ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ «ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОЕ ДЕЛО» для учащихся 5 классов
рабочая программа на тему

Кутузова Елена Юрьевна

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ.

Программа является авторской. 5-9-е классы: автор Кутузова Елена Юрьевна, Руф Эмма Федоровна – учителя трудового обучения в специальной ( коррекционной ) школе VIII вида г. Омска.

Программа имеет рецензии:

   -ОГПУ г. Омска, рецензор к.п.н., доцент кафедры спецпедагогики и психологии ОГПУ Четверикова Т. Ю.

   -ХРИПКиПРО г. Абакана, рецензор зав. кабинетом «Технологии» ХРИПКиПРО Марьясов А.А., Рябинов К. Н

           Актуальность программы в том, что Программа успешно способствует реализации регионального компонента. Так как трудовое обучение  является не просто одним из предметов школьного курса, оно создает наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков в развитии учащихся и их социальной адаптации и социализации в обществе.

          Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях. Содержание программы включает теоретический и практический материал и направленный на:

   -развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков;

   -коррегирование их психофизического состояния на основе данной профессии;

   -развитие речи учащихся на основе их практической деятельности;

   -обучение планированию своей работы, пользованию технико-технологической  документацией;

   -выработку у учащихся четкого понимания производственной профессиональной терминологии;

   -обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности;

   -воспитание учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.

           Профессионально трудовая подготовка учащихся с нарушением интеллекта базируется на общих принципах обучения, носит коррекционную направленность, то есть  предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников. К специфическим задачам обучения труду учащихся в первую очередь относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами работы.

       Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.  Для эффективности работы применяются  следующие методы: словесные, наглядные, практические и такие  приемы,  как  подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы,  планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, логические поисковые задания, работа творческого характера Выбор метода и приема определяется возрастными, а так же индивидуальными и типологическими особенностями учащихся.

                На уроках труда дети должны овладеть профессиональной терминологией, научиться в устной форме излагать план предстоящей работы и отчитаться о проделанной. Каждый урок должен развивать ребенка, способствовать росту его теоретических знаний и практических профессиональных умений и навыков. Очень важно для этого использовать индивидуальный раздаточный материал: (инструкционные, пооперационные, технологические и технические карты, тесты, карточки словарной работы и технологической терминологии).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18 VIII вида»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР КОУ

«Адаптивная школа №   18»

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор КОУ

«Адаптивная школа  № 18»

              _____        /______________        /

ФИО

               Приказ №        ______ от

               «___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

«ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОЕ ДЕЛО»

для учащихся 5 классов

Кутузовой Елены Юрьевны

учителя высшей квалификационной категории

2015- 2016 учебный год

часы

               Наименование тем

                       Цели

            Словарная работа

Дата

52

              5 класс     1 четверть

  6

Вводное занятие

Познакомить учащихся с порядком получения и сдачи рабочего инвентаря, правилами поведения в мастерских;

 Коррекция внимания, на основе специальных упражнений;

 Воспитание положительной мотивации к учению;

       2      

Ознакомление учащихся с мастерскими, порядок получения и сдачи материалов и инструментов

Инструктаж

        1

Техника безопасности в мастерских на рабочих местах

Познакомить учащихся с требованиями по охране труда и причинами травматизма

Безопасность труда

        1

Гигиена труда

Коррекция памяти на основе упражнений с запоминанием

Гигиена труда

        2

Производственная санитария и профилактика травматизма

Научить различать виды травм и оказывать первую помощь;

Развивать умение понимать связь событий;

Воспитание положительной мотивации к учению

Санитария

22

Обойные работы

Формирование умения различать виды обоев; отработка навыка сравнения на основе анализа;

Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений со спичками;

Воспитание положительной мотивации к учению

       2

Общие сведения об обойных работах, их назначение.

Формирование умения различать виды обоев; отработка навыка сравнения на основе анализа;

Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений со спичками;

Воспитание положительной мотивации к учению

Обои, обойные работы

       2

Способы наклеивания обоев

Впритык, внахлест

       2

Инструменты и приспособления для выполнения обойных работ. Уход за инструментом

Закрепление навыка работы и ухода за рабочим инструментом;

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении;

Уровень, отвес, рулетка

       1

Этапы подготовки поверхностей к наклейке обоев

Научить различать основные этапы подготовки поверхностей к наклейке обоев;

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении

Шпатлевание, грунтование

       1

Правила техники безопасности при выполнении обойных работ

       2

Клеящие составы для обойных работ

Научить различать сходства и различия предметов;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

Бустилат, КМЦ, клейстер

       2

Практическая работа: «Приготовление клея КМЦ»

Формирование умения работать по составленному плану, анализировать свою деятельность;

Развитие наглядно-действенного механизма мышления на основе специальных упражнений;

Воспитание положительной мотивации к учению

Клей КМЦ

       2

Практическая работа: «Обрезка кромок обоев вручную»

Обои, кромка обоев

       2

Практическая работа: «Подготовка поверхностей к наклейке обоев »

Дефект штукатурки

       2

Практическая работа: «Наклеивание макулатуры»

Формирование умения и навыка наклеивания макулатуры на поверхность;

Коррекция внимания на основе упражнений в подборе аналогий;

Макулатура

       2

Оклейка поверхностей простыми обоями впритык

Формирование навыка наклейки обоев впритык;

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;

Воспитание мотивации к учению

Наклейка впритык

        2

Оклейка поверхностей простыми обоями внахлест

Формирование навыка наклейки обоев внахлест;

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;

Воспитание мотивации к учению

Наклейка внахлест

24

Общие сведения о малярных работах

Познакомить учащихся с основами малярных работ;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

        2

Виды и назначение лакокрасочных покрытий

Познакомить учащихся с видами лакокрасочных покрытий, научить различать по внешнему виду;

Развивать быстроту переключения внимания;

Воспитание мотивации к учению

Лакокрасочные покрытия, лакирование, окраска

        2

Основные свойства красочных составов

Научить различать сходства и различия предметов;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

Красящая способность, розлив

        2

Требования к поверхностям при малярных работах

Грунтование

        2

Подбор кистей. Уход за кистями и валиком

Закрепление навыка работы и ухода за рабочим инструментом;

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении;

Кисть макловица, ручник, флейцевая

        2

Подбор цвета в окрашиваемом помещении

Научить различать сходства и различия предметов;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

Эмаль, пигмент

        2

Правила техники безопасности

Инструктаж

        2

Практическая работа: «Приготовление малярного состава»

Научить учащихся самостоятельно приготавливать красочные составы; анализировать выполненную работу;

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации;

Воспитание самостоятельности

Вязкость

        2

Смешение красок

        2

Практическая работа: «Определение вязкости состава»

Отработка умения самостоятельно приготавливать колер, определять его качество, планируя свою деятельность;

Развитие наглядно-действенного механизма мышления;

Воспитание самостоятельности в работе

Вязкость состава

       2

Вспомогательные материалы

Познакомить учащихся с видами вспомогательных материалов;

Развитие логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;

Воспитание мотивации к учению

Растворитель, олифа

      2

Защитные приспособления, инвентарь

Закрепление навыка работы и ухода за рабочим инструментом;

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении;

Воспитание мотивации к учению

Промывка. Скипидар. Керосин

      2

Практическая работа «Зачистка , шлифовка деревянных поверхностей»

Практическое формирование умения и навыка работы со строительными приспособлениями;

Развитие наглядно-действенного механизма мышления;

Воспитание самостоятельности в работе

Зачистка, шлифовка

42

2 четверть

6

Краткие сведения о зданиях

Дать понятие о видах зданий, Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;

Воспитание устойчивости внимания 

        2

Технические сведения. Виды зданий: жилые, общественные, производственные, их назначение.

Научить различать сходства и различия предметов;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

Сведения

Жилые

Общественные

Производственные

Назначение

        2

Различие зданий в зависимости от материалов, применяемых при возведении стен.

Возведение

Материал

        2

Внутренняя отделка зданий.

Научить различать сходства и различия предметов;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

Внутренняя отделка

        6

Отливки из гипса и цемента

        2

Растворы для изготовления из гипса и цемента, их состав.

Развитие наглядно-действенного механизма мышления;

Воспитание самостоятельности в работе

        2

Свойства гипса и цемента.

Развивать умение воспроизводить полученные знания в новых условиях;

Воспитание устойчивости внимания

1

Подготовка форм для отливок.

Научить различать сходства и различия предметов;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

Практическая работа: подготовка растворов из гипса и цемент (подбор форм для отливок и их подготовка; смазка форм;

1

Правила заполнения форм раствором. Определение готовности отливок.

Практическая работа: заполнение форм цементным или гипсовым раствором;

2

Правила и время сушки готовых изделий и их отделка.

Практическое формирование умения и навыка работы со строительными приспособлениями;

Развитие наглядно-действенного механизма мышления;

Воспитание самостоятельности в работе

Практическая работа: снятие отливок путем перевертывания или разборки форм; сушка отливок и их отделка; вырезание на отливках различных рисунков (звезда, сердце, глаза и др.)).

 12

Общие сведения о растворах для штукатурных работ

Познакомить учащихся с видами штукатурных работ;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

      2

Виды растворов

Познакомить учащихся с видами штукатурных работ;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

      2

Требования к растворам

Научить различать виды простых растворов;

Коррекция зрительных восприятий на основе упражнений в различении и узнавании;

Воспитание мотивации к учению

раствор

     2

ТБ при приготовлении растворов

Простой, сложный раствор

     2

Подготовка материалов для приготовления растворов

Коррекция логики мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных отношений

Спецодежда

     2

Практическая работа «Приготовление цементного раствора»

Формирование навыка и умения подготовки сухой растворной смеси;

Коррекция зрительных восприятий на основе упражнений в различении и узнавании;

Воспитание мотивации к учению

Растворная смесь

     2

Практическая работа «Приготовление глиняного  раствора»

Практическое закрепление навыка и умения приготовления цементного раствора;

Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении;

Воспитание экономичности

Цементный раствор

16

Штукатурка ранее оштукатуренных стен внутри здания

Практическое закрепление навыка и умения приготовления глиняного раствора;

Коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении;

Воспитание экономичности

Глиняный раствор

     2

Виды разрушения штукатурки стен: трещины, отслаивание.

Формирование умения и навыка работы с рабочим инструментом;

Развитие наглядно-действенного механизма мышления;

Воспитание самостоятельности в работе

    2

Причины возникновения дефектов штукатурки.

Познакомить учащихся с видами и назначением штукатурных работ;

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;

Воспитание устойчивости внимания

    2

Растворы для ремонтных работ.

Научить различать сходства и различия предметов;

Развивать умение сравнивать и анализировать предметы;

Воспитывать устойчивость внимания

Обрызг, грунт, накрывка

    2

Практическая работа: "Подготовка поверхности стен для ремонта"

Формирование навыка работы и ухода за рабочим инструментом;

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении;

Воспитание мотивации к учению

Очистка , обеспыливание

    2

Практическая работа «Очистка поверхности стен от старой штукатурки»

Штукатурный слой

    2

Практическая работа «Приготовление раствора для ремонта. Определение его подвижности»

Формирование навыка работы с рабочими инструментами;

Развивать логическое мышление на основе упражнений в сравнении;

Воспитание экономичности в работе

Подвижность раствора

    2

Самостоятельная работа «Увлажнение мест, приготовленных для ремонта; выполнение операций штукатурки»

Цементный раствор

    2

Контроль качества штукатурных работ

Совершенствование навыка работы с рабочими инструментами;

Развивать логическое мышление на основе упражнений в сравнении;

Воспитание экономичности в работе

Оштукатуривание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессионально-трудовому обучению в 8 классе

Тема программы: Обойные работы.Тема урока: Подготовка обоев к наклеиванию.Цели урока: Повторить материал по теме: Обои, фризы и бордюры....

Тестовый материал по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 4 класс

Тестовый материал для обучающихся и воспитанников 4 класса специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 8 класс

Рабочая программа используется в коррекционной общеобразовательной школе 8 вида....

Урок-презентация по профессионально-трудовому обучению (столярное дело)

В этой презентации подробно показан план работы по изготовлению ручки для напильника на токарном станке....

Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Дано понятие "Социальное партнерство", цель социального партнерства, виды социального партнерства, специфика социального партнерства с учетом новых федеральных государственных стандартов для специальн...