ФГОС. Семинар для классных руководителей по теме: "Современный терроризм, его характерные черты и особенности."
консультация на тему

Лукьянова Татьяна Викторовна

Терроризм. Толерантность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terrorizm_prezentatsiya.pptx247.38 КБ
Файл terrorizm.odt13.73 КБ
Файл tolerantnost.odt20.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный терроризм, его характерные черты и особенности

Слайд 2

Росту социальных ЧС в современных условиях способствуют: - низкий уровень жизни, отсутствие жизненных перспектив у значительной части населения, обострение социального неравенства; - несовершенство системы государственной власти и организации гражданского общества, возрастание политической активности населения; - обострение межнациональных и религиозных противоречий, тенденции к национальному сепаратизму, усиление международного национализма и религиозного экстремизма; - кризис идеологии, размывание духовных и морально-нравственных ценностей.

Слайд 3

Терроризм – опаснейшее явление современности, угрожающее стать одним из главных препятствий на пути решения общечеловеческих и государственных задач в XXI веке.

Слайд 4

Основные цели террористических акций: — дестабилизация государственной власти; — вымогательство; — нанесение экономического ущерба; — устранение соперников; — религиозный фанатизм.

Слайд 5

Особенностями современного терроризма являются : - его широкий размах и часто международный характер – наличие взаимодействия с международными террористическими центрами и организациями; - наличие жёсткой организованной структуры и строгой конспирации; - хорошее техническое оснащение, возрастание уровня вооружённости террористов; усиление разрушительного потенциала

Слайд 6

Важной предпосылкой возникновения и усиления терроризма являются экономические факторы. Ущемление интересов средних и некоторых других слоев населения создает политическую нестабильность, которая проявляется в виде забастовок, пикетирования, перекрытия транспортных магистралей. Безработица молодежи объединяет ее в группы, причем для некоторых молодых людей участие в делах группы становится основной формой деятельности.

Слайд 7

Причины обращения к террористической деятельности : • отклонения психопатологического характера (часть террористов – это люди с психическими нарушениями); • мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания своей деятельности особой значимости; • стремление преодолеть отчуждение, обезличивание, стандартизацию; • корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или тесно переплетаться с ними; • стойкое убеждение в обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом спасения своего народа или даже всего человечества (идейный абсолютизм).

Слайд 8

Терроризм можно победить лишь общими усилиями стран, желающих и способных с ним бороться.



Предварительный просмотр:


обособленное подразделение

филиал муниципального общеобразовательного учреждения « средняя общеобразовательная школа с. октябрьский  городок»

в с. куликовка

ФГОС 2014 - 2015 год

ЧС социального характера – обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного социального явления, которое повлекло или может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

«Социальные» - значит общественные, относящиеся к жизни людей, их отношениям в обществе – «социуме». Наибольшее значение среди них имеют: терроризм, общественные беспорядки, война, межнациональные военные конфликты, криминализация общества, наркомания, алкоголизм.

Росту социальных ЧС в современных условиях способствуют:

- низкий уровень жизни, отсутствие жизненных перспектив у значительной части населения, обострение социального неравенства;

- несовершенство системы государственной власти и организации гражданского общества, возрастание политической активности населения;

- обострение межнациональных и религиозных противоречий, тенденции к национальному сепаратизму, усиление

международного национализма и религиозного экстремизма;

- кризис идеологии, размывание духовных и морально-нравственных ценностей.

ЧС социального характера представляют собой острейшие формы социальной патологии - «болезни общества».

Терроризм – опаснейшее явление современности, угрожающее стать одним из главных препятствий на пути решения общечеловеческих и государственных задач в XXI веке. Чтобы эффективно противостоять ему, необходимо, прежде всего, понять сущность терроризма, уяснить его причины.

Основные цели террористических акций:

— дестабилизация государственной власти;

— вымогательство;

— нанесение экономического ущерба;

— устранение соперников;

— религиозный фанатизм.

Особенностями современного терроризма являются:

- его широкий размах и часто международный характер – наличие взаимодействия с международными террористическими центрами и организациями;

- наличие жёсткой организованной структуры и строгой конспирации;

- хорошее техническое оснащение, возрастание уровня вооружённости террористов; усиление разрушительного потенциала;

- способность вести «информационную войну», навязывать свои идеи.

Современный терроризм возник около 30 лет назад, одновременно в ряде точек мира. При этом в начальный период своего развития он носил ярко выраженный идеологический характер антикоммунистической или прокоммунистической ориентации. Примерами антикоммунистического терроризма являются деятельность в свое время сальвадорских «эскадронов смерти», пиночетовских спецслужб в Чили, режима «черных полковников» в Греции. В Западной Европе к террористическим акциям перешли многочисленные леворадикальные группировки (итальянская «Красные бригады», западногерманская «Фракция Красной Армии», французская «Аксьон Дарект», националистические организации («ИРА» в Ирландии, «ЭТА» в Испании и др.).

Терроризм сегодня – это достаточно подготовленные силы, оснащенные на самом высоком техническом уровне. Если раньше основным вооружением бандитов были ручные бомбы и однозарядные пистолеты, то теперь, как известно, ими может использоваться весь арсенал средств, изобретенный человечеством: любое холодное и огнестрельное оружие, взрывчатое и отравляющие вещества, биологические агенты, радиоактивные вещества и ядерные заряды, излучатели электромагнитных импульсов, широко распространенные средства связи (почта, телефон, компьютер) и др. На фоне широкого использования в террористических актах взрывчатых веществ и огнестрельного оружия. Ядерный, химический и биологический терроризм сформировался в самостоятельную проблему лишь в последние 10 - 15 лет. Компоненты химического и биологического оружия сейчас доступны террористам как никогда ранее. В их руки могут попасть отходы химического оружия и ракетного топлива, а также  могильники с захоронением  скота, пораженного сибирской язвой и другими возбудителями особо опасных инфекций (по официальным данным их в Российской федерации около 35000). Все это создает масштабные угрозы национальной безопасности.

Захват заложников в процессе осуществления террористического акта – один из излюбленных террористами способов воздействия на органы власти.

Проводимая в Российской Федерации работа по борьбе с террористическими проявлениями приносит свои плоды. Так в результате комплексных и активных действий власти, поддержанных обществом количество терактов снизилось. Однако успокаиваться рано. До тех пор пока будут заказчики, щедро оплачивающие услуги – всегда найдутся желающие заработать на чужой крови.

В России весьма значительным является незаконный оборот оружия, что тоже способствует увеличению числа террористических проявлений и усилению их общественной опасности.

    Серьезным негативным фактором являются социальные противоречия, присущие современной российской действительности. К ним прежде всего следует отнести:

    • раскол общества на социальные группы с различным экономическим положением, замедлением процесса формирования среднего класса, увеличением числа люмпенов, пополняющих криминальные группы различного толка, отток активной части населения из приоритетных сфер жизнедеятельности (производства, науки, образования);

    • углубление национальных, религиозных, региональных и иных конфликтов;

    • разрушение сложившейся и отсутствие новой эффективной системы социальных гарантий жизни населения, что вызвало рост социальной неудовлетворенности, усиление иждивенчества в обществе, втягивание населения в криминальные отношения, формирование отрицательного социального потенциала в среде военнослужащих.

    Перечисленные выше причины привели к определенным неблагоприятным последствиям для страны. Наиболее серьезными из них являются:

    • формирование очагов социальной напряженности и противоборства, которые могут перерасти в открытые конфликты с активным применением форм насилия, в том числе и террора;

    • снижение эффективности в деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности населения;

    • недостаточность государственного контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны и особенно за оборотом оружия и наркотических средств;

    • проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект («Xесболлах», «Братья-мусульмане» и пр.);

    • обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма;

    • попытки лидеров организованной преступности усилить свое влияние, проводя своих представителей в различные органы исполнительной и законодательной власти;

    • рост миграции населения, который влечет за собой тяжелые экономические и социальные последствия и создает новые очаги напряженности в некоторых местах поселения беженцев (лишенные социальной и материальной основы жизни они становятся источником пополнения криминальных группировок, организованных по этническому принципу);

    • недостаточный контроль за распространением информации о террористической деятельности, пропагандой идей терроризма, публикацией пособий по изготовлению взрывчатых веществ и организации взрывов.

    Важной предпосылкой возникновения и усиления терроризма являются экономические факторы. Ущемление интересов средних и некоторых других слоев населения создает политическую нестабильность, которая проявляется в виде забастовок, пикетирования, перекрытия транспортных магистралей. Безработица молодежи объединяет ее в группы, причем для некоторых молодых людей участие в делах группы становится основной формой деятельности.

    Негативное воздействие на эффективность борьбы с терроризмом оказывают противоречия в политических отношениях. Среди них наиболее принципиальное значение имеют противоречия:

    • между демократическими конституционными принципами и реальной практикой;

    • связанные с продолжающимся процессом политического размежевания общества, формированием социальных групп и слоев с противоположными политическими интересами;

    • порожденные отчужденностью между властью и населением;

    • вызванные ослаблением социально-экономических и культурных связей между центром и регионами, а также между регионами.

    Вся совокупность социальных, экономических и политических противоречий дополняется противоречиями в духовной сфере, которые ведут к деградации духовной жизни общества, разрушению исторических, культурных, нравственных и гуманистических традиций и ценностей, утверждению культа индивидуализма, эгоизма, жестокости и насилия, неверию в способность государства защитить своих граждан, обесцениванию таких понятий, как «долг», «достоинство», «честь», «верность Отечеству».

    Особого внимания заслуживают психологические аспекты проблемы терроризма. Их анализ необходим для объяснения не только конкретного террористического акта и его причин, но и терроризма в целом. Основу психологического познания терроризма составляет анализ мотивов этого преступления. Некоторые мотивы лишь внешне выглядят естественными. Чаще всего непосредственными причинами обращения к террористической деятельности являются следующие:

    • отклонения психопатологического характера (часть террористов – это люди с психическими нарушениями);

    • мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания своей деятельности особой значимости;

    • стремление преодолеть отчуждение, обезличивание, стандартизацию;

    • корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или тесно переплетаться с ними;

    • стойкое убеждение в обладании естественной, высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом спасения своего народа или даже всего человечества (идейный абсолютизм).

    Приведенные причины дают представление об определенных мотивах террористической деятельности.

    Чаще всего террористической деятельностью люди занимаются не в силу психологических отклонений (хотя они тоже могут иметь место). Важнейшими причинами являются все же аномалии политические, территориальные, идеологические и религиозные.

Все государства, даже соперничающие на международной арене, вынуждены объединять усилия в борьбе с терроризмом. Совершая атаки по всему миру, террористы наживают все больше врагов в лице различных стран. Понимание необходимости совместной борьбы с терроризмом становится сильнее имеющихся разногласий между ними.

Терроризм можно победить лишь общими усилиями стран, желающих и способных с ним бороться.

Бороться с проявлениями терроризма, пытаться только предотвращать терракты и бороться с террористическими группировками не эффективно, так как это борьба ведется уже более 30 лет и тем не менее, этот общий враг не побежден до сих пор. Необходим комплексный подход к обеспечению безопасности общества, включающий в себя кроме силовых и правовых мер, ещё и борьбу с причинами его возникновения.



Предварительный просмотр:


обособленное подразделение

филиал муниципального общеобразовательного учреждения « средняя общеобразовательная школа с. октябрьский  городок»

в с. куликовка

ФГОС 2014 - 2015 год

Толерантность - такая позиция, установка и ценность, которая способна примирить разные точки зрения, религии, идеологии. Она позволяет, опираясь на психологию человека, продвигаться дальше по пути сближения людей, не навязывая никому чуждых взглядов, норм, ценностей. В рамках конфликтологии к идее толерантности можно относиться как к позитивной цели. Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими людьми.

Пути решения

В системе школьного образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегрегаций. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу.

Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.

Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить.

Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно иной уровень отношений учитель-ученик, что невозможно без изменения менталитета учителя, отказа от подавляющего, миссионерского стиля отношений с учащимися.

Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.

Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми.

Для решения проблемы недостаточно вооружить каждого учителя пониманием всеобщности и надпредметности процесса обучения искусству коммуникации, который присутствует на каждом уроке, на каждой перемене. Необходимо обеспечить его методами и техниками, которые позволят формировать чувства и навыки поведения, основанные на соединении знаний и чувственного опыта проживания конкретных ситуаций. Меньше всего для этого подходит стандартная и хорошо освоенная нашими учителями фронтальная репродуктивная методика.

Как показывают исследования, все беды российских сообществ, включая экономические, оттого, что люди до сих пор не научились конструктивно взаимодействовать, идти на компромисс, они также не воспитывают своих детей в духе миролюбия и терпимости. Основную роль в воспитании толерантности, формировании толерантного отношения к детям играют родители, педагоги, психологи. В первую очередь их воспитательные воздействия направлены на гуманизацию взаимоотношений в детском социуме, системе детско-родительских отношений, которая предполагает, обеспечение права и возможностей каждой личности на удовлетворение культурно-личностных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.

Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности
Что такое "толерантность"?
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина "толерантность" объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п.
Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. 

Одна из задач педагога при организации деятельности учащихся - регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом за-

висит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных i взаимоотношений между людьми.

Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:

·         сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

·         осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

·         создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

·         каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;

·         отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.

Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, если обеспечиваются:

·         доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

·         выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

·         определение творческих задач, проблем для решения самими детьми;

·         создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

·         предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

·         создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения и форм взаимодействия;

·         оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит их находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей.

Коллективная творческая деятельность, общение способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:

·         при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;

·         обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;

·         создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;

·         не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;

·         добиваться правильной позиции лидеров, организаторов работы в классе, микрогруппах;

·         обеспечить динамику количественного и качественного состава микрогруппы, сменяемость ролевых позиций детей, лидеров, организаторов в зависимости от видов деятельности;

·         создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей друг другу и другим микрогруппам, ситуации успеха через успех другого, успех группы;

·         с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы (по желанию, способностям, интересам, стихийные);

·         добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;

·         при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Для воспитания толерантности большое значение имеет включенность всех детей в классе в управление его жизнедеятельностью. Такую включенность можно достигнуть только на основе развития детского самоуправления.

Детское самоуправление - это демократическая форма организации детского коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Развитие самостоятельности, именно развитие, то есть поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере становления детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей. При этом важно, чтобы самоуправление учитывало интересы всех групп детей, обучающихся в данном классе.

Принятие и реализация управленческих решений - обязательный признак развивающегося самоуправления. Именно при решении этой двуединой задачи достигается реальность включенности детей в управление делами своего коллектива. При этом педагог должен выступать гарантом прав всех групп детей, постоянно подчеркивая, что решение должно соответствовать интересам, как большинства, так и меньшинства детей.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой - способствует объединению детей на основе их интересов.

Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора пути решения поставленной проблемы.

Формирование группового мотива действий проходит более успешно через включение учащихся в решение управленческих проблемных ситуаций. В литературе указывается на то, что необходимость подготовки и применения управленческого решения возникает в том случае, если субъектом управления выявляется проблемная ситуация. Когда мы говорим об управленческой проблемной ситуации, мы имеем в виду, что, решая ее, учащиеся осуществляют поиск оптимальных путей управления ученическим коллективом на данном этапе его функционирования. При этом необходимо отметить, что разрешение управленческих проблем может осуществляться как отдельными учащимися, так и в процессе коллективной деятельности.

Важной формой самоуправления детей является классное ученическое собрание, где дети должны учиться демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Правильно организованное собрание содержит большой потенциал для воспитания толерантности.

Классное собрание - это высший орган самоуправления в ученическом коллективе. Оно является высшим потому, что в его работе принимают участие все школьники, обучающиеся в данном классе. Что же из себя представляет классное собрание как орган самоуправления?

Классное собрание тогда и только тогда будет органом самоуправления, когда сами дети обсуждают реальную проблему своей жизни и самостоятельно принимают решение, которое подлежит немедленной реализации. Нельзя путать такое классное собрание с собранием, на котором в основном говорят педагоги и дают указания детям, как им жить дальше.

На классном собрании распределяются поручения учащимся, избирается староста (командир, президент и т. п.), представители в органы ученического коллектива, заслушиваются отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждаются различные памятки, положения (о консультантах по предметам, дежурстве по классу и школе и др.).

Классное собрание может быть посвящено одной проблеме (тематическое собрание), но возможно и обсуждение одного или нескольких организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информация о делах или итогах работы).

Созываются экстренные (внеочередные) собрания, когда какие-либо вопросы необходимо обсудить и решить немедленно. Одна из разновидностей такого собрания - летучка, которая длится 10-15 минут: распределяются участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. В исключительных случаях такое собрание может быть созвано по просьбе классного руководителя, педагогов или администрации школы. Целесообразно рассмотрение некоторых вопросов на совместном собрании родителей и учащихся или учащихся и учителей, когда, например, предстоит решить вопросы ремонта классного помещения, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру, походу, экскурсии, наметить перспективы в деятельности коллектива.

Классное собрание - это форма работы самого ученического коллектива, для которой характерна совместная деятельность учащихся и педагога, организованная на основе равенства их прав как членов коллектива класса.

Классному руководителю необходимо учить детей порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слово, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, иными словами- учить школьников демократичному проведению собраний.

Непросто на первых порах вовлечь в разговор ребят, преодолеть скованность, смущение, а то и просто неумение выражать свои мысли вслух в присутствии товарищей, педагогов.

Предварительное обсуждение вопросов в малы[ группах создает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, дает возможность каждому высказаться, завязать разговор и подойти к неформальному коллективному решению.

Педагог во время собрания увлеченно, заинтересованно работает вместе с детьми: думает, советует, ищет лучшие варианты решений. Он старается своими мнениями, предложениями поддержать, развить, дополнить выступления, побуждает к размышлению вопросами: "А почему?", "А чем этот вариант лучше?"

Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений классного руководителя с детьми в этом процессе меняются от класса к классу, по мере накопления опыта самостоятельной и самоуправленческой деятельности школьников.

Ответственность за подготовку и проведение собраний, выполнение решений несет староста класса, хотя на первом этапе, когда у учащихся нет опыта проведения собрания, эту роль выполняет классный руководитель.

Пока общественное мнение коллектива не сформировалось, актив еще недостаточно сплочен и авторитетен в классе, педагогу целесообразно в индивидуальных и групповых беседах с учащимися тактично выяснить точку зрения детей на предлагаемые для обсуждения вопросы, иногда незаметно для них подсказать пути правильного их решения. Такая подготовка общественного мнения необходима для того, чтобы избежать скоропалительных предложений и решений. Легче и незаметнее всего влиять ж суждения детей через микроколлективы, когда идут обсуждения в группах при подготовке собрания или в ходе его.

Одна из задач классного руководителя - постепенное вовлечение в работу собраний все большего числа учащихся класса. В этих целях можно поручать, например, отдельным ученикам подготовку небольших выступлений, а микроколлективам - сатирических сценок.

Так или иначе, все собрания, где обсуждаются проблемы класса, учат детей общению, толерантному отношению друг к другу и событиям, происходящим в их жизни. Большинство тем собраний имеют прямое отношение к формированию толерантности у детей. Например:

·         Каким мы хотим видеть наш класс?

·         Какие традиции в нашем классе?

·         Какой у нас коллектив?

·         Как улучшить отношения в классе?

·         Какими должны быть взаимоотношения между учащимися и педагогами класса?

·         Каково будущее нашего класса?

·         Что мешает добрым отношениям в нашем классе?

В школе могут быть созданы советы классов, которые избираются классным собранием на один год с последующей отчетностью перед коллективом. Структура совета класса может быть самая разная: совет командиров, сбор руководителей советов дела, совет дежурных. Но очень важно, чтобы в органах самоуправления были представители всех групп (национальных, социальных), обучающихся в данном классе.

В совет класса могут входить уполномоченные коллектива класса в общешкольных органах самоуправления. При этом уполномоченные коллектива класса в общешкольных органах самоуправления всегда должны быть подотчетны классному собранию.

Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельности, подростки не могут без помощи и поддержки классного руководителя построить жизнь в классе. Когда педагог устраняется на каком-то этапе от оказания помощи в развитии самодеятельных начал коллектива, возможны результаты, совершенно противоположные ожидаемым (например, вместо самоуправления - самоуправство, подавление одной группы детей другой).

В то же время излишнее выполнение открыто руководящей роли педагогом там, где дети могут организовать работу сами, тормозит развитие отношений детей. Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность, учатся сотрудничеству. Важно, чтобы классный руководитель личным примером показывал, как надо общаться, поддерживать робких и помогать им, придавать уверенность в своих силах.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.

Часто возникают непростые проблемы, связанные с формированием культуры межнационального общения. Так, например, слабая представленность учащихся какой-либо национальности в органах школьного самоуправления может стать причиной недружелюбия в коллективе, негативного поведения, конфликта.

Общешкольное мероприятие может вызвать нездоровое соперничество между учащимися разных национальностей, если возникает стремление к утверждению своего превосходства со стороны той или иной национальной группы. Желательно, чтобы команды, отряды, комиссии, жюри комплектовались из учащихся различных национальностей и имели четкие правила определения первенства.

Важно искать истоки соприкосновения интересов в культуре, используя для этого возможности воспитательной работы, опираясь на общечеловеческие ценности морали, искусства, религии разных народов. В этих целях необходимо, чтобы любое воспитательное мероприятие было обращено к личности ученика, чтобы учащиеся разных национальностей, обучаясь в одной школе, не оставались равнодушными друг к другу, а проявляли взаимный интерес к личностным качествам, духовным запросам друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Детская музыкальная литература «Характерные черты детской маршевой музыки»

Конспектоткрытого урока по предмету Детская музыкальная литература«Характерные черты детской маршевой музыки»...

Методические рекомендации по проведению педагогического совета на тему «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя»

В методических рекомендациях показана структура и содержание педсовета, в ходе которого осуществляется  поиск путей совершенствования воспитательной системы техникума и мотивация классных руковод...

Методические рекомендации по проведению педагогического совета на тему «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя»

В методических рекомендациях показана структура и содержание педсовета, в ходе которого осуществляется  поиск путей совершенствования воспитательной системы техникума и мотивация классных руковод...

Презентация Понятие, характерные черты, применение эколого-правовой ответственности

Презентация по Экологическому праву тема Понятие, характерные черты, применение эколого-правовой ответственности...

Презентация Понятие, характерные черты, применение эколого-правовой ответственности

Презентация по Экологическому праву Понятие эколого-правовой ответственности...

Лекция 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи управления.

Лекция 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи управления....