Методическое пособие разработка урока производственного обучения «Опиливание плоских плоскостей» Профессия «Автомеханик»
методическая разработка на тему

Гордиенко Елена Григорьевна

Разработка урока производственного обучения по профессии:23.01.03  Автомеханик, . УП.01.,ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»,  по МДК.01.01. УП.01.01. Слесарное дело и технические измерения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_dlya_bublikatsii.docx278.53 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-петербургское  Государственное Профессиональное Учреждение «Техникум «Автосервис»                     (Многофункциональный центр прикладных квалификаций)»

Методическое пособие

разработка урока производственного обучения

 «Опиливание плоских плоскостей»

Профессия «Автомеханик»

Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения

 СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

                                                           Санкт-Петербург

2014г

Содержание

1. Введение……………………………….…………………………3

2. Основная часть……………………….………………………..    5

2.1. План занятия производственного обучения………………….5

2.2. Конспект вводного инструктажа…………………….…….     8

2.3. Контрольные вопросы актуализации знаний по теме. … 10

2.4. Контрольные задания по теме……………..………..…….  12

3. Заключение. …………………..…………………………..……  13

4. Приложение……………..…………………………………..        14

5. Список используемой литературы……………...………….      22


Введение

Перемены в системе профессионального образования  ставят перед  педагогами  задачи поиска и внедрения  новых инновационных  форм  и средств в  обучение, способствующих развитию интереса к обучению и получаемой профессии,  его качеству. От мастерства, опыта работы и профессионализма  педагога требуется   такая организация учебного процесса, при которой каждый урок  должен быть  интересным, неординарным, запоминающимся, а обучающиеся смогли  проявить себя, найти применение знаниям,  раскрыть свои    творческие способности, полюбить будущую профессию, стать настоящими специалистами.

Начальным этапом  овладения  профессией начинается  в учебных  мастерских.  

Учебная практика   для обучающихся по профессии 23.01.03  Автомеханик,  срок обучения 2,5 года. В содержании учебной практики УП.01.,ПМ.01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»,  входит составной частью  учебная практика по МДК.01.01. УП.01.01. Слесарное дело и технические измерения в количестве 66 часов начинается в  слесарной мастерской.

В ходе слесарной учебной практики организуемой в слесарной учебной мастерской обучающиеся осваивают, знакомятся с первоначальными знаниями и умениями, а затем навыками по слесарной обработке металлов, овладевают приёмами  работы  с инструментами, оборудованием, приспособлениями, используемыми  при выполнении работ с  металлом, а  в дальнейшем  применение их при   ремонте автомобилей на производственной практике.

Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучающихся на новый технологический уровень .Безусловно, на современном этапе обучения  урок  производственного обучения без технического обеспечения не столь продуктивен. Обучающиеся, которые вне учебного заведения,  активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно.

Для качественного проведения урока необходимо грамотно  составить план – конспект урока. План-конспект урока - это основной документ для проведения конкретного урока по теме. Стандартных, обязательных форм планов-конспектов урока не установлено,  но есть определённая структура урока производственного обучения – вводный,  текущий и заключительный  инструктаж. Форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания урока, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений, опыта мастера п/о, но структура уроков производственного обучения не меняется.

В конспекте урока излагается основная сущность учебного материала, определяются цели и задачи урока, определяется материально – техническое оснащение урока, разрабатываются производственные задание, критерии его оценивания, приводятся необходимые обоснования по отдельно взятой теме. Конспект целесообразно составлять целиком на тему: Например, тема  №8«Опиливание металла»,  данная тема  которая может быть рассчитана на 12 и более часов. Мастер п/о составляет  план – конспект урока по данной теме, при этом   можно корректировать   ранее составленный конспект  дидактическими материалом  из интернета, включать ЭОР по изучаемой теме, видеофильмы,  составлять и дополнять   презентации к уроку и т.д.. Таким образом,  конспект становится сборником дидактических, методических и технических материалов, куда мастер вносит все новое, что узнал, изучил, разработал, составил. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.

Данная методическая  разработка   урока  по слесарному делу поможет  мастерам производственного обучения, ведущих  производственное обучение в группах,  при   планировании    уроков  производственного обучения.

План занятия производственного обучения

специальность; 23.01.03 «Автомеханик»

МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения

УП.01.01 Учебная практика

Тема программы: Опиливание металла-12ч

Тема урока: Опиливание плоских поверхностей- 6ч

Цель и задание занятия:

Образовательные: Сформировать первоначальные навыки в отработке рабочих движений при опиливании плоских поверхностей.

Развивающие: Научиться самостоятельно, принимать правильное положение, производить рабочие движения при опиливании плоских поверхностей, осуществлять самостоятельно контроль плоскости

Воспитательные: Продолжить воспитывать бережное отношение к

      оборудованию, принципам соблюдения технологического процесса,    прививать интерес   избранной профессии

 Тип урока:Изучение трудовых приемов и умений.

Уровень усвоения знаний:первый уровень – репродуктивный.

Материально-техническая база: рабочие места с тисками, напильники плоские тупоносые № 1 длиной 250 - 300 мм инструкционные карты, лекальные линейки 150 мм.

Ход занятия

1. Организационная часть: Визуальный осмотр обучающихся    (внешний вид, форма одежды). Опрос командира группы об отсутствующих (три минуты)

2. Вводный инструктаж: часть 1 (20 минут)

2.1. Мотивация учебной деятельности: сообщение темы и цели урока (конспект).

2.2. Актуализация прежних знаний: повторение материала предыдущего урока)

а)как установить тиски по росту?

б) в каких случаях применяют опиливание?

в) как классифицируют напильники по форме поперечного сечения?

г) какие материалы используют для изготовления напильников?

д) как определить припуск на обработку опиливанием?

2.3.        Объяснение нового материала по презентации (прилагается к проекту):

а)рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

б) рассказать на каких деталях будут отрабатываться приёмы работы и закрепляться навыки.

в)показать готовую деталь и рассказать о её дальнейшем назначении.
г) разобрать чертёж, технические требования и технические условия.

д)рассказать о последовательности задания по инструкционной карте  № 9 упр. № 1, упр. № 2

е) рассказать об инструменте, приспособлениях, оборудовании, применяемых при выполнении операций (изготовление детали);

  1. рабочий инструмент: напильник № 1 длиной 280 -300 мм
  2. измерительный инструмент: линейка лекальная
  3. оборудование: тиски параллельные.

ж) показать приемы работы (в рабочем и замедленном темпе, расчленено по элементам и вновь в рабочем темпе);

з)        рассказать о самоконтроле в процессе выполнения работы и показать приемы самоконтроля;

и)рассказать о рациональной организации рабочего места;

к) рассказать о правилах техники безопасности. Особое внимание обратить на насадку, рукоятки, на хвостовик напильника;

2.4.Вводный инструктаж часть 2

Объяснение нового материала (двадцать минут):

а)рассказать о последовательности выполнения задания по инструкционной карте №10 «Опиливаниеплоских поверхностей»

б)показать приёмы работы в рабочем и замедленном темпе расчленено по элементам и вновь в рабочемтемпе;

в)показать приёмы проверки качества опиливания лекальной линейкой;

г)показать приёмы отделки (наведения штриха) на поверхности детали.

2.5. Вводный инструктаж часть 3

а)рассказать о последовательности выполнения задания по инструкционной карте №11 упр№1, упр №2 «Опиливание сопряженных плоских поверхностей»

б)показать приёмы работы в рабочем и замедленном темпе расчленено по элементам и вновь в рабочемтемпе;

в)показать приёмы проверки качества опиливания  по угольнику 90 °;

г)показать приёмы отделки (наведения штриха) на поверхности детали.

3.Упражнения №1и №2 по инструкционной карте № 9. В качестве тренировочного приспособления использовать отрезок швеллера.

3.1. Текущий инструктаж.

а)целевые обходы рабочих мест

б)проверка содержание рабочих мест.

в)проверка правильности выполнения правил безопасности труда.

г)контроль и коррекция отработки рабочих движений при опиливании.

3.2. Упражнения №1,2,3,4, 5по инструкционной карте № 10 и текущий инструктаж.

3.3. Текущий инструктаж.

а)проверка правильности выполнения трудовых приёмов,

б)проверка правильность ведения самоконтроля.

в)проверка правильности соблюдения технических условий в работе и ведения промежуточного (межоперационного) самоконтроля.

3.4. Упражнения №1и №2 по инструкционной карте № 11.

4.Заключительный инструктаж (пятнадцать минут)

  1. Подведение итогов за день.
  2. Сообщить оценку качества работы каждого.
  3. Отметить, кто добился отличного качества работы.
  4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе.

5.Уборка рабочих мест.


Конспект вводного инструктажа

Часть 1

Опиливание - слесарная операция - срезание слоя материала с заготовки напильником вручную или на станках с целью придания заготовкам требуемой формы и размеров.

Припуск на опиливание 0,5-0,025 мм

Точность обработки 0,2-0,05 мм

Вопрос: Чем и как измерить?

Ручная обработка малопроизводительна, поэтому в основном применяется, как пригоночная операция.

Основной инструмент-напильник.

По числу насечек на 1см длины делят:

0;1-драчёвые (для глубокого опиливания)

2;3- личные (для чистового опиливания)

4;5-бархатные (для окончательной отделки)

Оберегать от ударов, масла, воды, грязи.

Располагать на подставках справа оттисков.

Разбор тренировочных упражнений:

-усвоение рабочего положения при опиливание;

-установка соответствующей высоты тисков;

-закрепить швеллер в тисках;

-принять правильное положение;

-производить рабочие движения напильником по швеллеру;

-контроль и балансировка усилий при отработке рабочих движений;

-темп работы 40-60 движений в минуту;

-разбор инструкционной карты №9. Упр.№1, Упр.№2

Часть 2

В зависимости оттого в каком направлении движется напильник, штрихи, оставляемые им могут быть продольными, поперечными, косыми ( слева направо, слева налево) и перекрёстными.

Разбор упражнений по инструкционной карте №10.

-опилить плоскую поверхность продольными штрихами пов. №1;   .

-опилить плоскую поверхность поперечным штрихом пов.№2;

-опилить поверхность перекрёстным штрихом с проверкой лекальной линейкой пов. №3;

-опилить поверхность в отделку «наведением штриха»;

-измерение шероховатости поверхности (визуальное сравнение реальной поверхности элемента детали с образцом шероховатости).


Контрольные вопросы актуализации знаний по теме:

«Опиливание плоских поверхностей»:

1. Каково назначение опиливания?

2. В каких случаях применяют опиливание?

3. Какие типы насечек применяют при изготовлении напильников?

4. Почему изготовляют напильники с различными типами насечек?

5. Как классифицируют напильники в зависимости от формы поперечного сечения?

6. Какие способы используют для образования зубьев напильников?

7. Для каких работ применяют напильники с зубьями, полученными:

а)фрезерованием;

б)протягиванием;

в)шлифованием;

г)насечкой?

8.Какими геометрическими параметрами характеризуется зуб напильника?

9.Какие материалы используют для изготовления напильников?
10.От чего зависит выбор материала напильника?

11 .С какой целью наносят на напильник вспомогательную насечку? 12.С какой точностью можно опилить деталь напильником:

а)драчевым (№ 0 и 1);

б)личным (№ 2 и 3);

в)бархатным (№ 4 и 5)?

13.Почему при насаживании ручки на напильник и снятии её с напильника

удары наносят по ручке, а не по напильнику?

14.Почему нельзя производить опиливание поверхностей, покрытых

литейной коркой?

15.В какой последовательности опиливают плоские сопрягаемые

поверхности?

16.В чём особенность опиливания криволинейных поверхностей?

17.Какие устройства используют для механизации процесса опиливания?

18.Как классифицируют вращающиеся напильники по форме рабочей части?

19.Как проверить плоскостность обработанной поверхности при     опиливании?

20.Какие инструменты применяют для контроля линейных размеров при опиливании?

21.Какие инструменты применяют для контроля угловых размеров при опиливании?

22.Какими методами осуществляют контроль криволинейных поверхностей после опиливания?

23.Из каких деталей состоит штангенциркуль?

24.Как прочесть результат измерений по штангенциркулю?

25.Какие дефекты могут возникнуть при опиливании?

26.Каковы причины основных дефектов при опиливании?

27.Как предупредить появление дефектов при опиливании?

28.Какие требования предъявляют к организации рабочего места при

опиливании?

29.Как обеспечить безопасность работ при опиливании?


Контрольные задания по теме:

 «Опиливание плоских поверхностей»:

1. Указать номера напильников, которые обеспечивают получение заданного класса шероховатости поверхности: 1-й класс (Ra 80; Rz 320),

2-й класс (Ra40, Rz 160), 3-й класс (Ra20, Rz 80).

2. Выбрать тип насечки напильника [1) одинарная; 2) двойная; 3) дуговая; 4) рашпильная], которую следует использовать для обработки:

а) кожи; б) цинка; в) латуни; г) чугуна; д) стали; е) баббита; ж) свинца; з) меди; и) бронзы; к) резины; л) дюралюминия; м) дерева; н) пластических масс.

3.Указать величины переднего и заднего углов, угла заострения и угларезания для зубьев напильников, полученных:

а)методом насечки;

б)фрезерованием;

в шлифованием;

г)протягиванием.

4.Выбрать из приведённого перечня [а) рашпили; б) боры; в) надфили
алмазные; г) напильники дисковые; д) напильники пластинчатые;е) напильники машинные] инструмент, который следует использовать для:

  1. работы на опиловочных станках;
  2. зачистки заусенцев;
  3. очистки литья и поковок;
  4. обработки мягких металлов;
  5. обработки неметаллических материалов;
  6. обработки твёрдых сплавов;
  7. обработки штампов пресс-форм;
  8. обработки керамики и стекла;
  9. доводки режущего инструмента.

5.Указать номер напильника, который обеспечивает заданную точность(в мм): 0,2-0,5; 0,1-0,05; 0,15-02.

6. Выбрать номер напильника, который следует использовать для снятия слоя материала толщиной (в мм) 0,1; 0,7; 1,0 и более; 0,4; 0,25; 0,05; 03; 0,5.

7. Определить размер заготовки и описать последовательность изготовления квадратного бруска со стороной 15 мм и длинной 40 мм.

8. Какой формы поперечного сечения следует выбрать напильник, который надо использовать для:

  1. распиливания круглых отверстий;
  2. опиливание острых углов от 60° и выше;
  3. распиливания овальных отверстий;
  4. опиливания плоских наружных поверхностей;
  5. опиливания вогнутых поверхностей небольшого радиуса;
  6. опиливания плоских внутренних поверхностей;
  7. опиливания вогнутых криволинейных поверхностей большого радиуса;
  8. пропиливания шлицев и канавок;
  9. распиливания квадратных отверстий;
  10. распиливания многоугольных отверстий;
  11. распиливания отверстий большого радиуса;
  12. опиливания узких плоских поверхностей;
  13. опиливания выпуклых криволинейных поверхностей;
  14. опиливания зубьев зубчатых колёс и звёздочек;
  15. опиливание внутренних углов до 15°;
  16. опиливание внутренних углов свыше 15°;
  17. опиливания узких пазов?

9.Из перечня измерительных инструментов [а) штангенциркуль; б)микрометр; в) измерительная линейка; г) угломер; д) лекальная линейка;

е) поверочная линейка; ж) угольник] выбрать те, которые обеспечивают контроль размеров и точности расположения поверхностей:

  1. плоскостность;
  2. прямолинейность;
  3. линейный размер с точностью до 0,5 мм;
  4. линейный размер с точностью до 0,01 мм;
  5. линейный размер с точностью до 0,05 мм;
  6. линейный размер с точностью до 0,1 мм;
  7. угловой размер с точностью до 2';
  8. перпендикулярность.

10. Прочитать размер, установленный на штангенциркуле.

11. Указать причину [а) неправильный выбор напильника; б) неправильная разметка; в) небрежность при выполнении работ; г) неточность измерительных инструментов; д) неправильная балансировка напильника во время работы; е) неправильный зажим заготовки в тисках; ж) снятие слишком большого слоя металла; з) снятие слишком малого слоя металла; и) ошибка в измерениях], в результате которой могут возникнуть следующие дефекты:

  1. неровность поверхности;
  2. завалы краёв заготовки;
  3. повреждение поверхности заготовки;
  4. неточность размеров опиленной заготовки;
  5. царапины на поверхности детали.

Заключение

На занятии производственного обучения учащиеся приобрели умение по опиливанию деталей различных форм и размеров с точностью обработки до 0,1 мм. и с шероховатостью Rz 80 по чертежам с техническими требованиями.

Научились осуществлять контроль качества опиливания плоских поверхностей после опиливания с помощью ШЩ-1, лекальной линейкой, угольником по образцам шероховатости.

Сложность процесса формирования умения и навыков объясняется влиянием множества факторов: заинтересованностью, мотивацией, наличием необходимых знаний по спец. дисциплинам, эффективностью методов обучения, качеством самоконтроля, количеством упражнений и особенностью обучающихся. На занятии п/о были использованы следующие методы обучения: .

  • Словесные;
  • Наглядно-демонстрационные (показ мастером);
  • Использование ТСО;
  • Практические (упражнения);
  • Проверка умений и навыков (текущее наблюдение мастера, устный опрос)
  • Педагогические технологии при проектировании современного занятия требуют от мастера п/о направить усилия на развитие любознательности, мотивации деятельности обучающихся, осознания необходимости использовать полученные знания и умения для будущей профессиональной деятельности и самопознания.

Приложение 2а.

СПб ГБПОУ Техникум «Автосервис»(МЦПК)»                                                                                                                          Разработал: мастер п/о Гордиенко Е.Г.

Слесарь по ремонту автомобиля  

В.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 9. Тренировочные упражнения в опиливании

Упражнения:

1 .Усвоение рабочего положения при опиливании.

2. Отработка рабочих движений при опиливании

Объекты работ: стальная плитка

Инструменты: напильники плоские тупоносые с насечкой №№ 1 и 2 длиной 250-300 мм.

Приспособления: тиски параллельные, тренировочное приспособление для отработки движений напильником.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Упражнение 1. Усвоение рабочего положения при опиливании

2. Принять правильное положение у тисков.

Рис. 9.2

3. Взять напильник в правую руку.

Рис 9.3

Перед тисками стоять прямо и устойчиво, вполоборота к ним, корпус развернуть под углом 45° к оси тисков, правое плечо - против винта тисков.

Ступни ног поставить под углом 60-70° одна к другой, расстояние между пятками - 200-300 мм.

Конец рукоятки должен упираться всередину ладони, четырьмя пальцами охватить рукоятку снизу, большой палец расположить сверху вдоль оси рукоятки.

1. Закрепить в тиски тренировочное приспособление.

Рис. 9.1

Отрегулировать высоту тисков по росту.

Закрепить в тисках тренировочное приспособление. Коробка с сигнальными лампочками должна располагаться слева. Опорные борта корпуса приспособления должны плотно прилегать к губкам тисков. Регулировочными винтами отрегулировать рамку приспособления так, чтобы сигнальные лампочки загорались при достаточно сильном нажатии пальцем на концы плитки.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

4. Наложить напильник на тренировочное приспособление.

Рис. 9.4

Напильник наложить на плитку приспособления средней частью. Ладонь левой руки расположить поперек напильника на расстоянии 20-30 мм от его носка. Пальцы слегка согнуть, но не свешивать. Локоть левой руки приподнять.

правой рукой, а левой поддерживать его в горизонтальном положении (рис. 9.5, в).

В конце рабочего хода корпус слегка наклонять в сторону тисков. Упор делать на левую ногу.

Выдерживать темп - 40-60 движений в минуту.

При движении напильника назад (холостой ход) не отрывать его от плитки тренировочного приспособления. Цель тренировки - добиться такой координации и балансировки движений напильником по плитке, чтобы в процессе рабочего хода не загорались сигнальные лампочки

Упражнение 2. Отработка рабочих движений при опиливании

Производить рабочие движения напильником по плитке приспособления

Рис. 9.5

Напильник двигать строго горизонтально обеими руками вперед (рабочий ход) и назад (холостой ход) плавно так, чтобы он касался всей поверхности плитки. Движения производить с нажимом на напильник так, чтобы он снимал с плитки стружку. Нажимать на напильник только при движении его вперед, строго соблюдая распределение усилий нажима на него правой и левой рук (балансировку), а именно:

    в начале рабочего хода основной нажим выполнять левой рукой, правой – только поддерживать напильник в горизонтальном положении (рис. 9.5, а);

в середине рабочего хода усилие нажима на напильник обеими руками должно быть примерно одинаковым (рис. 9.5, б).

в конце рабочего хода основной нажим на напильник выполнять


Приложение 2б.

СПб ГБПОУ Техникум «Автосервис»(МЦПК)»                                                                                                                          Разработал: мастер п/о Гордиенко Е.Г.

Слесарь по ремонту автомобиля  

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 10. Опиливание плоских поверхностей

Примерные объекты работ: чугунные плитки, молотки слесарные с квадратным бойком, губки параллельных тисков, производственные детали призматической формы.

Инструменты и приспособления: напильники плоские тупоносые с насечкой №№ 1 и 2 длиной 300 мм, лекальные линейки с двусторонним скосом 175 мм, напильники личные длиной 250-300 мм, тиски параллельные.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1. Закрепить заготовку в тиски.

2. Опилить плоскую поверхность продольным штрихом.

Рис. 10.1

3. Опилить плоскую поверхность поперечным штрихом.

Рис. 10.2

Закрепить заготовку таким образом, чтобы опиливаемая поверхность выступала над губками на 8-10 мм.

Выбрать напильник для опиливания с таким расчетом, чтобы его длина была больше длины опиливаемой детали не менее чем на 150 мм.

Установить (повернуть) тиски так, чтобы напильник двигался вдоль заготовки. Опиливание начинать с левого края поверхности. При движении напильника назад передвигать его вправо примерно на 1/3 его ширины.

После первого прохода опиливание повторить справа налево способом, указанным выше. Следить за правильностью координации и балансировки напильником.

Установить заготовку или повернуть тиски так, чтобы напильник двигался поперек заготовки.

Опилить поверхность, применяя один из следующих способов:

а) после каждого рабочего хода при движении напильника назад смещать его вправо (или влево) на величину, примерно равную его ширине;

4. Опилить плоскую поверхность перекрестным штрихом.

Рис. 10.3

б) во время рабочего хода одновременно смещать напильник вправо (или влево) на величину, примерно равную его ширине.

Установить тиски так, чтобы напильник двигался под углом 30-45° к заготовке. Опилить плоскую поверхность слева направо, применяя один из ранее указанных способ.

Повернуть тиски так, чтобы напильник двигался под углом 30-40° к заготовке. Опилить плоскую поверхность справа налево.

Качество опиливания поверхности проверять по штрихам:

    если от предыдущего прохода штрихи полностью исчезают при повторном проходе, то поверхность опилина правильно;

    если от предыдущего прохода штрихи остаются, то в этом месте есть впадина.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

5. Опилить плоскую поверхность с проверкой ее лекальной линейкой.

Рис. 10.4

Опилить плоскую поверхность одним из ранее указанных способов. После каждого одного-двух проходов деталь вынимать из тисков и проверять качество опиливания лекальной линейкой следующим образом.

    взять левой рукой деталь, а правой - линейку;

    повернуться к источнику света, поднять деталь на уровень глаз и поставить линейку на проверяемую поверхность перпендикулярно ей;

    если просвета между линейкой и поверхностью нет или он равномерен, поверхность опилена правильно, а если просвет неравномерный - то неправильно;

Рис. 10.5

    таким образом проверить опиленную поверхность вдоль и поперек детали и по диагонали.

Опилить выступающие места на поверхности, выявленные при проверке, добиваясь равномерного просвета. При отделке («наведении штриха») узкой поверхности детали шириной менее 15 мм пользоваться приемом захвата напильника «щепотью» (см. рис. 5).


Приложение 2в.

СПб ГБПОУ Техникум «Автосервис»(МЦПК)»                                                                                                                          Разработал: мастер п/о Гордиенко Е.Г.

Слесарь по ремонту автомобиля  

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 11. Опиливание сопряженных плоских поверхностей

Упражнения:

1. Опиливание плоских поверхностей, сопряженных под углом.

2. Опиливание параллельных плоских поверхностей.

Примерные объекты работ: молотки слесарные с квадратным бойком, угольники плоские 90° и 120°, детали ножовочного станка, производственные детали призматической формы.

Инструменты: напильники плоские тупоносые с насечкой №№ 1 и 2 разной длины, с насечкой №№ 3 и 4 длиной 150-200 мм - трехгранные, плоские, полукруглые, лекальные линейки 175 мм, угольники плоские 90° и 120°, штангенциркули с величиной отсчета 0,1 мм.

Приспособления и материалы: тиски параллельные, губки накладные, мел, масло машинное, наждачная бумага (шкурка).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Упражнение 1. Опиливание плоских поверхностей, сопряженных под углом

2. Опилить две плоские поверхности, сопряженные под внутренним углом.

Рис. 11.2

угольником. Определить места дальнейшего опиливания.

Опиливать выступающие места на обрабатываемой поверхности перекрестным штрихом, периодически проверяя угол угольником и плоскость линейкой. При достижении равномерного просвета между проверяемой поверхностью и ребром угольника навести на обработанной поверхности продольный штрих и слегка притупить углы.

Последовательность опиливания поверхностей такая же, как и поверхностей, сопряженных под внешним углом, т.е. вначале опилить одну (базовую) поверхность и по ней припилить другую, пользуясь лекальной линейкой и угольником. Особое внимание обращать на тщательность обработки внутреннего угла между плоскими поверхностями. При этом следует пользоваться полукруглым, трехгранным личным напильником или надфилем.

1. Опилить две плоские поверхности, сопряженные под внешним углом.

Рис. 11.1

Опилить с проверкой по линейке одну из сопрягаемых поверхностей (более длинную или широкую), соблюдая все правила опиливания и проверки плоских поверхностей.

Угольником проверить предварительно угол между обработанной (базовой) и необработанной поверхностями. При этом соблюдать следующие правила:

    при проверке угла деталь вынимать из тисков и опиленную поверхность очищать от опилок;

    при проверке деталь располагать между глазом и источником света;

    угольник сначала прикладывать к обработанной поверхности, а затем, слегка скользя по ней, подводить его к другой (необработанной) поверхности.

Закрепить деталь в тисках и предварительно опилить сопрягаемую поверхность с проверкой ее линейкой и

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Упражнение 2. Отработка рабочих движений при опиливании

Опилить две параллельные плоские поверхности, проверяя параллельность и размер штангенциркулем.

Рис. 11.3

Опилить базовую поверхность детали, проверяя плоскостность ее лекальной линейкой. Навести на обработанной поверхности продольный штрих. Опилить вторую поверхность детали под линейку, параллельно базовой, выдерживая заданный размер между плоскими поверхностями. При измерении размера штангенциркулем соблюдать следующие правила:

    освобождать деталь из тисков;

   измерять размер только тогда, когда поверхность хорошо опилена и проверена линейкой на плоскостность;

    замеры производить в трех-четырех местах детали.

Окончательно обработать (отделать) сопрягаемую поверхность, наведя на ней продольный штрих. Размер должен быть в пределах допуска, указанного на чертеже. Грани детали слегка притупить.


Приложение 3

СПб, ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Ф.И.О.--------------------------------------------------

Гр. №---------------------------------------------------

                                                                                                                                                                Профессия 23.01.03. «Автомеханик»

Квалификация: слесарь по ремонту автомобиля

КАРТА АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ

ИЗУЧЕНИЕ ЧЕРТЕЖА

1. НАИМЕНОВАНИЕ _________________________________________________________________________________________________________

2.МАТЕРИАЛ ДЕТАЛИ ________________________________________________________________________________________________________

3.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ__________________________________________________________________________________________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛИ

Наименование формы поверхности

Размеры

Отклонение формы

Шероховатость

Отклон. взаимногорасположения

Задано

Получ.

годность

Задано

Получ.

годность

Задано.

Получ.

годность

Задано

Получ.

годность


Приложение 4

СПб ГБПОУ Техникум «Автосервис»(МЦПК)»                                                                                                                         Разработал: мастер п/о Гордиенко Е.Г.

Слесарь по ремонту автомобиля  

 «____»____________20___ г.

Протокол наблюдений мастера

Ф.И.О.

Качество выполненных учебно-производственных работ

Производительность труда

Применение профессиональных знаний в учебно-производительной деятельности

Владение способами выполнения учебно-производственных работ, включая контроль процесса

Организация труда и рабочего места

Соблюдений правил безопасности труда, производственной санитарии, гигиены экологических требований

Итоговая оценка

1 обход

2 обход

3 обход

оценка

1 обход

2 обход

оценка

1 обход

2 обход

3 обход

оценка

1 обход

2 обход

3 обход

оценка

1 обход

2 обход

оценка

1 обход

2 обход

оценка

Мастер п/о:_____________________ Е.Г. Гордиенко


Список литературы

  1. Кругликов Г.И.. Учебная работа мастера профессионального обучения: учеб. Пособие /М.: Изд «Академия», 2013.-192с.
  2. Кругликов Г.И.. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие М.: «Академия», 2010. -192с.
  3. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб пособие. – М.: 2013 – 272 с.
  4. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. М.,Академия-2009-128
  5. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения – М. : Форум-Инфа, 2013 – 336 с.
  6. Илларионов В. С. к.т.н. доцент. Презентация на тему «Опиливание металла» // Курс «Практикум слесарный», 50 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Разработки уроков производственного обучения по профессии "Автомеханик"

Тема 1. Охрана труда при слесарно- ремонтных работах. Оборудованиеи инструменты, применяемые при слесарной обработкеЦель занятия: обучение правильной организации работы слесаря,получение навыков...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Методическая разработка открытого урока по учебной практике ПМ.01 профессия: «Автомеханик»

Тема урока: «Разборка КШМ (кривошипно-шатунного механизма)»....

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования» на тему «Введение в профессию «Оператор швейного оборудования»»

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1 курса средних профессиональных образовательных учреждений с ОВЗ 8 вида (умственная отсталость) по профессии «Оператор швейного оборудо...

Методическое пособие Разработка урока учебной практики ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения» Тема программы: №3«Разметка плоских поверхностей -6 ч»

Методическое пособие Разработка урока учебной практикиПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения»...

Методическая разработка урока производственного обучения "Опиливание заготовок и отделка изделий из металла"

В данной разработке урока расмотрены приемы опиливания изделий из металла...