Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
статья на тему

Лебедева Татьяна Викторовна

 

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление его самостоятельности были бы серьезно нарушены. Поэтому со стороны педагогов и родителей требуется особое внимание для раннего языкового воспитания слепого ребенка.

И так, имеют ли место особенности_в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности развития речи слепого ребенка.

В развитии разговорной речи слепого ребенка имеются специфические особенности.

Первой особенностью являются трудности в овладении правильным произношением и артикуляцией звуков речи.

Это связанно с тем, что ребенок лишен возможности наблюдать за движениями губ говорящего взрослого, за его мимикой, соответствующей определенной интонации, с которой произносится данная фраза.

Поэтому речь слепого ребенка бывает мало выразительной, невнятной, мало разборчивой. Артикуляционный аппарат его бывает недостаточно подвижен. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, соноров.

Полная слепота не побуждает ребенка говорить, ведь у него нет зрительных впечатлений. Если ребенок не видит предмета, то и не возникает потребности его называть или попросить. Однако, для овладения речью в возрасте от трех до шести лет, детям очень важно постоянное наличие таких факторов, заставляющих задавать бесконечное множество вопросов. В этом отношении положение слепого ребенка в речевом учебном процессе оказывается несколько неблагоприятным.

И, тем не менее, имеется много ситуаций, когда можно пробудить у ребенка желание говорить, родители и педагоги должны непременно их использовать. Так, всегда найдется возможность побеседовать с ребенком, а это увеличит его запас слов и представлений. Например, во время одевания малыша хорошо было бы дотрагиваться до различных частей его тела и называть их: нос, рот, ухо, нога, палец. Отсутствующие зрительные символы речи надо компенсировать с помощью слуха и ощупывания, что позволит, на сколько возможно, предотвратить отставание развития незрячего ребенка.

Второй, наиболее важной, особенностью речевого развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием познавательной деятельности малыша. Ребенок лишен зрительной информации об окружающих его предметах и явлениях. Он еще не научился использовать в достаточной мере свои сохранные органы чувств (слух, осязание, обоняние). Поэтому, узнаваемые им новые слова далеко не всегда имеют для него ясное значение.

Третьей особенностью слепых детей является то, что они много знают о каком-нибудь предмете, но никогда не держали его в руках. Это во многом - упущение родителей. Они учили ребенка говорить, называли те или иные предметы, рассказывали о них, но не давали ему при этом данные предметы в руки. Они предоставляли ему мало возможности хватать, ощупывать, трогать, изучать или пробовать. Они содействовали развитию его речевой выразительности, не делая для ребенка вещи и окружающий мир осязательно понятным.

Ощупывание, слушание, обоняние и вкусовые ощущения - составляющие общего накопления представлений, понятий, приобретения сноровки. Такие понятия, как «ползать», «лазать», «прыгать» , становятся ясны ребенку только после того, как он сам это проделаем. Поэтому такие ролевые игры, как «На приеме у доктора», «Магазин», «Семья», способствуют формированию у слепого ребенка речи, наполненной конкретным содержанием.

Необходимо учить ребенка соответствующей манере держаться во время беседы. Следует объяснить и показать правильное положение корпуса и головы по отношению к собеседнику, объяснить, что когда к тебе обращаются или когда ты слушаешь, надо поворачиваться к говорящему лицом. Главная задача в воспитании слепого ребенка - подготовить его для жизни среди зрячих. Поэтому было бы неправильным отказываться от применения выражений и оборотов речи, в которых употребляется слово «видеть».

Необходимо так же читать ребенку вслух детские книжки, давать возможность прослушивать, в соответствии с возрастом, детские передачи по радио и телевидению. Ходить на театральные спектакли, а после просить ребенка рассказать об услышанном, передать содержание. Время занятий с ребенком нужно разумно распределить таким образом, чтобы это не было в ущерб его активной деятельности.

Особенности и трудности проведения занятий со слепым ребенком.

(из опыта работы учителя-логопеда Лебедевой Т.В., ГОУ д/с 2316)

  В детском саду компенсирующего вида №2316 работает группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». В эту группу были приняты тотально слепые дети с диагнозом ретинопатия 5 ст. и с речевыми диагнозами дислалия и ЗПР, ОНР -1ур.

 Занятия в группе «Особый ребенок» проводятся в форме консультаций для родителей. Такая форма работы является наиболее эффективной - ребенок чувствует себя защищенным рядом с мамой, налаживается тесный эмоциональный контакт мамы с ребенком.

Дети группы «Особый ребенок» посещают занятия специалистов согласно расписанию, которое предполагает посещение каждого специалиста 2 раза в неделю, по 15-20 минут. Эти дети одной возрастной группы, но с разным уровнем психофизического развития.

Кратная характеристика речи детей группы «Особый ребенок»:

Максим В., 4года.

Понимание обращенной речи нарушено: не реагирует (нет ответа) на вопрос, просьбу, оклик. Выполняет простую инструкцию по принуждению.

Нежелание, отрицание чего-либо выражает громким пронзительным криком.

В речи присутствуют обрывки фраз, слов, обрывки слов песен, потешек, которые ребенок употребляет спонтанно, не по просьбе, не вовремя.

Не называет свое имя. Не обозначает себя словом «я».

Обращает внимание на органы артикуляции при произнесении звука изолированно («у» - ветерок дует, губки трубочкой), трогает рукой губы логопеда, мамы, свои.

Договаривает последние слова в детских потешках (со слов мамы).

Машет ручкой «пока»- не всегда самостоятельно.

Логопедический диагноз: ЗПР, ОНР-1ур.

Кирилл М., 4,5 года.

Запас знаний и представлений об окружающей действительности, о семье и о себе в пределах возрастной нормы.

Использует в речи сложные предложения и грамматические конструкции.

Выполняет одноступенчатую инструкцию. Работоспособность невысокая. Берется за выполнение только тех заданий, которые ему интересны, но не достаточно усидчив, быстро отвлекается.

Имеют место стереотипные фразы-штампы, как проявление невротических реакций (труба, трубчатый, затрубить и т.п.).

Логопедический диагноз: ФНР.

И так, первая и, основная трудность при работе с этими детьми - мама не воспринимает ребенка таким какой он есть. То есть, тяжесть диагноза вызывает большое волнение и беспокойство матери, она постоянно напряжена, и не возникает радостного общения для них обоих.

Например, в случае с Кириллом, мама черезчур обеспокоена его интеллектуальным развитием. От переизбытка информации у ребенка начались невротические проявления на определенные действия и слова. (Например, слово «много» - Кирилл с криками, со слезами требовал сказать ему, сколько «много»... человек в автобусе?... Крупинок в банке? И т.п. И ни какие ответы его не удовлетворяли. )Много времени уходило на то, чтобы успокоить ребенка.

Мама Максима вообще очень долгое время не могла найти контакт с ребенком. Вследствие чего, самым близким взрослым стала его старшая сестра 13лет.

Вторая трудность (особенность) - это ограничение общения со сверстниками. Дети не чувствуют необходимости в общении с другими

детьми; не развивается и игровая деятельность, и деятельность сообща, вместе ребенка с ребенком.

  • Трудности вызывают упражнения, связанные с артикуляционной гимнастикой. Передача положений органов артикуляции осуществляется при помощи тактильного контакта.

Например, Максиму очень понравилось, как «дует ветерок», когда мы произносим звук У. Он подставлял ладошку и ощущал воздушную струю. Трогал руками губы логопеда и пытался подражать.

Необходимо предварительное оповещение ребенка перед телесным контактом.

  • Особенности обследования предмета или игрушки: обязательно вместе со взрослым, используя сопряженные движения.
  • Подбор дидактического материала производится с учетом набора свойств, необходимых для того, чтобы слепой ребенок мог их воспринять и производить с ними правильные действия.
  • Речь педагога должна быть доступна. Говорить надо четко, быть немногословными, так чтобы ребенок понял, что данное слово служит для обозначения определенного предмета.

Новая ситуация, фраза, высказывание обязательно обыгрываются и подкрепляются собственным опытом ребенка. (Например, рассказывая с Кириллом сказку про «Курочку Рябу», он стучал кулачком по столу, изображая как дед и баба били яичко, показывал, как они плакали, когда яичко разбилось.).Знакомя ребенка с различными предметами, необходимо отчетливо называть их и просить ребенка повторить сказанное слово. Выполняя действия, в которых так или иначе участвует ребенок (одевание, кормление), нужно называть и комментировать каждую операцию, выполняемую родителями, педагогами, и каждый предмет, с которым совершается действие. (Например, читая ребенку стихотворение «Идет бычок качается» мы учились с Кириллом «качаться», «кивать», «вздыхать»)

  • .Структура занятий может варьироваться - может зависеть от различных факторов - погоды, настроения, игрушки, слова. Может меняться и сокращаться.
  • .Принцип единого тематического планирования занятий - консультаций всех специалистов. Например, игрушка «курица»:
  1. Тифлопедагог - тщательно рассматривает игрушку вместе с ребенком, обследует, выделяет существенные признаки;
  2. Муз. работник - разучивает песенку про курочку;
  3. Физрук - учит движениям, как курочка ходит;
  4. Логопед - работает с речевым материалом, читает сказку.

• Эхолалия у слепого ребенка не должна восприниматься логопедом как проявление аутичности, это может быть форма игровых действий (ребенку понравилось как звучит слово). Или же это может быть так называемая «попугайная» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не понимая значения. Здесь следует обратить внимание на развитие смысловой стороны речи.

 Рекомендации по развитию речи слепого

ребенка.

> Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Не используйте сложных конструкций, употребляйте только ключевые слова. Говорите так, чтобы ребенку было легко вас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты перестал стучать руками по столу» скажите просто «Не стучи».

  • Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам повторять. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.
  • Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же слова, фразы.
  • Немедленно отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.
  • Не спешите поправлять ребенка, если он не правильно произносит слова. Говорите «Да» и повторяйте то, что пытается сказать ребенок. Например, если он говорит «би-би», отвечайте: «Да, машина».
  • Пойте для ребенка. Некоторые дети плохо воспринимают обращенную речь, но гораздо лучше реагируют на инструкцию или информацию, если ее пропеть.
  • Встречайте любые попытки общения ободрением, похвалой, щедро вознаграждайте ребенка. Если вам кажется, что он пытается установить с вами контакт (например, когда издает звуки или указывает жестами на какой-то предмет) решайте все сомнения в пользу ребенка и не стесняйтесь лишний раз похвалить его за сообразительность.
  • Если ребенок пытается вам что-то сообщить, немедленно реагируйте. Дайте понять, что заметили его усилия и что вам интересно с ним общаться.
  • «Переводите» сообщение ребенка на язык слов.
  • Во время игры или повседневных процедур объясняйте вслух, что вы делаете. Говорите коротко, очень простым языком; но «сюсюкать» и коверкать язык не следует.
  • «Рассматривая» с ребенком книжки с рельефными картинками, изображения должны быть простыми и легко узнаваемыми. Указывайте на каждую картинку, называйте то, что на ней изображено, а затем просите ребенка выбрать эту картинку из двух или трех.
  • Задавайте очень простые вопросы «Где мячик?», «Где мама?».Если ребенок не отвечает, отвечайте за него: «Вот мячик», «мама здесь».
  • Делайте забавные «ошибки». Например, надевать носки на уши ребенку и ждать, когда ребенок вас поправит.
  • Всякий раз, когда ребенок произносит одно слово, добавляйте к нему второе. Если он говорит : «Собачка», отвечайте: «Собачка кушает».
  • Описывайте то , что происходит вокруг вас, используя простые фразы из двух слов : «малыш плачет», «самолет летит».
  • Когда ребенок уверенно пользуется фразой из двух слов, начинайте прибавлять к двум словам третье. Например, вместо: «Папа ушел», говорите: «Папа ушел на работу».
  • Затевайте вместе с ребенком занятия, о которых можно поговорить. Если вы вместе идете в магазин, расскажите ребенку, что собираетесь купить, какого размера, что потом будете делать.
  • Читайте ребенку книги, обсуждайте с ним сюжет.

В заключении хотелось бы отметить, что после того, как ребенок заговорил, с ним можно общаться с помощью речи, воздействовать словом на его поведение. Пройдет немного времени, и постепенно слово станет одним из важнейших средств познания ребенком тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы)....

Статья "Особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи"

В статье можно ознакомиться с информацией об особенностях формирования читательского интереса у детей с ТНР. Основные трудности с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса  и ...

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи

Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произнося все звуки и слова.Регулярно выполняйте вместе с ребёнком арт...

Анкетирование «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)

Анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)...

Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...