Методическая разработка урока
методическая разработка на тему

Бекташева Светлана Вячеславовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ  УРОКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

«НАНЕСЕНИЕ ГРУНТА С РАЗРАВНИВАНИЕМ

ПОЛУТЁРКОМ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»

                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                        Начальник методического отдела

                                           ГБУ РК «ЦПРИ»

                                                                          _________________ А. Г. Буркина

                                                                           _______________________ 2015г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ  УРОКА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

«НАНЕСЕНИЕ ГРУНТА С РАЗРАВНИВАНИЕМ

ПОЛУТЁРКОМ»

По профессии: ОК-016-94 15220 «Облицовщик плиточник»

Авторы:

Ф.И.О. – мастер производственного обучения

Ф.И.О. – преподаватель специальных дисциплин

Евпатория 2016 год

Содержание

№ п/п

Наименование раздела

Страница

1

Пояснительная записка

5

2

План-конспект урока

6

3

План-конспект занятия

8

4

Ход занятия

11

5

Заключение

17

6

Литература

18

7

Приложение 1 Оценивание обучающихся

19

8

Карточки задания №1

20

9

Эталон карточек-заданий № 1

23

10

Инструкционно–технологическая карта

24

11

Карточки задания №2

26

12

Эталон карточек-заданий № 2

27

Пояснительная записка

 

Настоящая методическая разработка урока производственного обучения по теме «Нанесение грунта с разравниванием полутѐрком» составлена для мастеров производственного обучения, работающих с инвалидами и ЛОВЗ по профессии «Облицовщик-плиточник».

Материал урока соответствует примерной программе ПМ.04 «Выполнение облицовочных работ плитками и плитами» и квалификационной характеристике по профессии облицовщик-плиточник в области освоения видов деятельности и формирования компетентностей ОК 1-7, ПК4.1.

Глубина изучения материала определяется уровнем развития мыслительной деятельности обучающихся.

Содержание урока разработано с учѐтом возрастных, психологических и физических особенностей слушателей. Очевидно, что данная категория обучающихся в процессе обучения испытывают различные затруднения в освоении профессии.

Данная методическая разработка поможет мастерам производственного обучения в определении подходов, в эффективной организации процесса обучения, повышения активной самостоятельной деятельности, формирования более прочных умений и навыков, направленных на освоение профессиональных компетенций, развитию и корректированию восприятия, мышления, памяти учащихся. А также поможет в оптиматизации способов: на уровне обучающихся:

- расширения словарного запаса;

- ориентирования в задании;

- освоения профессиональных навыков;

на уровне мастеров производственного обучения:

- систематизации учебного материала, обобщения знаний;

- корригирования недостатков развития;

- стимулирования развития высших психических функций (память, мышление речь и т. д.);

- осуществление контроля за уровнем знаний, умений и навыков.

План - конспект урока

производственного обучения по профессии «Облицовщик-плиточник»

 

Тема урока: «Нанесение грунта с разравниванием полутерком»

Этап обучения – основной

Тип: урок закрепление трудовых приемов и операций.

Вид: практический.

Цель: способствовать закреплению профессиональных навыков по нанесению грунта с разравниванием полутѐрком и владению инструментом.

Задачи:

обучающие: закрепить умения правильно и качественно выполнять трудовые приемы и операции при нанесении грунта с разравниванием полутѐрком в соответствии с инструктивными указаниями, пояснениями мастера и рекомендациями инструкционной карты;

развивающие: способствовать развитию профессиональной речи, памяти, умению наблюдать, сравнивать, анализировать, развивать навыки самоконтроля;

воспитательные: способствовать воспитанию культуры межличностного общения (работа в команде, эффективное общение с коллегами), нести ответственность за результаты своего труда, воспитывать чувства прекрасного;

социальная способствовать пониманию сущности и значимости будущей профессии.

Используемые методы обучения:

Словесные: беседа, объяснения, инструктаж.

Наглядные: показ трудовых приѐмов и операций, демонстрация видеофильма, презентации.

Практические: практическая работа.

Принципы:
         
- принцип коммуникативной направленности;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

- коррекционного обучения;

- принцип деятельностного подхода в обучении;

- принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;

- принципы наглядности, доступности и посильности.

Материально-техническое оснащение:

- рабочие инструменты - металлическая щѐтка, кисть окамѐлок, штукатурная лопатка, сокол, полутѐрок;

- инвентарь - вѐдра, растворный ящик;

- материал – известковый раствор.

Информационно-дидактическое оснащение:

- мультимедийное оборудование;

- ноутбук;

- компьютерная презентация (слайд-шоу, фотографии тесты, таблицы.);

- контрольно оценочные символы;

- карточки–задания;

- инструкционно-технологические карты;

- таблицы дефектов;

- эталон выполнения задания.

Межпредметные связи: технология, материаловедение, строительное черчение, информатика.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Прогнозируемый результат: закрепление умений и навыков нанесения грунта на поверхность стены с разравниванием полутѐрком в соответствии с технологическими требованиями. 


План–конспект занятия

Технологическая карта

Элементы

внешней

структуры

Элементы дидактической  

структуры

Методическая подструктура  урока

Коды

формируемых

компетенций

Способы решения дидактических задач

Методы

обучения

Методические приѐмы

Средства обучения

Вводный

Инструктаж

Ориентировано – мотивационный

целевая установка:

- приветствие;

- тема, целеполагание и установка на оценивание

- актуализация знаний и опыта обучающихся;

- активизация мыслительной деятельности обучающихся, мотивация к изучению темы через обоснование еѐ актуальности и практической значимости для каждого из них;

- формирование ориентировочной основы действий.

 Мастер и преподаватель организуют выполнение карточки-задания №1и №2 путем выбора уровня карточек дифференцированного обучения с последующим их заполнением.

Словесные,

наглядные,

практические.

Беседа, рассказ,

Показ, презентации,

практическая

работа.

- мультимедийное оборудование;

-индивидуальный раздаточный материал;

- компьютерная презентация (фотографии,

слайд-шоу, тест, таблицы.);

- карточки–задания;

- контрольно-оценочные

символы.

ОК1

ОК2

ОК4

ОК6

 

ПК4.1

Формирование положительной мотивации обучающихся

на уроке за счѐт опоры на личностный

опыт обучающихся,

активизация внимания благодаря обоснованию актуальности работы, обеспечение мотивации и

принятия обучающимися цели, учебно-практической деятельности. 

Текущий

Инструктаж

Организационно –

Практический:

- закрепление приѐмов необходимых для формирования умений и навыков;

- применение новых приѐмов в практической работе.

Наглядно-

практический.

Показ мастера.

Выполнение практической работы.

Инструкционные карты; таблицы дефектов; эталон;

Рабочие инструменты:

- металлическая щѐтка, кисть окамѐлок, штукатурная лопатка, сокол,

полутѐрок и инвентарь (растворный ящик, вѐдра);

контрольно оценочные

символы;

ОК1

ОК2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК6

ОК7

 

ПК4.1

- Самостоятельные

активные действия

обучающихся, овладение практическими

приемами действий,

требующих применения знаний, в соответствии со стандартами на репродуктивном уровне;

- ликвидация типичных ошибок у обучающихся;

- формирование персональных профессиональных, коммуникативных, информационных компетенций.

Заключи-тельный

Инструктаж

Рефлексивно–оценочный.

Словесные, наглядные.

Рассказ,

беседа,

показ.

Контрольно-оценочные

Символы.

ОК1

ОК2

ОК3

 

ПК4.1

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий, само и взаимооценки, объективно оценивать результаты своей работы.

Ход занятия

Элементы

внешней

структуры

Этап занятия

Деятельность мастера и

преподавателя

Деятельность обучающихся

Приѐмы и методы

Время

Вводный

инструктаж.

Ориентировано–

мотивационный.

Приветствие.

Приветствие. Доклад о количестве присутствующих на занятиях.

- Словесные;

- наглядные;

- исследовательские,

- работа в парах;

- индивидуальная;

 - использование информационно-

коммуникационных технологий;

- практические.

2 мин.

3 мин.

Мастер подводит обучающихся к самостоятельной постановке целей:

- Когда вы выполняли подготовку поверхности, наносили обрызг, какие цели вы ставили перед собой?

Во время ответов обучающихся на экране появляется кадр презентации с целями урока, которые мастер зачитывает.

Обучающиеся перечисляют цели:

- работали, согласно инструкционных карт;

- выполняли работу без дефектов;

- выполняли работу правильно, т.е. соблюдали технологическую последовательность.

Обучающиеся внимательно слушают мастера 

- Закрепить умения и навыки по выполнению простой штукатурки поверхностей и владению инструментом;

- продолжить формирование умений по самоконтролю качества выполнения простой штукатурки.

Формирование качеств личности:

- ответственность за выполнение производственных работ ;

- интерес к профессии;

- бережливое отношение к

инструментам;

- взаимопомощь.

Проводится опрос обучающихся по теме урока: «Оштукатуривание поверхностей простой штукатуркой».

8 мин.

Установка на оценивание:

- В наш 21-ый век, век высоких информационных технологий,  все вы знаете, что такое «смайлик».

(На доске висят 3 разноцветных вида «смайликов»)

- красный «5» отлично;

- желтый «4» хорошо;

- зеленый «3» удовлетворительно,

Которыми вас и будут оценивать на уроке.

Показ и раздача «смайликов» за каждый устные ответ с места

На экране появляется перечень вопросов.

- Какие виды оштукатуривания

поверхностей вы знаете?

Обучающиеся перечисляют виды штукатурок: простая, улучшенная, высококачественная.

- Простое оштукатуривание поверхностей применяется:

а) в подсобных помещениях;

б) в жилых и общественных зданиях;

в) офисах, театрах, музеях. 

Обучающиеся отвечают: в подсобных помещениях.

- Толщина слоя штукатурного намѐта при простом оштукатуривании :

а) 10-12 мм;

б) 12-15 мм;

в) 15-20 мм. 

- Вяжущее вещество в строительных растворах…

а) песок;

б) известь;

в) керамзит.

Обучающиеся отвечают: 10-12 мм.

Обучающиеся отвечают: известь.

- Количество вяжущих в простых строительных растворах …

а) 3;

б) 2;

в) 1. 

Обучающиеся отвечают: одно.

 Предлагается найти ошибку в каждом предложении.

4 мин.

- Простой строительный раствор состоит из двух вяжущих веществ -заполнителя и воды.

Обучающиеся отвечают:

простой строительный раствор состоит из одного вяжущего вещества - заполнителя и воды.

- Для приготовления цементного раствора составом 1:3 потребуется:1 часть песка, 3 части цемента и вода.

Обучающиеся отвечают:

для приготовления цементного раствора составом 1:3 потребуется:1часть цемента. 3 части песка и вода.

Дифференцированное тестирование (приложение 1).

10 мин.

Обучающимся выдаются

дифференцированные карточки-задания.

Обучающиеся письменно отвечают на вопросы тестов.

Беседа: «Инструменты для нанесения и разравнивания».

 Предлагается разложить

инструменты на виды:

- для подготовки поверхности;

 -для набрасывания раствора;

- для разравнивания раствора;

- контрольно-измерительный инструмент.

Обучающихся работают с разложенными инструментами.

5 мин.

Объясняется тема урока.

Слушатели внимательно слушают.

Вопрос:

- Что такое ИТК (инструкционно-технологическая карта)?

Совместно с обучающимися разбирается последовательность выполняемых операций (на экране высвечивается алгоритм) и оценивает правильность ответа «смайликом».

Обучающиеся перечисляют цели:

- работали, согласно инструкционных карт;

- выполняли работу без дефектов;

- выполняли работу правильно, т.е. соблюдали технологическую последовательность. 

Мастер предлагает карточки-задания (приложение 2).

Обучающиеся заполняют карточки-задания.

4 мин.

Мастер напоминает обучающимся охрану труда на уроке.

Обучающиеся внимательно слушают мастера.

1 мин.

Мастер выдаѐт обучающимся задание на день.

Обучающиеся внимательно слушают мастера.

1 мин.

Для закрепления пройденных тем, предлагается вниманию обучающихся просмотр слайдов: «Подготовка поверхности, нанесение обрызга, грунта на поверхность стены с разравниванием полутѐрком».

15 мин.

Мастер объясняет обучающимся показатели оценок.

Обучающиеся внимательно слушают мастера.

Мастер объясняет обучающимся критерии оценок.

Обучающиеся внимательно слушают мастера.

Рабочее место показа приѐмов работы.

Мастер напоминает приемы нанесения грунта.

Обучающиеся повторяют приемы нанесения грунта.

Мастер напоминает приемы

разравнивания грунта.

Обучающиеся повторяют приемы разравнивания грунта.

Мастер распределяет обучающихся по рабочим местам.

Обучающиеся занимают рабочие места.

Текущий

Инструктаж.

Организационно–

Практический:

- изучение

приѐмов необходимых

для формирования умений;

- формирование новых умений и навыков;

- применение

новых приѐмов в практической работе.

Индивидуальное инструктирование обучающихся по технологии нанесения грунта с разравниванием полутѐрком.

Целевые обходы:

- организация рабочего места;

- правильное выполнение обучающимися приѐмов и операций по нанесению грунта с разравниванием полутѐрком. (хватка инструмента;

- приготовление раствора для нанесения грунта);

- соблюдение правил безопасных условий труда;

- бережное отношение к инструментам;

-экономия материалов;

- качество оштукатуренной поверхности.

Самостоятельное выполнение

обучающимися приѐмов и операций по выполнению заданной практической работы:

- самостоятельный контроль работы;

- организация рабочего места;

- соблюдение правил безопасности труда.

Заключительный

Инструктаж.

Рефлексивно–оценочный.

Подведение итогов урока:

- мастер организует просмотр работ обучающихся;

- мастер совместно с обучающимися определяет положительные моменты, выявляет недостатки (дефекты работ), обращаясь к инструкционно-технологической карте и критериям оценок;

- мастер выставляет

оценки;

- мастер выдаѐт домашнее задание.

Сравнивают, анализируют, определяют успешность выполненных работ, опираясь на эталон, используя оценочные символы.

Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы.

Внимают словам мастера, соглашаются/не соглашаются.

Подведение учебно-

производственных результатов урока. Анализ и оценивание ученических работ.

15 мин.


Заключение

В ходе урока, при выполнении практических заданий, обучающиеся показали хорошие знания, полученные ими на уроках теоретического обучения.

Эти знания были успешно применены при выполнении практических заданий, благодаря чему качество выполненных работ составило более 90%.

Можно считать, что вследствие выполнения нанесения грунта с разравниванием полутѐрком в основном сформирована профессиональная компетенция ПК 4.1 «Выполнять подготовительные работы при производстве облицовочных работ» по профессии «Облицовщик-плиточник».

Данные методические указания и в дальнейшем окажут большую помощь мастерам производственного обучения в изучении и применении полученных знаний в освоении обучающимися выбранной профессии.

Литература

№п/п

Учебник

Автор

Издательство

Год издания

1.

Отделочные работы

Н. Завражин

ACADEMIA

2009

2.

Малярные работы

высокой сложности

Н. Завражин

ACADEMIA

2009

3.

Общая технология

отделочных работ

И. Петрова

ACADEMIA

2009

4.

Справочник по отделочным работам

Е.Ольхина

С.Козина

Л.Кузнецова

ACADEMIA

2009


        Оценивание обучающихся

ОТЛИЧНО

ХОРОШО

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО


                      Карточка задание №1

 

Укажите назначение инструментов, приведѐнных в таблице

Рисунок

Название

Назначение

Полутѐрок

Тѐрка

Штукатурная лопатка

Правило

Сокол

 

Карточка задание №1

 

Укажите название инструментов, приведенных в таблице

Рисунок

Название

Назначение

Для разравнивания раствора

Для затирки

Для перемешивания, нанесения и разравнивания раствора

Для проверки ровности  поверхности

Для набрасывания раствора с сокола, для намазывания раствора

Карточка задание №1

 

Укажите название инструментов, приведенных в таблице

Рисунок

Название

Назначение

Эталон карточек-заданий №1

Указаны рисунки, название и назначение инструментов, приведѐнных в таблице

Рисунок

Название

Назначение

Полутѐрок

Для разравнивания раствора

Тѐрка

Для затирки

Штукатурная лопатка

Для перемешивания, нанесения и разравнивания раствора

Правило

Для проверки ровности  поверхности

Сокол

Для набрасывания раствора с сокола, для намазывания раствора


                                 Инструкционно-технологическая карта «Нанесение грунта с разравниванием полутерком»

п/п

Наименование операции

Эскиз

Инструменты и приспособления

Материал

Оценка качества

Технология выполнения

1

Организация рабочего места

Ящик штукатурный, штукатурная лопатка, сокол, окамѐлок, полутѐ рок, стандартный конус, ведро, весло.

Известковый раствор, вода 

не допускается:

неисправных инструментов

Проверить их пригодность к использованию в работе.

2

Подготовка поверхности

Металлическая щетка, молоток, окамѐлок, ведро

не допукается:

наличие наплывов, пыли и грязи 

очистить поверхность и удалить  наплывы, пыль, смочить водой 

3

Нанесение обрызга

Штукатурная лопатка, стандартный конус, растворный ящик, сокол.

Известковый раствор, вода

не допускается:

толщина слоя не должна превышать 5мм.

Нанести обрызг на поверхность сплошным слоем, без пропусков. Подвижность должна соответствовать погружению стандартного конуса на 10-12 см.

4

Нанесение грунта

Штукатурная лопатка, стандартный конус, растворный ящик, сокол

Известковый раствор, вода

 не допускается:

толщина слоя не должна превышать 7мм; неровности, выпуклости.

Подвижность раствора для грунта должна соответствовать погружению стандартного конуса 7-9 см.                        Нанести грунт на поверхность сплошным слоем, без пропусков

5

Разравнивание

Штукатурная лопатка, растворный ящик, сокол, полутѐрок.

не допускается: не заполненных мест на поверхности стены, неровностей.

Полутерком разравнивают раствор. Стягивают его с более толстых мест на более тонкие, заполняя раствором раковины.


Карточка задание №2

Обозначьте цифрой последовательность операций,

приведѐнных в таблице

Название операции

Последовательность

Нанесение грунта

Подготовка поверхности под оштукатуривание

Нанесение обрызга

Организация рабочего места

Разравнивание

Эталон

Указана последовательность операций,

приведѐнных в таблице №3

Название операции

Последовательность

Организация рабочего места

1

Подготовка поверхности под оштукатуривание  

2

Нанесение обрызга

3

Нанесение грунта

4

Разравнивание  

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».

План-конспект урокапо ПМ 03  УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...

Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".

Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02   Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...


 

Комментарии

Бекташева Светлана Вячеславовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ УРОКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
«НАНЕСЕНИЕ ГРУНТА С РАЗРАВНИВАНИЕМ
ПОЛУТЁРКОМ»

Бекташева Светлана Вячеславовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ УРОКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
«НАНЕСЕНИЕ ГРУНТА С РАЗРАВНИВАНИЕМ
ПОЛУТЁРКОМ»