Коррекционно-воспитательная работа с детьми «группы риска».
статья на тему

Беленкова Инна Николаевна

Если ребенок излишне скромен, застенчив или неуверен в себе, а может наоборот, сильно активен, подвижен, то значит на него необходимо обратить особое внимание и уже в младшем школьном возрасте вести с ними профилактическую работу по предотвращению развития отклоняющегося поведения, направляя таких детей на положительную социализацию в раннем детстве. Это необходимо проводить в младшем школьном возрасте, чтобы в подростковом периоде их склонность к асоциальному поведению для нас не стало неожиданностью. Да и работу  по профилактике и коррекции поведения с подростками вести намного сложнее, и не всегда она может быть эффективной и дать ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-воспитательная работа с детьми «группы риска».

В последнее время увеличивается социальное сиротство. Из числа детей, оставшихся без попечения  родителей, только 5% дети-сироты, все остальные имеют родителей, которые по тем или иным причинам не занимались их воспитанием, либо один или оба родителя злоупотребляли спиртными напитками, вели асоциальный образ жизни. Да и из этого процента детей-сирот большую часть составляют дети-сироты, у которых родители умерли от чрезмерного употребления спиртных напитков, наркотиков. Только, беря этот фактор во внимание, можно предположить с каким психическим здоровьем и генетикой попадают дети в детские дома. А дети отказники!? У них уже нарушена эмоциональная связь со взрослыми. И неудивительно, что даже те дети, которые попали в детский дом в раннем детстве, с которыми велась соответствующая педагогическая работа в подростковом возрасте (13-16 лет) начинают вести асоциальный образ жизни. Это в основном бродяжничество, мелкие хулиганства, токсикомания, воровство и лживость, жестокость, агрессивность, непризнание норм морали и нравственности, бездуховность, утрата интереса к жизни, к знаниям, к труду, употребление алкоголя, курение и многое другое.  Даже те дети, которые в младшем школьном возрасте не подавали никаких признаков и склонностей к девиантному поведению, в период подросткового созревания меняются не в лучшую сторону. На это влияет множество причин и факторов.

Дети, которые чаще всего попадают в группу риска:

  1. Дети с эмоциональной депривацией. Это ребенок, не получающий родительского тепла, заботы и внимания. Он стремится любым путем, даже противоправным, заполнить чувство внутренней пустоты. Требует к себе повышенного внимания, а для получения его он совершает различные поступки ещё в младшем школьном возрасте.  Наиболее эффективные, в плане удовлетворения эмоциональной потребности, закрепляются у него как положительный опыт. Не всегда этот положительный опыт направлен на положительный поступок, т. к. взрослый человек эффективно и эмоционально, и более ярко реагирует на проступок ребенка, чем на положительный поступок. Совершая в младшем школьном возрасте мелкие хулиганства и проступки, тем самым дети постоянно закрепляют свой положительный опыт, в подростковом возрасте эти проступки перерастают в более серьезные, такие как правонарушения, отсутствие взаимопонимания со взрослыми, а следовательно, попадание ребенка в группу риска.
  2. Дети с заниженной самооценкой. У этих детей в подростковом возрасте остро встает проблема самоутверждения. Именно в это время они пытаются искать поддержку в ближайшем окружении, среди сверстников, друзей. Для поднятия своего авторитета хотят утвердиться в обществе, и какое оно будет, не важно. Обычно они выбирают для самореализации более доступное общество, зачастую с асоциальным поведением. Уходят из детских домов, бродяжничают, что в конечном итоге приводит к правонарушениям и попаданию их в группу риска.
  3. Гиперактивные дети. Это дети, у которых постоянная потребность в новых ощущениях, которые не могут долго находиться в спокойном состоянии. Они более подвижны, любознательны. Если в младшем возрастном периоде они удовлетворяют эти потребности внутри детского дома, совершая мелкие проступки, то в переходном возрасте удовлетворение этим потребностям они ищут на улице. И не всегда эти поступки являются правовыми, что неуклонно ведет к отклоняющему поведению, а затем и к правонарушениям.
  4. Дети изгои. Дети, которых по тем или иным причинам не воспринимают в детском коллективе. Это чаще всего дети с нарушением межличностных связей, у которых слабая адаптация в коллективе. В детском коллективе они не могут найти себе друзей, их не воспринимает коллектив. И так же, как дети с заниженной самооценкой, в подростковом возрасте для них, как правило,  легче всего реализоваться в обществе, состоящим из детей, входящих в группу риска. Быть принятым в такую группу – это значит совершать правонарушения, вести асоциальный образ жизни
  5. Озлобленные и агрессивные дети.  В младшем школьном возрасте это агрессия подавляется взрослыми, находящимися в данный момент с ребенком. Причина не выясняется и не  корректируется. Ребенок остается с этой проблемой, которая с возрастом начинает прогрессировать. И достигает пика в подростковом возрасте, который и без того является кризисным в плане становления личности. Эти дети не удовлетворены своим положением в данном обществе, они не терпят нравоучений, не принимают социальные нормы. В итоге эти дети выходят на улицу, выплескивая свою агрессию и озлобленность на окружающих людей, совершая противоправные действия, вступая в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

Одной из важнейших задач воспитателя в детских учреждениях является работа по предупреждению и профилактике детей группы риска, раннему выявлению асоциального поведения несовершеннолетних, на так называемом докриногенном уровне, пока социальные отклонения не переросли в преступную деятельность. Одним из способов решения проблемы является преждевременное выявления ассоциальных качеств у детей еще в младшевозрастном периоде. Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних является предупреждение  и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития – социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Коррекционно-воспитательная деятельность в первую очередь должна быть направлена на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых, социально приемлемых. Для этого необходимо, кроме наблюдения за ребенком, провести с ним индивидуальную беседу, а также диагностику с целью получения четкого представления об актуальном развитии ребенка, его потенциальных возможностях, потребностях, жизненных ориентирах, положении в группе. Результаты диагностики должны выявить не только те или иные нарушения психической деятельности, но и помочь выявить механизм этих нарушений, что необходимо для определения задач, форм и видов реабилитационной работы с ребенком. После проведения диагностики необходимо составить план работы, где будут прописаны формы и виды работы. Для эффективной работы и получения положительных результатов желательно использовать несколько методов, приемов и форм в коррекционно-профилактической работе. Чтобы выбрать тот или иной метод или прием педагогического воздействия необходимо четко представлять себе, чего вам необходимо добиться с его помощью. Это может быть решение следующих задач:

  • Развить социальную активность, пробудить и привить интерес к себе и окружающим;
  • Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
  • Помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
  • Пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
  • Оптимизировать положительный опыт, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

I. Созидательные, которые содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и ребенком, установлению взаимопонимания:

  1. Проявление доброты, внимания, заботы.
  2. Просьба.
  3. Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия, доброго отношения. Поощрение рекомендуется применять при соблюдении следующих правил:
  • совершение ребенком нерядового для него положительного поступка;
  • поощрение должно вызвать у ребенка положительные эмоции;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе формы и значимости поощрения для компенсации усилий, затраченных ребенком на совершение положительного поступка;
  • не оставлять без поощрения каждое положительное проявление в поведении ребенка;
  • чтобы не случилось, нельзя оставлять без награды каждое положительное проявление личности;
  • никогда не отнимать полученную награду, так как вы реагируете на поступок, а не на ребенка, как личность, чтобы не случилось, ребенок должен знать, что он «хороший»;
  • ребенку  необходима доля личной свободы и право на секрет, не усердствуйте в приказаниях, внушениях, распоряжениях, уговорах, помните о внушаемости ребенка;
  • если обстоятельства диктуют, приказывайте твердо и решительно, но только оживленно и оптимистично;
  • всегда учитывайте настроение ребенка и его состояние здоровья;
  • не унижайте ребенка, относитесь к нему с уважением, если хотите от него такого же отношения;
  • помните о неприкосновенности личности, выказывайте отношение только к поступкам, действиям: не «ты бессердечный», а «ты поступил бессердечно», не «ты невоспитанный», а «ты проявил невоспитанность».

Не учитывая в своих действиях этих правил, вы рискуете потерять надежду на взаимопонимание и возможность положительного влияния на ребенка.

  1. «Авансирование личности» (в качестве приема педагогического воздействия введен А.С. Макаренко) - предоставление ребенку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, даже если он пока еще его не заслужил в полной мере. Аванс в данной ситуации побуждает к проявлению лучших качеств.
  2. «Обходное движение» (название дано А.С. Макаренко). Отношение педагога к ребенку, подростку в каждой конкретной ситуации находит свой отклик. Например, ученик совершил некий неблаговидный поступок и находится в затруднительном положении: сверстники относятся к нему враждебно, подозревают, или обвиняют его в чем-то. Нарастает конфликт, возможен взрыв негативных эмоций. В таких условиях однозначная поддержка педагога, силой своего авторитета, способна произвести сильное впечатление. Ребенок растерян, удивлен; тревога и напряжение сменяются облегчением и чувством благодарности.

Задача педагога: ненавязчиво дать ребенку понять, что неблаговидный поступок-досадное недоразумение, случайность и больше не повторится, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.

6.        Прощение. Умение прощать, важнейшее человеческое качество, однозначно должно присутствовать в педагогической практике. Главное - сознательно оценивать факты, понимать ситуацию и прощать, памятуя о том, что любая ситуация всегда только следствие, а не причина осложненного поведения ребенка.

II. Некоторые приемы, способствующие формированию у ребенка социально-одобряемого поведения.

  1. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство необходимости либо недопустимости определенного поведения, поступка. Личный пример - полновесный аргумент правоты взрослого человека.
  2. Моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности.
  3. Вовлечение в интересную деятельность.
  4. Пробуждение гуманных чувств. 

III.        Приемы, основанные на понимании динамики формирования чувств и интересов ребенка.

  1. Опосредование. Взрослый достигает желаемых изменений в поведении ребенка не прямым указанием, как следует поступать, а посредством какого-либо промежуточного компонента.
  2. «Фланговый подход». Взрослый, обнаружив какой-то проступок подростка, не осуждает его, а душевно затрагивает такие чувства ребенка, которые побуждают его к проявлению своих лучших черт. Беседа не сосредотачивается на совершенном нарушении ребенка, но влияет на его осмысление содеянного. В этом принцип «флангового подхода».
  3. Активизация сокровенных чувств ребенка заключается в поиске взрослым условий, которые способны затронуть и активизировать глубоко скрытые благородные устремления ребенка.

IV.        Прямые и косвенные тормозящие приемы.

  1. Констатация поступка. Прямая - высказывание, акцентируемое на данном проступке, косвенная - высказывание или действие, указывающее ребенку на то, что его проступок для взрослого не тайна.
  2. Необычный подарок, без слов укоризны вручаемый ребенку в качестве намека на невыполненную, согласно предварительной договоренности, работу.
  3. Осуждение, как открытое отрицательное отношение взрослого к нарушению каких-либо норм поведения.
  4. Наказание может быть результативным только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и является для ребенка неожиданностью.
  5. Приказание как прием успешно только при правильном выборе взрослым тона его произнесения (твердо и весело, например).
  6. Предупреждение.
  7. Вызов тревоги относительно предстоящего наказания.
  8. Возмущение недопустимостью совершенного поступка.

V.        Вспомогательные приемы.

  1. Создание внешней опоры социально-одобряемого поведения заключается в формировании культурных и нравственных привычек с помощью нравственных упражнений, заключающихся в многократной организации проявлений социально-одобряемого поведения ребенка, подростка.
  2. Отказ от концентрации внимания на отдельных проступках позволяет поддерживать с детьми нормальные взаимоотношения, а также предотвращает несправедливые упреки в злоупотреблении осуждением и наказанием.

Тончайшим инструментом влияния на формирование личности ребенка является слово взрослого. Ни в коем случае нельзя в процессе общения с ребенком, подростком переходить на крик, который является признаком педагогического невежества. Он однозначно воспринимается ребенком как несправедливость.

Опора на лучшие качества личности ребенка, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату. Важно помнить: какой бы проступок не совершил ребенок, в первую очередь он нуждается в сочувствии, которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и своевременной помощи.

Формы психопрофилактической работы.

Первая форма— организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у ребенка включает  прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы — все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы — информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья форма психопрофилактической работы — активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

  1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
  2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы детей обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
  3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвертая форма — организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Педагоги формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности — спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Активные занятия детей спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Методы применяемые к профилактической работе с детьми:

  • словесный (беседа, рассказ, ведущие к усвоению готовых знаний);
  • наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) метод используется для усиления впечатления участников от произведений разных видов искусства;

-        проектный (моделирование ситуаций, создание новых способов решения проблем и т.п.);

-        эвристический (проблемно-поисковый метод) - основной метод развития творчества; выдвигает мотивирующее отношение  к процессу обучения, которое   рассматривается   как совместная   заинтересованная деятельность педагога и воспитанников в процессе познания; позволяет осознать и прочувствовать творческую задачу, что создает прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности);

- репродуктивный (организованное повторение на основе серии упражнений);

  • метод игры (познавательные, ролевые, игры, игры-путешествия);
  • эмпирический (метод подражания, помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д.).

Благодаря профилактической работе с детьми младшего школьного возраста можно решить главную задачу – выпустить в жизнь не иждивенца, а социально активную личность, способную принести пользу государству и реально решать свои жизненные проблемы.

Сделать будущее ребенка здоровым и счастливым, воспитать гражданина, способного к социализации, уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, - вот главная цель каждого педагога.

Литература.

  1. Журнал «Беспризорник»№6, 2009/ «Профилактика бродяжничества и попрошайничества детей и подростков», Л. Мардахаев;
  2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.;
  3. Козлов В. В. Работа с кризисной личностью: Методическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Психотерапия, 2007. – 336 с.;
  4. Прихожан А. М., Толстых Н.Н. психология сиродства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.;
  5.  Шишковец Т. А. Осложненное поведние подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Авт. – сост. Т. А. шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».

Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...

Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...

План работы с обучающимися "группы риска"

План индивидуальной работы с обучающимися группы риска, с целью выявления семей, находящихся в социльно-опасном положении, обучающихся, склонных к употреблению ПАВ, алкоголя...

План профилактической работы с детьми группы риска

1.      Приобщение подростков к труду и занятости (привлечение сотрудников Центра занятости г. Белогорска для информационного просвещения обучающихся);2....

Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.

В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через...

Программа работы с детьми группы риска

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – др...

Организация коррекционной работы с детьми группы риска на примере речевого развития.

Организация коррекционной работы с детьми группы рискана примере речевого развития. Включает несколько тесно взаимосвязанных аспектов:∙ Создание условий для полноценного развития коррекционной ра...