Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподав
рабочая программа на тему

Дедюхина Анастасия Александровна

Программное обеспечение дополнительной подготовки в области информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ot_29.11.2012.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников         среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области информатики.

Основные цели преподавания курса заключаются в следующем:

• познакомить студентов с современной концепцией многоэтапного непрерывного обучения информатике в общеобразовательной школе;

• вооружить будущего учителя информатики знаниями, умениями и навыками, необходимыми для творческого преподавания школьного предмета «Информатика» в различных условиях технического и программно-методического обеспечения;

• подготовить будущего учителя к организации и проведению различных форм внеклассной работы в области информатики и вычислительной техники;

• развить и углубить общие представления о путях и перспективах глобальной информатизации в сфере образования;

• научить студента самостоятельной разработке методик, поурочного и тематического планирования, конспектов уроков, методическому творчеству на основе обобщённого опыта передовой педагогической деятельности.

Занятия курса включают лекционный цикл, практические и семинарские занятия, лабораторный практикум и посещение уроков информатики в школах (показательные уроки).

На лекционных занятиях студентам излагаются общие вопросы методики преподавания информатики, раскрывается роль и место предмета информатики в системе школьных дисциплин, раскрываются цели и задачи предмета, проводится сравнительный и исторический анализ различных дидактических материалов по курсу, рассматриваются вопросы методики преподавания отдельных тем курса.

Методика преподавания информатики тесно связана с методикой преподавания математики, педагогикой, психологией.

На практических занятиях студенты углубляют и расширяют знания по МПИ, получают возможность овладеть умениями точно и доказательно выражать свои мысли по предмету, вести дискуссию, оппонировать по вопросам общей методики преподавания информатики. На семинарских занятиях развивается творческая активность и самостоятельность студентов, укрепляется их интерес к предмету и научным исследованиям, научно-практические положения связываются с практической деятельностью.

Лабораторные работы обеспечивают углубленное изучение студентами  научно-теоретических основ методики преподавания  и овладение ими современными методами, навыками педагогического эксперимента с применением вычислительной техники в учебном процессе.

Занятия по курсу МПИ организуются таким образом, чтобы обеспечить формирование достаточно полных и систематических знаний у будущего учителя для преподавания «стандартного» варианта школьного курса информатики. На основе этой базы начинающий учитель сможет адаптировать свой курс в условиях конкретного учебного заведения.

В процессе посещения уроков информатики студенты наблюдают за ходом  занятия и затем проводят его анализ по плану.

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- цели и задачи обучения информатике в школе.

- педагогические функции курса информатики

- этапы внедрения основ кибернетики, программирования, основ ВТ и курса ОИВТ в содержание школьного образования;

- концепцию и проекты информатизации образования;

- структуру обучения информатике в общеобразовательной школе;

основные методы преподавания и изучения информатики;

- организацию, формы и методы  проверки и оценки результатов обучения информатике;

оборудование и функциональное назначение кабинета информатики;

- требования, предъявляемые к кабинету информатики;

уметь:

- планировать урок, составлять конспект урока;

- составлять тематическое планирование;

- проводить анализ урока.

- разрабатывать элементы методик изучения раздела курса

- разрабатывать дидактический материал, контрольные работы, тесты;

- организовывать практическую работу учащихся.

Программа рассчитана на 102 часа, из них 40 час практические занятия.  22 часа предусмотрено для самостоятельной работы.

С целью формирования познавательных интересов, выработки навыков самостоятельной работы с литературой и образовательными ресурсами Интернет, расширения кругозора в области информатики предложены темы для рефератов по каждому изучаемому разделу. Для проверки знаний студентов проводится рубежный контроль в различной форме (тесты, контрольные работы, зачетные практические работы и т.д.).

По завершении курса студенты сдают экзамен.

Государственные требования к  минимуму содержания (ГОС СПО специальность 050709 Преподавание в начальных классах)  :

Цели и задачи обучения информатики в школе, содержание обучения образовательной области «информатика», пропедевтика основ информатики в начальной школе, методика обучения информатики в школе без применения ЭВМ, методика обучения информатики в школе с  применением  ЭВМ,

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Максим.

нагрузка

Всего

Лекции

Практич.

занятия

Самост.

работа

Всего

102

80

40

40

22

Введение в предмет

2

2

2

-

-

Раздел 1. Содержание школьного образования в  области «информатика»

38

30

15

15

8

Тема 1.1  Цели и задачи изучения информатики в школе

4

2

2

-

2

Тема 1.2 Исторические аспекты  введения информатики в среднюю школу

5

3

2

1

2

Тема 1.3. Структура и содержание общеобразовательного курса информатики

7

7

3

4

Тема. 1.4 Методы и организационные формы преподавания информатики

12

10

4

6

2

Тема. 1.5 Школьный кабинет информатики. Нормативные документы.

4

4

2

2

Тема. 1.6 Проблемы и перспективы обучения информатике в средней школе

6

4

2

2

2

Раздел 2. Методика обучения информатике в школе

35

25

11

14

10

Тема 2.1 Линия информатики и информационных процессов

6

4

2

2

2

Тема 2.2   Линия представления информации

7

5

2

3

2

Тема 2.3  Линия компьютера

7

5

2

3

2

Тема 2.4.  Линия формализации и моделирования

7

5

2

3

2

Тема 2.5.  Линия алгоритмизации и программирования

8

6

3

3

2

Раздел 3. Методика обучения школьников информационным технологиям

27

23

12

11

4

Тема 3.1 Программные средства информационных технологий

7

7

4

3

Тема 3.2 Технологии обработки данных

14

12

6

6

2

Тема 3.3 Информационная и компьютерная безопасность

6

4

2

2

2

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен

знать:

- цели и задачи дисциплины «Методика преподавания информатики» в плане профессиональной подготовки студентов;

- требования к подготовке современного учителя информатики

История становления общеобразовательного курса информатики. Особенности методики преподавания информатики как педагогической дисциплины. Педагогические функции методики преподавания информатики.

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА».

Тема 1.1  Цели и задачи изучения информатики в школе.

Студент должен

знать: 

-  необходимость введения информатики в общее среднее образование;

- общеобразовательное и общекультурное значение курса информатики;

- цели и задачи обучения информатике в школе.

- педагогические функции курса информатики:

Общие цели и задачи преподавания информатики. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся. Становление понятия «информационная культура». Межпредметная направленность информатики. Воспитание учащихся в процессе изучения информатики. Развитие мышления.

Тема 1.2  Исторические аспекты  введения информатики в среднюю школу.

Студент должен

знать:

- этапы внедрения основ кибернетики, программирования, основ ВТ и курса ОИВТ в содержание школьного образования;

- концепцию и проекты информатизации образования;

- структуру обучения информатике в общеобразовательной школе;

Обучение школьников элементам кибернетики. Факультативные курсы, специализация на базе УПК. Электронные калькуляторы. Появление ЭВМ массового применения. Введение в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники.

Тема 1.3  Структура и содержание общеобразовательного курса информатики

Студент должен

знать:

- принципы, положенные в основу построения курса информатики;

- пропедевтический, базовый и профильный этапы овладения основами информатики в процессе обучения в школе (постановление Коллегии МО РФ от 1995 г.)

- назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе.

Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы. Пропедевтический, вводный, базовый и профильный этапы. Стандартизация школьного образования в области информатики. Базисные учебные планы.

Практическая работа № 1 Концепция информатизации образования. ( 2  час.)

Практическая работа № 2 Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. (2  час.)

Тема 1.4  Методы и организационные формы преподавания информатики.

Студент должен

знать:  

- основные методы преподавания и изучения информатики;

- организацию, формы и методы  проверки и оценки результатов обучения информатике;

                     

уметь:

- планировать урок, составлять конспект урока;

- составлять тематическое планирование;

- проводить анализ урока.

Формы и методы обучения информатике. Средства обучения информатике: вычислительная техника и программное обеспечение. Урок информатики и его структура, планирование  и анализ. Тематическое планирование.

Практическая работа № 3. Планирование урока информатики.(2 час.)

Тема 1.5  Школьный кабинет информатики. Нормативные документы.

Студент должен

знать:

- оборудование и функциональное назначение кабинета информатики;

- требования, предъявляемые к кабинету информатики;

- правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

- комплексный характер использования средств обучения в школьном кабинете информатики и вычислительной техники.

уметь:

- составлять план развития кабинета информатики.

Школьный кабинет информатики и организационные вопросы работы кабинета. Нормативные документы по преподаванию информатики и организации учебного процесса. Санитарно-гигиенические требования к организации и работе кабинета информатики.

Практическая работа № 4. Средства обучения информатике: вычислительная техника и программное обеспечение  (2 час)

Практическая работа № 5. Санитарно-гигиенические требования к организации и работе кабинета информатики (2 час.).

Практическая работа № 6. Наглядные пособия в кабинете информатики  (2 час.).

Тема 1.6  Проблемы и перспективы обучения информатике в средней школе.

Студент должен

знать:

- основные положения концепции информатизации образования;

- понятие ИКТ-компетентности учителя.

Концепции информатизации образования. Место инновационных педагогических технологий в школьном образовании. Информационно-коммуникационная компетентность учителя.

Практическая работа № 7 . Метод проектов в преподавании информатики ( 2час.)

Практическая работа № 8. Информатизация образовательного процесса школы ( 2 час.)

Самостоятельная работа № 1. Эссе на тему «Информатизация образовательного процесса колледжа» ( 4 час.)

Раздел 2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ

Тема 2.1  Линия информатики и информационных процессов.

Студент должен

знать:

- теоретические основы линии информации и информационных процессов;

- подходы к раскрытию темы «Информация и информационные процессы» в учебной литературе»;

- научно-методические основы изучения раздела;

- требования к знаниям и умениям учащихся по линии информации и информационных процессов.

уметь:

- разрабатывать элементы методики изучения раздела «Информация и информационные процессы».

Методические подходы к определению информации. Подходы к раскрытию темы в учебной литературе. Подходы к измерению информации. Процесс хранения информации. Процесс обработки информации. Процесс передачи информации. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информации и информационных процессов. Методические рекомендации по изучению темы.

Практическая работа № 8.  Разработка элементов методики изучения раздела «Информация и информационные процессы» ( 2час)

Тема 2.2  Линия представления информации.

Студент должен

знать:

- теоретические основы линии представления информации;

- подходы к раскрытию темы «Представление информации» в учебной литературе»;

- научно-методические основы изучения раздела;

- требования к знаниям и умениям учащихся по линии представления информации.

уметь:

- разрабатывать элементы методики изучения раздела «Представление информации».

Роль и место понятия языка в информатике. Формальные языки в курсе информатики. Языки представления чисел: системы счисления. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии представления информации. Методические рекомендации по изучению темы.

Практическая работа № 10. Разработка элементов методики изучения раздела «Представление информации» (2 час.)

Тема 2.3  Линия компьютера.

Студент должен

знать:

- теоретические основы устройства компьютера;

- подходы к раскрытию темы «Компьютер и программное обеспечение» в учебной литературе»;

- научно-методические основы изучения раздела;

- требования к знаниям и умениям учащихся по линии компьютера.

уметь:

- разрабатывать элементы методики изучения раздела «Компьютер и программное обеспечение».

Представление данных в компьютере. История развития вычислительной техники. Архитектура ЭВМ. Методические подходы к раскрытию понятия архитектуры ЭВМ. Развитие представлений учащихся о программном обеспечении ЭВМ. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии компьютера. Методические рекомендации по изучению темы.

Практическая работа № 11. Разработка элементов методики изучения раздела «Архитектура ПК» ( 2 час.)

Практическая работа № 12. Деловая игра «Магазин компьютерной техники» ( 2 час.)

Самостоятельная работа № 2  Разработка презентации на тему «Архитектура ПК» ( 4 час.)

Тема 2.4  Линия формализации и моделирования.

Студент должен

знать:

- теоретические основы моделирования;

- подходы к раскрытию темы «Основы моделирования и формализации» в учебной литературе»;

- научно-методические основы изучения раздела;

- требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования.

уметь:

- разрабатывать элементы методики изучения раздела «Основы моделирования и формализации».

Подходы к раскрытию понятий «информационная модель», «информационное моделирование».  Подходы к раскрытию темы в учебной литературе. Методические рекомендации по изложению теоретического материала. Элементы системного анализа в курсе информатики. Информационное моделирование и электронные таблицы. Моделирование знаний в курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования.

Практическая работа № 13. Разработка элементов методики изучения раздела «Формализация и моделирование» ( 2час.)

Тема 2.5  Линия алгоритмизации и программирования.

Студент должен

знать:

- теоретические основы алгоритмики и программирования;

- подходы к раскрытию темы «Основы алгоритмики» и «Программирование» в учебной литературе»;

- научно-методические основы изучения раздела;

- требования к знаниям и умениям учащихся по линии алгоритмизации и программирования.

уметь:

- разрабатывать элементы методики изучения разделов «Основы алгоритмики» и «Программирование».

Подходы к раскрытию темы в учебной литературе. Методика введения понятия алгоритма. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях. Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами. Элементы программирования в базовом курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии алгоритмизации и программирования.

Практическая работа № 14. Разработка элементов методики изучения раздела «Основы алгоритмизации» (2 час.)

 Практическая работа № 15. Учебные исполнители (2 час.)

Раздел 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Тема 3.1  Программные средства информационных технологий.

Студент должен

знать:

- программные средства информационных технологий;

- методические подходы к обучению работе с прикладными программными пакетами.

уметь:

- использовать ресурсы Internet для организации самостоятельной работы учащихся  и подготовки к уроку;

- организовывать практическую работу учащихся.

Программные средства информационных технологий. Классификация программного обеспечения. Операционные системы. Роль прикладных программных пакетов в изучении информатики. Структура обучения работе с прикладными программными пакетами.

Практическая работа № 16. Структура обучения работе с прикладными программными пакетами (2 час.)

Самостоятельная работа № 3 Аналитическая записка на тему «Интернет-ресурсы по информатике» ( 4 час.)

Самостоятельна работа № 4 . Подбор дидактических материалов. ( 6 час)

Тема 3.2  Технологии обработки данных.

Студент должен

знать:

- технологию работы с текстовой, графической, звуковой информацией;

- сетевые информационные технологии;

- методические подходы к обучению работе с базами данных;

- методические подходы к обучению работе с электронными таблицами.

- требования к знаниям и умениям учащихся по линии технологии обработки данных.

уметь:

- разрабатывать дидактический материал, контрольные работы, тесты;

- организовывать практическую работу учащихся.

Технология работы с текстовой информацией. Технологии обработки графических данных. Растровая и векторная графика. Электронные таблицы. Базы данных и информационные системы. Методические рекомендации по организации практической работы на компьютере. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий.

Практическая работа № 17. Технология работы с текстовой информацией (2 час.)

Практическая работа № 18. Технология работы с графической информацией (2 час.)

Практическая работа № 19. Технология работы с электронными таблицами (2 час.)

Практическая работа № 20. Организация практической работы за компьютером (2 час.)

Самостоятельна работа № 5 . Разработка теста по разделу «Информационные технологии ( 2 час.)

Тема 3.3  Информационная и компьютерная безопасность.

Студент должен

знать:

- основы компьютерной безопасности;

- технологию защиты информации.

уметь:

- работать с антивирусным программным обеспечением.

Вопросы информационной и компьютерной безопасности. Основы технологий защиты информации. Идентификация и анализ угроз информационной безопасности. Уязвимости информационных систем.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ:

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:

  1. Контрольная работа на тему: «Концепция информатизации образования».
  2. Контрольная работа «Структура и содержание общеобразовательного курса информатики».
  3. Контрольная работа на тему: « Методика изучения раздела «Информация и информационные процессы».
  4. Контрольное работа на тему « Методика изучения раздела «Компьютер и программное обеспечение».
  5. Устный зачет.
  6. Контрольная работа  на тему  «Методика обучения алгоритмизации».
  7. Контрольное тестирование. Технология работы с графической и текстовой  информацией.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. История становления и перспектива развития школьного курса информатики.
  2.  Межпредметные связи в школьном курсе информатики.  
  3. Сравнительный анализ содержательных компонентов проектов государственных образовательных стандартов.
  4. Построение модели обучения информатики с учетом личностных особенностей обучаемых.
  5. Метод проектов в преподавании информатики.
  6. Язык Лого и его применение в изучении информатики.
  7. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках информатики.
  8. Дифференцированный подход к оценке деятельности учащихся на уроках информатики.
  9.  Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся на уроках информатики.
  10. Дифференциация обучения на уроках информатики в пропедевтическим курсе.
  11. Преподавание информационных технологий в начальной школе.
  12. Нетрадиционные формы обучения на уроках информатики.
  13. Учёт личностных особенностей учащихся при обучении в профильном курсе информатики.
  14.  Использование обучающих программ для формирования знаний и умений по информатике.
  15.  Метод проектов в преподавании информатики.
  16. Использование  ролевых игр при изучении информатики.
  17. Роль задач в усилении прикладной направленности курса информатики.
  18. Формирование у учащихся первоначальных представлений о получении, передаче, использовании и хранении информации в деятельности человека, живой природе и технике.
  19. Формирование у учащихся знаний о количественной оценке информации, единицах количества информации; языке как способе представления информации.
  20.  Использование занимательных задач при изучения темы «Основы алгоритмизации».
  21. Методические особенности изучения раздела «Информационные технологии» в  пропедевтическом, базовом и профильном курсе информатики.
  22. Методика изучения функциональной организации компьютера и принципов работы его основных устройств в базовом курсе информатики.
  23.  Обучение построению и  использованию компьютерных моделей в базовом курсе информатики.
  24.  Методика изучения текстовых процессоров в базовом курсе информатики.
  25.  Методика изучения табличных процессоров в базовом курсе информатики.
  26. Методика изучения графических процессоров в базовом курсе информатики.
  27. Методика изучения компьютерных коммуникаций базовом курсе информатики.
  28.  Методические особенности изучения раздела «Алгоритмы и программирование» в базовом и профильных курсах информатики.
  29.  Факультативные курсы по информатике.

32. Кружки и экскурсии по информатике.

      34. Компьютерные игры как новые педагогические информационные технологии в системе дошкольного воспитания

ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ:

  1. Лапчик М.П.,  Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. педвузов / под ред. М.П. Лапчика. - М.: ACADEMIA, 2001.
  2. Угринович Н. Информатики и информационные технологии, Бином Лаборатория знаний, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Журнал «Информатики и образование»
  2. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 2001.
  1.  Каймин В.А. Информатика: Учебник.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  2. Угринович Н./, Болова Л, Михайлова Н. Практикум по информатике и мнформационным технологиям. Бином Лаборатория знаний, 2002
  3. Бешенков С., Кузьмина Н, Ракитина Е. Информатики. Систематический курс. Бином Лаборатория знаний, 2006

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Персональные компьютеры;
  2. Интерактивная доска;
  3. Мультимедиа- проектор;
  4. Принтер;
  5. Сканер;
  6. Цифровой фотоаппарат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство (углубленная подготовка)

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство», укрупненная группа...

Подготовка выпускников среднего профессионального образования медицинских колледжей к первичной аккредитации.

Одним из этапов реформирования системы образования стало введение первичной аккредитации специалистов со средним и высшим образованием. Начиная с 2018г. в соответствии с приказом Минздрава России...

Подготовка выпускников среднего профессионального образования медицинских колледжей к первичной аккредитации

В работе рассмотрены аспекты в подготовке будущих фельдшеров к акредитации в виде ролевых игр. Цель применения ролевых технологий в обучении – развитие устойчивого познавательного интереса у сту...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УВД.02 ИНФОРМАТИКА по специальности среднего профессионального образования 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа  учебной дисциплины УВД.02 Информатика разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Прика...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УДВ.02 ИНФОРМАТИКА по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность

Рабочая программа  учебной дисциплины УДВ.02 Информатика разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Прика...