Доклад на тему "Проблемы нравственного воспитания учащихся"
материал по теме

mavlutovaan

Доклад освещает проблемы нравственного воспитания учащихся системы среднего профессионального образования. В работе содержится теоретическая часть, предлагаются основные формы нравственного воспитания, а также содержится исследовательская деятельность педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 31» г. Мосальск

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Преподаватель: Мавлютова А.А.

«ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Мосальск

2010г.

Введение

Сегодня учащиеся профессиональных учебных заведений знакомы с элементами высшей математики, просвещены музыкально, размышляют о тайнах мироздания, стремятся достичь успехов в науке, искусстве спорте и будущей профессии. Но при этом они остаются детьми, с неустойчивой психикой и еще не до конца развитой нравственностью, а значит, требуют постоянной заботы и внимания со стороны педагогов.

Далеко не всегда удаются полностью осуществить весь блок задач воспитания по отношению к каждому учащемуся. На одного определенный отпечаток накладывает будничность жизни, полная защищенность от всех лишений и трудностей. Другой, еще не столкнувшись вплотную с необходимостью жизненного выбора, сосредотачивается на отвлеченных, абстрактных идеях и отодвигает на второй план каждодневные нужды. Третий, переполненный большим объемом всевозможной информации, не может сконцентрироваться на главном, «найти себя», подвержен ложным влияниям.

Имеет значение и то, что новое поколение сталкивается с проблемами, которые не были знакомы предшественникам. Поэтому наиболее рациональным способом обеспечения успешного результата подготовки учащихся к жизни становится концентрация педагогических усилий на образовании личности учащегося, которое становится фундаментом для развития всех остальных сторон.

В данном возрасте на еще не окрепшее, не закаленное моральное сознание юношей и девушек обрушивается широчайшая гамма жизненных противоречий между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других». Эти противоречия и трудности нередко приводят к самым неожиданным результатам в психическом развитии:        порождают        стеснительность,        развязность,

потребительство, легкомыслие, цинизм, пессимизм, лень и нечестность.

Переход от управляемого и направляемого детства к самостоятельной взрослости не может быть легким: необходимо совершить переход от юношеского идеализма к реальности в оценках и суждениях, от пассивной роли исполнителей воли и предписаний старших к самостоятельной активности в действиях и поступках, выработать четкую линию поведения, занять «взрослую позицию» по отношению к окружающим людям.

Но дело не только в возрастных сдвигах нравственного развития и расширения круга проблем узколичностного плана. Большую роль играет и противоречивость социальных условий, разноплановость влияний и информации. Они, с одной стороны, расширяют круг нравственных проблем учащихся, а с другой - нередко преподносят им извне готовые решения этих проблем, отучая от трудностей преодоления, морального выбора, т. Е. Невольно способствуют формированию нравственной беспомощности.

Молодые люди сегодня имеют больше вариантов, альтернатив при решении любых вопросов. У них расширилась свобода выбора, что привело к появлению в среде молодежи эталонов, следование которым не требует особых нравственных усилий. В результате возникло опасение, что процесс формирования внутренних нравственных критериев затормозился. А если они есть, то не всегда достаточно устойчивы.

Сколь глубока эта проблема, надо решать в каждом случае отдельно. Многое зависит от того, с каким багажом духовных и нравственных ценностей подошли учащиеся к рубежу юности. Но сумеют ли они обрести свои главные качества:        благородство, патриотизм,

целеустремленность, достоинство... - зависит не только от нравственного багажа, но и от моральных потенций каждого, от его способности принять на себя ответственность за судьбы отдельных людей и общества в целом. Вот почему перед каждым педагогом так остро встает задача нравственного развития своих воспитанников.

Нравственный мир молодежи НПО и его противоречия

Основная проблема возраста учащихся профессиональных учебных заведений - потребность в нравственном самопознании. Каждым своим высказыванием, поступком, вопросом и ответом на него, творческой работой учащиеся раскрывают свое «я», потому что большинство из них еще не научились надевать на себя маску, хитрить играть чужую роль - словом лицемерить. Но они нередко ошибаются в нравственной самооценке, что приводит ко многим просчетам в их поведении.

Чтобы понять воспитанника, необходимо пристально вглядеться в то, как он живет, с кем дружит, узнать его мысли и стремления. А поняв - обязательно помочь ему. Помочь тактично и ненавязчиво разобраться в самом себе, поддержать, приободрить, направить по правильному пути. В этом наша главная педагогическая обязанность, наш долг перед вступающим в мир взрослых отношений и проблем поколением.

Одним из самых доступных способов нравственной оценки старшеклассников является анализ их высказываний о самих себе, о своем поколении, ответов на вопросы, писем сочинений творческих работ.

Чаще всего при анализе творческих работ учащихся встают вопросы, обращенные прежде всего к самим себе: «Кто я?», «Я - личность или нет?», «Каковы мои главные достоинства?», «На что же я способен?», «Кому я нужен?». Это одни и те же проблемы - времени, поиска идеала, цели в жизни, жажда любви, неудовлетворенность собой...

Особенно остро ощущается неудовлетворенность собой. Чаще всего учащиеся выделяют в себе такой коллейдоскоп недостатков как лень, несдержанность, грубость, злость, пассивность, неспособность принять нужное решение, необъективность в оценке людей, равнодушие способность осуждать людей в их отсутствии, отсутствие гордости трудолюбия эгоизм.

Но можно правильно и красиво рассуждать о справедливости, провозглашать патриотизм и доброту, призывать к гуманности - и не быть нравственным человеком. Если все эти красивые мысли и слова не выльются в реальные дела и конкретные поступки. Значит, судить о нравственной позиции учащихся следует прежде всего по их действиям, а для этого педагогу необходимо наблюдать за каждодневной жизнью и деятельностью воспитанников, вдумываться в их слова и соотносить их со своими наблюдениями. Насколько насыщены они нравственным содержанием? Во имя чего совершаются поступки?

Основой основ нравственного формирования личности на данном возрастном этапе становится ценностная ориентация. Сложность овладения реальным миром беспрестанно рождает вереницы вопросов, которые в большинстве случаев не имеют стандартного решения: «Почему?.. Почему одни люди добрые, а другие злые?», «Почему несправедливость часто торжествует?», «Что такое жизненный успех?..» И поскольку пытливое и строго реалистическое наблюдение жизни накладывается на романтический, наполненный оптимизмом, но бескомпромиссный характер мировосприятия (почти в каждом современном юноше как-то неожиданно уживаются неизлечимый мечтатель и жестокий реалист, причем второй завоевывает все более прочные позиции), ответы на возникающие вопросы приводят к беспощадности морально-критических оценок. Развенчиваются авторитеты, низвергаются кумиры, а их место занимают порой случайные, не имеющие подлинного нравственного значения ценности.

Переживания, сомнения, тревоги юношей и девушек искренни и глубоки. Причем, как подметил еще А.В. Луначарский, «часто унывают вовсе не худшие, а те, которые являются наиболее требовательными к жизни...»

Если учащиеся не находят поддержки со стороны педагогов или она недостаточно эффективна, моральные принципы учащихся формируются на основе случайных впечатлений. И хотя общая тенденция сближения нравственных принципов и поведения прослеживается четко, нередко заблуждения, искания и противоречия в моральных воззрениях старшеклассников значительно затрудняют процесс становления их нравственной зрелости.

Дефицит доброты остро ощущается в наше время, в том числе и в среде молодежи, но это не мешает им выступать с заявлениями такого рода: «В современном мире быть добрым - слишком большое удовольствие, ведь жизнь - это борьба».

Нравственные качества, по мнению некоторых учащихся, делятся на престижные и непристижные, на необходимые, те, без которых не проживешь, и второстепенные - своего рода причуды, «рассматриваемые как некоторое чудачество», а иногда и препятствия на жизненном пути. К сожалению, погоня за «престижностью» подчас уводит учащихся в сторону от подлинных нравственных ценностей, так как они не всегда способны четко разграничивать суть жизни и жизненную суету. Часто они высказывают мнение, что «честность, порядочность и деликатность в наше время никому не нужны, обрекают на постоянную неудачу». Поэтому стремятся научиться хитрить, ловчить, обманывать, выхватывать удачу у других из-под носа. У них создается впечатление и уверенность, что только таким должен быть человек «умеющий жить».

К тому же многие юноши и девушки искренне убеждены, что взгляды старшего поколения на жизнь, а следовательно, и на нравственность устарели. Они уверены, что взрослые, и в первую очередь учителя, проповедуют им нередко то, что уже не соответствует действительности, во что сами слабо верят и чего не придерживаются в своем поведении.

Рядом с отзывчивостью часто живет в сознании молодежи и нравственная глухота, рядом с добротой - черствость, а иногда и жестокость, рядом с желанием помочь - душевная леность. Встречаются случаи, когда родители не в силах справиться со своим ребенком. Мать жалуется: «Мальчик не хочет ни учиться, ни работать, ничем не увлекается, нет для него ничего святого. Дружит с ребятами, не вызывающими у меня доверия. Несколько раз его уже забирали в отделение милиции за драки. Сделаешь замечание - грубит. Думаю, что его мне уже не перевоспитать. Помогите, - обращается она к педагогам, - помогите спасти его от дальнейшего падения по наклонной плоскости».

Приведенный пример — это случай, когда ребенок запущен и требуются экстраординарные педагогические меры воздействия на него.

В целом нравственная позиция современной молодежи оказывается слишком хрупкой, нестойкой, потому что соткана главным образом из внушенных словами идеалов и кое-каких впечатлений, почти не проверенных нравственным опытом. Стоит учащемуся попасть в сложную ситуацию, как он тушуется, теряется и нередко оказывается не в состоянии противостоять обстоятельствам. Наблюдения показывают, что сбить с правильного пути основную массу юношей и девушек не так уж трудно. У многих из них, оказывается, просто не хватает смелости ответить: «Я не стану этого делать, потому что это противоречит моим убеждениям».

Абсолютная растерянность перед свершившимся фактом, беспомощность при попытках разобраться в собственных действиях, мыслях, ощущениях - характерный недостаток нравственного развития современной молодежи. На вопрос: «Зачем ты это сделал?» - учащиеся часто дают ответ: "Просто так".

Стремление к одинаковости, стадности, поступкам по формуле «как все, так и я» - по сути страшное понятие. Это позволяет оправдывать многие неблаговидные поступки, совершать сделки с совестью: «И другие так делают, не я один...» И она очень опасна, так как свидетельствует о добровольном отказе от критического взгляда на себя, о сознательном выборе иждивенческой позиции.

Отсутствие собственной точки зрения только на первый взгляд кажется проявлением слабости и безволия молодежи. На деле же безгласность, пассивность, подражательство есть вполне определенная точка зрения, безнравственная по сути, потому что за ней скрывается сознательная созерцательность, а не борцовская установка. Педагоги давно подметили, что самыми трудными воспитанниками бывают именно те, которые готовы слепо следовать за другими и в хороших, и в плохих начинаниях. Их обычное состояние - нравственный вакуум. Они малоэмоциональны, не любят читать, ни о чем не думают и не рассуждают, не слушают говорящего, но могут часами простаивать в подъезде с группой ровесников или, хуже того, устраивать «набеги» на чем-то не полюбившихся им сверстников. Показательно, что в подобных компаниях состоят не только педагогически запущенные учащиеся, нравственная неустойчивость толкает в них ребят, которые внешне проявляют себя с положительной стороны:        неплохо        учатся,

дисциплинированны, не грубят старшим. Они просто не знают куда себя деть. 4

Какой вывод должны сделать из таких случаев педагоги? Единственный: мы не научили своих питомцев отличать подлинное от мнимого, не внушили потребность во внутренней чистоте.

Другая - диаметрально противоположная проблема - стремление, особенно девушек, быть «не как все», выделиться из общей массы сверстников.

Признание собственной исключительности может помочь человеку в трудную минуту, придав дополнительные силы для решительного действия. Но оно может и серьезно навредить учащемуся с его еще не окрепшим мировоззрением. Сознание собственного превосходства над другими всегда таило в себе зародыши цинизма. Еще одна проблема нравственного воспитания молодежи - дефицит порядочности. Непорядочность видится в многочисленных примерах мелкого обмана учителей (списали, подсказали, выгородили виновного и т. п.), неверности данному слову, невыполнения обещанного, стремлении опередить другого.

Что же имеется в виду под этим емким и распространенным понятием «порядочность»?

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано такое определение: «порядочный человек — любитель порядка или ведущий, держащий себя изрядно, прилично, как должно». Значит, современному учащемуся именно этой «изрядности», «приличности», «должности» и недостает?

Однако на вопрос. «Какое главное требование ты предъявляешь своему другу?» - абсолютное большинство назвали «порядочность» среди других нравственных качеств личности. В цене у молодежи такие важные проявления этого качества, как надежность, верность, искренность.

Пренебрежение к нравственным устоям у юношей и девушек в последние годы приобретает новые оттенки; это участившиеся прогулы, недобросовестное выполнение общественных поручений, отказ от участия в коллективных делах под разными сомнительными предлогами, деление на группировки.

Необходимо преодолевать и другую характерную черту юношеской морали — повышенное внимание к своим переживаниям, которое нередко становится проявлением зачатков эгоцентризма. Чрезмерная сосредоточенность на самом себе, постоянное ощущение своих неудач и страданий, утеря способности к сопереживанию другим людям из-за всепоглощающей погруженности в собственный микромир могут служить одним из прогнозов утери способности добросовестно выполнять свои обязанности, отвечать за собственные действия.

И уж, конечно, бсобое внимание должно уделяться тем, кто к 15-16 годам научился приспосабливаться. Двойная мораль молодежи нередко есть результат противоречивых педагогических требований и неправильного подхода к оценке личности ученика.

И в семье оценивания личности по подлинно нравственным критериям не происходит, особенно если учесть, что семья оказывает все более формальное влияние на детей; одеть, накормить, дать денег на развлечения - и все. В одних семьях родители считают себя недостаточно грамотными для воздействия на своих детей, в других - слишком занятыми: «С нами никто не нянчился, пусть и они растут самостоятельно». В результате нередко двойной образ жизни: в учебном заведении и дома - пай-мальчики и чудо-девочки, вежливые и смирные; а вечером в подъезде - разудалые юнцы, не знающие границ приличного и неприличного, презирающие истинные человеческие ценности.

Характеристика просчетов в нравственном воспитании учащихся будет неполной, если не обратить внимание на то, что современная молодежь стала более свободной в общении, раскованнее. Снизился авторитет взрослых: родителей, учителей, окружающих людей. Для многих потеряна «высшая инстанция» - авторитет, который был бы и главным судьей, и ведущим ориентиром в жизни. Нравственные идеалы учащихся, как правило, слишком абстрактны и далеки. А ведь именно для нравственного воспитания так важно, чтобы рядом был человек, которому можно безоговорочно поверить.

Оценивая нравственную позицию учащихся, было бы приятнее сосредоточиться на достоинствах современных юношей и девушек. Но для классного руководителя важнее получить представление о дефицитах в развитии нравственности у представителей этого возраста, потому что именно с ними ему предстоит работать.

Педагогика нравственного взросления

Слово всегда играло большую роль в нравственном воспитании школьников. Классный час, откровенный разговор, обсуждение проблем... суть их сводится к разъяснению учащимся смысла моральных категорий и убеждений в необходимости следовать им. Как показывает опыт, в чаще всего дефицит нравственной практики ощущается там, где учащиеся не овладели теорией морали в должной мере. Ведь способность действовать на нравственной основе развивается, как и любая человеческая способность, не только с помощью самого действия и его неоднократных повторений, но и в результате усвоения определенной суммы знаний о задачах и способах действия.

Прежде всего необходимо создать надлежащие условия для выработки у учащихся широкого спектра моральных представлений мировоззренческого плана. Актуальный для девушек и юношей и девушек мировоззренческий вопрос о месте человека в мир, о его возможностях расшифроваться на каждом уроке с разных сторон, не всегда создавая целостное представление о человеческом достоинстве, смысле жизни, о счастье, т. е. о нравственном назначении человека.

Моральные представления мировоззренческого плана - наиболее характерное представление ранней юности - выступают как некоторое завершение выработки личностью нравственных установок, их общее осмысление с целью определения ведущей линии поведения. Если ценности, добытые индивидуальным сознанием, подлинные, в основу установок учащегося ложатся такие моральные требования, как долг, совесть, ответственность, честь, достоинство, которые предопределяют соответствующий образ жизни. Если же становление сознания идет по ложному пути, извращается, отягощается меркантильными интересами, такое искажение приводит к безнравственности, потребительству, бездуховности. Вопросы: «Что следует ценить?», «Чем необходимо дорожить в жизни?», «К чему следует стремиться?», «Чего избегать и с чем вступать в борьбу?» - становятся самыми важными в нравственном просвещении учащихся, так как их решение помогает выработать стратегию жизни на пороге социальной и физической зрелости.

В нравственное просвещение учащихся непременно должны включаться вопросы, анализ которых способствует более правильному пониманию общественных явлений и выделению стержневых нравственных проблем современности:        «Знание и

нравственность», «Мораль и личность». Однако обращение к таким темам целесообразно лишь при условии достаточно полного научного овладения юношами и девушками важнейшими этическими категориями, прежде всего сложными понятиями общечеловеческой морали.

Столь сложная задача успешно решается там, где вооружение учащихся нравственными знаниями становится предметом общей заботы педагогического коллектива. Ведь именно в этом возрасте пробуждается интерес к анализу нравственных категорий. И если на всех уроках, а не только на уроках литературы и обществоведения нравственные категории будут анализироваться по существу, уровень нравственной подготовки учащихся значительно возрастет. Разбор, анализ того или иного понятия, факта, явления в нравственном аспекте очень важен, но он сам по себе не формирует личность ученика. Надо добиваться, чтобы учащийся «переболел», «прочувствовал» понятие, чтобы оно приобрело для него личностный смысл. Иными словами, необходимо выявлять и выносить на обсуждение самые актуальные для молодежи вопросы, связывая их с изучаемыми в курсе того или иного учебного предмета проблемами.

Вопрос: «Что тебя особенно волнует сегодня?» - помогает выявить большие различия в мироощущениях отдельных ребят. Для одних предметом заботы являются общечеловеческие проблемы, для других - становление собственного «я», утверждение своей жизненной позиции, а для третьих — узколичностные интересы типа: «Где достать современные диски?».

Раз уж такие различия возникают, надо в каждом случае выяснить, что стоит за ними: несформированная нравственная позиция или сложившийся нравственный стереотип, случайная фраза или твердое убеждение. Только разобравшись в этом, можно помочь исправить просчеты в нравственном развитии, потому что ответы на главные для учащегося вопросы и есть основа усвоения им нравственного образца. Конечно, если этот образец достаточно убедительно представлен и принят как эталон своего поведения.

Часто педагоги уделяют большее внимание привитию нравственности «для себя» — и слабее пропагандируют нравственность «для других». Система работы в этом направлении сориентирована в большей мере на выработку честности, трудолюбия, справедливости, ответственности и других качеств, характеризующих самого человека с положительной стороны, чем на формирование гуманности, готовности к самопожертвованию, сочувствию, сопереживанию.

В процессе нравственного просвещения учащиеся научились отвечать на вопрос о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», о том, как следует поступать в том или ином случае. Все это - нравственные знания, которые легко выявляются при опросах. А степень подлинного овладения моралью раскрывается только через анализ внутренних побуждений. Учащийся, который хочет думать и поступать высоконравственно, не сможет обойтись без самостоятельных раздумий о моральных проблемах, а потому и без сомнения и переживаний. Такой учащийся обязательно будет задавать вопросы себе и другим. И не только на специально организованных занятиях. В связи с этим возникает проблема: не слишком ли мало внимания уделяется внешним, но свидетельствующим о глубокой внутренней работе сознания проявлениям морали и формированию навыков и умений такой внутренней работы у учащихся? Имеются в виду навыки: открыто ставить волнующие нравственные вопросы, а не таить их в себе из-за страха сказать что-нибудь не то или не так, навыки публичных выступлений в- защиту нравственных идей, умения «не проходить мимо» зла. Для правильного морального выбора необходимо развивать способность к дедуктивным методам умозаключений и выполнению мыслительных операций (анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, абстрагированию, суждению).

Содержание нравственного просвещения должно определятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Взять, к примеру, такую нередкую для учащихся индивидуальную черту, как желание выделиться, показать себя с лучшей стороны. Ведь именно она побуждает некоторых совершать добрые поступки^ включаться в оощественно полезную деятельность. Валено предоставить широкую возможность проявить себя и одновременно создать условия для переориентации их стремления выделиться в стремление принести больше пользы. Причем достичь этого вполне реально с помощь таких проверенных средств воспитания словом, как общественное мнение и нравственный самоанализ.

В школе много и часто говорят о моральном облике, духовности личности, о необходимости постоянно соблюдать нравственные нормы. И программу самоанализа составляют, как правило, основываясь на этих наиважнейших критериях нравственности’ причем они берутся только с положительной стороны, в развитии от хорошего к лучшему. А о нравственных запретах, табу, через которые человек не имеет права переступить, не упоминается В результате получается, что учащимся не показываются отрицательные качества и вообще закрываются глаза на плохое, которое есть в жизни. В итоге они не нацеливаются на борьбу с ним а лишь совершенствуют положительное. Но ведь то, что со знаком «минус», тоже развивается, только в отрицательную сторону. Плохое становится еще хуже, если, не замечая его, призывать только к развитию хорошего. Значит, каждая программа нравственного самоанализа должна стать зеркалом души учащегося. Наше нравственное просвещение должно быть таким, чтобы показывать юношей и девушек самим себе и с хорошей, и с плохой стороны. Главное в программе нравственного самоанализа - это побуждение к самооценке своих действий и поступков на основе нравственных критериев. Наиболее доступным и простым видом самоанализа является серия разнообразных опросов: анкет, интервью, несложных тестов, педагогических игр и т.п.

Но, даже предложив учащемуся программу самоанализа, нельзя ожидать, что они сразу же разберутся во всех оттенках своих нравственных проявлений. Судить объективно о самом себе всегда трудно. И если не подкрепить каждое суждение серьезным анализом можно легко ошибиться в самооценке. Такой анализ должен быть составной частью нравственного просвещения.

Для определения степени нравственной направленности действий учащегося можно предложить следующую схему анализа:

«Вспомните какой-либо один значимый для вас поступок и выясните его мотив. (Предварительно необходимо познакомить с понятием «мотив», с наиболее характерными мотивами человеческой деятельности.) Затем попытайтесь установить, что же вызвало этот мотив, была ли породившая его потребность нравственной. (Это поначалу вызовет затруднение, даже если учащиеся достаточно четко представляют, что такое нравственная потребность. Поэтому на первых порах надо помочь одному-двум желающим серией наводящих вопросов, которые остальные учащиеся воспримут применительно к себе.) Далее вспоминайте ваши переживания, чувства, связанные с этим поступком, и тоже попытайтесь установить, какую потребность удовлетворяли эти чувства. Затем проанализируйте реакцию на ваш поступок со стороны окружающих людей: доставил ли он им удовольствие, вызвал ли одобрение с их стороны?

А теперь подумайте, какие занятия, люди вас чаще всего привлекают и как вы ведете себя по отношению к ним. Вспомните другие свои поступки. Попробуйте проанализировать преобладающие у вас мотивы и потребности: какие из них наиболее благотворны для вас, а какие мешают вам и тем, кто с вами общается, вызывают неприятные чувства, ненужные или вредные привычки, т.е. тормозят ваш духовный рост и вызывают возражения окружающих. Постарайтесь разобраться в нравственной направленности ваших поступков, осознать и оценить ее, а главное, если нужно, исправить свое поведение».

Основные формы нравственного просвещения

Формы

занятий

учащихся

Формы нравственного просвещения в процессе занятий учащихся

Формы

преподнесения

учащимся

нравственных

занятий

Способы контроля за овладением учащимися нравственными знаниями

Урок

Обсуждение нравственных проблем, создание нравственных проблемных ситуаций, анализ нравственных категорий и , понятий

Показ приемов нравственой деятельности, выдвижение нравственных задач, раскрытие нравственных понятий и проблем, беседа, рассказ, показ, дискуссия

Опрос,

анкетирование, наблюдение за нравственными проявлениями учащихся

Факульта

тивы

Семинары,

коллоквиумы,

практикумы

Консультации, прослушивание сообщений учащихся, беседа, индивидуальные задания, обсуждение вариантов решения педагогических

Взаимооценки и взаимоонализ сообщений учащихся

п

ситуаций

Внеурочная работа по

предмету

Ученические конференции, олимпиады, экскурсии

Работа со средствами массовой коммуникации, обсуждение, выводы, доказательства, конспектирование, исследовательская деятельность

Анализ активности учащихся, оценка выступлений.

Классный

час

Деловые и ролевые игры, разыгрывание ситуаций, беседы, диспуты,

обсуждение статей

Введение нормативных установок, создание кодекса правил поведения, самостоятельный поиск вариантов решения нравственных проблем, самопознание

Наблюдение,

опросы, беседы,

создание

контрольных

ситуаций,

общественное

мнение

Лагерь труда и отдыха

Вечера, беседы, встречи, викторины

Выработка правил жизни и труда в лагере, беседы, совместная разработка и подготовка сценариев, текстов

Наблюдение за поведением и взаимоотношениями учащихся, отношением к труду

Туристские и спортивные секции, за- . нятия военно- прикладны ми видами спорта

Подготовка к

походам и

соревнованиям,

экологическое

просвещение,

военно-спортивные

игры -

Беседы, введение

нормативных

установок,

разъяснение, показ,

овладение

навыками

взаимодействия и

товарищеской

взаимопомощи

Соревнование, проверка знаний, умений и навыков

Стенная

газета

Конкурсы тематических выпусков газет, выборка материалов из центральной и местной печати на темы морали

Разработка текстов, заметок, анализ периодической печати,

редактирование

Опросы, изучение текстов

Исследовательская деятельность педагога

В исследовательской деятельности педагога встает вопрос о соединении практической деятельности преподавателя с научным исследованием. Особенно важна опора на результаты научного исследования в практике нравственного воспитания учащихся. Знание причин, условий, механизмов достижения определенного уровня нравственного развития учащимися позволяет педагогам своевременно находить наиболее эффективные способы их подготовки к вступлению в самостоятельную трудовую и общественную деятельность, корректировать допущенные просчеты и ориентировать на дальнейшее нравственное совершенствование.

В целом, исследовательская деятельность педагога может дать ему очень многое. Она позволяет «поставить диагноз» нравственного развития воспитанников, осуществлять постоянный контроль за изменениями в этом развитии, прогнозировать его дальнейший ход, вооружать каждого ученика знанием достижений, недостатков и ближайших задач его нравственного развития. Кроме того, она дает возможность педагогу оценивать самого себя как воспитателя нравственности, соотносить затраты своего времени и сил с достигаемыми воспитательными результатами и на этой основе находить более действенные средства для нравственного совершенствования своих питомцев. Каждая из шести функций исследовательской деятельности педагога:        диагностическая,

контролирующая, прогностическая, просветительная, развивающая и воспитательная, если ее правильно использовать, становится большим помощников в работе с учащимися.

Среди вопросов, о которых необходимо задуматься педагогу, для нравственного воспитания учащихся наиболее важны следующие:

  1.  Достигнуто ли взаимопонимание между педагогом и учащимися группы?
  2.  Говорят ли большинство учащихся группы со своим наставником «по душам», советуются ли по личным вопросам?
  3.  Хорошо ли знает педагог основные достоинства и недостатки в нравственном развитии своих воспитанников? Опирается ли на лучшие качества учащихся в своей работе?
  4.  Достаточно ли часто педагог бывает со своими учащимися в театрах, на выставках и концертах?
  5.  С охотой ли учащиеся обмениваются с учителем интересными книгами, делятся ли впечатлениями о прочитанном, о фильмах и телепередачах?
  6.  Обращаются ли учащиеся к педагогу с просьбой помочь разрешить конфликт с другими учителями, родителями, сверстниками?
  7.  Может ли педагог с уверенностью сказать, что в его отсутствие в классе все будет идти своим чередом, как и при нем?
  8.  Стремятся ли учащиеся порадовать учителя, бережно ли относятся к нему и друг другу?
  9.  Обращаются ли к педагогу родители учащихся за помощью и советом по серьезным вопросам,. Связанным с их ребенком?
  10. Хорошо ли педагог знает домашние условия, в которых воспитываются учащиеся? Осведомлен ли о том, чему они посвящают свое свободное время?
  11.  Решает ли педагог все воспитательные задачи в классе силами своих ребят, ориентируясь на общественное мнение коллектива?
  12.  Часто ли педагог испытывает моральное удовлетворение, получает удовольствие от общения с учащимися своей группы?

Такой анализ крайне необходим сегодня, так как педагогическая мысль все больше склоняется к тому, что в воспитании, особенно нравственном, решающую роль играют кропотливые, большей частью незаметные для постороннего глаза педагогические усилия, которые каждодневно и ежечасно затрачивает педагог, стремясь добиться наилучшего результата в нравственном развитии своих питомцев. И в этой связи определяющим фактором успеха становиться личностная и профессиональная готовность педагога к осуществлению процесса нравственного воспитания. А это значит, что педагогу необходимо приучить себя к критическому взгляду на самого себя и свою деятельность, - тщательно взвешивать каждое свое слово, решение и действие, трезво оценивать уровень своих профессиональных знаний и умений, выбирать в каждом случае наилучшую форму поведения, тон общения с учениками.

Но задачи исследовательской деятельности педагога в процессе нравственного воспитания учащихся этим не исчерпываются. Чтобы стабильно добиваться успешного результата, педагог обязан хорошо знать, какое влияние оказывают учащиеся друг на друга, и в первую очередь насколько авторитетен коллектив группы в глазах учащихся, является ли он той силой, которая способна регулировать ход нравственного4 развития учащихся. И здесь ему также предоставляется возможность соединить воспитательную и исследовательскую деятельность, потому что иначе не удастся в реальном педагогическом процессе глубоко и всесторонне познать изменения, происходящие в нравственном облике учащихся под влиянием коллектива.

Исследовательская деятельность педагога - это элемент научного познания. И, как всякое научное явление, она предполагает соблюдение ряда требований.

Прежде всего, педагог должен четко определить цель этой деятельности, решить для себя, зачем он собирается проводить исследование и каким должен быть практический результат. Из любого добытого педагогом факта должен быть сделан педагогический вывод, направленный на поиск и применение более эффективных средств нравственного воспитания.

Наибольшую сложность у педагога вызывает, как правило, определение показателей, по которым должно проводиться изучение. Так, если требуется выявить характер нравственных отношений учащегося, то педагог будет фиксировать, как проявляет себя ученик в труде, в общении с товарищами и окружающими его людьми, как относится к природе, выполняет ли свои обязанности добросовестно. Частота проявления определенного отношения в реальных жизненных ситуациях дает возможность судить о его характере.

Еще одно обязательное требование к исследовательской деятельности педагога - это ее четко спланированная организация: установление этапов, последовательности и непременно письменная фиксация хода и результатов изучения.

Педагог обязан также находить надежные критерии для проверки обоснования выводов исследования. Для этого необходимо постоянно ориентироваться на общие тенденции нравственного развития молодежи и совершенствования системы ее воспитания. Большое значение имеет также своевременность изучения учащихся и эффективности педагогической деятельности. Нет никакого смысла вскрывать недостатки, когда уже не остается времени для их исправления.

Другие требования - всесторонность, объективность, экономичность во времени и средствах изучения, простота обработки полученных результатов - также необходимо соблюдать при проведении исследовательской работы в процессе нравственного воспитания учащихся. И накшец, педагог должен применять разнообразные методы и приемы педагогического исследования.

Педагогическая наука накопила большой арсенал методов исследования. Среди них многие могут успешно использоваться непосредственно в педагогическом процессе, органически вписываясь в него и приводя к воспитательному результату. Это относится и к педагогическому наблюдению, и к опросам, и к ситуациям с нравственным содержанием, организуемым учителем, и к дискуссионным формам нравственного просвещения. Широкое распространение получили такие методы, как деловые игры, ролевые игры, ситуации затруднения. Именно они дают возможность с помощью системы упражнений, тренировок, включения в целенаправленную деятельность сократить период приобретения нравственного опыта учащихся, упрощают путь, ведущий к усвоению моральных ценностей, принятию решений, совершению действий на основе самостоятельного морального выбора.

Каждый педагог ведет педагогическое наблюдение. Сообщая родителям об успехах детей, выступая на собраниях, анализируя свой опыт на педагогическом совете, он базируется на своих наблюдениях за ребятами, за их действиями, поступками, взаимоотношениями, мнениями. Научное наблюдение в процессе нравственного воспитания предполагает работу педагога по определенной программе, которая составляется с учетом конкретных целей воспитательной деятельности, намеченных на определенный срок. Повторяемость поступков, действий, суждений, оценок учащихся в течение определенного срока свидетельствует об устойчивости у учащихся нравственных качеств и действенности процесса нравственного воспитания.

Опросы помогают получить ответ на широкий круг вопросов, нередко таких, информацию о которых трудно добыть другим путем. Например, они неоценимы при выявлении ровня нравственных знаний и ценностных ориентаций учащихся. Существует множество форм опроса от простейших вопросников до сложных социологических анкет, содержащих завуалированные, скрытые вопросы, направленные на выявление мнений по самым актуальным проблемам.

Одной из наиболее распространенных форма опроса является анкета. Но следует учесть, что мнение учащихся выражаемое в ответах на вопросы, - сравнительно поверхностная сторона сознания. Анкетирование дает педагогу возможность получить общее представление об изучаемом явлении, но оно все-таки не отражает его внутренней сути.

Еще одним методом, успешно применяемым в исследовательской деятельности учителей, является анализ творческих работ. Он дает не только фактический, но и иллюстрированный материал, помогающий глубже проникнуть в нравственный мир ученика. Педагог-исследователь может широко использовать и другие методы изучения учащихся и эффективности проводимого им воспитательного процесса. К их числу относятся прежде всего: нравственный самоанализ учащихся, предполагающий выявление положительных и негативных сторон личности учащихся; педагогическая характеристика как метод, позволяющий учащимся осуществлять последовательную программу нравственного самовоспитания; разнообразные дискуссионные формы; картотека педагогических фактов, дающая возможность не только вести учет, но и выводить закономерности нравственного формирования учащихся в конкретных условиях; педагогический самоанализ. Важным моментом является самовоспитание учащихся. Начать самоанализ лучше всего с анкеты, заполнив которую учащиеся получат общее представление об уровне своей нравственной воспитанности. Например, можно дать им перечень важнейших нравственных требований и попросит оценить по пятибальной системе, как выполняется ими каждое из этих требований. Такая самооценка, может быть, впервые в жизни заставит учащихся задуматься о том, насколько он подготовил себя к самостоятельной жизни и о том, на что ему следует обратить внимание в первую очередь.

Если есть необходимость заострить внимание на общей нравственной подготовке учащихся к жизни, можно предложить такую несложную анкету:

«Допишите, пожалуйста, предложения:

  1.  Больше всего я ценю в человеке...
  2.  Я уважаю ровесников за то, что...
  3.  А не уважаю, когда они...
  4.  О себе я думаю, что я...
  5.  Мне кажется, что мои товарищи ценят меня за...
  6.  Учителя меня считают...
  7.  Мои родители видят во мне...
  8.  В себе я больше всего не принимаю...
  9.  Моя главная жизненная цель...
  10. Для достижения этой цели мне предстоит...»

Предлагая это задание учащимся, важно помочь им правильно ответить на вопросы. Лучше всего собрать анкеты и сделать обобщенный обзор ответов, не называя фамилий. Ведь каждый достаточно хорошо помнит, что именно он писал о себе. Услышав соответствующий комментарий, он сумеет принять его к сведению. Главное — понять, что основной критерий нравственного взросления — это неудовлетворенность собой, сочетающаяся с глубокой заинтересованностью в самосовершенствовании.

Организуя нравственное самоизучение, нельзя забывать, что они еще далеко не всегда готовы объективно оценить себя. Они уже достаточно подготовлены к тому, чтобы различать хорошее и плохое, нравственное и аморальное в жизни, но, когда дело касается их самих, часто оказываются беспомощными.

Оощая неудовлетворенность состоянием и результатом нравственной подготовки молодежи диктует необходимость творческого поиска для каждого учителя. Жизнь, общественная практика направляют нас, заставляя искать новые подходы и решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    -    ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...

Технология нравственного воспитания учащихся инвалидов в ГАОУ НПО СО "Саратовском профессиональном училище--интернате для инвалидов"

В данной работе освещены аспекты  нравственного воспитания обучающихся инвалидов в Саратовскоим профессиональном училище-интернате...

Технология нравственного воспитания учащихся инвалидов в ГАОУ НПО СО "Саратовском профессиональном училище--интернате для инвалидов"

В данной работе освещены аспекты  нравственного воспитания обучающихся инвалидов в Саратовскоим профессиональном училище-интернате...

Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.

Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети ...

"Духовно-нравственное воспитание учащихся как важнейший аспект формирования личности гражданина России"

В статье представлен опыт работы воспитателя ГПД по духовно-нравственному воспитанию учеников коррекционных классов....

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...