Использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач детей дошкольного возраста
статья по теме

Белова Людмила Алексеевна

ИКТ создают широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. В целом ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике, предлагая им учебную деятельность в визуальных математических микромирах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач

Исследования Горвиц Ю., Поздняк Л., Новоселовой С.  показывают, что компьютеры могут помогать в развитии математических представлений даже очень маленьких детей — при условии, что педагоги способны подбирать среды и инструменты, подходящие для изучения математических понятий и отношений, и использовать их так, чтобы они поддерживали и развивали мышление детей раннего возраста, особенно их метакогнитивные навыки. Например, такие продукты и способы их применения должны:

  • позволять детям создавать, изменять, сохранять и находить идеи; стимулировать рефлексию и мотивацию;
  • показывать, как сопоставлять понятия из разных областей, например из математики и искусства; формировать ситуации с четко определенной изменяемой и измеримой структурой, а также задавать обратную связь, результаты которой учащиеся могут интерпретировать самостоятельно.

 Итак, инструменты и способы их применения должны позволять детям серьезно взаимодействовать с идеями, думать о них, играть с ними, в некоторых случаях даже с ограниченным участием взрослых.

Хотя образовательные преимущества включения детей в деятельность по решению задач общеизвестны, эффективная организация таких занятий часто вызывает трудности у педагогов, в частности:

• чтобы решение задач было серьезным делом, они должны быть достаточно трудными, поэтому дети часто нуждаются в весьма существенной помощи квалифицированного педагога;

• подходы детей к решению задачи естественным образом различаются, а большим разнообразием направлений и необходимых действий весьма трудно управлять, сложно обеспечивать их ресурсами;

• решение открытых задач трудно вписать в четкие временные рамки; время, необходимое детям для выполнения конкретных задач, может колебаться непредсказуемо;

• решение задачи зачастую требует проверки идей на практике; из-за недостатка опыта дети иногда могут в течение долгого времени настаивать на реализации первоначальной, не работающей идеи, а затем испытывать острое разочарование;

• решение задач требует от детей напряженной работы и заинтересованности этим делом, поэтому для того, чтобы процесс решения был эффективным, задачи должны занимать воображение детей; в итоге простые задачи с очевидными решениями часто проигрывают при столкновении со спонтанными «реальными» проблемами, которые, в свою очередь, требуют от педагогов      больших организационных и творческих усилий.

ИКТ создают гораздо более широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. Новые технологии также полезны для расширения школьной математики, выхода за рамки арифметики и простенькой геометрии в сторону математического мышления, коммуникации, той математики, которая применяется в компьютерных дисциплинах. Такую математику детям можно давать в визуальных и осязаемых формах, используя возможности объектов, демонстрируемых на экране, манипуляции с ними, процессы и микромиры. В целом ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике, предлагая им учебную деятельность в визуальных математических микромирах.

Литература:

  1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
  2. Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  3. Куликова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, 2013г.
  4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
  5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
  6. Новоселова С.Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлема ли она? // Дошкольное воспитание – 2009, - №9
  7. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
  8. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал.- 2009. – Т.20, №1 – с. 86-102.