Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.
методическая разработка на тему

Долматова Наталия Владимировна

Современное  образование готовит детей, подростков, студентов  к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив  необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых  для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них  культуру здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_19545.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование  и   применение  в образовательном  процессе  здоровьесберегающих  технологий, методик и приёмов.

           

        Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь.  А для нас, родителей и педагогов, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском…

        Современное  образование готовит детей, подростков, студентов  к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив  необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых  для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них  культуру здоровья.

       Цель моей работы в данном направлении – сформировать у обучающихся  устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.

      Задачи:

- воспитание у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

- создание и внедрение в УВП колледжа эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития подростков;

- переход от массового образования к образованию дифференцированному,  личностно - ориентированному  с  учетом  функциональных возможностей студентов, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;

- увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.

         Проанализировав всю деятельность учителя физической культуры по  здоровьесбережению  обучающихся, мною была разработана определённая система  этой деятельности. Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты колледжа и все участники учебно-воспитательного процесса. Технология обучения и воспитания на основе системного подхода - одна из основных образовательных технологий в моей работе.

        Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя рад мероприятий по следующим  направлениям:

-  оздоровительная  деятельность;

-  учебная здоровьесберегающая деятельность;

-  физкультурно-массовая и спортивная работа;

-  социально-психологическая деятельность;

-  диагностика.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но и оздоровление студентов, предупреждение роста заболеваемости .

       Остановимся на такой важной для нас – учителей  физической культуры  задаче - увеличение объема двигательной активности студентов.

        Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем  движений,  установлено  следующее:

- движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;

- недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении учебной программы;

- знание  взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволяет мне использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.   

       Задача увеличения двигательной активности нашла отражение в плане мероприятий по организации двигательной активности обучающихся колледжа.  Большую помощь в реализации этого плана мне оказывают обучающиеся,  активно участвующие с спортивной жизни нашего колледжа. Вместе с этими студентами мы внесли  все мероприятия  нашего колледжа  по  организации двигательной активности  обучающихся  в  план проведения  спортивных мероприятий, который символизирует движение человека к физическому совершенствованию, здоровью, долголетию, к полноценной и интересной жизни.  Все  эти  мероприятия  можно  разделить  на  2  больших  блока:

1) -   учебная   деятельность   и   мероприятия   в  режиме   учебного   дня;  

2) -   внеклассная   физкультурно-оздоровительная  и  спортивная   работа.

        Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет.  Выявляю уровень физической и двигательной  подготовленности студентов,  состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты здоровья. Эти карты  хранятся в портфолио обучающихся в разделе «Мои достижения». Там же хранятся грамоты и дипломы  ребёнка. С учётом полученных данных,  планирую и осуществляю свою работу

        Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий - неотъемлемая часть моей работы, в которой я реализую основные признаки здоровьесберегающего урока:

1.    Соблюдение  правильной  структуры  урока.

2.  Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе.

3.  Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.

4.  Соблюдение  правил  техники  безопасности.

5.  Использование упражнений для профилактики различных заболеваний

6.  Соответствие учебного материала программе и особенностям  контингента  занимающихся.

7.  Оптимизация  учебного  процесса (выделение медицинских групп).

                                                                                                                               

        Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность является логическим  и  необходимым  продолжением  урочного  процесса.  Внеклассные занятия в объединениях дополнительного образования  - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. В колледже  работают несколько объединений двигательной спортивно-оздоровительной направленности..     

       На своих занятиях так же я даю упражнения   для  укрепления дыхательной  системы  организма (дыхательная гимнастика Стрельниковой), это общеукрепляющие упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения на развитие двигательных качеств, а так же профилактика  заболеваний сердечно-сосудистой  системы,  зрения и простудных заболеваний.

        И здесь необходимо остановиться на здоровьесберегающей технологии дифференцированного физкультурного образования (ТДФО), которую  я использую на занятиях. В рамках этой технологии я систематизировала всю свою деятельность по следующим разделам:

        Обучение двигательным действиям провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) изученных частей в единое целое. Даю разные учебные задания студентам  разной подготовленности.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков изменяю отдельные параметры движения, их сочетания и  условия  выполнения. Для обучающихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям  и многократному выполнению в стандартных условиях.                      

        Дифференцированное  развитие физических качеств. Для разных групп мною разработаны карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения и  дозировки. На занятиях применяю спортивное оборудование и инвентарь. Систематически применяю метод пульсометрии. Для  менее подготовленных студентов с помощью ограничителей делаю внутренний круг с меньшим радиусом, в центре круга обязательно островок здоровья, где они могут выполнять индивидуальные упражнения. При выполнении заданий в парах, студентов подбираю по силам и даю разные по сложности упражнения,  используя  карточки  с заданиями  и  со схемами упражнений.

Формирование знаний и умений студентов предполагает:

1)  выявление уровней обученности студентов с помощью тестов;

2) "разведение" задач изучения темы по уровням  обученности;

3) "разведение" содержания программы.

       Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, проектная деятельность (презентации),  составление  и проведение  комплекса  утренней гимнастики  или  разминки.  

         Достаточно времени отводится  на занятиях и теоретическим сведениям по формированию культуры ЗОЖ. Вся теория разделена на блоки под девизом «Наша традиция - быть здоровым». Это следующие блоки:

         -   знай свое тело;                              -  скажи «нет» вредным привычкам;

         -   соблюдай правила гигиены;        -  соблюдай  режим дня;

         -   не забывай о закаливании;           -  занимайся  физкультурой;

         -   правильно питайся;                      -   следи  за  датчиком  настроения.

На занятиях стараюсь  использовать музыкальное сопровождение, нестандартные и сказочные моменты, творческие и игровые задания, благоприятный психологический климат и ситуацию успеха, так как результат любого труда зависит еще и от настроения. . Вот некоторые замечательные советы нашей педагогики:

  • Обучающиеся должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к любому занятию;
  • Каждый урок или занятие должны оставлять в душе обучающегося только положительные эмоции;
  • Обучающийся  должен постоянно ощущать себя счастливым - помогите ему в этом.                                                                                                            

        Студенты  нашего колледжа с удовольствием включаются и в проектную деятельность.

 В практике своей работы  широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития  обучающихся,  но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых студентов распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. В эстафетах  более подготовленные студенты начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.

        Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий - один из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния подростка , формирования у него потребности в занятиях физической культурой и спортом и накопления двигательного опыта обучающихся.

        Чтобы у них появился интерес к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, я разработала систему внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися .

         Цель: организация физкультурно-оздоровительной работы студентов путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой деятельности.   Задачи:

  • создание комфортных условий для обучающихся в системе физкультурно-оздоровительной работы колледжа;
  • укрепление здоровья  и приобщение  к занятиям физической культурой, привитие навыков ЗОЖ;
  • развитие творческих способностей у обучающихся и чувства ответственности в процессе коллективных соревновательных действий.

       В ходе этой работы  активно реализуется технология коллективного творчества и сотрудничества.

       

       Применение здоровьесберегающих  технологий  положительно влияет  и на  становление мотивационной сферы  обучающихся в реализации усвоенных знаний и представлений в области физической культуры.

        Основным показателем эффективности  работы всей системы по здоровьеобеспечению деятельности обучающихся коллежда является положительная динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии их здоровья.      

ВЫВОДЫ.

          Благодаря  наличию в моей работе системы здоровьесбережения  удается:

  • обеспечить высокий охват обучающихся колледжа регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности студентов;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность  в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффек...

Самостоятельная работа студентов колледжа с использованием кейс-технологии

Самостоятельная работа студентов колледжа с использованием кейс-технологии...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...

Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы...

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для студентов по теме«Методика работы с детским хоровым коллективом» МДК.01.02Методика преподавания по прогр...