Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения
рабочая программа на тему

Парфирьева Инна Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 44.02.02_ogse.02_psikhologiya_obshcheniya.docx53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБОУ СПО
«Братский педагогический

колледж»

_________  /Г.М. Парилова/

«___» __________ 20 ___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02 Психология общения

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Срок обучения 3 г. 10 м., форма обучения очная

Тулун, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Психология общения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. 

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе примерной программы: организация-разработчик: государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж сферы услуг № 32 г. Москвы; разработчик примерной программы: Шеламова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по НМ и ЭР.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.

Задачи:

- продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;

- развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;

- научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;

- сформировать навыки соблюдения этических норм общения.

Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.

В результате освоения дисциплины «Психология общения» обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

          - цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,

убеждения;

- этические принципы общения;

          - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 22 часа.

2. Структура и содержание учебной дисциплины Психология общения

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 практические занятия

34

 контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

подготовка практико-ориентированных сообщений

8

подготовка к практическим занятиям

4

домашняя работа

10


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину

4

Тема 1.1. Введение в предмет

Содержание учебного материала

1

1.

Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. Единство общения и деятельности.

2

Практическое занятие «Установление контакта общения»

1. Выполнение упражнений на знакомство с участниками группы, правилами группы, установление контакта в группе: «Расскажи о своём имени», «Мои имена», «Футболка с надписью», «Игры-перестройки», «Молодёжная тусовка», «Молчанка».

2. Выполнение  теста «Определение уровня общительности» (В.Ф. Ряховский)

3. Заполнение анкеты «Мои затруднения  в общении».

2

Самостоятельная работа обучающихся

Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности.

1

Раздел 2. Психология

общения

47

Тема 2.1. Общение основа человеческого

бытия.

Содержание учебного материала

1.

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.

1

2

2.

Классификация общения. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Функции общения: прагматическая, формирующая, подтверждения, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.  Структура и средства общения.

1

Практические занятия «Построение коммуникативного процесса на основе знаний структуры, функций и средств общения»

1. Выполнение упражнений на установление контакта в группе: «Ёжик-ёжик», «А я еду», «Сиамские близнецы».

   2. Выполнение теста «Определите тип своей личности». (К. Юнг)

2

Самостоятельная работа обучающихся

Определите специальности, в которых императивный тип общения используется эффективно.

Опишите сферы человеческих отношений, где применение императива невозможно.

Подготовьте доклады и выступления по теме: «Общение – основа человеческого бытия»

Охарактеризуйте свою профессиональную деятельность.

3

Тема 2.2

Общение как восприятие

людьми друг друга

(перцептивная сторона общения)

Содержание учебного материала

1.

Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.

1

2

2.

Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.

1

Практические занятия

1. Выполнение  упражнений на развитие умений воспринимать и понимать друг друга: «Поздороваемся», «Рожицы», «Слепой и поводырь», «Эмпатия», «Понял – не понял», «Ошибки восприятия», «Зеркало».

2. Выполнение тестов «Понимаете ли вы друг друга?», «Коммуникативные и организаторские способности», «Ваши эмпатические способности».

3. Самоанализ результатов тестирования.

4. Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.

5

Самостоятельная работа обучающихся 

Определите, с какими закономерностями и ошибками каузальной атрибуции Вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми Вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности.

Определите, есть ли связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности? (если да, то докажите на конкретных примерах)

3

Тема 2.3.

Общение как взаимодействие (интерактивная

сторона общения)

Содержание учебного материала

1.

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

1

2

Практические занятия

1. Выполнение упражнений на развитие навыков общения:  «Спасибо», «Представление в парах», Ролевая игра «Угадай стиль общения».

2. Выполнение  упражнений на развитие навыков общения: «Поросячьи бега», «Былинка на ветру», «Ассоциации», «Волшебное кресло», Ролевая игра «Самоподача».

3

Самостоятельная работа обучающихся

В чем его сущность трансактного анализа Э. Берна и какую практическую значимость он имеет для вас?

2

Тема 2.4.

Общение как обмен

информацией

(коммуникативная

сторона общения)

Содержание учебного материала

1.

Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация.

1

2

2.

Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания.

1

Контрольная работа по теме «Психологические аспекты общения»

1

Практическое занятие

1. Выполнение упражнений на развитие навыков невербального общения:  «Чувство на спине», «Не слышу», «Любящий взгляд», «Выбор дистанции», «Передай сообщение», «Подарок», «Молекулы»

2. Выполнение упражнений на развитие навыков вербального общения: «Поменяйтесь местами те, кто …», «Путаница», «Только вместе», «Просьба», «Согласие».

3. Выполнение упражнений на развитие навыков слушания:  «Настроение», «Дождик», «Испорченный телефон», «Эксперимент», «Разобраться в проблеме с использованием приёмов активного слушания»

Проблема 1. Вы не готовы к зачёту.

Проблема 2. Друг взял без спроса твою вещь.

Проблема 3. Мама не пускает на дискотеку.

4. Участие в ролевой дискуссии «Правила слушания»

5. Выполнение теста «Умеете ли вы слушать?», «Умеете ли вы контролировать себя в общении?» 

6. Выполнение «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения». Анализ самодиагностики

7. Самодиагностика: «Коммуникативная толерантность». Анализ диагностики.

8. Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения. Анализ ролевых игр.

8

Самостоятельная работа обучающихся

С какими коммуникативными барьерами Вы сталкивались во время прохождения производственной практики?

Почему по речи судят об общей культуре человека?

Сделайте сообщения по теме: «Потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с другим – затоскуешь»

Подготовьте краткие сообщения по книге А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам»

Используя СМИ (газеты, журналы, интернет), докажите, что толерантность – основа диалогического общения.

Подготовьте сообщения по теме: «Толерантность и ее значение в развитии коммуникационных способностей».

4

Тема 2.5.

Формы делового общения и

их характеристики

Содержание учебного материала

1.

Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Аргументация. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.

1

2

Практическое занятие.

 1. Выполнение упражнений на развитие навыков делового общения: «Не урони», «Контакты», Ролевая игра «Деловое общение»

2. Выполнение теста «Умеете ли вы влиять на других людей?»

3.  Ролевые игры, направленные на навыки корректного ведения диспута;

Тренинг публичного выступления.

Ролевые игры, направленные на формирование умения аргументировать и убеждать. Анализ ролевых игр

4. «Самопрезентация. Проведение собеседования»

Мозговой штурм «Как правильно составить резюме?», ролевая игра «Интервью»

5. Составление резюме

5

Самостоятельная работа обучающихся

 Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте.

Подготовьте самопрезентацию (не более 5 минут).

Какую роль самопрезентация играет при организации публичного выступления?

3

Раздел 3

Конфликты и способы их предупреждения и разрешения

14

Тема 3.1.

Конфликт: его сущность и

основные характеристики

Содержание учебного материала

1.

Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов.

1

2

Практические занятия

 1. Выполнение упражнений на развитие навыков бесконфликтного общения: «Рукопожатия», «Ассоциации», «Взаимодействие», «Холодный суп»

2. Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»;

3. «Стратегии поведения в конфликтах К. Томаса. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.

4. Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтной ситуации.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Вспомните и проанализируйте сказки, художественные произведения (литература, кинофильмы), в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах.

2

Тема 3.2.

Эмоциональное

реагирование в

конфликтах и

саморегуляция

Содержание учебного материала

1.

Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.

1

2

Контрольная работа по темам «Деловое общение. Конфликт»

1

Практические занятия 

1. Практическое занятие «Применение стилей реагирования в конфликтных ситуациях»

Выполнение упражнений на развитие навыков общения: «Икс и игрек», «Катастрофа», «Невалящка», «По порядку номеров», «Вердикт», «Молчаливое приветствие», «Откровенно говоря …», «Трудные взрослые»

2. Решение ситуационных задач.

3. Практическое занятие «Конструктивное разрешение конфликтов».  Выполнение упражнений на развитие навыков общения: «Апельсин», «Верблюд», «Философ», «Лёгкая агрессия», «Конфликтные ситуации», Ролевая игра «Семейный конфликт»

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовьте сообщения на темы: «Роль негативных эмоций в общении человека», «Толерантное поведение приходит на смену конфликтам».

2

Раздел 4.

Этические формы

общения

5

Тема 4.1.

Общие сведения об

этической культуре

Содержание учебного материала

1.

Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности.

1

2

Практическое занятие.

Разработка этических норм своей профессиональной деятельности. Презентация результатов деятельности.

2

Самостоятельная работа обучающихся 

Рассмотрите значение нравственных норм в современном предпринимательстве.

Обоснуйте «золотое правило» нравственности.

Сформулируйте принципы делового этикета и докажите их значение в профессиональной сфере.

2

ВСЕГО

70


3. Условия реализации рабочей программы дисциплины Психология общения.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации рабочей программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет педагогики и психологии.

Оборудование учебного кабинета включает:

УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы и т.п.)

Технические средства обучения: телевизор, компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.

2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.

3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 178с.

Дополнительные источники:

1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 187с.

2. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 65с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. - 368с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 576с.

5. Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М.: Форум, 2009. – 304с.

6. Курбатов В.И. Конфликтология – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 448с.

7. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2010. – 440с.

8. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Психология общения.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Психология общения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины Психология общения является зачет.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины

обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы

эффективного общения в

профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции

поведения в процессе межличностного

общения.

В результате освоения дисциплины

обучающийся должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила

слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы

разрешения конфликтов.

Формы контроля обучения:

- устный опрос,

- письменное тестирование;

- контрольные работы;

- домашнее задание творческого характера;

- практические задания;

- активность на занятиях (экспертное

суждение; дополнения к ответам

сокурсников и т.п.).

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения

нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Этика и психология  профессиональной деятельности» для специальности  40.02.01  «Право и организация социального обеспечения»(базовый ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык по программе подготовки специалистов среднего звена 22.02.06 "Сварочное производство" (заочная форма обучения)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык (английский) по программе подготовки специалистов среднего звена 22.02.06 "Сварочное производство" (заочная форма обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИУТВЕРЖДАЮЗаместитель директорапо учебной работе_____________ /__Л.А.Терехова/(подпись)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «Культура делового общения» для специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» социально - экономического профиля

Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена  по специальности СПО 43.02.14 "Гостиничное дело&qu...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (для всех форм обучения), 2021 год

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и со...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения

     Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт се...