"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
статья на тему

Жихарева Елена Викторовна

В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_v_dukhovno.zip363.72 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

Актуальность выбора темы.

    Духовно-нравственная воспитанность ценилась всегда. На данном этапе развития общества происходящие в нём социально- экономические преобразования заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи.

  В сегодняшней жестокой действительности  необходимо обратить внимание на становление духовного человека, которое невозможно без правильного воспитания.

   Человек как храм закладывается с рождения . Всё, что он пережил и усвоил в детстве, отличается большой психологической устойчивостью. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию и недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Большую часть времени  ученик проводит в школе и дома, поэтому огромную роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, семье.

     Я считаю, что  большую роль в воспитании нравственного человека играет  приобщение его к литературе.

    Хорошую литературу можно назвать духовным наставником молодого поколения, а общение с книгой  - заботой о духовном здоровье  нации.

   В начальной школе ученик -  маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! И помочь ему  выбрать правильный путь в большом потоке информации должны мы – взрослые: учителя и родители. Только вместе: семья и школа  способны создать благоприятные условия для становления гармонично развитой личности.

Цель: включение родителей в совместную деятельность для создания воспитывающей духовно-нравственной среды в школе и дома через приобщение к книге.

Основные направления деятельности:

  • Организация работы с дневником читателя;
  • Проектная деятельность;
  • Внеклассная работа;
  • Семейное чтение

Организация работы с дневником читателя

    Правильно организованная, продуманная  работа с «Дневником читателя» в начальной школе активизирует читательскую деятельность детей. «Дневник читателя» это источник взаимодействия родителей и детей в домашнем чтении, в возрождении традиций семейного чтения.

      Читая различные произведения и записывая общее содержание  в читательский дневник, ребенок тренирует память,   учится  анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять,  что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

    Совместное чтение и обсуждение книг очень сближает родителей с детьми, меня с ребятами. Постепенно, я наблюдаю за тем, как меняются их рассуждения, становятся более продуманными и серьезными. Дети учатся оценивать поступки героев и свои, делают свой первый нравственный выбор.

Проектная деятельность

    Главная идея проектно-исследовательской работе  -  привлечение учащихся и взрослых к чтению книги, к творчеству. Цель организации проекта – содействие развитию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей Организация работы с одарёнными детьми.

Некоторые темы проектов и исследований в области чтения:

– библиотека класса, библиотека семьи;
– любимые литературные произведения в классе, в семье; 
– книги, которые передаются в семье по наследству; 
– самая нужная книга в школе, уникальная книга и семье; 
– роль, которую сыграла книга в жизни семьи, человека; 
– обсуждение интересной книги, книжное обозрение; 
– распространение знаний о книге, новой идеи в области литературы; 
– книга и Интернет, книга и кино: конкуренция или новое явление;
– юные поэты класса;

Внеклассная воспитательная работа

     Воспитательная работа в начальной школе является важным фактором, в общем, и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей и родителей во внеурочных формах работы с детской книгой – это показатель уровня формирования духовно-нравственной культуры, формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.

Основные направления работы.

Работа с этнокалендарём;

Художественно-эстетическое (конкурсы стихов, литературные гостиные, встречи с писателями и т.д.)

Театральное (Ставим совместные спектакли, снимаем фильмы)

 Просветительское (классные часы, посвящённые литературной жизни)

Туристическое (экскурсии по  местам, связанным с литературной жизнью города)

  Всю воспитательную работу планируем совместно с родительским комитетом. Родители становятся активными участниками всех воспитательных мероприятий. Кто-то помогает подобрать материал для праздника , кто-то шьёт костюмы, кто-то участвует в спектакле, кто-то задействован в жюри и т.д.

IMGP8360 IMGP8376.JPG

«По сказкам А. Пушкина»

Литературный час

IMGP8377 

«По сказкам А. Пушкина»

Литературный час

SAM_0320

«По сказкам К.Чуковского»

 Литературный час

Вывод

   Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Деятельностный подход в воспитании и обучении чтением в начальной школе позволяет расширить работу с одарёнными детьми, укрепляет связи между семьёй и школой.

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы»-писал                                         В.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное,  патриотическое  развитие  и  воспитание  обучающихся  является  первостепенной  задачей  современной  образовательной  сис...

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"

Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...

Методическая разработка на тему: "Совместная деятельность центра, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся"

Выступление на Педагогический Совет. Содержание патриотического и духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности.Информация о видах деятельности и формах организации деятельности...

Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...