Методические рекомендации для проведения мастер-классов в учреждениях спортивной направленности.
методическая разработка на тему

Скворцова Ольга Григорьевна

Существует несколько определений понятия «мастер-класс».

   Если рассмотреть этимологию этого словосочетания, то первая его часть "мастер" означает "профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов". А "класс" - это показатель высокого качественного уровня.

Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Это удел и неизменный спутник ищущего тренера-преподавателя. Извлечь из опыта достойные занятия — значит, стать мастером своего дела. Профессионалом, способным на высоком уровне, мудро и просто поделиться с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых решений.

Целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподаватель­ского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инноваци­онных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности тренера-преподавателя, проводящего мастер-класс. 

Основные задачи мастер-класса:

  • создание условий для профессионального    общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала тренера-преподавателя;
  • повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  • распространение     передового    педагогического опыта;
  • внедрение  новых  технологий обучения и воспитания.

   Сейчас парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы тренера-преподавателя. И поэтому основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие тренера-преподавателя-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.

Тренер-преподаватель (инноватор) — это сегодня тот тренер-преподаватель, который способен последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно-образовательных результатов. Профессиональный путь тренера-преподавателя не всегда бывает триумфален. У ищущего педагога-практика может быть много ошибок. Извлечь из всего урок, — значит, стать мастером своего дела, стать педагогом-профессионалом, способным на качественно высоком уровне, мудро и просто делиться с коллегами достигнутым, порой уберечь их от бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений. При этом нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал.

Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, — как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной:

а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.

  Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит перед весьма актуальной проблемой повышения  научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Наличие у самого педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов.

Перед педагогом-мастером стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это?

По формам мастер-класс традиционно проводят:

  • с педагогами и для них без участия детей (т.е. на взрослой аудитории);
  • с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории (т.е. на детской аудитории).
  • с залом

Но м.б. и др формы например:

Мастер-класс – исследование. При этом не м.б. заготовк, педагог должен знать свой предмет , потому что в зале присутствуют как профессионалы, так и непрофессионалы и неизвестно куда  исследования их приведут и все полученные результаты нужно будет проанализировать.

Мастер-класс – монолог. Это очень сложная форма мастер-класса и не все ее выбирают, потому что нужно, чтобы материал который представляешь захватил.

При подготовке к прове­дению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко опре­делить последовательность своих действий и предпола­гаемые временные рамки их осуществления.

Возможен такой пример­ный план проведения мас­тер-класса:

  • вступительная    часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскры­вается содержание занятия в целом и его отдельных со­ставных частей;
  • основная демонстраци­онная часть;

-комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, ко­торые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;

- обсуждение занятия самими участниками мас­тер-класса;

-подведение итогов ру­ководителем мастер-класса.

Необходимо тщательно продумать, какие иллюс­тративные материалы бу­дут использованы, как они будут способствовать рас­крытию именно новаторс­кой, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие про­водится без участия детей и/или для начинающих педагогов.

Принципы:

  • Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
  • Равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть «над»;
  • Сравнение результатов без духа соревновательности;
  • Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;
  • Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

 

       Модель проведения мастер-класса может быть примерно такой:

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

  1. Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия-прием  «Камертон»), объявление  темы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру  в организации занятия.

  1. Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно  реализацию темы.

 

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование-  представление выполненных работ.

 

  1. Заключительное слово.

 Анализ ситуации по критериям:  

-овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;

- развитие способности к рефлексии;

-развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

 

   Во время подготовки и проведения мастер-класса необходимо сочетать описательность и аналитичность своего опыта. Только из различного сочетания всех этих компонентов и появляется возможность профессионально и грамотно реализовать на практике идею мастер-класса.

   Перед учителем, готовящимся к мастер-классу, стоит реальная практическая задача — поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Это могут быть и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут и должны познакомиться заранее, и методические иллюстрации в виде блок-схем, таблиц, эскизных видеозарисовок или важных фрагментов уроков, факультативов.

   В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу - поделиться опытом за короткий промежуток времени.

   У каждого мастера своя тайна. Прикосновение к тайне мастера - это участие в совершении чуда. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Диалог с мастером, соучастие в работе впечатляют на долгие годы.

   Таким образом, основная задача, которую необходимо решить педагогу при подготовке и проведении мастер-класса - это передача концептуальной и практической сторон своей педагогической системы. В результате участия в мастер-классе педагоги имеют возможность:

  • познакомиться с нестандартными методами, приемами и средствами обучения;
  • развить рефлексивные умения;
  • заимствовать элементы педагогического опыта мастера для улучшения собственного опыта.

После проведения мас­тер-класса педагогу, проводившему его, необходимо сделать самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы, поэтому очень желательным является осу­ществление видеозаписи мастер-класса. Кроме того, такая запись может исполь­зоваться впоследствии и как наглядное пособие для дру­гих педагогов, желающих провести мастер-классы.

 

Итак

 Как правило, при проведении мастер-классов допускают такие ошибки:

- общение со взрослыми как с детьми;

- по своему содержанию и сути мастер-класс ничем не отличается от урока;

- нет оригинальности ни в форме, ни в содержании.

 

Таким образом, за 20 минут проведения Мастер-класса педагог должен показать свое педагогическое мастерство, профессионализм.

   При этом не забывать о том, что должно быть:

- соответствие теме опыта, концепции

- педагог необходимо выйти за рамки своего предмета до философских обобщений, показать свою образованность, широту кругозора.

- необходима постановка необычного вопроса, оригинальная постановка интересной проблемы, т.е. должен сработать эффект неожиданности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupleniemaster-klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Существует несколько определений понятия «мастер-класс».

   Если рассмотреть этимологию этого словосочетания, то первая его часть "мастер" означает "профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов". А "класс" - это показатель высокого качественного уровня.

Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Это удел и неизменный спутник ищущего тренера-преподавателя. Извлечь из опыта достойные занятия — значит, стать мастером своего дела. Профессионалом, способным на высоком уровне, мудро и просто поделиться с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых решений.

Целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности тренера-преподавателя, проводящего мастер-класс.  

Основные задачи мастер-класса:

  • создание условий для профессионального    общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала тренера-преподавателя;
  • повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
  • распространение     передового    педагогического опыта;
  • внедрение  новых  технологий обучения и воспитания.

   Сейчас парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы тренера-преподавателя. И поэтому основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие тренера-преподавателя-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.

Тренер-преподаватель (инноватор) — это сегодня тот тренер-преподаватель, который способен последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно-образовательных результатов. Профессиональный путь тренера-преподавателя не всегда бывает триумфален. У ищущего педагога-практика может быть много ошибок. Извлечь из всего урок, — значит, стать мастером своего дела, стать педагогом-профессионалом, способным на качественно высоком уровне, мудро и просто делиться с коллегами достигнутым, порой уберечь их от бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений. При этом нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал.

Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, — как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной:

а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.

  Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит перед весьма актуальной проблемой повышения  научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Наличие у самого педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов.

Перед педагогом-мастером стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это?

По формам мастер-класс традиционно проводят:

  • с педагогами и для них без участия детей (т.е. на взрослой аудитории);
  • с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории (т.е. на детской аудитории).
  • с залом

Но м.б. и др формы например:

Мастер-класс – исследование. При этом не м.б. заготовк, педагог должен знать свой предмет , потому что в зале присутствуют как профессионалы, так и непрофессионалы и неизвестно куда  исследования их приведут и все полученные результаты нужно будет проанализировать.

Мастер-класс – монолог. Это очень сложная форма мастер-класса и не все ее выбирают, потому что нужно, чтобы материал который представляешь захватил.

Мастер-класс – мастерская

При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

Возможен такой примерный план проведения мастер-класса:

  • вступительная    часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
  • основная демонстрационная часть;

-комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;

- обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;

-подведение итогов руководителем мастер-класса.

Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия детей и/или для начинающих педагогов.

Принципы:

  • Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
  • Равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть «над»;
  • Сравнение результатов без духа соревновательности;
  • Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;
  • Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

       Модель проведения мастер-класса может быть примерно такой:

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

  1. Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия-прием  «Камертон»), объявление  темы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру  в организации занятия.

  1. Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно  реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование-  представление выполненных работ.

  1. Заключительное слово.

 Анализ ситуации по критериям:  

-овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;

- развитие способности к рефлексии;

-развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

   Во время подготовки и проведения мастер-класса необходимо сочетать описательность и аналитичность своего опыта. Только из различного сочетания всех этих компонентов и появляется возможность профессионально и грамотно реализовать на практике идею мастер-класса.

   Перед учителем, готовящимся к мастер-классу, стоит реальная практическая задача — поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Это могут быть и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут и должны познакомиться заранее, и методические иллюстрации в виде блок-схем, таблиц, эскизных видеозарисовок или важных фрагментов уроков, факультативов.

   В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу - поделиться опытом за короткий промежуток времени.

   У каждого мастера своя тайна. Прикосновение к тайне мастера - это участие в совершении чуда. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Диалог с мастером, соучастие в работе впечатляют на долгие годы.

   Таким образом, основная задача, которую необходимо решить педагогу при подготовке и проведении мастер-класса - это передача концептуальной и практической сторон своей педагогической системы. В результате участия в мастер-классе педагоги имеют возможность:

  • познакомиться с нестандартными методами, приемами и средствами обучения;
  • развить рефлексивные умения;
  • заимствовать элементы педагогического опыта мастера для улучшения собственного опыта.

После проведения мастер-класса педагогу, проводившему его, необходимо сделать самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы, поэтому очень желательным является осуществление видеозаписи мастер-класса. Кроме того, такая запись может использоваться впоследствии и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.

Итак

 Как правило, при проведении мастер-классов допускают такие ошибки:

- общение со взрослыми как с детьми;

- по своему содержанию и сути мастер-класс ничем не отличается от урока;

- нет оригинальности ни в форме, ни в содержании.

Таким образом, за 20 минут проведения Мастер-класса педагог должен показать свое педагогическое мастерство, профессионализм.

   При этом не забывать о том, что должно быть:

- соответствие теме опыта, концепции

- педагог необходимо выйти за рамки своего предмета до философских обобщений, показать свою образованность, широту кругозора.

- необходима постановка необычного вопроса, оригинальная постановка интересной проблемы, т.е. должен сработать эффект неожиданности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация по проведению мастер-класса по Зарубежной кухни

Методические рекомендации по организации проведения  мастер-классов по теме   «Приготовление блюд зарубежной кухни» предназначены для  учащихся 7-9 классов. Основная цель мето...

Методическая разработка для проведения мастер-класса "Базовая сердечно-легочная реанимация"

Методическая разработка для проведения мастер-класса на I этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности «Сестринское дело».Олимпиада проводилась в целях повыш...

Методическая разработка для проведения мастер-класса "Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях"

Методическая разработка для проведения мастер-класса в Конгрессной части VI Открытого чемпионата профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills R...

Методический материал по проведению мастер-класса "Практикум по изготовлению лекарственных форм"

Рекомендация для преподавателей по проведению практикума по изготовлению лекарственных форм "Попробуй сам" в рамках конкурса "Московские мастера" WorldSkills Russia Ju...

Методическая разработка по проведению мастер класс для абитуриентов и студентов на тему : «Я - ОРАТОР»

Ораторское ​искусство​ ​-​ ​это​ ​интересная, увлекательная​ ​и​ ​очень​ ​полезная​ ​наука, которая​ может ​помочь​ ​во​ ​многих​ ​случаях​ ​в​​ жизни! Выступать​ ​ перед​ ​публикой, заводить​ ​новые​...

Методическая разработка на проведение Мастер класс

Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией проводится с целью повышения мотивации студентов первого курса. Мотивация — это общее название для процессов, методов,...

Методическая разработка на проведение мастер класс

Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией проводится с целью повышения мотивации студентов первого курса. Мотивация — это общее название для процессов, методов,...