Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа
статья на тему

Луханина Ольга Николаевна

В статье раскрыты особенности, условия и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов ГПОУ "Читинский педагогический колледж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа

Луханина А.П., преподаватель

ГПОУ «Читинский педагогический колледж»

        

        Главная цель профессионального образования в России – дать выпускнику определенный комплекс знаний и умений, необходимый в выбранной профессии, а также создать у него установку на самообучение и самоорганизацию, на постоянное пополнение и углубление знаний и умений, что, несомненно, важно для профессионального роста и успешности.

        Если студент в процессе образования самостоятельно осуществляет поиск нужной информации, задействует при этом собственный опыт, реализует творческий подход, то подобное он будет продолжать делать и в своей профессиональной деятельности. Воспитание специалистов, которые умеют думать неординарно, возможно через привлечение их к научно-исследовательской деятельности еще на этапе обучения в колледже.

        Специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами [1].

        Учебными заведениями, имеющими приоритет в подготовке обучающихся к научно-исследовательской деятельности, являются высшие учебные заведения, но и в условиях учреждений среднего профессионального образования возможно осуществление данной работы.

        Правильно организованная научно-исследовательская работа обучающихся в колледже способна создать условия для формирования у них навыков самостоятельной работы, научного мышления, развития творческих способностей, осознания важности и необходимости непрерывного образования, ориентирует на дальнейшее самообразование, позволяет проектировать свою будущую педагогическую деятельность.

        Научно-исследовательская работа является одним из важнейших видов деятельности преподавателей и студентов государственного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж».

        Во время обучения в педагогическом колледже каждый студент выполняет разные виды исследования: доклады, рефераты, проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждый из этих видов имеет свои особенности. Требования к выполнению исследовательских работ постепенно увеличиваются, предъявляя более строгие требования к объему, трудности и актуальности темы.

На первом и втором курсах студенты знакомятся с методами научно-исследовательской работы через доклады и индивидуальные предметные задания для написания рефератов, введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ.

На втором и третьем курсе вводится непосредственное исследование какого-либо процесса или явления через написание курсовой работы, которая предполагает защиту в конце освоения студентами профессионального модуля и прохождения учебной и производственной практик.

Обучение на четвертом курсе предполагает обязательное выполнение выпускных квалификационных работ. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении учебной, производственной или преддипломной практик.

        Все эти виды работ помогают студентам: овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции, умение отстаивать и защищать её, что, в конечном счете, помогает развить у специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии [2].

Научно-методический потенциал преподавателей Читинского педагогического колледжа дает возможность качественно осуществлять основной процесс организации учебно-исследовательской деятельности студентов, который содержит в себе следующие составляющие:

  1. Учебно-исследовательская работа студентов в библиотеке, в Интернете.
  2. Участие в Научном студенческом обществе (НСО).
  3. Организация совместной деятельности преподавателей и студентов в творческих лабораториях.
  4. Подготовка исследовательских материалов и презентаций.
  5. Участие в проектной деятельности.
  6. Проведение опытно-экспериментальной работы в ходе педагогической практики.
  7. Участие в Олимпиадах, конкурсах.
  8. Участие в Интернет-конференциях.
  9.  Выступление на студенческих научно-практических конференциях.
  10.  Участие в ежегодном конкурсе педагогического мастерства среди выпускников.
  11.  Написание курсовых работ и ВКР.
  12.  Защита выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации.

Проблемы в организации научно-исследовательской работы обучающихся при обучении их в педагогическом колледже решаются через непрерывную работу педагогического коллектива над поиском новых путей повышения качества образовательного процесса.

Теоретические и практические занятия по плану НСО, совместная исследовательская деятельность преподавателей и студентов, проведение совместных заседаний СНО и клубов «Диалог культур», «Горизонт», проектная деятельность студентов в видеостудии Колледж-news, участие в научно-практических конференциях и профессиональных конкурсах способствует повышению уровня исследовательской компетенции студентов, расширению их кругозора, личностному и профессиональному росту, что находит отражение в результатах конкурсов разного уровня.

Положительная динамика участия студентов в учебно-исследовательской деятельности является результатом последовательной, системной работы методической службы, преподавателей кафедр по созданию условий для самостоятельной работы студентов, сопровождения студентов преподавателями в их самостоятельной познавательной деятельности, организации индивидуального образовательного процесса как продуктивного диалога, как совместного поиска истины.

Список литературы

  1. Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М., 2000
  2. Пупынина И.А. Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/584510/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности

Современная  образовательная  ситуация предъявляет новые требования к личностным и  социальным установкам, мировоззрению личности,  социальной направленности,  профессионально...

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Педагогический проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств»

Педагогический проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств» определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного ...

Учебно-исследовательская деятельность как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа

Профессиональное самоопределение – это выбор молодёжью своего профессионального пути, а именно профессии, образовательной организации, места работы. Необходимым условием успешного профессиональн...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ И КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

В образовательной деятельности нашего педагогического колледжа мы активно интегрируем уроки по профессиональному модулю «Классное руководство», междисциплинарному курсу «Теоретически...