Эссе. Роль и задачи учителя в школе
материал на тему

Наркевская Наталья Валерьевна

“Преподавание в средней школе – это прежде всего воспитание” (из выступления Президента РФ В.Путина на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 16.10.2014 г.).

 

В современных условиях динамично развивающегося мира работа школьного учителя выходит далеко за рамки формального ознакомления учащихся с теми или иными знаниями. Формирование настоящего гражданина, воспитание личности, осознающей ответственность перед обществом и государством, - вот первостепенная задача учителя.

Преподавание естественных наук в школе должно гармонично объединять знания, накопленные человечеством на протяжении веков, и современные направления развития науки. Информация,  позволяющая понять окружающий мир и его законы, пропущенная через призму детского восприятия, должна рождать у ученика интерес к дальнейшему поиску, стимулировать желание учиться. Глубина и качество образования определяют в этом случае мотивацию молодого человека к дальнейшему образованию.

Покидая школу, вступая в мир самостоятельной жизни, молодой человек должен не только обладать определенным набором знаний, позволяющим адекватно воспринимать окружающий мир, но и сделать осознанный выбор, по какому жизненному пути он пойдет. Этот фактор накладывает на учителя особую ответственность. Именно он открывает перед учеником многогранный мир знаний. Именно он дает толчок стремлению молодого человека изучать, развиваться, выбрать ту профессиональную направленность, которая, быть может, определит всю его жизнь.

Но сами по себе знания без четкой опоры на нравственные устои общества мертвы. По словам Л.Толстого, “и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно”. В истории человечества немало примеров, когда недостаток воспитания, утрата духовности, нравственных ориентиров, потребительское отношение к родной природе приводили не только к упадку, но и гибели государств и народов. Несмотря на объективно развивающиеся процессы глобализации, формирования наднациональных структур, мультикультурных сообществ, единого общечеловеческого научного и информационного пространства задачей школьного образования является формирование у детей чувства национального самосознания, ощущение неразрывной связи с обществом и государством, в котором они живут. Бережное отношение к природе, гордость за собственное Отечество, ощущение непосредственной связи с историческими и культурными основами народа в симбиозе с уважительным отношением к представителям других государств – все это закладывается учителем вне зависимости от непосредственно преподаваемого им предмета.

Таким образом, основные задачи учителя можно сформулировать как:

- обучение, то есть качественная передача знаний, формирование широкого кругозора учащегося;

- выявление и стимулирование профессиональной направленности развития ребенка;

- воспитание ответственного человека и патриота своей Родины с четкой гражданской позицией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль и задачи учителя в школе14.19 КБ

Предварительный просмотр:

“Преподавание в средней школе – это прежде всего воспитание” (из выступления Президента РФ В.Путина на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 16.10.2014 г.).

В современных условиях динамично развивающегося мира работа школьного учителя выходит далеко за рамки формального ознакомления учащихся с теми или иными знаниями. Формирование настоящего гражданина, воспитание личности, осознающей ответственность перед обществом и государством, - вот первостепенная задача учителя.

Преподавание естественных наук в школе должно гармонично объединять знания, накопленные человечеством на протяжении веков, и современные направления развития науки. Информация,  позволяющая понять окружающий мир и его законы, пропущенная через призму детского восприятия, должна рождать у ученика интерес к дальнейшему поиску, стимулировать желание учиться. Глубина и качество образования определяют в этом случае мотивацию молодого человека к дальнейшему образованию.

Покидая школу, вступая в мир самостоятельной жизни, молодой человек должен не только обладать определенным набором знаний, позволяющим адекватно воспринимать окружающий мир, но и сделать осознанный выбор, по какому жизненному пути он пойдет. Этот фактор накладывает на учителя особую ответственность. Именно он открывает перед учеником многогранный мир знаний. Именно он дает толчок стремлению молодого человека изучать, развиваться, выбрать ту профессиональную направленность, которая, быть может, определит всю его жизнь.

Но сами по себе знания без четкой опоры на нравственные устои общества мертвы. По словам Л.Толстого, “и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно”. В истории человечества немало примеров, когда недостаток воспитания, утрата духовности, нравственных ориентиров, потребительское отношение к родной природе приводили не только к упадку, но и гибели государств и народов. Несмотря на объективно развивающиеся процессы глобализации, формирования наднациональных структур, мультикультурных сообществ, единого общечеловеческого научного и информационного пространства задачей школьного образования является формирование у детей чувства национального самосознания, ощущение неразрывной связи с обществом и государством, в котором они живут. Бережное отношение к природе, гордость за собственное Отечество, ощущение непосредственной связи с историческими и культурными основами народа в симбиозе с уважительным отношением к представителям других государств – все это закладывается учителем вне зависимости от непосредственно преподаваемого им предмета.

Таким образом, основные задачи учителя можно сформулировать как:

- обучение, то есть качественная передача знаний, формирование широкого кругозора учащегося;

- выявление и стимулирование профессиональной направленности развития ребенка;

- воспитание ответственного человека и патриота своей Родины с четкой гражданской позицией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: Роль мотивации в формировании интереса к учебному труду

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подр...

Передовой опыт учителей начальной школы – студентам педколледжа в период практики “Первые дни ребенка в школе”

За годы существования в педагогическом колледже изменилось многое. Но в одном колледж остался верным своему первоначальному назначению: он готовит учителей. Учителей, готовых к тяжёлой работе, не теря...

Эссе на тему "Я- учитель"

В данном материале я постаралась ответить на вопросы:Для чего я стала учителем начальных классов?Как поддержать ребенка, что бы добиться высокого качества обучения?...

Эссе для областного конкурса "Учитель года Дона-2019" на тему: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека"

Эссе для областного конкурса «Учитель  года Дона-2019»на тему: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Автор: Штенская Наталья Сергеевна,учитель рус...

Эссе на тему: "Я учитель здоровья"

Эссе на тему: "Я учитель здоровья"...

Эссе по теме: "Я-учитель"

Эссе по теме: "Я-учитель"...

Эссе «Портрет современного сельского учителя. Учитель-это звучит гордо?»»

Эссе «Портрет современного сельского учителя. Учитель-это звучит гордо?»»...