Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по общей психологии
методическая разработка на тему

Парфирьева Инна Владимировна

Методические рекомендации предназначены для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов по психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rek-tsii_po_srs_po_psikhologii.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Братского педагогического колледжа в г.Тулун

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

для специальностей

050146 Преподавание в начальных классах,

050144 Дошкольное образование

Тулун - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………………….3

Виды самостоятельной работы студентов………………………………………...5

Самостоятельная работа № 1 «Предмет, задачи психологии»…..........................6

Самостоятельная работа № 2 «Методы психологии»…………………………….6

Самостоятельная работа № 3 «Психика и её развитие» …………………………7

Самостоятельная работа № 4 «Сознание и самосознание»……………................7

Самостоятельная работа № 5 «Деятельность как способ существования»…….8

Самостоятельная работа № 6 «Человек как индивид» ……………………..........8

Самостоятельная работа № 7 «Темперамент»………………………………....... 9

Самостоятельная работа № 8 «Человек как субъект, личность и индивидуальность» …………………………………………………………………10

Самостоятельная работа № 9 «Способности» …………………………………..10

Самостоятельная работа № 10 «Эмоциональная организация

деятельности» …………………………………………………………………….. 11

Самостоятельная работа № 11 «Волевая организация деятельности»………. 11

Самостоятельная работа № 12 «Познавательная деятельность»……………... 12

Самостоятельная работа № 13 «Внимание» ……………………………………..12

Самостоятельная работа № 14 «Организация внимания школьников»………. 13

Самостоятельная работа № 15 «Память» ………………………………………. 14

Самостоятельная работа № 16 «Мышление» ………………………………….. 14

Самостоятельная работа № 17 «Воображение» ……………………………….. 15

Приложение 1. Рекомендации по конспектированию текста…………………. 16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах, 050144 Дошкольное образование.

Учебная дисциплина Психология является ведущей составной частью общепрофессиональной подготовки будущего педагога и направлена на изучение общей психологии человека, психологических особенностей детей дошкольною и школьного возраста, а также на саморазвитие и самосовершенствование личности студента.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять знания по психологии при решении педагогических задач;
  • выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
  • основы психологии личности;
  • закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

Обучение психологии может осуществляться в различных формах – лекциях, семинарских и практических занятиях, консультациях и др. При этом важная роль в процессе обучения студента – педагога отводится его самостоятельной работе, которая тесно связана с аудиторной и, по сути, является ее продолжением.

Настоящие методические рекомендации предназначены для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов, получающих среднее профессиональное образование.

Самостоятельная внеаудиторная работа по общей психологии проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- формирования общих и профессиональных компетенций;

- формирования психологической компетентности будущего педагога.

Самостоятельная работа должна содействовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, формированию навыков самостоятельного труда, умению решать профессиональные задачи, формированию потребности к непрерывному самообразованию, приобретению опыта планирования и организации рабочего времени, выработке умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, обеспечению систематической работы студентов в течение учебного года.

Самостоятельная работа выполняется по темам «Предмет, задачи и методы психологии», «Психика и ее развитие», «Деятельность как способ существования», «Человек как индивид», «Человек как субъект, личность и индивидуальность», «Эмоционально-волевая организация деятельности», «Познавательная деятельность».

Всего на самостоятельное изучение тем общей психологии отведено для специальности 050146 Преподавание в начальных классах – 42 часа, для специальности 050144 Дошкольное образование – 40 часов.

Содержание методических рекомендаций соответствует программе учебной дисциплины Психология.

Данные методические рекомендации содержат рекомендации по выполнению самостоятельной работы по указанным выше темам, которые включают в себя:

- вид и содержание самостоятельной работы;

- задачи самостоятельной работы;

- описание последовательности выполнения задания;

- требования к оформлению работы;

- требования к форме отчетности;

- объем времени, необходимый для выполнения работы;

- список рекомендуемой учебной литературы.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов используются семинарские занятия, экспресс-опросы на аудиторных занятиях, домашние или аудиторные контрольные работы, текущий контроль выполнения, тестовые задания по разделам и темам дисциплины и пр.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов является:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания конспекта заявленной теме;

- глубина проработки материала;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников и др.

Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

№ п/п

Наименование

и номер темы

Содержание самостоятельной работы

Форма отчётности

К-во часов

Раздел 1. Общие основы психологии

1.

1.1. Предмет, задачи психологии

Составление опорной схемы  «Психологические школы»

Опорная схема

1

2.

1.1.  Методы психологии

Проведение психологического исследования с помощью какого-либо метода  

Протокол психологического исследования

1

3.

1.2. Психика и ее развитие

Составление конспекта по теме «Этапы развития психики в животном мире»

Конспект

1

4.

1.2. Сознание и самосознание

Составление рекомендаций для педагога  по развитию адекватной самооценки школьников (дошкольников)      

Рекомендации для учителя

1

5.

1.3. Деятельность как способ существования

Составление советов для педагога по развитию положительной мотивации учения школьников

Советы для учителя

2

6.

1.4. Человек как индивид

Составление рекомендаций по учету темперамента детей в педагогическом процессе    

Рекомендации для учителя

1

7.

1.4. Темперамент

Определение типа темперамента героев произведения (чистый тип)

Анализ типов темперамента

1

8.

1.5. Человек как субъект, личность и индивидуальность

Анализ особенности характера некоторых литературных героев по их поведению и поступкам

Анализ особенности характера

1

9.

1.5. Способности

Творческая работа «Развитие способностей у педагога»

Творческая работа по теме

1

10

1.6. Эмоциональная организация деятельности

Анализ проявления эмоций в современных художественных произведениях

Анализ эмоций по произведению

2

11

1.6. Волевая организация деятельности

Составление психологических рекомендаций для учителя по воспитанию некоторых волевых качеств школьников

Рекомендации для учителя

1

12

1.7. Познавательная деятельность

Составление опорных схем по теме «Внимание»

Опорная схема

1

13

1.7. Внимание

Подбор игр для развития внимания школьников

Игры на внимание

1

14

1.7. Организация внимания школьников

Составление рекомендаций по организации внимания школьников на занятиях и уроках

Рекомендации для учителя

2

15

1.7. Память

Подбор педагогических приемов работы с учениками, имеющими различные индивидуальные особенности памяти

Приёмы по развитию памяти учащихся

2

16

1.7. Мышление

Подбор педагогических приемов работы с учениками по развитию их мышления

Приёмы по развитию мыш

ления учащихся

2

17

1.7. Воображение

Подбор педагогических приемов работы с учениками по развитию их воображения

Приёмы по развитию вообра

жения учащихся

2

Итого:

23

Самостоятельная работа № 1

Тема: Предмет, задачи психологии

Цель: закрепление и обобщение знаний по теме «Психологические школы.

Задание для самостоятельной работы: составить опорную схему  «Психологические школы» - с. 14 - 271

Методические указания по выполнению работы:

1. Для успешного выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу;

2. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: экспресс – опрос на аудиторном занятии (ответы на вопросы), проверка рабочей тетради по дисциплине.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания работы теме;

- глубина проработки материала;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИНФРА-М, 2010.

Самостоятельная работа № 2

Тема: Методы психологии

Цель: закрепление знаний по теме «Методы психологии».

Задание для самостоятельной работы: провести психологическое исследование с помощью какого-либо метода - с. 61

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания используй рекомендуемую литературу по данному вопросу.

2. В предложенных пособиях подбери диагностическую методику.

3. Возраст испытуемого должен соответствовать выбранной методике.

4. Результаты исследования оформи по следующей схеме:

- Название метода психологического исследования (н-р, тест)

- Методика (н-р, «Уверены ли вы в себе?»)

- Цель исследования (н-р, выявить уровень уверенности в себе и уровень неуверенности)

- Испытуемый (н-р, ученица 10 класса школы №25 г. Тулуна, 16 лет)  

- Инструкция   (н-р, отвечаете на вопросы «да» или «нет»)

- Полученные данные

- Обработка данных и выводы

5. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: проверка протокола психологического исследования, защита проведённого исследования на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания работы теме;

- глубина проработки материала;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- выполнение требований к оформлению протокола.

Рекомендуемая литература:

1. Парфирьева И.В. Тетрадь для практических работ по  общей психологии.

2. Познай и совершенствуй себя / сост. И.В. Парфирьева, А.Н. Филинкова, Л.В. Фирсова.

3. Прутченков А.С. Наедине с собой. Психологические тесты и упражнения. – М., 1998

Самостоятельная работа № 3

Тема: Психика и её развитие

Цель: изучение вопроса «Этапы развития психики в животном мире».

Задание для самостоятельной работы: составить конспект по теме «Этапы развития психики в животном мире» - с.76-80

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания изучите рекомендуемую литературу по данному вопросу;

2. Ознакомьтесь с рекомендациями по выполнению конспекта (приложение 1);

3. Составьте конспект, в котором необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- Чувствительность

- Инстинкт

- Навык

- Интеллектуальное поведение животных

4. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: проведение аудиторной контрольной работы.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

     

Самостоятельная работа № 4

Тема: Сознание и самосознание

Цель: расширение знаний по теме; формирование психологической компетентности будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: составить рекомендации для педагога по развитию адекватной самооценки школьников (дошкольников)  - с. 279 – 280

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания изучите рекомендуемую литературу по данному вопросу.

2. Рекомендации должны быть чёткими и содержать пояснения. Например:

3. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: проверка текста рекомендаций, защита рекомендаций для педагога на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

     

Самостоятельная работа № 5

Тема: Деятельность как способ существования

Цель: расширение знаний по теме; формирование психологической компетентности будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: составить советы для педагога по развитию положительной мотивации учения школьников - с.125

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу.

2. Советы должны быть краткими и чёткими. Например:

- Для того чтобы детям было интересно на уроке, используйте проблемные вопросы, задания и ситуации.

- Организуйте на уроке работу в группах, чтобы ученики были активными и могли общаться.

- Советуйтесь с учениками, чтобы они почувствовали свою значимость.

3. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 2 часа.

Форма контроля: проверка текста советов, представление советов для педагога на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М: Академия, 2000.

Самостоятельная работа № 6

Тема: Человек как индивид

Цель: расширение знаний по теме; формирование психологической компетентности будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: составить  рекомендации по учету темперамента детей в педагогическом процессе  - с. 13

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу.

2. Рекомендации должны быть чёткими и содержать пояснения. Например:

- Если нужно выбрать участников для дискуссионного вечера, то учителю лучше отдать предпочтение школьникам – сангвиникам и холерикам, т.к. они сообразительны, находчивы и активны.

- Родителям не стоит заставлять ребёнка сангвиника или холерика делать все уроки сразу, не вставая из-за письменного стола, т.к. они чрезмерно подвижны и не могут долгое время сдерживать себя. Им нужно вносить разнообразие в процесс выполнения домашних заданий: учить стих, двигаясь по комнате; делать динамические паузы в перерывах.

/Примечание: по 2 - 3 рекомендации на каждый тип/

3. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: проверка текста рекомендаций, представление рекомендаций для педагога на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

Самостоятельная работа № 7

Тема: Темперамент

Цель: расширение знаний по теме; формирование психологической компетентности будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: определить тип темперамента героев произведения (чистый тип).

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо подобрать литературу по данному вопросу. Например, произведение А. Толстого «Золотой ключик», А. Милн «Вини Пух и все-все-все» и др.

2. Назвать героя и определить его чистый темперамент.

3. Доказать темперамент, используя теории И.П. Павлова и В.С. Мерлина.

4. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: проверка текста выполненного задания, защита на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

Самостоятельная работа № 8

Тема: Человек как субъект, личность и индивидуальность.

Цель: расширение и углубление знаний по теме; формирование умений анализа конкретных ситуаций.

Задание для самостоятельной работы: проанализировать особенности характера некоторых литературных героев по их поведению и поступкам.

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо подобрать  художественное произведение.

2. В произведении найти фрагменты с  яркими проявлениями характера героев.

3. Определить по поведению и поступкам героя, какие черты характера проявляются.

4. Назвать черту характера и доказать на основе примеров из произведения.

5. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: проверка текста выполненного задания, защита на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

Самостоятельная работа № 9

Тема: Способности.

Цель: расширение и углубление знаний по теме; развитие творческих способностей будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: выполнить творческую работу «Развитие способностей у педагога».

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу на с. 339 – 345.

2. Выполняя творческую работу, ответьте на вопросы:

- какие способности необходимы педагогу и почему?

- какие способности Вам нужно развивать для того,  чтобы достичь вершин педагогического мастерства?

-  какие упражнения и тренировки для этого можно использовать?

3. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: проверка текста выполненного задания, защита на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- глубина проработки материала;

- выражение своего отношения к проблеме;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Крутецкий В. Психология. – М: Просвещение, 1987.

Самостоятельная работа № 10

Тема: Эмоциональная организация деятельности 

Цель: закрепление знаний по теме; формирование умений анализа конкретных ситуаций.

Задание для самостоятельной работы: проанализировать проявления эмоций в современных художественных произведениях. 

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо подобрать  художественное произведение.

2. В произведении найти фрагменты с эмоциональными проявлениями героев.

3. Дать характеристику эмоциональным состояниям героев произведения (положительные или отрицательные эмоции, стенические или астенические эмоции, стресс, аффект, страсть и др.)

4. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 2 часа.

Форма контроля: проверка текста выполненного задания, представление на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

Самостоятельная работа № 11

Тема: Волевая организация деятельности 

Цель: расширение знаний по теме; формирование умения составлять психологические рекомендации.

Задание для самостоятельной работы: составить психологические рекомендации для учителя по воспитанию некоторых волевых качеств школьников. 

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо определить  волевые качества.

2. В рекомендуемом учебнике найти характеристику данных качеств.

3. В рекомендуемом учебнике найти способы формирования воли учащихся.

4. По аналогии разработать рекомендации для учителя по воспитанию некоторых волевых качеств школьников.

5. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: проверка текста выполненного задания, представление на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Крутецкий В. Психология. – М: Просвещение, 1987.

Самостоятельная работа № 12

Тема: Познавательная деятельность 

Цель: закрепление знаний по теме.

Задание для самостоятельной работы: составить опорную схему по теме «Внимание».

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу.

2. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: экспресс – опрос на аудиторном занятии (ответы на вопросы), проверка рабочей тетради по дисциплине.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания работы теме;

- глубина проработки материала;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИНФРА-М, 2010.

Самостоятельная работа № 13

Тема: Внимание

Цель: расширение знаний по теме, формирование психологической компетентности будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: подобрать игры для развития внимания школьников.

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу;

2. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 1 час.

Форма контроля: проверка рабочей тетради по дисциплине, проведение игр на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания работы теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Академия, 1998.

Самостоятельная работа № 14

Тема: Организация внимание школьников

Цель: расширение знаний по теме, формирование психологической компетентности будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: составить рекомендации по организации внимания школьников на занятиях и уроках.

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания Вам необходимо изучить рекомендуемую литературу по данному вопросу.

2. Рекомендации должны быть чёткими и содержать пояснения. Например:

- используйте на уроках занимательный материал по теме (загадки, ребусы, анекдоты, притчи и др.), это позволит избежать скуки и однообразия, и активизирует послепроизвольное или непроизвольное внимание школьников.

3. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 2 часа.

Форма контроля: проверка рабочей тетради по дисциплине, представление приёмов на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания работы теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Академия, 1998.

4. Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д., 2003

Самостоятельная работа № 15

Тема: Память

Цель: расширение знаний по теме, формирование психологической компетентности будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: подобрать педагогические приемы работы с учениками, имеющими различные индивидуальные особенности памяти 

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания изучите рекомендуемую литературу по данному вопросу.

2. Вспомните, в чём проявляются индивидуальные особенности памяти человека.

3. Подберите приёмы на каждый тип памяти.

4. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 2 часа.

Форма контроля: проверка рабочей тетради по дисциплине.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания работы теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

2. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д., 2003

Самостоятельная работа № 16

Тема: Мышление

Цель: расширение знаний по теме, формирование психологической компетентности будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: подобрать педагогические приемы работы с учениками по развитию их мышления. 

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания изучите рекомендуемую литературу по данному вопросу.

2. Вспомните, в чём проявляются особенности мышления учащихся.

3. Подберите приёмы на развитие определённых мыслительных операций, качеств ума.

4. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 2 часа.

Форма контроля: проверка рабочей тетради по дисциплине, защита приёмов на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания работы теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Академия, 1998.

3. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д., 2003

Самостоятельная работа № 17

Тема: Воображение

Цель: расширение знаний по теме, формирование психологической компетентности будущего педагога.

Задание для самостоятельной работы: подобрать педагогические приемы работы с учениками по развитию их воображения. 

Методические указания по выполнению работы:

1. Для выполнения задания изучите рекомендуемую литературу по данному вопросу.

2. Вспомните, в чём проявляются особенности воображения учащихся.

3. Подберите приёмы на развитие определённых видов воображения, приёмы создания новых образов.

4. Задание выполняется в рабочей тетради по дисциплине.

Время, отводимое на выполнение работы – 2 часа.

Форма контроля: проверка рабочей тетради по дисциплине, защита приёмов на аудиторном занятии.

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- соответствие содержания работы теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота использования источников.

Рекомендуемая литература:

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Психология. – М: Академия, 2012.

2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Академия, 1998.

Приложение 1

Рекомендации по конспектированию текста

1) Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;

2) Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;

3) Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;

4) В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;

5) Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;

6) Располагайте абзацы «ступеньками», применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.

Основные приемы конспектирования

- сокращение слов, словосочетаний, терминов.

Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.

- переработка фразы.

Говорят, что это самые эффективные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста).

О критериях хорошего конспекта

Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:

- краткость (конспект ориентировочно не должен превышать ⅛ от первичного текста);

- ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;

- содержательная точность, то есть научная корректность;

- наличие образных или символических опорных компонентов;

- оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т.п.);

- адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений, соответствие особенностям и задачам пользователя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к выполнению самостоятельной работы по УД Психология

Методические указания разработаны с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы. В методических указаниях представлены рекомендации студ...

Методические указания выполнения самостоятельной работы студентов по МДК 02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста

Рекомендации для выполнения самостоятельной работы по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы профессионального модуля ПМ. 02. Приготовление блю...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (2 курс)

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.15 "Открытые горные работы" (2 курс)Общее количество часов - 16В д...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" (1 курс)

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Психология общения" специальности 21.02.14 "Маркшейдерское дело" (1 курс)Общее количество часов - 18В доку...

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг...

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Менеджмент...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения...