Открытый урок из курса 5кл. "Звать через прошлое к настоящему"
план-конспект урока на тему

Раскрыть  образ А.  Невского через различные виды искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_a._nevskiy.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету Музыка.

Учителя 1 категории  Скалкина Ж.Ю. и   Никипорец Л.Н.

Класс: 5в

Теме урока: «Звать через прошлое к настоящему»

Цель урока: Показать, как сюжеты замечательных творений композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любовь к Родине.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторение жанров русских народных жанров и их характерных черт;
  2. Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;
  3. Укрепление понимания взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусств (музыки, литературы, живописи и киноискусства)
  4. Воспитательные:
  1. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
  2. Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  1. Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
  2. Развивать вокально-хоровые навыки;
  3. Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  1. Повторение пройденного методом устного опроса;
  2. Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  3. Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
  4. Хоровое исполнение песни «Мальчишки»
  5. Оборудование: Компьютер, телевизор, магнитофон, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса,   фонохрестоматия музыкального материала для  5 класса, музыкальные словари.

Материалы:

  1. слайдовая презентация;
  2. видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна – 
  3. музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева, «Вставайте, люди русские»,
  4. текст песни «Мальчишки»
  5. музыкальные фонограммы.

Ход урока.

  1. Огр.момент . Музыкальное приветствие.

2   Актуализация .( Слово учителя литературы) (На фоне звучания колокольного звона – декламация)  Слайд 1,2
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает. . 

 Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы)
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы
 России.. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и в тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали  его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата..

У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди.

Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов.

Рождение в народе героя – защитника – всегда милость Божья. Бог посылает героев в самые трудные времена. Особенно это видно на истории русского народа, веры Православной. Вы можете назвать этих героев?

Кто же такие богатыри? (Ответы детей)Каких богатырей вы знаете?Слайд3

- Где можно найти точное лексическое значение этого слова? (В толковом словаре)

- (В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля)  Слайд4

- Где впервые вы встретились с богатырями, которыми издавна славилась земля русская? (Былины)  

Картина    П. Корина   , изображающая А.Невского  Слайд 5

Ребята, перед вами один из великих русских героев –защитников земли русской. Вы узнали, кто это?( ответы ) , И среди славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский. Слайд6 (ТЕМА)

     -  Посмотрите на портрет и скажите, каким
был Александр Невский? (сильным ,волевым) Слайд 7
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20.

     А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище». Слайд 8,9,10
-
Отрывок из фильма» Александр Невский»  ( Видеофрагмент)

  В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский». Слайд 11

3.Основная часть .Учитель музыки.

Ребята, исторические события, связанные с именем русского князя Александра  Невского, нашли отражение в произведениях различных видах искусств. Вы рассматривали живописные полотна, отрывок из кинофильмы, ему также посвящены музыкальные произведения, в частности кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Слайд 12,13  С этим произведением вы уже встречались ранее, поэтому слово « кантата», я думаю, вам знакомо.

.- Какое произведение называют кантатой?

Д.-ответы

Кантата – музыкальное произведение для солистов, хора, и симфонического оркестра, обычно героического и торжественного характера. Слайд 14

-Данная Кантата была написана на основе музыки к кинофильму режиссера Сергея Эйзенштейна "А. Невский".Слайд 15 В кантате 7 частей,Слайд 16 Одна из них называется « Песнь об Александре Невском». Сейчас вы услышите ее фрагмент. Слайд 17

Подумайте, каким перед вами предстает А. Невский в этой музыке?

Определите его музыкальный портрет.

Песнь об Александре Невском – Слушание

-Каков характер прозвучавшей музыки? 

повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.

- каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником – богатырем.

У.- Какие главные, ключивые слова из кинофильма, он сказал в своей фразе?

Ответ детей….

Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет

- Я Вам очень благодарна, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей.

4.Учитель литературы. Мы с вами вышли к проблемному вопросу урока: «Почему же помнят и почитают Александра Невского? Почему он причислен к лику святых?»  При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой”.

1.     Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.

2.     Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).

3.     (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).

Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. (Запись определения в тетрадь).

– Какой образ предстает, когда мы говорим о святых? ( Слайд 18)

Репродукция триптиха.( Слайд 19,20,21,22,23) (Триптих – (гр. triptychos сложенный втрое) – 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.) Слайд 24

Рассмотрим икону А.Невского. Опишите ее. Слайд 25

 Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником (знатный, княжеского рода).
Под мантией – кольчуга (воин, полководец).
Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской).
Над головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутствия, святости).
Лик – спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.

УЧИТЕЛЬ: Разум и воля художника не должны были влиять на вечное и неизменное. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности, фигуры стали лёгкими, жесты значительными, взгляды - глубокими и неотрывными “на века”. Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо 

Учитель:  В чем отличие воссозданных княжеских образов на представленных репродукциях?
ПО: На одной  репродукцции Александр Невский представлен как святой. На второй как воин, полководец.
Слайд 26
Учитель: Кто же такой Александр Невский: святой, соблюдающий христианские заветы, или полководец, ведущий войска в битву?

Обратимся же к произведения древнерусской литературы, в которых также был воссоздан образ Александра Невского.( Слайд )

Перед вами отрывок из «Жития Александра Невского».Ребята , а как вы думаете , что это за жанр произведения , который нам еще не знаком? Чем понятия «жизнь» и «житие» отличаются друг от друга?
( жизнь — существование; житие — жизнеописание духовного или светского лица, канонизированного христианской Церковью.)

Работа с текстом.(Слайд)

УЧИТЕЛЬАлександру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь.

Каким полководцем изображает автор жития Великого князя? Заполните таблицу цитатами из текста. (Работа в тетрадях).

Численность войска

Душевное состояние полководца

Речевая характеристика

Исход битвы

“Шёл на врагов с малой дружиною”

“Уповал на Святую троицу”, “разгорелся сердцем”, “начал молиться со слезами”, “начал ободрять дружину”.

“Не в силе Бог, но в правде”. “Суди, Гос-поди, обидящих мя и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”.

“Перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого колья своего”. “Князь же Александр возвратился с побе-дою, хваля и славя имя своего Творца”.

Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым?

– В чем заключается его святость? Докажите по тексту. (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти).

5.Учитель музыки(продолжение)

А.Невский-святой земли русской, а значит , образец для подражания.

Он- защитник, любил свою Родину,

Он- талантливый  полководец, у него  было надежное войско,

Его любил народ, верил ему и шел за ним.

Мы продолжаем работу над кантатой и сейчас у вас будет творческое задание (Кластер)

  Какие чувства вызвало у вас это произведение после прочтении?

Кто такие патриоты?

Учитель музыки.

Оба произведения ( кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С.С. Прокофьева) появились накануне Великой Отечественной войне (1941-1945) и прозвучали как  грозное напоминание о том, что ждет врага, решившегося напасть на нашу Родину. Слайд 28

Ребята, а кто в наше время защищает нашу Родину?

Ответы детей…..

6. Работа над песней

 Прежде чем перейти к песни, давайте настроимся и приведем в порядок наш голосовой аппарат. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.

      1. «Ладошки

      2. Скороговорка – Думал, думал…

      3. Распевание на гласные звуки, слоги.

Песня: «Мальчишки

 Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. Слайд 29

7.Подведение итогов 

Хотелось бы прочитать вам отрывок из стихотворения Николая Рубцова «Видения на холме». ( ученик)

Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия, 
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
Смотри, опять в леса твои и долы – 
Со всех сторон нагрянули они,
Иных племен татары и монголы.
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили, 
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России…
Кресты, кресты… Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной – бессмертных звезд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье…
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы, 
И небеса, горящие от зноя, 
И шепот ив у омутной воды, 
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
 

Итог.

-Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской  святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, кинофильм. Слайд 29,30,31,32,33

 -Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.

Рефлексия .Колокольчики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее! ( обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию)

Мы много говорим о патриотическом воспитании подростающего поколения, говорим на педсоветах, педчтениях, на разного рода конференциях, но зачастую в наших учебных заведениях нет системы такого воспита...

От прошлого к настоящему. Ванна.

Инновационные компьютерные технологии по спецтехнологии. (презентация - ванны)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИСТОРИЯ ККМ.

Лицею-90!  Сейчас это современное учебное заведение, в котором хорошо учить и учиться.  У нас есть современные спортивный зал, столовая, учебные классы и, конечно, компьютерный класс.А как б...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

Научно-исследовательская работа "Автомеханик прошлое и настоящее"

Работа автомеханика - это всегда поиск причин, следствий и оптимальных решений, это работа ума.  ...

Статья."Нравственное воспитание: Уважать прошлое ,гордится настоящим"

В статье освещены вопросы внедрения проекта тематических классных часов по воспитательной работе среди студентов медицинского колледжа....