Тексты для автоматизации звука [ш]
учебно-методический материал по теме

В помощь учителю-логопеду - набор текстов  для автоматизации звука [ш].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon автоматизация звука ш54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказы, тексты на букву (звук) Ш

Рассказы с картинками.

Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется.

Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним.

В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.

Затем ребенок сам рассказывает рассказ.

 

Машина.

 У  Миши  новая (машина).

 У этой (машины) широкие    шины.

 Миша катает (машину) по комнате.

 Вдруг (машина) уехала под шкаф.

 Там будет для (машины) гараж»,— подумал   Миша.

 

Ландыши.

 На поляне Маша Наташа увидели много (ландышей).

 Нежные, душистые (ландыши) очень украшали поляну.

 «Не будем рвать (ландыши), — решили Маша и Наташа.

 Эти (ландыши) не только наши.

 

Пушинка.

 У Даши была пушистая (кошка).

 Кличка этой (кошки) — Пушинка.

 (Кошка) любила катать по комнате катушки.

 «Ты у меня не (кошка), а пушистый шарик», - говорила Даша.

 

 Рассказы-задачи.

 

    1.Папа и мама купили Паше  шесть шаров. Три шара у Паши лопнули, а три улетели. Сколько осталось у Паши шаров?

 

  2. У Маши было восемь вишенок. Она поделила вишенки на три части. Две одинаковые части дала дедушке и бабушке, а самую маленькую часть взяла себе. Сколько вишенок стало у дедушки, бабушки и у Маши?

 

   3.У бабушки было шесть катушек с нитками. Две катушки кошка Пушинка закатила под шкаф. Одну катушку взяла Наташа, чтобы сшить мишке штанишки. Потом Наташа отдала катушку бабушке, а дедушка нашёл одну катушку под шкафом. Сколько катушек теперь стало у бабушки?

 

 Рассказы с вопросами.

 

Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. Затем ребенок пересказывает  рассказ.

  

1. Даша, Антоша и Алёша идут домой.

Кто...?

Даша и Антоша шагают в ногу, а Алёша — нет.

Кто...?  Что  делают...?

— Алёша, не прыгай по лужам, иди шагом, — говорит Даша.

Кто…? Что говорит...?

 

2. Маша, Наташа и Миша едят пшённую кашу.

Кто...?   Что  делают...? Что...?

Миша и Наташа кушают хорошо, а Миша шалит.

Кто...? Как...? Что делают...?

«Мишину кашу отдадим мы кошке нашей»,— шутят Маша и Наташа.

Кто...? Что делают...? Как шутят...?

 

3. Мышонок шуршит в мешке.

Кто...? Что делает...? Где...?

Кошка думает: «Вот бы поймать мышонка!»

Кто...? О чём...?

Но мышонок нашёл дырку в мешке и убежал от кошки.

Кто...? Что сделал...? Где...?  От  кого...?

 

4. В курятнике петушок.

Кто...?

«Петушок, петушок, выгляни в окошко — дам тебе горошка!» — поёт Маша.

Кто...?   Что   поёт...?

И вот петушок клюёт Машин горошек.

Кто...? Что...? Чей...?

 

5.  Мишина мама — швея.

Чья...? Кто такая...?

Она шьёт на швейной машинке.

Что    делает...?    На чём...?

«Что ты шьёшь, мама?» — спрашивает Миша.

Кто...? Что спрашивает...?

«Я шью детскую одежду»,— отвечает мама.

Что отвечает...?

 

6. У Наташи новая шуба и шапка.

У кого...? Что...?

Каждый день Наташа гуляет в новой шубе и шапке, а дома вешает их в шкаф.

Кто...? В чём...? Что делает...?  Куда...?

 

7.  Даша вышивает бабушке подушку.

Кто...? Кому...? Что делает...? Что...?

На этой подушке будет вышита кошка.

Где...? Что...?

У кошки Даша уже вышила ушки.

У кого...? Что уже...?

 

8. У нас в саду растёт высокая вишня.

Где...? Что…? Какая...?

Миша и Маша поливают её.

Кто...?

Поэтому на нашей вишне много ягод.

Где...?

 

9. Миша, Даша, Паша и Наташа играют в кошки-мышки.

Кто...? Во что...?

Миша — кошка, а Паши — мышка.

Кто..., а кто...?

— Мышка, беги от кошки! —  командует Даша.

Кто...? Как командует...?

Тогда Паша бежит от Миши.

Что  делает...? Кто от кого...?

Вот-вот кошка поймает мышку.

Кто...? Кого...?

 

10. Бабушка  купила Алёше карандаши.

Кто…?  Кому..?

Алёша решил нарисовать свои игрушки.

Что…? Кто..?   Что..?

— Бабушка, посмотри: вот мои игрушки: большая машина, машина поменьше.

Что сказал…?

 

 

Клади на место.

У Миши очень хорошие игрушки. Это и разные  пирамидки, пушки, мишки, лошадки, ракушки и много-много машинок. Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладет в свой шкаф. Его игрушки за ним убирает его старенькая бабушка.

Но вот однажды он открыл свой шкаф — а там нет ни одной игрушки.  Стал Миша свои игрушки искать. Искал за кушеткой, под столом, под мешком, под вешалкой.

Пошёл Миша на кухню и у бабушки спрашивает: «Бабушка, не знаешь, где мои игрушки?»  

— «Как   же,   знаю, —  ответила бабушка,— вот они.  Если  не  будешь  убирать, в  другой  раз так спрячу, что не найдёшь».

Обрадовался Миша и начал  складывать мишку, пушку, парашют, пирамидку, машинки в свой шкаф.

 

Кто   что заслужил?

— Мишенька, кто мне поможет картошку чистить?

— Конечно, Наташа.

— А кто папе письмо напишет?

— Тоже Наташа.

— Ну, хорошо. А игрушки папа, когда придет, тоже Наташе привезёт?

— Нет, игрушки, конечно, мне.

— А мне кажется, что игрушки папа купит Наташе.

— А почему не мне?

— Потому что... Нет, лучше сам догадайся почему.

  

Как Мыша шалил.

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Шарит, например, папа по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

—  Мыша!  Где  мои  вещи?! — грозно  спрашивает папа.

—  Я их съел... Нечаянно...

—  Как съел? Что за шутки!

—  Ну, что ты шумишь? — заступается мама.— Он ведь пошутил.

—  А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?

Или залезет Мыша за шкаф и шуршит там: шур-шур-шур...

—   Кошка!  Кошка!! — визжит мама. — Мне страшно!

Или привяжет шпагат к папиным штанам и тянет их через всю комнату.

—  Это не жизнь, а кошмар! — возмущается папа. — Мы в своё время так не шалили.

  

Синие листья.

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш!

Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

—  Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что, позволил брат? — на другой день спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена.

— Смотри,— говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко...

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

— Ну что ж ты? Бери!

— Не надо,— отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

 Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

(По В. Осеевой)

 

Ежовые рукавицы.

Заспорили как-то ребята, у какого зверя шкура теплее? Одни кричат:

— У медведя! Медведь как заляжет в берлогу, лапу в пасть положит — зима, словно ночь пролетит.

Другие кричат:

— У волка! Волк целый день на ногах: то от холода, то от собак спасается, если бы не шуба, давно бы замерз!

Третьи кричат:

— У лисы! Все знают, какой у неё мех: мягкий, пушистый и тёплый!

А Сёмка молчал, молчал да и говорит:

— Самая тёплая шуба у ежа.

— Как так? — зашумели ребята. — С каких это пор иголки теплее меха?

— А вот так,— стоит на своём Сёмка.— Мне мама часто говорит: «Погоди, Сёмка! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы — то-то жарко станет! »

(Е. Кузнец)

 

Шмель и Миша.

Миша гулял в саду. Здесь в тени на круглой клумбе росли лилии, жёлтые и красные с тёмными крапинками. Миша дотянулся до высокого цветка жёлтой лилии и сунул свой нос в самую его чашечку. Миша не заметил, как нос его стал жёлтым от цветочной пыльцы. Потом он понюхал красную лилию, да так старательно, что даже лоб и щёки стали красными.

Понюхал Миша цветы и побежал рассказать маме, как хорошо пахнут лилии.

          Мама сидела на скамейке под яблоней и зашивала Мишину шапку. Вдруг над Мишей закружился большой мохнатый шмель. Миша испугался, закрыл скорей нос руками.

—  Уходи, шмель, уходи! Это мой нос, а не цветок.

Пожужжал шмель сердито и улетел прочь. Рассмеялась мама и говорит:

—  Догадался, видно, что хоть и красив твой нос, но ведь это не настоящий цветок, а так просто — какая-то красно-жёлтая  шишечка.

  

Как трудно бить баклуши!

— Хватит тебе баклуши бить! — сказала Мишке мама.— Собирайся! Поедешь в деревню.

— А что такое «бить баклуши»? — спросил Мишка.

— Баклуши бить — значит бездельничать,— объяснила   мама.— Выражение   такое.

В деревне жили Мишины дедушка и бабушка. Бабушка занималась хозяйством, а дедушка делал деревянные ложки. Ложек этих ещё прошлым летом в доме было видимо-невидимо, а сейчас их оказалось ещё больше. «Дедушка даром времени не терял,— подумал Мишка.— Не бил баклуши».

Утром Мишка за угол заглянул и видит: сидит возле сарая дедушка и по полену стук-стук, тюк-тюк...

— Дедушка,   что   ты   делаешь? — спросил Мишка.

— Я-то? — взмахнул   топором   дедушка.— Баклуши бью!

— Так ведь баклуши бить — это значит бездельничать! - удивился Мишка,— А ты чурочки рубишь.

— Чурочки! — повторил дедушка.— Чурочки эти баклушами называются. Раньше ведь как? Железные ложки дорогие были. И поэтому в каждой деревне мастер был — ложечник. А у мастера помощник — подмастерье. Мастер ложки из чурочек делал, подмастерье эти чурочки заготавливал. Баклуши бил, другими словами. Дело это нехитрое, умения большого не надо, чтобы баклуши бить.

— Дедушка, — попросил Мишка, — можно твоим подмастерьем стану? Буду баклуши бить.

—  Давай попробуем,— согласился дедушка.

Мишка взял топор, размахнулся и... не попал по полену. Второй раз он по полену попал, но так, что оно подскочило и в огород улетело.

—  Оказывается, нелегко баклуши бить! — сказал Мишка дедушке.

—  Конечно, сноровка нужна,— согласился дедушка...

(По М. Бартеневу)

 

Шмель и цветок

— Ответь мне, цветок, ты кто — он или она?

— А я, брат Шмель, и сам не знаю!

— Как это — не знаешь! Вот, например, ландыш — он.

— То ландыш.

— А вот, например, ромашка — она.

— Так то ромашка...

— А ты кто такой?

— Я-то? Да я, Шмель, иван-да-марья!

(Я. Сладкое)

 

 

Когда я был маленьким...

Когда я был маленьким, в хате у меня жили черепаха, карликовый петушок и белый мышонок. Собрался я в школу идти и думаю: «Как же они без меня останутся? Скучно им будет». Беру портфель и сажаю туда черепаху Жужу, петушка Тарзана и мышонка Гришу. Вместе идём в школу. Черепаха Жужа самая воспитанная была. Глаза закроет и спит среди учебников. Тарзан хоть и маленький, но настоящий петух. Непоседа. То ему надо есть, то наряд чистить, то кукарекать. Наша учительница думала, что я специально ей на уроке мешаю. Как крикнет:

— Горковенко, когда «цирк» прекратишь?!

Белый мышонок Гриша был моим любимцем. Ласковый. На плечо залезет и ухо щекочет. Но однажды он меня подвёл. Гриша очень любил приключения. Особенно ему нравились прогулки по нашему классу. Как-то выскочил он из-под парты. А тут учительница увидела его и замерла на месте. И указка из её рук — хлоп! На пол упала.

Мышонок Гриша ничуть не испугался. Это был смелый и очень любопытный малыш. И он решил пройтись по «бревну», но чуть с него не свалился.

          Я хотел поднять указку, но Гриша и не думал с неё слезать. Пришлось поднять палочку вместе с мышонком. Для Гриши оказаться так высоко — это всё равно, что подняться на башенный кран. Но только я поднял указку, как мышонок съехал вниз и отправился в рукав моей куртки. И мне было очень щекотно. Скоро Гриша показался у ворота куртки и пошёл завтракать в мой карман. Там всегда лежали хлебные крошки.

И тут я рассмеялся:

—  Хи-хи-хи!

     А за мной весь класс:

—  Ха-ха-ха!

    Одна только учительница молчала.

— Без родителей в школу не приходи,— только и сказала она.

    Я и не пошёл. Родители мои были в отъезде. На другой день приходит сама учительница:

— Что в школу не идёшь?

    Потом мы сидели с ней и говорили о разных вещах. Она увидела, как дружно живут у меня петушок, черепаха и мышонок. Только ходить с ними в школу запретила.

(Ю. Куклачёв, Н. Владимирова)

 

 

Составление рассказа по теме.

 

1. У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал её Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клетки и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.

Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история?

 

2. Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки, петушок, парашютик.

Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине.

 

3. Мишутке уже шесть лет. Однажды бабушка сказала ему: «Мне нужно пойти в булочную. Прошу тебя: не шали без меня. Ты уже большой. Теперь многие дети с шести лет ходят в школу». Когда бабушка ушла, Мишутка не стал шалить. Он надел шубу, шапку, повязал шарф, положил в папин портфель книжки и карандаши и пошёл в школу...

Расскажи, что случилось потом, и чем закончилась эта история.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ш, дифференциация звуков К-Г

Это презентация для работы с детьми с нарушениями речи....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах".

На данном занятии закрепляется правильное произношение звука "Ш" в словах....

Консультация для родителей «Система и приёмы автоматизации звуков».

Консультация поможет родителям проследить последовательность этапов автоматизации звука, избавит от неправильных и скороспелых попыток как можно быстрее заставить ребёнка правильно произносить звуки в...

Дидактические игры с движениями на занятиях по автоматизации звука "Л"

Примеры игровых заданий с движениями по автоматизации звука [Л], которые я использую в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста....

Автоматизация звука Ж в предложении и тексте

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24367208","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...