Скорчтение
статья на тему

Беспалова Елена Владимировна

Скрочтение – не особый дар, не хитроумный  фокус, а вполне обычная способность воспринимать информацию с большей скоростью и результативностью, чем обычно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое скорочтение.26.87 КБ

Предварительный просмотр:

СКОРОЧТЕНИЕ

Сегодня количество информации растет в геометрической прогрессии, справиться с ее потоками сложнее день ото дня.

Потому ценность скорочтения в наше динамичное время трудно переоценить. Недостаточно просто быстро читать, необходимо еще обладать и хорошей памятью, способностью качественно запоминать и эффективно анализировать прочитанное.  

Скрочтение – не особый дар, не хитроумный  фокус, а вполне обычная способность воспринимать информацию с большей скоростью и результативностью, чем обычно. Развить память, обучить скорочтению можно практически каждого, начиная с подростков 12-13 лет и заканчивая людьми почтенного возраста.

Каждый из нас еще в далеком детстве освоил навык чтения и с тех пор практически не работал над его развитием. Сначала мы учились читать по буквам, потом - по слогам, вскоре - по словам, - на этом достижения большинства из нас заканчиваются. Но ведь можно пойти и дальше – читать целыми строками, фразами и абзацами. Человеческий мозг усваивает информацию очень быстрыми темпами, но при обычном чтении мы практически не используем эту возможность. Читая книгу, мы успеваем подумать о своем, на отвлеченные темы. Техники скорочтения помогают развить способность «схватывать» глазами большие блоки текста, используя при этом весь умственный потенциал.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о скорочтении:

Что такое скорочтение?

Скорочтение  – это особый умственный навык, качественное быстрое чтение без пропусков информации  с минимальными затратами времени и усилий.

Слово «скорочтение» пришло к нам из Америки и укоренилось, хотя правильнее  было бы говорить: динамическое чтение, активное чтение, рациональное чтение. Ведь суть программы в том, что в процессе обучения скорочтению, в зависимости от цели и сложности текста, формируются навыки

•молниеносного просмотрового чтения

•быстрого выборочного чтения

•быстрого поискового чтения  

•медленного чтения в удовольствие (художественной литературы)

По окончании курса скорочтения и развития памяти человек может гибко изменять скорость чтения, запоминать любые тексты, зная механизм запоминания и применяя нужные способы и стратегии чтения.

Зачем нужно скорочтение?

Скорочтение эффективно «поставляет» информацию в мозг, объем  воспринимаемого материала возрастает в несколько раз, что приводит к развитию памяти и скорости логического мышления, умения быстро и качественно разобраться в изучаемом материале.

Развивает гибкость, нестандартность  мышления, способность принимать точные и своевременные решения.

Экономит время при изучении иностранного языка, научных дисциплин, работе с документами.

За счет чего  возрастает темп чтения при скорочтении?  

Темп чтения при скорочтении увеличивается за счет формирования новых навыков обработки информации.

Сформированная новая программа умственных действий не только ускоряет сам процесс, темп чтения, но и обеспечивает более эффективное и качественное усвоение прочитанного.

Для успешного освоения техники скорочтения чрезвычайно важны развитие воображения, наглядность образных представлений.

Почему традиционно мы читаем медленнее, что мешает скорочтению?

Скорочтению мешают ПЯТЬ «ВРАГОВ»:

1. Артикуляция

Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя  находятся в постоянном скрытом движении. Чем менее развит навык чтения про себя и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь. Привычка проговаривать слова сформулирована у нас еще в детстве, когда мы сначала произносили слово по буквам, потом по слогам, затем читали вслух. При таком чтении информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность  которого во много раз меньше зрительного. То есть, артикуляция замедляет темп чтения, от нее необходимо избавиться.  

Сокращение артикуляции при повышении скорости чтения не снижает качество восприятия и осмысления!

При скорочтении быстро читающие люди не проговаривают текст, сразу улавливают и фиксируют замысел автора, а затем усваивают его на уровне внутренней речи. Несмотря на высокую скорость чтения, происходит глубокое понимание и усвоение прочитанного – ведь основная идея понятна с самого начала!

Бальзак так описал процесс скорочтения: «Впитывание мысли в процессе чтения достигло у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу, и разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости движения глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы».

Направленным обучением и тренировками на программе по скорочтению и развитию памяти можно любого здорового человека научить использовать «код наглядных зрительных образов» при сокращении артикуляции. Этот код «запирает» речедвигательный канал, артикуляция становится невозможной из-за торможения  в коре головного мозга. Внутренняя речь не развертывается во времени, а как бы растворяется в мышлении человека, порождая в нем образы и схемы. Происходит перекодировка нервных импульсов, наращивание новых нейронных связей. Это обеспечивает при скорочтении полноценное понимание текста не за счет проговаривания и внутреннего прослушивания каждого слова, а принципиально иным способом, основанным на использовании ярких наглядных образов. У человека, овладевшего навыком скорочтения складывается ощущение, что он не читает книгу, а как бы смотрит кинофильм.

2. Малое поле зрения

Поле зрения – это участок текста (количество символов), четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы или, в лучшем случае,  два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и остановок. При скорочтении поле зрения расширяется, больше букв и слов одновременно воспринимается при каждой остановке глаз, меньше становится число этих остановок на странице, и, в итоге, темп чтения возрастает. Переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой – также тормозит скорость чтения. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов – «холостых» движений глаз.

При скорочтении взгляд человека, поле зрения которого охватывает всю строку сразу, скользит по странице сверху вниз, практически без горизонтальных движений по строкам.

При   скорочтении  движение глаз  экономно:

вертикально, сверху вниз,  по центру страницы. Целиком виден лист формата  А4!

3. Регрессия

Обычный человек при чтении совершает непроизвольные возвратные движения (регрессии) глаз и повторные фиксации взгляда на одних и тех же участках текста: на каждые 100 слов приходится от 10 до 15 регрессий. Некоторые незаметно для себя читают текст  дважды. Все это снижает скорость чтения.

При скорочтении нет регрессивных, возвратно-поступательных движений глаз, взгляд «не тормозит», скользит по тексту без остановок!

4. Отсутствие внимания

Скорость чтения у большинства читающих намного ниже той, которую они могли бы иметь, потому что их внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы. Фрагменты текста «проглатываются» механически, без понимания смысла,перечитываются снова и снова.

На занятиях по скорочтению и развитию памяти_учат концентрировать внимание, тренируют память для стопроцентного запоминания больших объемов информации!

5. Отсутствие культуры чтения

Человек начинает читать, не «отразив» предварительно название книги,  фамилию автора,  не просмотрев оглавление, список используемой литературы, предисловие.

Основная идея скорочтения – реализация более эффективных программ умственных действий. Скорочтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

На занятиях по скорочтению и развитию памяти формируется новая программа чтения – программа последовательности мыслительных операций. Приобретается умение мгновенно увидеть «пустоту» текста, не содержащую полезной  информации. Формируется такой алгоритм чтения, который создает своеобразный количественный фильтр и защищает мозг от избыточной информации. Нарабатывается навык чтения, основанный на выделении из текста его информативной части.

Многократные тренировки на программе по скорочтению и развитию памяти приводят к тому, что после прочтения любой литературы нужные данные, факты, названия, фамилии сами по себе четко всплывают перед глазами в нужный момент.

Кто способен научиться скорочтению?

Скорочтением овладеет тот, у кого сильна мотивация, тот, кто регулярно занимается, верит в свои силы и упорно идет к своей цели.

Разве читать медленнее и внимательнее не лучше, чем скакать «галопом по европам» методом скорочтения?

Еще Л.С. Выготский в 1931году по этому поводу писал:

«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении, однако в действительности, при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и быстрая скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

С чем же это связано? С тем, что скорость обработки мозгом поступающей информации  приблизительно в четыре раза выше нашей обычной (медленной) скорости чтения. То есть, на чтение одной страницы мы тратим  две минуты, а мозг «справляется» с обработкой за полминуты. Что же он делает еще полторы минуты? Ничего не делать мозг не умеет, он функционирует постоянно. Так чем же он занимается в свободное время, пока глаза бегают по строчкам? Он создает НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ.  

Школьник читает учебник географии, встречает слово «море». Глаза  двигаются по строчкам, губы шевелятся, а на внутреннем экране – царство непроизвольных ассоциаций! Море и пляж, волны и чайки, солнце и легкий ветерок…   Целостность восприятия  при таком чтении «порвана на куски», нарушена логичность, усвоение текста поверхностно, запоминание затруднено.

Иное дело – скорочтение. Высокий темп  чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций и способствует  сосредоточенности, концентрации внимания и лучшему пониманию текста.

Гарантировано ли высококачественное понимание текста при скорочтении в режиме быстрого чтения?

Просветители прошлого века рекомендовали читать так:

«Читается трояким образом: первое - читать и не понимать, второе - читать и понимать, третье - читать и понимать даже то, что не написано». В формате скорочтения предлагается производить логико-семантический анализ текста: вначале выделить ключевые слова, затем построить смысловые ряды и, наконец, выделив цепь значений, сформировать доминанту. Цель такого упражнения - показать мозгу, как правильно надо понимать текст, как увидеть главное, проникнуть в суть вещей и явлений, изложенных в тексте. Многократные тренировки формируют новый способ кодирования. Он и обеспечивает высококачественное понимание текста при скорочтении в режиме быстрого чтения.  

В статьях о скорочтении встречается термин «сухой остаток». Что он означает?

«Сухой остаток» – это основное содержание текста, его квинтэссенция. В процессе скорочтения этот «остаток» будет осмыслен и преобразован в лаконичное выражение – доминанту. При формировании доминанты решается задача поиска того, что, как говорится, содержится между строк. На занятиях по скорочтению и развитию памяти слушателей обучают спецприему техники быстрого чтения, определяющему автоматизм процесса понимания. Текст не только усваивается, но и запоминается.

В программу занятий по скорочтению и развитию памяти включена аутогенная тренировка. Зачем и для чего?

После трудового напряженного дня человек приходит на занятие по скорочтению и развитию памяти. Он еще не отошел от производственных проблем, взволнован телефонным звонком тещи, беспокоится за ребенка, прикидывает, в какой супермаркет заехать по просьбе жены за продуктами. Как ему отрешиться от всего этого, избавиться от «мыслительной жвачки» и сконцентрироваться на предстоящем занятии? Вот тут и приходит на помощь аутогенная тренировка – обучение навыкам саморегуляции. Занятие начинают с выполнения комплекса упражнений, настраивающих на выполнение определенных действий  и создание положительной мотивации.

Что же происходит во время аутогенной тренировки?

Физиологически расслабляется тело, снимаются все зажимы и блоки, энергия циркулирует по всему телу, кровообращение улучшается, посторонние мысли уходят, внимание концентрируется на занятии, появляется способность максимально впитать информацию. Человек входит в состояние «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС», состояние гипермнезии – сверхзапоминания.

Такой метод психофизиологического воздействия положительно влияет на повышение скорости и эффективности восприятия, обработки и усвоения различной информации, на обучение, запоминанию больших объемов информации, интенсивному изучению иностранных языков.

Читайте все интересующие книги за несколько часов,

будьте в курсе  последних новостей,

изучайте иностранные языки,

получайте второе высшее образование,

делайте успехи в карьере,

удивляйте друзей феноменальной памятью и интеллектом, дословно цитируйте классиков литературы и древних философов!

ЭТО РЕАЛЬНО после окончания курсов по скорочтению и развитию памяти!

Страница