Памятка по разработке методических указаний по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю
методическая разработка на тему

Смирнова Валентина Александровна

Памятка по разработке методических указаний по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей колледжа с целью более эффективной организации учебного процесса и соответствия требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы в помощь педагогам50.38 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе

___________________________

«06» ноября 2014 г.

ПАМЯТКА ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ/ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ/МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ/ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Санкт – Петербург

2014 г.


ОДОБРЕНА

Методическим советом

«КСИ и ГХ»

Протокол № 3

от «06» ноября  2014 г.

Памятка по разработке методических указаний по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей СПб ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства» с целью более эффективной организации учебного процесса и соответствия требованиям ФГОС.

Разработчик:

Смирнова В.А., методист дневного отделения СПб ГБОУ СПО «КСИ и ГХ».

 


ВВЕДЕНИЕ

Состав и содержание лабораторных работ и практических занятий (ЛПЗ) для обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по специальностям Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства, определяются требованиями к результатам обучения по учебным дисциплинам, по профессиональным модулям в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

ЛПЗ должны, как правило, тематически следовать за определенными темами теоретического материала учебной дисциплины/междисциплинарного курса/профессионального модуля. При планировании состава и содержания следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели.

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей и закономерностей) и поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, математического и естественнонаучного цикла.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – профессиональных (выполнять определенные действия, операции, предписания, необходимые в последующей профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по математике, физике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям. Практические занятия занимают преимущественное место при изучении учебных дисциплин профессионального цикла и профессиональных модулей.

  1. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть:
  • экспериментальная проверка формул, методик расчета;
  • установление и подтверждение закономерностей;
  • ознакомление с методиками проведения экспериментов;
  • установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик;
  • знакомство с новой техникой, оборудованием, измерительными приборами, методами измерений, автоматизацией производственных процессов;
  • наблюдений развития явлений, процессов и др.

При выборе содержания и объема лабораторных работ,  следует исходить из сложности учебного материала для усвоения внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины / ПМ.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что, наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений, в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки. Например, навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

При выполнении лабораторных работ студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практик.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются:

  • формирование практических умений, необходимых в последующей профессиональной деятельности;
  • решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);
  • выполнение вычислений, расчётов, чертежей;
  •  работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
  •  работа с нормативами, инструкциями, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что в совокупности по учебной дисциплине или ПМ они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина / ПМ, а в совокупности по всем учебным дисциплинам и модулям охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и  производственной практик, а также при выполнении курсовых работ (проектов).

Наряду с формированием умений и навыков, в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в рабочих программах дисциплин/профессиональных модулей в разделе «Тематический план  и содержание учебной дисциплины» и «Содержание обучения по профессиональному модулю».

Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован так, чтобы за отведённое время их выполнили качественно большинство студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируются в рабочих учебных планах и тематических планах рабочих программ.

                Перечень ЛПЗ в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей, а также количество часов на их проведение должны способствовать формированию профессиональных и общих компетенций выпускника, определенных во ФГОС СПО по соответствующей специальности, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки обучающегося, установленными самой образовательной организацией.


ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Примерная структура методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ

  1. Титульный лист и оборотная сторона титульного листа (Приложение 1).
  2. Содержание.
  3. Пояснительная записка: цели методических указаний, значимость для профессиональной деятельности студентов, межпредметные связи, методы/формы/виды использования в образовательном процессе, направленность на формирование компетенций (ОК и/или ПК), показать значимость оценки за лабораторные/практические работы при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплине/МДК/ПМ. Обращение во введении должно быть кратким, вызывать интерес, создавать мотивацию к выполнению лабораторных/практических работ.
  4. Перечень лабораторных/практических работ.
  5. Содержание, структурированное согласно тематическому плану. Каждая л/п работа может иметь следующее содержание:
  • заглавие,  котором указывается вид работы (лабораторная или практическая), ее порядковый номер, объем в часах и наименование;
  • цели работы;
  • формируемые компетенции (ОК и/или ПК);
  • время выполнения;
  • оборудование, технические средства, инструменты;
  • задание для выполнения;
  • рекомендации по выполнению: порядок, последовательность выполнения, общие методические рекомендации. Общие методические рекомендации могут содержать краткое пояснение, которое способствует уяснению поставленных целей и задач, путей их реализации, могут быть предложены альтернативные варианты, блоки учебной  информации;
  • правила техники безопасности и охраны труда по данной работе (при необходимости);
  • общие правила и требования к оформлению работы;
  • контрольные вопросы (при необходимости);
  • список литературы;
  • приложения (при необходимости), в которые  могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в «Приложении», является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.

Требования к оформлению текста:

  • Формат А 4.
  • Ориентация – книжная.
  • Поля: верхнее, нижнее, 20 мм, правое 1, 5 мм, левое – 30 мм.
  • Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист не включается в общую нумерацию.
  • Шрифт – Times New Roman.
  • Размер  шрифта –  14 через 1,5 интервал;
  • Расстановка переносов автоматически, абзац – 1, 27, выравнивание по ширине, без отступов.
  • Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА», «ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ/ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» пишут прописными буквами.

Остальные заголовки пишут с прописной буквы строчными по центру, выделяется жирным шрифтом. При автоматическом формировании содержания в текстовом  редакторе WORD необходимо выбрать соответствующий стиль, обеспечивающий указанные выше требования. Заголовок должен иметь длину строки не более 40 знаков. Переносы слов в заголовке не разрешаются. Если заголовок большой он делится (по смыслу) на несколько строк.


Приложение 1

Образец оформления титульного листа методических указаний по ЛПЗ

Санкт – Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_________________ (ФИО)

«_____»_________201_г.

Методические указания по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/профессиональному модулю/междисциплинарному курсу[1]

_____________________________

(название)

для специальности (код и название специальности)

(базовой подготовки)

Санкт – Петербург

201_ г.


Приложение 1 (продолжение)

Оборотная сторона титульного листа

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией

(указать наименование) 

Протокол №_______

от «___» ______ 201_ г.

Председатель ЦК __________________  (ФИО)

ОДОБРЕНА

Методическим советом

КСИ и ГХ

Протокол №_______

от «___» _______ 201_ г.

        Методические указания по выполнению лабораторных/практических работ по (наименование учебной дисциплины/МДК/ПМ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (код и наименование специальности) среднего профессионального образования  и рабочей  программы.  

Разработчики:

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


Приложение 2

Пример оформления методических указаний

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Методические рекомендации по проведению практических работ по  учебной дисциплине Экономика организации является одной из составляющих при подготовке специалистов по ряду специальностей СПО.

    Важность изучения учебной дисциплины Экономика организации объясняется следующими факторами: дисциплина является основой для формирования у студентов целостного представления о бизнес-планировании, о возможностях его применения в своей профессиональной деятельности, расширяет кругозор.

     Данная  разработка содержат методические указания для выполнения практических  работ студентами.

     Целью методических указаний  является формирование у студентов знаний, умений и навыков по овладению основами бизнес-планирования.

     Деятельностная составляющая указаний направлена на формирование  у студентов  профессиональных и общих компетенций в области расчета экономических показателей.

     Методические рекомендации по каждой практической работе содержат: наименование практической работы, её цель, предмет и содержание работы, необходимое оборудование, технические средства и инструменты, общие методические рекомендации к выполнению практической работы, общие правила и требования к оформлению работы.


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1.        Тема 1. Предприятие  в экономической системе общества 

1.1 Практическая работа № 1: Проектирование Устава фирмы и учредительного договора

1.2 Практическая работа № 2: Решение задач на расчет Уставного капитала и дивидендов

2.        Тема 2. Основной и оборотный   капитал

Практическая работа № 3: Расчет стоимости основных фондов. Расчет амортизации

3.        Тема 3. Кадры предприятия и производительность труда

Практическая работа № 4: Расчет нормы времени, нормы выработки, планового объема производства.

4.        Тема 4. Организация зарплаты на предприятии

Практическая работа № 5: Решение задач на расчет заработной платы.

5.        Тема 5. Издержки производства и реализации

Практическая работа № 6: Расчет себестоимости продукции и цены на товары и услуги.

6.        Тема 6. Основные показатели эффективности производства

Практическая работа № 7: Расчет плановых показателей эффективности работы фирмы

7.        Тема 7. Финансы предприятия

Практическая работа № 8: Расчет требуемого Уставного капитала

8.        Тема 8. Цены и ценообразование

Практическая работа № 9: Расчет цены параметрическим способом

9.        Тема 9. Структура бизнес-плана

Практическая работа № 10: Разработка проекта бизнес-плана фирмы

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экономика организации»

                Практическая работа № 1: Проектирование Устава фирмы и заявления на регистрацию.

Цель: Овладение способами и приемами применения норм ГК РФ.

Задачи: 1.Создание ситуации, в ходе которой демонстрируются знания студентов, полученные в ходе аудиторных  занятий.

  1. Развитие коммуникативных умений в процессе групповой работы.

Формируемые  компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Время на выполнение работы: 1 час 30 минут.

Оборудование, технические средства и инструменты:

  1. Лист бумаги А4.
  2. Бланк заявления на регистрацию.
  3. ПК с доступом в Интернет
  4. Ручка.
  5. ГК РФ.

Задание для выполнения практической работы: 

Продумать сферу деятельности предприятия с производством 2-х видов товаров, работ, услуг. Оформить заявление на регистрацию предприятия согласно исходным данным.

Ход выполнения

  1. найти в интернете в классификаторе ОКВЭД соответствующий профилю деятельности код ОКВЭД
  2. найти в интернете соответствующий адресу код ОКАТО
  3. найти по адресу соответствующий адресу № и код ИФНС
  4. занести данные об организации и учредителях в бланк заявления на регистрацию

Данные фирмы: ООО «Радуга», директор Ларин Сергей Петрович

Вид деятельности: продажа мебели

Адрес: СПб Трамвайный пр д 12

Уставный капитал 1500 000 рублей

1 Учредитель Петров Василий Васильевич (Доля 1/3)

2 Учредитель Сидоров Алексей Иванович (Доля 2/3)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Правильный выбор ОКВЭД – 5 баллов

Правильный выбор ОКАТО – 5 баллов

Правильный выбор кода ИФНС – 5 баллов

Правильное оформление заявления – 5 баллов

Максимум – 20 баллов – 5 Отлично

15 баллов – 4 Хорошо

10 баллов - Удовлетворительно

Перечень используемой литературы:

  1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). – М. Кнорус, 2011, 30/1 – Электронное издание (IBOOKS) - МОРФ
  2. Самойлович В.Г., Тёлушкина Е.К. Экономика предприятия: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

Практическая работа № 2: Решение задач на расчет Уставного капитала и дивидендов

Цель: Овладение способами и приемами расчета УК и дивидендов.

Задачи: Решение задачи, в ходе которой демонстрируются знания студентов, полученные в ходе аудиторных  занятий.

 Формируемые  компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Время на выполнение работы: 1 час 30 минут.

Оборудование, технические средства и инструменты:

  1. Лист бумаги А4.
  2. Ручка.
  3. Калькулятор

Задание для выполнения практической работы: 

     Данные об Уставном капитале АО, акционерах и видах акций занесены в таблицу. Требуется рассчитать дивиденд, полученный на руки каждым акционером. Полученные данные занести в таблицу

Уставный капитал

200000

 

 

 

 

Кол-во акций

200

 

 

 

 

в т.ч. Привилегированных

50

 

 

 

 

Номинальная стоимость акций

1000

кол-во обыкн акц

 

 

 

1 учредитель привилегир. акции

10

50

 

 

 

2 учредитель привилегир. акции

40

30

 

 

 

3 учредитель привилегир. акции

0

70

 

 

 

Дивиденд по привилегир. акциям

600

 

 

 

 

Выручка за год

160000

 

 

 

 

Затраты за год

48000

 

 

 

 

Прибыль

 

 

 

 

 

Налог на прибыль

 

 

 

 

 

Чистая прибыль

 

 

 

 

 

Сумма на дивиденды 50% чистой прибыли

 

 

 

 

 

 

привил акц

обыкн акц

всего

НДФЛ

На руки

1 учредитель дивиденд

 

 

 

 

 

2 учредитель дивиденд

 

 

 

 

 

3 учредитель дивиденд

 

 

 

 

 

Рекомендации по выполнению:

  1. Рассчитайте дивиденд по именным акциям
  2. Рассчитайте дивиденд по обыкновенным акциям
  3. Рассчитайте сумму на руки по каждому акционеру

Критерии оценки:

     Оценка «отлично» выставляется студенту, если допущена 1 ошибка

     Оценка «хорошо» ставится, если допущены 2-3 ошибки

     Оценка «удовлетворительно» ставится, если допущены 4-5 ошибок.

     Оценка «неудовлетворительно» ставится, если допущено 6 и более ошибок

Пример выполнения (заполненная таблица)

Уставный капитал

200000

Кол-во акций

200

в т.ч. Привилегированных

50

Номинальная стоимость акций

1000

кол-во обыкн акц

1 учредитель привилегир. акции

10

50

2 учредитель привилегир. акции

40

30

3 учредитель привилегир. акции

0

70

Дивиденд по привилегир. акциям

600

150

Выручка за год

160000

Затраты за год

48000

Прибыль

112000

Налог на прибыль

22400

Чистая прибыль

89600

Сумма на дивиденды

44800

Выплаченный дивиденд по прив. акц.

30000

Сумма дивиденда по обыкновенным акц.

14800

Дивиденд по 1 обыкнов. акции

99

привил акц

обыкн акц

всего

НДФЛ

На руки

1 учредитель дивиденд

6000

4933

10933

984

9949

2 учредитель дивиденд

24000

2960

26960

2426

24534

3 учредитель дивиденд

0

6907

6907

622

6285

30000

14800

44800

4032

40768

Перечень используемой литературы:

1.        Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). – М. Кнорус, 2011, 30/1 – Электронное издание (IBOOKS) - МОРФ

2.        Самойлович В.Г., Тёлушкина Е.К. Экономика предприятия: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

И т.д.


[1]  Выделенное красным цветом является примером. Необходимо ввести свои данные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ по МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок для специальности 100116 Парикмахерское искусство

Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ по МДК.02.02. Моделирование и художественное оформление причесок для специальности 100116 Парикмахерское искусство...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ специальности "Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта"

В методическом указании рассматривается методология выполнения лабораторно-практических работ по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотран­спорта». Приведены необходимые д...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ.

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по МДК.02.01. Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов.Специальность 140448 «Техническая эксплуата...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов специальности 110401 Агрономия

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интен...

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов специальности 35.02.05 Агрономия

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ для студентов составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля  ПМ.03  Хранение, транспортировка, пр...

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ СВАРОЧНОГО ВЫПРЯМИТЕЛЯ. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И НАСТРОЙКА ВЫПРЯМИТЕЛЯ. Методические указания к выполнению лабораторно-практической работы

Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС профессии СПО 15.01.05 “Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)” для теоретического освоения и практической отработки темы...

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ МНОГОПОСТОВОЙ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ СВАРОЧНОГО УЧАСТКА. Методические указания к выполнению лабораторно – практической работы

Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС специальности СПО 22.02.06 "Сварочное производство" для теоретического освоения и практической отработки темы "Техническая подгот...