-технических  навыков,  певческого  дыхания, интонации, а  также  над  освоением  музыкального  репертуара.

  Необходимо  развивать  у  учащегося  интерес  к  лучшим  художественным  образцам  народных, классических  и  современных  музыкальных  произведений.

  В  течение  каждого года 3 этапа обучения пению  проработать:

1- 2  романса или вокализа;

1-2 народные  песни;

    4-5 песен.

Примерный  репертуарный  список.

В  зависимости  от  возраста  учащихся,  подход к обучению  можно  условно  разделить  на  3 возрастные  группы: младшая (6-9  лет), средняя (10-12 лет)  и  старшая (13-16 лет). Независимо  от  того, в  каком  возрасте  ребенок  начал  обучаться  вокалу, цели  и  задачи  курса, особенно  на  начальном  этапе, будут  схожи; репертуарный  список  может  быть  различным, т. к. скорость  освоения  учащимися  вокально- певческих  навыков  и  глубина  понимания  музыкально-художественного  содержания  произведения  в  разных  возрастах  очень  отличается.

Младшая возрастная группа.

Абт  Ф. Вокализы.

Аренский  А. Расскажи, мотылек. Спи, дитя  мое, усни. Птичка  летает.

Арутюнов  А. Маленький  герой.

Баневич  С. Котик  Рыжик.

Бетховен  Л. Сурок.

Долганова  Е. Ручеек.

Итальянская  н. п. Четыре  таракана  и  сверчок (обр. Долухоняна).

Кадомцев  И. Я – хрю-хрюшка.

Кошмина  Е. Весна.

Левина  В. Неваляшки.

Народная  русская  песня  в  обр. А. Егорова  «Не  летай, соловей».

Народная  русская  песня  в  обр. Н. Римского-Корсакова  «Ходила  младешенька  по  борочку».

Чайковский  П. Мой  Лизочек.

Шаинский  В. Белые  кораблики.

Средняя возрастная группа

Абт  Ф. Вокализы.

Алябьев  А. Я  вижу  образ  твой.

Арутюнов  А. Я  эту  песню  вам  дарю.

Варламов  А. Ангел. Белеет  парус  одинокий. Горные  вершины.

Гендель  Г. Дай  мне  слезами.

Глюк  Х. Ария  Орфея  «Вещей  скорби».

Григ  Э. Заход  солнца.

Кикта  В. Иволга.

Компанеец  З. С  добрым  утром!

Крылатов  Е. Ваши  глаза.

Народная  словацкая  песня  «Спи, моя  милая».

Народная  песня  в  обр. В. Волкова  «Над  полями  да  над  чистыми».

Неаполитанская  песня  «Санта  Лючия».

Римский-Корсаков  Н. Третья  песня  Леля  из  оп.  «Садко».

Рыбников  Н. Сон.

Соснин  С. Снежный  карнавал.

Хренников  Т. Колыбельная  Светланы.

Чайковский  П. Мой  садик.

Чичков  Ю. Свирель  да  рожок. Ромашковая  Русь. Все, что  сердцу  дорого.

Юдина  Н. Лунный  вальс.

Старшая возрастная группа

Абт  Ф. Вокализы.

Булахов  П. Колокольчики  мои, цветики  степные.

Варламов  А. Ты  не  пой, душа  девица. Красный  сарафан.

Глинка  М. Венецианская  ночь. Жаворонок. Я  помню  чудное  мгновенье.

Гурилев  А. Колокольчик. Внутренняя  музыка. Красный  сарафан.

Дунаевский  М. Цветные  сны.

Зейдлер  Г. Вокализы.

Колмановский  Э. Песенка  Беатриче.

Кужамьяров  К. Звезды, сверкающие  на  земле.

Легар  Ф. Песня  Джудитты  из  оперетты  «Джудитта».

Моцарт  В. Ария  Керубино  из  оп. «Свадьба  Фигаро».

Народная  русская  песня  в  обр. Ю. Слонова  «Как  ходил, гулял  Ванюша».

Пахмутова  А. Нежность.

Рахманинов  С. Сирень. Здесь  хорошо.

Резников  В. Ленивый  гном.

Римский-Корсаков  Н.  Пленившись  розой, соловей;  Колыбельная  Волховы, ария  Садко «Заиграйте, мои  гусельки»  из  оп. «Садко».

Рубинштейн  А. Желание.

Серебренников  В. Осень.

Шуберт  Ф. Серенада. В  путь.

Требования   к  уровню  подготовки  учащихся,

обучающихся  по  данной  программе.

  Учащиеся  должны  уметь:

  1. Грамотно  пользоваться  певческим  дыханием, петь  «на  опоре».
  2. Правильно  формировать  гласные  и  согласные  звуки.
  3. Интонировать  чисто, чувствовать  движение  мелодии  и  кульминацию  произведения.
  4. Передать  эмоционально-образное  содержание  исполняемого  произведения.

Список литературы

  1. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. Музгиз.-19637.
  2. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. М., «Педагогика», -1970г.
  3. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
  4. Дмитриев А.Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.
  5. Добровольская  Н. Вокально-хоровые  упражнения  в  детском  хоре. – М., 1987.
  6. Егоров А.Гигиена певца и ее физиологические основы.-Москва.Музгиз.1962.
  7. Емельянов В,В, .Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
  8. Кадыков И.Ф. Удивительное о голосе и слухе. М.,»Знание», - 1969
  9. Луканин В.Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977
  10. Малахов. Современные дыхательные методики._-Донецк.2003
  11. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967
  12. Музыка  в  школе: Журнал
  13. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе Л.1972 сост. Огороднов Д.Е.
  14. Начальный этап  вокально-хоровой работы с детьми М.1969,сост.К.Никольская-Береговская
  15. Организация работы музыкально- хоровой школы М 1988
  16. Попов  В. Русская  народная  песня  в  детском  хоре.-М., 1985.
  17. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- .Москва.ФИС,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Рабочая программа объединения " Вокал"

Программа 1 уровня обусловлена тем,что занятия вокалом развивают художественныеспособности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей В настоящее ...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программе объединение " Вокал"

Программа второго уровня  имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, а так же индивидуальное обучение вокалу, формирует...