Использование элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении режима дня воспитанниками
статья на тему

Жижка Александр Валерьевич

Использование элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении режима дня воспитанниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

            Использование элементов здоровьесберегающих технологий при

                              выполнении режима дня воспитанниками

                                                                         Жижка Александр Валерьевич-

                                                         воспитатель-классный руководитель учебного курса

                                                ФГКОУ «Нахимовское военно-морское  училище МО РФ»

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических нагрузок»

                                                                                                   В. А Сухомлинский

     

                  Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что   здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска, и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.

Это такие факторы, как:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие    методик    и   технологий   обучения   возрастным функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение    элементарных    физиологических    и    гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная    неграмотность   педагога    в    вопросах   охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (ММ. Безруких и др., 2002).

          Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

            Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Перед педагогом(воспитателем) стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и что очень важно, сохранить их здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ это:

-условия обучения ребенка в общеобразовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки  возрастным возможностям учащегося;

-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

«Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В.

Классификация  здоровьесберегающих технологий :

1.Медико-гигиенические технологии

2.Физкультурно-оздоровительные технологии

3.Экологические здоровьесберегающие технологии

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

5.Здоровьесберегающие образовательные технологии

       Медико-гигиенические технологии

-первичная диагностика отклонений в состоянии здоровья;

- определение направлений индивидуальной  медицинской работы с каждым ребенком, поступившим в училище;

- оказание первой медицинской помощи;

-проведение углубленных медицинских осмотров;

-медицинский контроль  соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических режимов, своевременная вакцинация и диспансеризация.

-проведение еженедельных и ежедневных уборок ,  проветривание спальный и учебных помещений

-систематическая помывка личного состава

          Физкультурно-оздоровительные технологии

-плановые занятия по физической подготовки,  занятия в спортивном зале, бассейне, на свежем воздухе

-четкий режим дня,

-регулярные утренняя зарядка на улице  занятия в спортивном зале,

-прогулки на свежем воздухе,

- занятия в спортивных секциях,

-регулярные спортивно-оздоровительные мероприятия,

             Физическое воспитание нахимовцев организуется и проводится в форме учебных занятий (уроков), утренней физической зарядки (3 комплекса) и физической тренировки в процессе учебной деятельности и занятий дополнительного образования.

           В  данный момент в училище имеется  комплекс физкультурно-оздоровительной и досугово-массовой работы, в состав которого входят: игровая  площадка по волейболу, баскетболу и мини-футболу, спортивный зал, зал для занятий рукопашным боем, тренажёрный зал, плавательный бассейн.: тренажеры, турники, беговые дорожки, плац для строевой и военной подготовки.

            Силами училища проводятся Дни здоровья, соревнования по различным видам спорта, организованы спортивные секции и кружки: «Армейский рукопашный бой», «Баскетбол», «Футбол», «Волейбол», «Самбо», ,«Плавание», Воспитанники регулярно участвуют в различных соревнованиях городского и регионального уровня

           Экологические здоровьесберегающие технологии

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

           В училище это - и обустройство приучилищной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

      Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

        Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в училище отвечает его начальник. В НВМУ периодически проводятся  инструктажи по требованиям безопасности, тренировки по действия в  случаях чрезвычайных ситуациях, классные часы.

. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

-   организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
способствующих   предотвращению     состояния         переутомления,

гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной   работой  учителя   на  уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-    учебно-воспитательные    технологии    (УВТ),     которые    включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной    работы    с воспитанниками    после    уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне училища, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу :

-  социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие  формирование    и укрепление    психологического    здоровья    учащихся, повышение    ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся     разнообразные социально-психологические   тренинги,   программы   социальной   и   семейной педагогики,   к   участию   в   которых целесообразно   привлекать   не   только воспитанников, но и их родителей, а также педагогов;

-   лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья учащихся.

         Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива училища стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения.       Это предполагает:

- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);

-наличие эмоциональных разрядок на уроках;

-чередование позы с учетом видов деятельности;

-использование физкультурных пауз на уроках

              Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Учителями были разработаны интегрированные курсы, что позволило

снизить учебную нагрузку учащихся. Разработаны коммуникативные связи между образованием и оздоровлением учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)

В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...

Использование элементов игровых технологий при изучении курса "Экономическая и социальная география мира"

Использование элементов игровых технологий при изучении курса "Экономическая и социальная география мира"...

Использование элементов информационных технологий в учебном процессе

Современные информационные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни и становятся неотъемлемой ее частью. В связи с этим увеличивается потребность общества в подготовке специалистов, владеющих...

Разработка урока по аналитической химии и учебной практике (с использованием элементов кейс технологии) Тема: Аналитические реакции катионов

Урок учебной практики на тему «Аналитические реакции катионов» предусмотрен рабочей программой   ПМ 02. УП.02. разработанный преподавателем Островской Г.Е. и мастером п/о Хасанов...

Самоанализ занятия "Партерная гимнастика как элемент здоровьесберегающих технологий"

Самоанализ занятия "Партерная гимнастика как элемент здоровьесберегающих технологий"...

Методическая разработка урока по МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос» с использованием элементов кейс - технологии

Методические разработки открытых уроков по специальным предметам по профессии "Парикмахер"...

Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры

Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях  физической культуры...