Педагогический опыт - результат творчества
статья на тему

Малькова Людмила Алексеевна

В статье говорится оо том, что лучший педагогический опыт  - это результат творчества педагогов, администрации, студентов, т.е. всего педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskiy_opyt_-_rezultat_tvorchestva.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт – результат творчества

 «И опыт, сын ошибок трудных …»

А.С. Пушкин

Любая образовательная организация – живой организм, в т.ч. и наш колледж. И в этом смысле в авангарде всегда идут образовательные организации, которые активно ведут инновационную деятельность. Наш ГАОУ СПО города Москвы Технологический колледж № 28  - не исключение и, работая в инновационном режиме, преподавательский коллектив акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности студента, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности преподавателей.

Профессиональное образование сегодня находится в условиях перехода от информационной к системно-деятельностной компетентностной модели на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Основой ФГОС нового поколения является деятельностный подход. В связи с этим новая образовательная парадигма многое меняет в целях, содержании, процедуре и результатах деятельности преподавателей. Несмотря на то, что при компетентностном образовании упор делается на применение неурочных форм организации занятий, таких как группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе и т.д.,  основной формой организации обучения по-прежнему остается урок, основой которого должно стать самостоятельное приобретение знаний, их практическая востребованность впоследствии.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем преподаватель имеет дело ежедневно, то, что ему понятно. Однако с позиций требований стандартов третьего поколения существенные изменения претерпевают как сам урок, так и содержание и структура его плана.

Сегодня преподаватель должен иметь четкое представление о сути урока современного типа, в основу которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, чем он отличается от традиционного урока: в чем отличие дидактических требований к этим урокам; что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности преподавателя и студентов и т.д. Организация и проведение уроков  с использованием практико-ориентированных технологий включает многие виды самостоятельной работы, направленной на познавательную активизацию деятельности и развитие познавательных умений, например,

  • подготовка тезисов по учебному тексту;
  • подготовка развернутого плана по тексту учебника;
  • составление конспекта (опорного конспекта) параграфа;
  • составление словаря по учебному тексту;
  • составление хронологических таблиц, схем;
  • заполнение таблиц, составление схем;
  • работа с документами и т.д.

В поле зрения современного преподавателя без должного внимания и практического использования не должны остаться информационно-коммуникационные технологии, являющиеся средством достижения новых образовательных результатов, предусмотренных ФГОС нового поколения. На заседаниях цикловых комиссий обязательно должны рассматриваться вопросы проектирования современного урока с использованием ИКТ и ЭОР (электронных образовательных ресурсов), а также обсуждаться критерии его эффективности.

Умения осуществлять методическое проектирование современного урока с учетом требований ФГОС к обучению с  использованием ИКТ и ЭОР преподаватели показывают на открытых уроках, которые способствуют совершенствованию учебного занятия – урока как основной формы организации учебного процесса – и повышению профессиональной квалификации преподавателя. Процесс организации обучения студентов с использованием ИКТ и ЭОР позволяет сделать его более интересным, ярким и увлекательным, эффективно решать проблему наглядности в обучении, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным. К электронным образовательным ресурсам (пособиям) можно отнести  мультимедийную презентацию и рассматривать ее как вспомогательное пособие, используемое преподавателем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Целесообразность применения электронной презентации на уроке обусловлена конкретными обстоятельствами:

  • Необходимостью продемонстрировать несколько различных таблиц или схем, менять которые по ходу урока сложно;
  • Невозможностью показать объект или явление иным способом;
  • Необходимостью показать образец выполнения задания.

Сегодня стало бесспорным, что педагогические инновации являются мощным фактором развития любой образовательной организации. Качество и эффективность инновационной образовательной деятельности зависят в большей степени от организации и проведения методической работы в ее структурах – цикловых методических комиссиях, от выявления, обобщения и распространения педагогического опыта, прежде всего, в самом педагогическом коллективе. Главная задача при организации учебного процесса и деятельности преподавателей – преодолеть:

- стереотипность мышления;

- узость методического кругозора и непонимание перспектив;

- склонность к шаблонам, однажды освоенным, привычным, методам ведения учебных занятий.

Большую роль в решении этой главной задачи решают творческие группы, создаваемые в педагогическом коллективе, и работающие по определенному направлению. Примером может служить творческая группа, созданная в рамках цикловой комиссии гуманитарных дисциплин: Л.Ю. Маковская, С.В.Ларькова – преподаватели английского языка, И.В.Ускова – преподаватель русского языка и литературы, А.В. Грошева – преподаватель истории. Этими преподавателями была разработана тема «Творчество У.Шекспира» с приоритетом в использовании междисциплинарных связей, финалом стало проведение открытого интегрированного учебного занятия «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества У.Шекспира», на котором   студенты показали знания по литературе, истории, английскому языку. Урок был проведен с элементами театрализации. Вели его четыре преподавателя: Маковская Л.Ю., Ларькова С.В., Ускова И.В., Грошева А.В. Студенты переводили сонеты У.Шекспира на английский язык (Галогре М. была лучшей), участвовали в викторине.

В процессе методической работы преподавателями регулярно проводятся  уроки нетрадиционной формы, исследовательская работа среди обучающихся, активное используются информационно-коммуникационные технологии (каждый учебный кабинет оснащен мультимедиа проектором), причем, компьютерная техника применяется не только к оформлению, но и решению образовательных развивающих задач урока, применению современных приемов и методов обучения.

Все это способствует повышению профессионального мастерства, совершенствованию педагогической техники, в конечном счете, повышению квалификационной категории преподавателей.

Положительный педагогический опыт должен обязательно транслироваться как в самой образовательной организации, так и за его пределами. Методические разработки, где описывается опыт работы преподавателей, изучаются всеми членами цикловых комиссий, публикуются в рамках мероприятий, проводимых ИД «Первое сентября» - «Открытый урок», «Портфолио ученика» и др. Своим опытом преподаватели делятся на различных международных заочных научно-практических конференциях, например, преподавателем Заленской Н.С. опубликована статья «О понятии активной жизненной позиции» (Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова, ВЕСТНИК  № 1(3) 2012), Н.И.Смагиным  - «Профессиональная деятельность и физическая культура» (НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», г. Чебоксары, 2013 г.), Л.М.Гусевой – «Формирование навыков устных и письменных вычислений на уроках математики (методические рекомендации по урочной деятельности студентов ОУ СПО) (Образовательный потенциал: II Международная ярмарка образовательных технологий. 29 января 2013 г./гл.ред. М.П.Нечаев – Часть I- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. – 760 с.) и ряд других. Всего только за 2012 и 2013 гг. преподавателями были опубликованы материалы собственного педагогического опыта боле 50.

Современной профессиональное образование становится подлинно индивидуальным (персонифицированным), а главное – одной их универсальных человеческих потребностей является способность к учению как самостоятельному приобретению, обновлению, использованию знаний на основе новых образовательных технологий. Полученные на уроках теоретического и практического обучения знания и компетенции – база для профессиональной деятельности выпускника колледжа, которая сыграет большую роль в его творческом росте и развитии.

Литература.

  1. Кроль В. Педагогика/Кроль В. – М.: Высшая школа, 2008. – 320 с.
  2. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество./ Поташник М.М. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
  3. Делия В. Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования./Делия В., Астафьев Б. и др. Под ред. Делия В. Изд. ИСЭПиМ, Де-По, 2011. – 292 с.
  4. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества./Бухвалов В.А. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
  5. Гайнеев Э.Р. Деятельно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования./ Гайнеев Э.Р.// Методист — 2013. — № 1. — С. 44–49.
  6. Дьякова Т.М. Современные подходы к оценке знаний, умений и практического опыта обучающихся./Дьякова Т.М.// Методист — 2013. — № 2. — С. 42–43.
  7. Литвинова В.Е. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждений профессионального образования./Литвинова В.Е.// Методист — 2013. — № 1. — С. 41–44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения.

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения....