Проектная деятельность на уроках английского языка.
статья на тему

Батурина Ирина Сергеевна

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса .Проектная  технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирская область

город Юрьев-Польский

улица Ударная 17Б

Батурина Ирина Сергеевна

8 910 188 06 79

Проектная деятельность на уроках английского языка.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной  основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса .Проектная  технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.

          Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. 

        Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

          Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В это понятие входят:

Речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтении.

Социокультурная компетенция – формирование представления о социокультурной специфике стран изучаемого языка.

Языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по темам в качестве необходимой основы для оформления речевых умений.

Учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ.

Компенсаторная компетенция – формирование умения выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.

Информационная компетенция – умение самостоятельно работать со справочной литературой, находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления  и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который  будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Метод проектов обычно ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие школьники не обладают большим лексическим запасом, некоторые из них не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе  знакомства с проектной деятельностью увеличивается время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков. Целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации.

Первые проекты начинаются во втором классе. Для начала проектной деятельности лучше всего подходят такие темы, как «The ABC», «My pet, «About me»и др. Первые проекты представляют собой небольшие работы, содержащие минимум текста на английском языке и требующие от ребенка в основном работы с иллюстрациями. Для создания этих проектов используются готовые книжные шаблоны.

В средней школе (5-6 класс) темы проектов усложняются и касаются разных аспектов жизни Великобритании. В связи с отсутствием у детей достаточного словарного запаса на данном этапе проекты пишутся на русском языке и направлены на расширение знаний по страноведению. Так, в первом проекте пятого класса учащимся предлагается написать об одной из английских королев по их выбору.

Начиная с седьмого класса, все проекты снова выполняются на английском языке.

Критерии оценки проекта:

1.оформление проекта – наличие рисунков, аккуратность

2.содержание проекта – соответствие теме, наличие оригинальных находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала

3.представление проекта – правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

  • Выдвижение идеи;
  • Практическая деятельность учащихся в рамках проекта;
  • Промежуточный контроль;
  • Обсуждение способов оформления проекта;
  • Документирование проекта;
  • Презентация результатов проекта;
  • Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия).

Практическое использование результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках и т.д.)

Алгоритм построения цикла уроков работы  над проектом предполагает следующие этапы:

  1. Мотивация. Внимание учащихся следует акцентировать на проблемах, интересующих в первую очередь их самих, и не имеющих однозначного решения.
  2. Информационное обеспечение. Использование всех компонентов УМК, материалов интернета, периодики. Проведение исследования, опроса общественного мнения.
  3. Первичная обработка информации. Анализ материала согласно опыту, знаниям, интересам учащихся.Обмен мнениями, составляется первоначальный план работы.
  4. Вторичная обработка информации. Учащиеся конструируют проблемные ситуации, корректируют план, работают по определенному аспекту проблемы.
  5. Сбор дополнительной информации. Предполагает умение учащихся сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.
  6. Осмысление, сравнение, анализ и коррекция. Учащиеся учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и исправлять ошибки.
  7. Заключительный этап. Представление проекта.

В процессе работы над любым проектом школьники не только осваивают компьютер и пишут сочинения на английском языке. Они приобретают навыки международного, межкультурного общения, выходят за границы собственных культурных стандартов, что позволяет им взглянуть на мир другими глазами.

В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ. Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка.

Таким образом, проектный метод имеет высокообразовательную ценность, ориентирован в большей степени на формирование умений и навыков участвовать в учебных проектах, возможность индивидуальной творческой самореализации; содействует приобретению конкретного практического опыта, который можно использовать вне урока иностранного языка; позволяет использовать иностранный язык для открытия и познания чего-то нового; содержит задания проблемного характера, материалы для проведения всевозможных исследований, опросов, интервью; способствуют воспитанию таких черт характера, как трудолюбие и настойчивость, активность, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, а также развитию мышления, памяти, эмоций и воображения.

Список литературы

  1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. //ИЯШ, 2003 г., № 5;
  2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие/М.: ТЦ Сфера, 2010 г.;
  3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. // Народное образование, 2005 г., № 2.
  4.  Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157.
  6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.
  7. 10.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика организации форм учебной деятельности на уроке английского языка»

Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность...

«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка» Доклад на методическом объединении гуманитарного цикла

Выступление на ШМО филологического цикла.    Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс план...

Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка.

Эффективность использования проектного метода в практике обучения иностранному языку высока по всем видам деятельности: улучшается качество перевода текста, чтения, письм...

Применение проектной методики в учебной деятельности на уроках английского языка

Применение проектной методики в учебной деятельности делает ее максимально эффективной.Проектная работа - одно из средств организации творческой деятельности на уроках иностранного языка.Проект имеет ...

Развитие коммуникативных УУД в разных видах деятельности на уроках английского языка

Статья посвящена теме развития коммуникативных УУД в разных видах деятельности на уроках английского языка....

Статья по теме "Проектная деятельность на уроках иностранного языка"

В статье рассмотрен метод проектов на уроках иностранного (английского) языка...