Условия профессиональной адаптации будущего специалиста
статья на тему

Ивановская Анна Александровна

Условия профессиональной адаптации будущего специалиста

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А.Ивановская

ГБОУ СПО СК «Будённовский медицинский колледж»

г. Будённовск

Условия профессиональной адаптации будущего специалиста

Адаптация есть особая форма отражения

системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления

 с ним динамического равновесия.

А.Б.Георгиевский

Проблема профессиональной адаптации рассматривается менеджерами, психологами, педагогами. Для того, чтобы специалист мог максимально эффективно использовать свои знания, умения и опыт ему необходимо уметь приспосабливаться к специфике организации, проникнуться ее целями и задачами, найти общий язык с коллегами и руководством. Все это обобщается в термине «профессиональная адаптация».

В самом общем виде адаптация (лат. adapto-приспособляю) - процесс приспособления к условиям внешней и внутренней среды. Внешние обстоятельства и факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:

 - особенности целей, организации, содержания, технологий, средств профессиональной деятельности;

- своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность.

Внутренние обстоятельства и факторы профессиональной адаптации специалиста - это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости и адаптивности как качеств личности и организма, адекватность мотивации профессиональной адаптации её требованиям.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы определяются требования к организациям среднего профессионального образования, целью которых является подготовка специалистов среднего звена. В настоящее время Российская система среднего профессионального образования находится на пути решения задач обеспечения качества подготовки будущих специалистов, которая осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Особенностью данного стандарта является ориентация обучающихся на освоение общих и профессиональных компетенций, основным элементом которых являются практико-ориентированные умения. 

Учреждениям здравоохранения сегодня необходимы квалифицированные специалисты, владеющие достаточным уровнем теории и практики, адаптированные к условиям современных технологий.

Активный переход к рынку труда объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже в начале его профессиональной деятельности, т.е способные проявлять социальную зрелость, активность, способность адаптироваться в социуме и готовность к профессиональному росту и развитию. 

Современная парадигма образования состоит в переходе от “знаниевого” обучения к обучению деятельности, т.е. образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное – набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях.

Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты в новых экономических условиях, гарантом его самореализации.

Основными задачами профессионального образования становится не только формирование знаний, умений, навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям в сфере техники, технологии, организации труда, интегрировании междисциплинарных знаний, комплексного восприятия производственного процесса.

Качество профессионального образования заключается в  механизмах и процедурах, с помощью которых гарантируется достоверность и надёжность приобретённых знаний, умений, навыков и видов компетенций.

Понятие достоверность определяет соответствие полученного результата обучения установленным требованиям, а надёжность показывает, что эти результаты остаются неизменными при многократных проверках ответственными лицами.

Требования достоверности и надёжности гарантируют доверие работодателей, предприятий, образовательных заведений к диплому выпускника, последнее особенно актуально для системы непрерывного профессионального образования.

В обеспечении качества среднего профессионального образования можно выделить следующие аспекты:

  • первый – политика в области среднего профессионального образования, направленная на повышение его качества;
  • второй – установленные, принятые обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;
  • третий – механизмы и инструменты управления и самоуправления с позиций качества;
  • четвёртый – объективные условия, способствующие достижению качества образования: качественный уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, уровень материально-технической базы, социально-бытовой и информационной структуры учебного заведения;
  • пятый – конкретные технологии организации учебного и воспитательного процессов, методы оценки качества обучения на различных этапах.

Технологии организации учебно-воспитательного процесса, направленные на обеспечение качественной подготовки выпускника:

  1. Развитие актуальных специальностей.
  2. Адаптация студентов нового набора.
  3. Углубление профессиональной ориентации студентов.
  4. Информатизация учебного процесса (развитие информационной компетентности).
  5. Интеграция с практическими базами.

Выбор специальности отражает профессиональную направленность личности, т.е. отношение к профессии является мотивом профессионального становления.

Из многообразия мотивов выбора профессии можно выделить три основных направления: интерес к самому процессу труда, его содержанию; понимание значимости профессии для общества и, главное, осознание того, что именно эта профессия даст возможность карьерного роста, обретению материального благополучия.

Следует отметить, что состояние мотивов динамично – они находятся в зависимости от социальных обстоятельств, воспитательных методов и могут быть управляемыми. Знание мотивов выбора профессии студентами позволяет преподавателям влиять на развитие процесса мотивации.

Время обучения студентов условно можно разделить на два периода: адаптация вновь поступивших студентов к условиям, требованиям, новому коллективу, преподавателям и обучение профессиональной подготовленности. Очевидно, что качество второго периода определяется успешностью первого, которая, в свою очередь, зависит от психологической готовности студента к активной познавательной деятельности в новых для него условиях.

Успешная адаптация студентов обеспечивается:

  1. Ознакомление с профессиональными модулями, что позволяет:
  • показать обзорно весь объем учебной информации по специальности в соответствии с ФГОС СПО;
  • обосновать необходимость изучения специальности, а не отдельных дисциплин;
  • познакомить с требованиями, организацией промежуточной аттестации;
  • дать рекомендации по организации умственного труда.
  1. Организация встреч со студентами старших курсов с целью:
  • презентации выполненных курсовых проектов;
  • обмена опытом прохождения производственных практик;
  • совместного участия в спортивных и культурных мероприятиях.
  1. Посещение открытых защит курсовых и дипломных проектов.
  2. Участие в научно-практических конференциях с дальнейшей перспективой выхода на более высокий уровень.
  3. Организация экскурсий на практические базы города.
  4. Проведение встреч-презентаций с ведущими представителями практического здравоохранения.

Развитие информационной компетенции способствует не только повышению уровня образованности выпускника, но и формированию нового типа интеллекта, иного образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным, информационным процессам окружающего Мира.

Внедрение информационных технологий в процессе подготовки специалистов осуществляется при помощи следующих аспектов:

  1. Внедрение электронных учебников и учебных пособий.
  2. Внедрение программ ПМ.

                Применение специализированных программ позволяет разрабатывать и внедрять компьютерные модели, которые являются наиболее адекватными современными требованиями к системе образования методом включения компьютера в процесс обучения, обуславливающим активный вид учебной деятельности. Умение перевести проблему из реальной действительности в адекватную модель, исследование этой модели в процессе решения задачи и правильная интерпретация результатов являются сегодня важнейшими элементами информационной культуры.

  1. Введение новых дисциплин информационной направленности.

Не менее важно, при подготовке специалистов, дать знания и навыки по работе с компьютерными технологиями. Помимо обязательных курсов информатики, возможно внедрение специализированных курсов в рамках специальности. Примером таких дисциплин являются “Компьютерная графика” и “Компьютерное моделирование”.

  1. Использование телекоммуникационных технологий.

Использование услуг Интернет открывает колоссальное информационное поле, которое расширяет возможности студентов и преподавателей в сфере получения информации.

        Именно информационные технологии позволяют сформировать:

  • Интенсификацию всех уровней учебно-воспитательных процессов.
  • Многоаспектное развитие обучаемого.
  • Личностно-ориентированное обучение.
  • Подготовка выпускника к жизни в условиях информационного общества.
  • Развитие навыков самообразования.

Интеграция  с практическим здравоохранением способствует к освоению новых, перспективных технологических процессов с целью:

- формирования устойчивых взаимосвязей с производством, что в дальнейшем приобретает характер партнерства;

- подготовки специалистов в соответствии с требованиями, с дальнейшей перспективой трудоустройства выпускника;

- скорейшей адаптации студентов к условиям производства;

- совершенствования конкурентоспособности специалиста СПО, благодаря связи теоретического обучения с практическим.

Итогами сотрудничества руководителей колледжа, коллектива преподавателей  с учреждениями – партнерами является совершенствование профессиональной подготовки выпускников, повышение их конкурентоспособности на современном рынке труда, выявление социального эффекта, который заключается в получении грамотного специалиста, адекватного к современным технологиям, способного не только выполнять определенные работы, но и творчески подходить к их выполнению.

        Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов СПО в формате организационных технологий учебного и воспитательного процессов, весьма сложно, трудоемко и длительно. Однако, получаемый позитивный результат, позволяет:

- ориентировать студентов на их будущую профессию, т.к. производство формирует заказ на специалиста с определенными качествами и само создает необходимые условия для качественной подготовки и творческой деятельности студентов, тем самым формирует специалиста с заданным качествами:

- формировать у студентов сознательную мотивацию к профессии, навыки профессионального выживания в условиях конкуренции;

- расширить компьютерную грамотность на основе практического использования ПК в профессиональной деятельности.

        Подготовка специалистов среднего звена с заданными современными условиями,  параметрами невозможна без эффективного взаимодействия с практическим здравоохранением. Таким образом, формирование устойчивых взаимосвязей образования с практическим здравоохранением способствует подготовке конкурентоспособных специалистов и является определяющей частью системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.

 

Список литературы:

  1. Алтунина В.В. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования: автореф. дисс.докт.пед.наук. 2012; 
  2. Ильмушкин Г.М., Михайлов А.В. Анализ проблемы подготовки специалистов рабочих профессий // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 3 – стр. 11-14; 
  3. Карпенко Э., Проблема формирования творческого мышления у студентов //Социология №5, 2011
  4. Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2011
  5. Осницкий А. В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. - СПб.: Серебряный век, 2004.
  6. Профориентация и адаптация персонала. - М.: Кордис и Медиа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Самостоятельная работа в преподавании гуманитарных дисциплин как одно из условий повышения качества будущего специалиста

Традиционно самостоятельная работа рассматривалась как индивидуальная познавательная деятельность обучающегося. Он должен при этом проявить максимум усилий, ответственности, рассчитывать на собственны...

Из опыта работы наставника "Сопровождение профессиональной адаптации молодого специалиста"

Осуществление учителем в различных формах сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей....

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...