Рабочая программа по предмету Основы экономики отрасли и предприятия
рабочая программа на тему

Эванс Наталья Александровна

Рабочая программа для профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ek_.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

код профессии 17531 по ОК 016-94 Рабочий зеленого хозяйства

Москва 2014 г.

ОДОБРЕНА        

Методическим объединением № 3 «Технологии, информатики и вычислительной техники, программа профессиональной подготовки»

Протокол № 1

 от « 27 » августа 2014 г.        

Методист

_____________ / Т.А. Сопачева /

      подпись                    Ф.И.О.

РАЗРАБОТАНА

с учетом требований Единого тарифно-

квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 69. (введено Постановлением Минтруда РФ от 29.06.1995 № 35, ред. от 11.11.2008 г.)

по профессии 16083 по ОК 016-94  Рабочий зеленого хозяйства,

в соответствии с Перечнем профессий ПП, утвержденным Минобрнауки России Приказ № 1440 от 01.04.2011 г.

Заместитель директора по учебной  работе

____________________/ Л.В. Антипенко /

             подпись                               Ф.И.О.

Составители  Н.А. Шпаковская - преподаватель специальных дисциплин

ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4

РЕЦЕНЗЕНТ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основы экономики отрасли и предприятия

1.1. Область применения рабочей программы: Рабочая программа предмета является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих по профессиям 16083 по ОК 016-94    Рабочий зеленого хозяйства.

Рабочая программа предмета может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и переподготовки) по профессии 16083 по ОК 016-94 Рабочий зеленого хозяйства.

 

1.2. Место предмета в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

        Предмет Основы экономики отрасли и предприятия входит в общепрофессиональный (отраслевой) курс и направлена на формирование

общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

        1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения предмета:

В результате освоения учебного предмета обучающийся должен

иметь представление:

- об отраслевых особенностях;

- об основных принципах рыночной экономики;

- об экономических основах деятельности предприятий различных форм собственности

знать:

- основные экономические показатели, характеризующие работу предприятий;

- состав основных и оборотных средств предприятий (организаций);

- о затратах и прибыли;

- производительности труда; 

- использовать в работе экономическую, нормативную документацию и справочный материал;

уметь:

- рассчитывать простейшие показатели деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

- определять темп инфляции;

уметь владеть способами познавательной и практической деятельности:

- приводить примеры и описывать факторы производства и факторные доходы;

- регрессивные и прогрессивные налоги, прямые и косвенные;

- основные формы заработной платы и стимулирование труда;

- экономический рост производства и его развитие;

уметь объяснять:

- выгоды и трудности деятельности предприятия;

- причины инфляции;

- причины неравенства доходов;

-причины различий в производительности и оплате труда;

-динамику занятости,  регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен на продукцию;

- роль профсоюзов в экономике.

Основной задачей изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия» является формирование у обучающихся экономических знаний о производственном предприятии, как целостной организационно-экономической и социальной систем. В курсе изучения предмета подробно рассматриваются вопросы потребности предприятия в основных ресурсах, дается подробная оценка эффективности деятельности предприятия в целом и использования его ресурсов, рассматриваются вопросы инвестирования.

1.4. Количество часов на освоение программы учебного предмета:

        обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

16

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

16

в том числе:

практические занятия

3

контрольные работы

1

Итоговая аттестация в форме итоговой контрольной работы


2.2. Тематический план и содержание учебного предмета Основы экономики отрасли и предприятия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений, его содержание, связь с другими предметами. Основные направления социально-экономического развития России

Тема 1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия

Содержание учебного материала

1

1

 Особенности формирования и перспективы развития отрасли. Предприятие - важнейшее звено в решении основных экономических проблем. Движущие мотивы развития экономики предприятия

Тема 2. Предприятие в условиях рыночной экономики

Содержание учебного материала

1

1

Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики. Социально – экономические и организационно – правовые формы предприятий, их особенности. Классификация и структура предприятий. Отраслевые и производственные особенности структуры предприятия. Принципы деятельности предприятий. Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики. Индивидуальное предпринимательство

Тема 3. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение

Содержание учебного материала

2

1

Основные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели использования. Амортизационный фонд. Производственная мощность предприятия и её использование. Нормирование сырья и материалов, производственных запасов.

Использование вторичных материальных ресурсов. Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура. Мотивация труда. Техническое нормирование. Производительность труда. Формы и системы заработной платы. Тарифная система. Порядок социального страхования населения, обязательного медицинского страхования, пенсионного обеспечения.

Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся

Практическое занятие № 1. Расчет заработной платы

2

2

Тема 4. Экономические показатели результатов деятельности предприятия

Содержание учебного материала

1

1

Сущность и классификация издержек производства и себестоимости продукции. Себестоимость продукции. Структура затрат на производство и реализацию продукции.

Основные направления снижения издержек производства

Тема 5. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия

Содержание учебного материала

4

1

Денежные расчеты предприятий. Кредитование предприятий. Доход предприятия, его сущность и значение. Прибыль: ее сущность и виды. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Спрос и предложения на рынке товаров и услуг.

Жизненный цикл изделия. Основные виды маркетинга. Организация рекламы на предприятии и в отрасли

Практическое занятие № 2. Расчет прибыли

1

2

Тема 6. Организации производства

Содержание учебного материала

1

1

Показатели качества продукции. Экономическая эффективность и сфера применения стандартов. Нормативно – техническая документация по качеству продукции. Сертификация качества. Методы защиты интересов и прав потребителей. Общие понятия о хозяйственном учете и отчётности. Виды хозяйственного учета. Хозяйственные операции и процессы

Итоговая контрольная работа № 1 «Основы экономики отрасли и предприятия»

1

2

Всего по предмету:

16

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета «Общепрофессиональных предметов»

        Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места обучающихся:

  • 15 парт,
  •  30 стульев;

- рабочее место преподавателя;

- таблицы по разделам программы;

        Технические средства обучения:

- компьютер

- лицензионным программным обеспечением

- мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Б.В. Борохов «Экономика отрасли и предприятия», М.: ИРПО, 2009 г.;
  2. Ф.М. Матлин «Основы экономики», М.: Academia, 2009 г.;
  3. Н.Н. Думная «Экономика», М.:, Интеллект-Центр, под ред. Н.Н. Думной и А.Г. Грязновой, 2011 г.;

Дополнительные источники:

  1. С.В. Соколова «Основы экономики», М.: Центр Academia, 2008 г.;
  2. «Экономика организации (предприятия)» учебник/ под ред. Н.А. Сафронова, 4-е изд., перераб. и доп. – М. «Экономистъ», 2009 г.

Интернет-ресурсы:

  1. www.consultant.ru
  2. www.roskodeks.ru 
  3. www.base.garant.ru
  4.  www.economist.com.ru
  5. www.ekonomistkaya.ru
  6. www.librarybseuby.ucoz.ru
  7. http://www.vevivi.ru/best/Kompleksnaya-kharakteristika-osobennostei-syrevykh-baz-sovremennogo-sostoyaniya-i-perspektiv-razvitiya-neftyanoi-promyshlennosti-Rossii-ref212430.html
  8. http://referatplus.ru/menejment/1_022_10292.php
  9. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/individualnyy-predprinimatel.html
  10. http://newinspire.ru/l/2/24/651-ponyatie-sushchnost-sostav-i-klassifikatsiya-izderzhek-sebestoimosti-produktsii-vidy-pribyli.html
  11. http://www.be5.biz/ekonomika/e008/11.htm
  12. http://www.grandars.ru/college/biznes/ocenka-kachestva-produkcii.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;

Находить и использовать необходимую экономическую информацию

Экспертное наблюдение в ходе практических работ.

Отчеты по практическим работам.

Тестирование.

Написание докладов.

Подготовка сообщений

Знания:

Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;

Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

Законодательство по охране авторских прав

Экспертное наблюдение в ходе практических работ.

Отчеты по практическим работам.

Тестирование.

Написание докладов.

Подготовка сообщений


Тесты  и контрольные работы

по предмету «Основы экономики отрасли и предприятия»

Тема №2. Формирование и характеристика отрасли и предприятия

Вариант 1.

1. Что такое экономика?

2. Назовите ресурсы, необходимые для производства экономических благ и услуг.

3. Опишите реально возможные варианты развития социально-экономической политики России.

4. Производственные проблемы пищевой промышленности

5.что такое предприятие?

Вариант 2.

1.Что такое «предприятие»?

2.Опишите отрасли экономики.

3.Опишите проблемы покупателей в пищевой промышленности.

4.Основное направление социально-экономической политики России.

5.Что такое «Экономика предприятия»?

Тема №3. Предприятие в условиях рыночной экономики

  1. Предпринимательская способность – это:

А) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на получение большей выручки от реализованной продукции;

 Б) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли;

В) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на производство товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей людей.

  1. Экономическая свобода необходима предпринимателям для:

А) возможности самостоятельного принятия решения по выбору вида деятельности;

Б) возможности вкладывать деньги в бизнес, приносящий большую прибыль;

В) возможности свободно торговать как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

  1. Акционерное общество – это:

А) государственное предприятие, переданное в распоряжение трудового коллектива;

Б) предприятие, созданное путём объединения вкладов его учредителей;

В) предприятие, созданное с помощью выпуска акций и взносов его учредителей.

  1. Способы приватизации государственных  предприятия – это:

А) продажа с аукциона, инвестиционный конкурс, акционирование;

Б) продажа предприятия трудовому коллективу взамен на ваучеры и денежные средства, передача в аренду на длительный срок, продажа с аукциона;

В) деление активов предприятия на акции с дальнейшей продажей на рынке ценных бумаг, льготная продажа части имущества предприятия трудовому коллективу, сохранение контрольного пакета акций за государством с продажей  его в дальнейшем трудовому коллективу.

  1. Предпринимательская способность – один из факторов производства. Скажите, какой вид вознаграждения получает предприниматель:

А) заработная плата;

Б) дивиденд;

В) прибыль;

Г) процент.

  1. Ценная бумага – это:

А) денежный документ, который можно продать;

Б) денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа;

В) денежный документ, выпущенный акционерным обществом.

  1. Акция – это:

А) долевая ценная бумага;

Б) долговая ценная бумага;

В) долевая и долговая ценная бумага.

  1. Фьючерсный контракт – это:

А) сделка между продавцом и покупателем по продаже товара через определённый срок;

Б) сделка между продавцом и биржей по продаже товара через определённый срок;

В) сделка между покупателем и биржей по поставке стандартифицированного  товара определённого качества и количества через определённый срок.

  1. Какую роль в хозяйственной деятельности предприятия играют оборотные средства?
  2.  Решить задачу:

Фьючерсная сделка. В марте проданы 5 фьючерсных контрактов на поставку в ноябре 100 т. пшеницы (по каждому контракту)  по цене 145 долларов за тонну. В ноябре цена на пшеницы на бирже выросла до 155 долларов за тонну. Определите убыток продавца или покупателя.

Тема №4. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение

  1. Норма труда – это:

А) отношение объёма произведённой продукции к количеству отработанного времени;

Б) отношение количества отработанного времени к объему произведённой продукции;

В) удельный вес затрат труда в издержках производства.

  1. От чего зависит заработная плата:

А) от способности человека к труду;

Б) от цены на рабочую силу;

В) от величины прибыли?

  1. Премия – это:

А) постоянная часть заработной платы;

Б) переменная  часть заработной платы;

В) относительная часть заработной платы.

  1. Профсоюзы по требованию работников добились повышения заработной платы, что привело к следующим последствиям:

А) повысился спрос на рабочую силу, и увеличились издержки производства;

Б) предприниматель вынужден уволить часть работников, так как снизилась прибыль;

В) повысилось предложение рабочей силы, что привело к увеличению выпуска продукции.

  1. Государственная служба занятости оказывает помощь населению страны в:

А) выплате пенсий и пособий инвалидам;

Б) создании рабочих мест инвалидам;

В) выплате пособий по временной нетрудоспособности.

  1. Какие условия труда должен создать предприниматель для наёмных работников, чтобы повысить эффективность их труда?
  2. Что такое воспроизводство рабочей силы? Как это понятие связано с заработной платой?
  3. Какую роль играют премии в системе оплаты труда?
  4. Для чего необходимо сравнивать номинальную и реальную заработную плату?
  5.  Решите задачу:

Бригада строителей по бригадному подряду за строительство дома получила заработную плату в размере 25 млн.р., при этом постоянная часть составила 60%, а переменная (премия) 40%. Постоянная часть была начислена в зависимости от квалификации рабочих. Бригада состоит из шести рабочих. Трём рабочим начислили постоянную часть в размере 2 млн.р., а остальным – 2,5 млн.р. Определите, сколько всего получил каждый рабочий за свою работу.  

Тема №5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия

  1. Оборотные средства необходимы предприятию для:

А) его бесперебойной работы;

Б) своевременной оплаты поставщикам за приобретённую продукцию и своевременной выплаты зарплаты работникам;

В) создания страхового запаса материалов на складе.

  1. Перенос стоимости износа основных средств в процессе производства на стоимость готовой продукции осуществляется за счёт:

А) инвестиций;

Б) амортизаций;

В) рентабельность.

  1. Средние издержки - это:

А) отношение общих издержек к количеству изготовленной продукции;

Б) отношение предельных издержек к величине общих издержек;

В) разница между выручкой и общей прибылью.

  1. Рентабельность – это:

А) отношение прибыли к выручке;

Б) отношение выручки к издержкам;

В) отношение прибыли к издержкам.

  1. Многие руководители российских предприятий стараются привести их к банкротству, а затем, скупив за бесценок активы предприятия, продают их отдельно по более высокой цене (станки, металл, сырьё, здания и т.п.). Это явление объясняется:

А) слабым экономическим мышлением;

Б) нестабильной политической обстановкой в обществе;

В) засильем иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

  1. Что вы знаете об ускоренных сроках амортизации основных средств?
  2. Что такое издержки производства? Из каких элементов они состоят?
  3. Из чего образуется прибыль предприятия?
  4. Расскажите об амортизационных отчислениях?
  5.  Рассчитайте ежемесячную норму амортизационных  отчислений, если балансовая стоимость производственного здания 250 млн.р; срок службы – 50 лет.

Тема №6. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия

1. Многие руководители российских предприятий стараются привести их к банкротству, а затем, скупив за бесценок активы предприятия, продают их отдельно по более высокой цене (станки, металл, сырьё, здания и т.п.). Это явление объясняется:

А) слабым экономическим мышлением;

Б) нестабильной политической обстановкой в обществе;

В) засильем иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

2. Маркетинг – это:

А) система, с помощью которой предприятие оптимизирует объём производства с целью получения максимальной прибыли;

Б) система, с помощью которой предприятие получает максимальную прибыль за счёт удовлетворения потребностей людей;

В) система, с помощью которой предприятие получает максимальную прибыль за счёт внедрения новых технологий.

3. Жизненный цикл товара – это:

А) этапы становления, закрепления и ухода товара с рынка;

Б) период времени, за который товар достигает максимального объёма продаж;

В) период времени от технической разработки до внедрения товара на рынок.

4. Ёмкость рынка – это:

А) максимальный объём продаж в определённой стадии жизненного цикла товара;

Б) объём продаж товара на определённом рынке в течение года;

В) максимально возможный объём продаж товаров на различных сегментах рынка в течение месяца.

5. Для чего необходима реклама фирме:

А) для увеличения спроса на товар;

Б) для создания «имиджа» фирмы;

В) для информации покупателя о товаре.

6. Специальные кредитно – финансовые учреждения – это:

А) сберегательные банки;

Б) межгосударственные кредитные учреждения;

В) финансовые компании.

7. Собственность – это:

А) имущество, которым владеет человек;

Б) имущественные отношения между людьми;

В) имущественные права владельца.

8. Почему маркетинг необходим рыночной экономике?

9. Из чего образуется прибыль предприятия?

10. Сформулируйте ваши советы начинающему специалисту по рекламе в виде тезисов:

А) «Лучшая реклама – это…»;

Б) «Главное в рекламе – это…»;

В) «При составлении рекламных объявлений не забывайте…»

Г) «Информация, содержащаяся в рекламе, должна строиться на…».

Тема №7. Организации производства

  1. Сертификат качества – это:

А) документ, удостоверяющий товарный знак фирмы – изготовителя;

Б) документ, удостоверяющий основные данные о партии товара;

В) документ, удостоверяющий наличие гарантии фирмы – изготовителя.

  1. Рентабельность – это:

А) отношение прибыли к выручке;

Б) отношение выручки  к издержке;

В) отношение прибыли к издержкам.

  1. Прибыль равна……

А) выручка минус налоги и амортизация;

Б) выручка минус заработная плата;

В) актив минус пассив;

Г) доходы минус расходы.

  1. Многие российские бизнесмены составили большие капиталы за счёт торговли. Это произошло вследствие того, что:

А) продажа товаров осуществлялось по высоким ценам, в результате образовалась большая масса прибыли;

Б) в торговле скорость оборота капитала выше, чем в других отраслях;

В) свобода торговли позволила расширить объёмы продаж, в том числе и за счёт импортных товаров.

  1. Материально – техническое обеспечение – это:

А) снабжение производства необходимыми материальными ресурсами;

Б) снабжение производства необходимыми трудовыми ресурсами;

В) снабжение производства необходимыми финансовыми ресурсами;

Г) все перечисленные ответы верны.

  1. Техническая сторона материально – технического обеспечения с ….

А) хранением материальных ресурсов и их подготовкой для процесса производства;

Б) наймом рабочей силы;

В) перемещением материальных ресурсов к месту производства, их хранением и подготовкой для процесса производства.

  1. Решить задачу:

Рассчитайте ежемесячную норму амортизационных отчислений, если балансовая стоимость производственного здания 250 млн.р., срок службы – 50 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОП.06 Экономика отрасли

Рабочая  программа по  ОП.06 Экономика отраслипредназначена для  подготовки рабочих  по професии "Элетросварщик"...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики отрасли и правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана Программа  учебной  дисциплины  разработана  в  соответствии  с ФГОС по специальностям СПО....

Календарно-тематическое планирование по предмету Основы экономики отрасли и предприятия

Календарно-тематическое планирование по профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины ОП.12. «Экономика отрасли» Для специальностей: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования&raqu...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-22 специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-22 специальность 13.02.11  «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики» для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Изучение программного материала по дисциплине  «Основы экономики» позволит студентам ознакомиться с национальной стратегией развития экономики субъектов хозяйствования как территориал...