Не на учете, а в строю.
статья по теме

Василенко Светлана Юрьевна

 

( Военно-патриотическое  воспитание подростков в Абаканском спец ПУ

для детей и подростков с девиантным поведением) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_na_uchetea_v_stroyu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Василенко Светлана Юрьевна, воспитатель, Абаканского спец ПУ.

                                          Не на учете, а в строю.

( Военно-патриотическое  воспитание подростков в Абаканском спец ПУ

для детей и подростков с девиантным поведением)

                                                                           Дерзайте Отчизну, мужеством прославлять.  

                                                                                                                             М.Ломоносов.                                                                          

Актуальность. Военно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у подростков патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.

       Овладение теорией и практикой  военно - патриотического воспитания, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга, к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива нашего учебного заведения, военно – патриотической работы в училище.

       Проблема патриотического воспитания трудных подростков актуально как никогда. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена,  а  новые пока не выработаны. Поэтому в молодежной среде, особенно у подростков с девиантным типом поведения проявляется равнодушие, негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость, правонарушения. Стал наблюдаться рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социально – экономическими причинами.

      Любому государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

       У значительной части воспитанников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной воинской службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности.

       Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Следует заметить и то, что у молодежи все больше проявляется устойчивая тенденция падения престижа служения Родине, усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу, институт подготовки молодежи к службе в армии фактически разрушен. Армию стали сравнивать с тюрьмой, сделали ее предметом насмешек.

        В образовательной системе  Абаканского  спец ПУ уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию.

        Цель военно-патриотического воспитания  -  создание условий для воспитания подростков на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших  духовно - нравственных и социальных ценностей, формирование значимых морально-психологических качеств и установок, готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, ответственности и дисциплинированности.  

         Для достижения этой цели в ходе учебно- воспитательного процесса выполняются следующие задачи: 

      *  Участие в реализации государственной политики в области  военно-                     патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.                                                                        

      *   Формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней.

      *    Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

      *    Передача и развитие лучших традиций российского воинства.

      *    Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

      *    Физическое развитие воспитанников, формирование здорового образа жизни.

      *    Участие в подготовке подростков к военной службе.

      Учебно - воспитательный процесс Абаканского спец ПУ соблюдается по принципам:

      -  принцип патриотической направленности (обусловлен идеалом Родины, способностью и желанием жить во благо Родины);

      -  принцип гуманизма (означает признание ценности человек как личность, его права, максимальное уважение);  

      -  принцип сотрудничества (означает развитие умений жить в коллективе, решать творческие задачи, работать в команде);

      -  принцип здорового образа жизни (обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения);

      -  принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

      -  принцип духовности (обусловлен важностью духовного возрождения нации);

      -  принцип толерантности (обусловлен многонациональным составом народа Хакасии);

      -  принцип единства требований;

      -  принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания воспитанников призвана обеспечить развитие у них нового, заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции защиты Родины.

      Учебно-воспитательный процесс Абаканского спец ПУ включает в себя систему, комплекс занятий, мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания воспитанников по подготовке к военной службе. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные дела для Отечества и государства:

-  уроки ОБЖ, где обучающиеся знакомятся со спецификой воинского труда, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины;

-  уроки истории, литературы – познание наших корней, изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;

-  режимные моменты воспитательного процесса – обязательная утренняя зарядка, построение с подъемом флага, исполнение гимна  в торжественных случаях, сдача рапортов, дежурство дневальных, еженедельное подведение итогов успеваемости, состояние дисциплины, внутреннего распорядка.

-  секция ОФП с элементами строевой подготовки, сборка и разборка автомата;

-  месячник «Мое Отечество», в рамках которого проходят воспитательные часы, КВД (клуб выходного дня): «Ах, как хочется мальчишкам в армии служить!», «Мы будущее России», «Армейский Экспресс», «Главная высота России», «Выдающиеся личности». Задача данных занятий - воспитание чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооруженным силам, Стремления служить Отечеству;

-  традиционный праздник «Строя и песни» с участием солдат срочников из железнодорожной части;

-  общеучилищные мероприятие ко «дню защитника Отечества», «День Победы»;  

- тематические выставки поделок, выставка-макет ко Дню Победы сделанные руками воспитанников в музей училища, создает определенную информацию о славных страницах Отечества;

-  месячник «Наши права и обязанности», который знакомит воспитанников с государственной символикой страны, с законами РФ, формирует представление о правах и обязанностях, в частности о воинской обязанности;

-  взаимодействие с военкоматом, воинской частью, подразделением спецназа, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, работниками силовых структур зажигают энергией подвига воспитанников изнутри, ребята стремятся быть похожими на живых героев, стремятся проявить свои качества с лучшей стороны;

-  экскурсия в музей «Зал воинской славы», по памятникам мемориальной славы г. Абакана, г. Усть-Абакана;  

-  «Дни Здоровья», военно - спортивная игра «Зарница»,спортивные секции:  «Бокс»,  «Хоккей»,  «Футбол»  способствуют созданию оптимальных  условий,  для повышения спортивного мастерства, направлены на укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному развитию и повышению работоспособности организма; формирование и совершенствование двигательных навыков и умений (силы, выносливости, быстроты и ловкости); воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества.

     Военно-патриотическое воспитание - в нашем училище дает положительные результаты, способствует снижению у воспитанников с девиантным типом поведения показателей агрессии, склонности к риску и острым ощущениям, повысило их уверенность в себе, активность и инициативность, явилось эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками.

    Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в училище, помогает управлять процессом подготовки подростков к защите Родины, придает всей проводимой работе системность в организации и развитии военно-патриотической деятельности воспитанников. Является положительным фактором коррекции и реабилитации детей и подростков с  девиантным поведением, способствует приобретению ими необходимого образования и усвоению адекватных норм социального поведения основу которого составляют такие качества, как выдержка, умение прислушаться к самому себе, умение анализировать происходящее с собой.

    «Список литературы»  

      1.    Беспалова, Н.К, Военно-патриотическое воспитание детей и подростков, как      средство социализации, Москва, Айрис – пресс, 2006.

  1. Дзержинская Л.Б., Взаимодействие педагогического коллектива общеобразовательных школ и военно-патриотических клубов в процессе перевоспитания трудных подростков, г.Пермь,2012.

3.   Лутовинов В.И., Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию,Москва,Ампресс,2006

                                                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект

В среде обучающихся  проявилась невосприимчивость друг  друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...

Кто дома нам строит?

В данном конспекте занятия дети изучают строительные профессии....

Презентация смотра строя и песни "Красив в строю, силён в бою"

Данная презентация получила диплом третьей степени на общероссийском конкурсе...

"Красив в строю, силен в бою"

Методическая разработка открытого мероприятия  «Красив в строю, силен в бою», посвященного Дню Защитников Отечества, содержит материал, отражающий информацию об исторических событиях нашей страны...

ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит

ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...