Работа педагога-психолога с одаренными учащимися.
статья на тему

Доклад по теме «Интеллектуальная одаренность: проблемы, развитие, перспективы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальная одаренность: проблемы, развитие, перспективы»

Одарённый – тот, кто несёт свет, и он избран к столь высокому служению самой природой.

                                                                        Карл Юнг

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее проявления могут быть постоянными, но могут иметь и преходящий характер. Ее признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей.

Соответственно, по типу предпочитаемой деятельности различают одаренность интеллектуальную, академическую, художественную, психомоторную (спортивную), техническую, лидерскую (организаторскую) Ведущие специалисты в области детской одаренности сходятся во мнении, что выражения «одаренные ученики», «выдающиеся дети» — весьма условные. Этими терминами (применительно к умственной сфере школьников) обозначают учеников с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта.

Учебные программы и образовательная среда в целом должны создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя, и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным. Школа должна обеспечивать возможность каждому ребенку найти свою «экологическую» нишу развития, и тем самым иметь возможность для обретения своей собственной индивидуальности

Выявление одаренности представляет собой особую проблему, так как, несмотря на эффективность психометрических тестовых методик, ни одна из них не дает полной картины психического развития ребенка и достаточной уверенности в надежности оценки одаренности. Главная причина этого заключается в том, что методики ориентированы на результативную сторону проявления психических процессов, способностей, деятельности и одаренности индивида, в то время как процессуальная сторона этих психических явлений, которая собственно и предопределяет возможность быть одаренным, остается «вне поля зрения».

Каковы основные подходы к обучению детей с признаками одаренности

Прежде всего, необходимо отметить комплексный характер работы с одаренными детьми, составляющими которой являются:

* выявление, обучение и развитие одаренных детей;

* профессиональная и личностная подготовка педагогов, психологов и организаторов образования для работы с одаренными детьми;

* организация и экспертиза образовательной среды для обучения, развития и социализации одаренных детей.

Основными требованиями к педагогам, работающим с одаренными учащимися, является изменение педагогического сознания. А именно, изменение сложившихся ранее стереотипов восприятия ученика, учебного процесса и самого себя, общения и способов взаимодействия, методов обучения и воспитания.

Необходимо понимание того, что представляет собой развивающее образование, в чем его отличие от традиционных форм обучения.

* знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях различных образовательных сред;

* знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса, а для этого — умение выделить дидактические цели, выбрать адекватную дидактическую форму учебно-методического материала;

* умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды;

* умение встать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

Каковы особенности диагностики одаренности.

При определении интеллектуальной одаренности учащихся следует обратить внимание на выраженность таких признаков как:

способность к анализу и логическое мышление;

абстрактное мышление (способность к обобщению);

математические способности;

способности к естественным наукам (физике, химии, биологии, астрономии и др.);

лингвистические способности (богатый словарь, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками);

учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, активность на уроке, легкость усвоения, высокая обучаемость);

технические и конструкторские способности;

интересы и знания, выходящие за рамки школьной программы в тех или иных областях науки, искусства, профессиональной деятельности.

К числу проявлений творческой одаренности относят следующие:

любознательность, жажда знаний, интерес к новому,

богатство идей, альтернативность решений;

богатое воображение, фантазия;

находчивость в необычных ситуациях, изобретательность, выдумка;

оригинальность, необычность идей, отказ от стереотипов;

гибкость мышления, способность видеть проблему с разных точек зрения;

самостоятельность, независимость суждений;

способность к самостоятельной постановке проблем и поиску их решений;

широта и глубина интересов;

устойчивость увлечений и интересов;

хорошее чувство юмора.

 Концепция работы с одаренными детьми в школе должна строиться на 

       

         выявлении одаренных детей уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

         Такие  дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Каковы принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися:

·          групповые занятия с одаренными учащимися;

·          факультативы, элективные курсы;

·          предметные кружки;

·          кружки по интересам;

·          конкурсы;

·          курсы по выбору;

·          участие в олимпиадах;

·          работа по индивидуальным планам;

·          занятия в профильных классах

·          интеллектуальные марафоны

        Работая с одаренными учениками нужно позволять им как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем;

На уроках как можно чаще следует давать задания творческого характера  как дополнительные после выполнения основных заданий.

Одаренного ребенка никогда не стоит выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом подражания. У одаренности есть и другая сторона «медали».

По статистике каждый второй одаренный ребенок имеет ту или иную психологическую проблему: быстрое физиологическое истощение, поведенческие или коммуникативные проблемы, трудность  адаптации,   социализации и др. Поэтому часто одаренных детей относят к «группе риска». У них нередко обнаруживается психосоциальная чувствительность, которая выражается в обостренном чувстве справедливости, они предъявляют высокие требования к себе и окружающим, так же им свойственен эмоциональный дисбаланс, повышенная уязвимость, негативное самовосприятие, трудности общения со сверстниками. У одаренного ребенка много проблем, его слабости кроются в его преимуществах. У них может возникнуть неприязнь к школе, потому что учебная программа для них скучна и неинтересна. Если одаренность детей с одной стороны восхищает, с другой они становятся проблемой для окружающих. Высокий интеллект не рождает симпатий.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю  Стремление к совершенству проявляется рано, это и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

2. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены ими, отсюда - низкая самооценка.

3. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.

4. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Следовательно, внимательно относясь к проблемам одаренного ребенка, можно понять их особенности и стимулировать все аспекты их развития.

Приёмы педагогической поддержки

Проблема 1: Отсутствие самодисциплины и неспособность учащегося нести ответственность за свои действия.

Приём: Обучать самостоятельности, способам самоконтроля.

 

Проблема 2. Недостаток лидерских способностей, настойчивости.

Приём: Формировать организаторские умения, постепенно усложняя задачи.

 

Проблема 3. Плохие межличностные отношения, недоверие другим.

Приём: Сочетание индивидуальной и групповой работы в классе, создание групп по интересам.

 

Проблема 4. Неумение выполнять рутинные, трудоёмкие задания.

Приём: Создание творческой среды, предоставление информации для широкого комплекса ощущений.

 

Проблема 5. Чувствительность к критике.

Приём: Направленность на развитие критического мышления

 

Проблема 6. Склонность «уходить в себя».

Приём: Развитие навыков межличностного общения, эмпатии

 

Проблема 7. Раздражительность, агрессия.

Приём: Создание в коллективе атмосферы понимания, поддержки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.

Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.        �����������������������������������������������������������������������������������...

Годовой план работы педагога-психолога

Годовой план работы педагога-психолога на 2015-2016 учебный год...

Перспективный план работы педагога - психолога на 2015- 2016 учебный год

Цель: способствование созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса....

Презентация опыта работы педагога-психолога по теме "Коммуникативная сторона общения"

Данный опыт раскрывает коммуникативные стороны общения людей, понятие коммуникации, модель коммуникативного процесса, структуру речевого высказывания, барьеры в общении, различные приемы диалога....

Анализ работы педагога-психолога Т.В.Литвиновой за 2014 – 2015 учебный год.

Цель: создание условий для сохранения психического, соматического и социального благополучия всех участников образовательного процесса....

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...