Модульная технология обучения (МТО) в условиях реализации ФГОС. Доклад
методическая разработка на тему

Смирнова Татьяна Александровна

Модульная технология обучения

(МТО)

в условиях реализации ФГОС.

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.1.moduln_tekhnol_118i.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО МО

Московский областной железнодорожный индустриальный техникум

Имени В.И.Бондаренко

Модульная технология обучения

(МТО)

в условиях реализации ФГОС.

Доклад

преподавателя  истории  Смирновой Т.А.

ГБОУ СПО МО МОЖИТ

                                          Региональная научно-практическая конференция

                                                        « Психолого-педагогическое  сопровождение участников

                                           образовательного процесса в системе НПО и СПО

          в условиях реализации ФГОС»

                 ГБОУ НПО ПУ 118  МО 23.04. 2014г.

                                             

г.Орехово-Зуево.

Модульная технология обучения (МТО)

Доклад на  региональной НПК  преподавателя истории

ГБОУ СПО МО МОЖИТ

Смирновой Т.А.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться

сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать,

организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Сущность метода состоит в

том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог

работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в

себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по

достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от

информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н.  Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью

самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей

учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это

целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и

технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него

входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по

достижению дидактических целей.

Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания

учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой  контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и профессиональную 

характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной)

и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой —

формирование теоретических знаний, функции второй — формирование

профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так

и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным

модулем могут служить лабораторное практикумы и лабораторные работы,

спецпрактикумы,, технологические и педагогические практики, курсовые и

дипломные работы.

Прежде всего, учителю необходимо разработать модульную программу, которая

состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей,

обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю

нужно выделить основные научные идеи курса. Например, в курсе школьной

биологии выделяются следующие идеи: организм - биологическая система;

экологические системы; система и эволюция органического мира. Затем

необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в

определенные блоки.

Затем формируются модули. В модули входят крупные блоки учебного содержания,

на основе которых выделяются учебные элементы.

Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является

представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик

эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с

учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривал,

ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет

структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три.

УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в котором дается

резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вместе с учителем

осуществляет управление учением. УЭ последний - выходной контроль.

Модуль может иметь следующую форму:

     

№ стр.

№ М

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания


^ Первая форма:


№УЭ


Учебный материал с указанием заданий


Советы учителя





. Вся работа осуществляется на основе технологических карт, в которых даны предписания общих и частных учебных целей и соответствующих действий, указана последовательность их осуществления: 1) первичный контроль исходного уровня знаний; 2) последовательность «шагов» учеников (a, b, c, d) по изучению нового материала, овладение конкретными знаниями и умениями; 3) задания итогового контроля полученных знаний.

       В учебном элементе (УЭ-О) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.

     По ходу урока, я наблюдаю  и направляю деятельность учащихся, управляю процессом обучения. Каждому учащемуся выдается технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более 1 минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале.  При составлении плана модульного урока придерживаюсь следующего алгоритма:

1.Формулирую тему урока.
2. Определяю и формулирую цели урока и конечных результатов обучения. 
3. Разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ)  и определяю цели каждого из них.
4. Подбираю необходимый фактический материал.
5. Определяю способы учебной деятельности учащихся.
6. Выбираю  формы  и методы преподавания и контроля.
7. Составляю модуль данного урока, распечатываю по количеству учащихся.

       Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:

- УЭ-0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;
- УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д; 
- УЭ-2 (и т.д.) – отработка учебного материала;

Завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

        Кроме этого, при составлении модульного урока использую различные типы учебных элементов:

1.        текстовый УЭ – чтение, выделение главного, конспект, карточки и т.д.;

2.        картографический УЭ – карты, атлас;

3.        иллюстративный УЭ – описание, характеристики

4.        табличный УЭ – составление таблиц, сравнение, определение;

5.        словесный УЭ – получение информации

6.        аудио-видео УЭ – видеосюжеты фильмы;

7.        натурный УЭ - экскурсии, походы

8.        смешанный УЭ – несколько информационных технологий.

При модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:

1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся,

чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.

2.  При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести

соответствующую коррекцию.

3.  Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце

каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль,

взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль

имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения

непосредственно в ходе работы.

4.  После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он

должен показать уровень усвоения модуля.

5.  Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала,

необходимо проводить его доработку.

6.  Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно

сочетать традиционную систему обучения с модульной; в старших классах

лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписываются в

модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации

учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре,

в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем

самым усиливать ее качество и эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и в итоге  с переосмы...

Рабочая программа Спец курса «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО»

Программа спецкурса: «Методика обучения учащихся в образовательной области «Технология» в условиях реализации ФГОС НОО», направлена на развитие художественно - творческой деяте...

Применение современных технологий обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС СПО (из опыта работы).

Современная система образования не возможна без применения современных информационных технологий. Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. В статье приводится описание лич...

«Применение современных технологий обучения в условиях реализации ФГОС СПО»

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настрое...

Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения....

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....

Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"

Доклад выступления на методическом объединении" Технология проблемно-диалогического обучения истории в рамках реализации ФГОС СПО"...