Недостатки в работе преподавателя и способы их устранения
методическая разработка на тему

Малькова Людмила Алексеевна

Недостатки в работе преподавателя и способы их устранения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Л.А.Малькова

(По материалам брошюры Кадровый менеджмент:

шаг за шагом / Е.В.Советова – М.:Чистые пруды, 2008.

Библиотечка «Первого сентября»,

серия  «Управление школой», вып.21).

семинар-совещание.bmp

Москва

2014

НЕДОСТАТКИ

В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

(По материалам брошюры Кадровый менеджмент:

шаг за шагом / Е.В.Советова – М.:Чистые пруды, 2008.

Библиотечка «Первого сентября»,

серия  «Управление школой», вып.21).

В брошюре даются советы молодому преподавателю о том, какие  чаще всего встречаются недостатки в учебной работе преподавателя и приведены способы их устранения, а также  недостатки преподавателей в общении с обучающимися  и способы их преодоления.

Брошюра может быть полезна преподавателям, которые несколько лет были отстранены от преподавательской деятельности, а также тем преподавателям,  которые пришли работать в колледж с производства.

Автор-составитель Малькова Людмила Алексеевна, методист

Недостатки преподавателей в общении с обучающимися

 и способы их преодоления.

Недостаток

Реакция обучающихся

Способы проявления

Неумение поддерживать внимание обучающихся

Отсутствие дисциплины и работоспособности, обучающиеся шумят, постоянно отвлекаются

Увлекательный рассказ; активизация учения  учащихся и студентов*

Затруднения в распределении внимания между всеми обучающимися

Наличие «аритмии» в овладении знаниями

Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех обучающихся; правильная расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении обучающихся

Неприязненное отношение к преподавателю

Сочетание требовательности с доверием

Заигрывание с обучающимися, стремление понравиться

Безответственное поведение

Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к преподавателю

Тщательная обдуманность поступков

Неумение концентрировать внимание на главном

Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Неумение соотносить существующую информацию с содержанием учебника

Ощущение постоянной перегрузки

Ориентация на овладение существенной (обязательной) информацией по учебнику

Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания

Пассивное отношение к восприятию информации

Игнорирование самостоятельной работы обучающихся

Потеря ответственности и целеустремленности

Чередование различных видов работы

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации

Безразличное отношение к информации преподавателя

Тщательное продумывание оттенков голоса при изложении информации как фактор нацеливания обучающихся на ее осмысление

Неумение опираться на коллектив обучающихся

Пассивное поведение части группы

Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей детей

Недостаточное внимание к организации домашнего задания

Потеря ответственности в выполнении установок преподавателя

Периодическая целенаправленная проверка установок обучающимися заданий преподавателя

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке

Творческое переосмысление методов обучения  соответственно складывающейся ситуации

Недостатки в учебной работе преподавателя

и способы их устранения

Поведение преподавателя

(характер деятельности)

Мотивы поведения и состояние обучающихся

Пути устранения

недостатков

Однообразная структура урока

Приспособление к действиям преподавателя, отсутствие интереса

Структура урока, соответствующая целям обучения учащихся и студентов

Одергивание и угроза – основные стимулы обучения

Неприязненное отношение к требованиям преподавателя

Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к обучающемуся

Внимание сосредоточено лишь на отвечающем

Отсутствие внимания, скука

Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент – на перевод всех обучающихся к более деятельностному состоянию

Невнимательное выслушивание опрашиваемого обучающегося (несвоеременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание)

Нервозное состояние отвечающего

Внимание к логически законченной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составлении плана)

Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся

Притупление интереса в учении

Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение)

Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся

Потеря уверенности в знаниях

Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся, постановка их перед фактом интеллектуального роста

Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся

Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей

Создание ситуации творческой активности

Нерациональное распределение времени на уроке

Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир

Упорядочение времени на уроке в соответствии с целями (при опросе, изложении нового материала, закреплении пройденного)

Противопоставление себя группе

Конфронтация с преподавателем

Разумная требовательность, установление деловых отношений

Предпочтение отдается словесному методу

Снижение интереса к информации преподавателя

Усиленное внимание к частично-поисковым* и проблемным* методам обучения

Повышенное внимание к проблемному обучению

Неумение строить логически законченный рассказ

Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения

Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала (в качестве привлечения дополнительной информации)

Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний

Обоснование сочетаемости слов преподавателя и средств наглядности

Формальное отношение к оценке знаний обучающихся

Потеря интереса к поощрению, отрицательное отношение к учению

Ознакомление обучающихся с критериями оценок

Перегрузка обучающихся дополнительной информацией

Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой

Тщательный отбор дополнительной информации

Обезличенный подход к обучающимся (безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственного отношения к ним)

Неуважение преподавателя

Истинная любовь к делу, к обучающимся, откровенность в отношениях

Игнорирование трудностей, с которыми встречаются обучающиеся при осмыслении нового материала

Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению

Переосмысление информации с учетом доступности овладения информацией обучающимися, дополнительные индивидуальные занятия

Недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстрактно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного

Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий

Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления обучающихся на научно-теоретическое

*

  • Активизация учения – это мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучающегося на достижение конкретных целей.
  • Частично-поисковый метод предполагает выполнение обучающимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных этапов исследования путем самостоятельного активного поиска. При этом подключать обучающихся к поиску можно на разных этапах урока, используя различные методические приемы.
  • Основная цель проблемного метода обучения – творческое развитие обучающихся. Преподаватель использует для этого примеры ситуаций, изначально не имеющих однозначного решения, поощряет творческое начало в  обучающихся,  отдает им учебную инициативу.

НЕДОСТАТКИ

В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

(По материалам брошюры Кадровый менеджмент:

шаг за шагом / Е.В.Советова – М.:Чистые пруды, 2008.

Библиотечка «Первого сентября»,

серия  «Управление школой», вып.21).

Автор-составитель Малькова Л.А., зам. директора по учебно-методической работе ГОУ ТК № 28

Сдано в печать 14.12.2014.

Формат бумаги 60х90/16

Тираж 26 экз.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Адрес: Москва, ул. Верхние поля, 27

Тел. 8 (495) 359-65-29

E-mail: moksp-3@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды конфликтов при установке оборудования, способы их устранения

Данная презентация используется на занятиях по дисциплине "Техническое обслуживание средств вычислительной техники"...

Конфликты и способы их устранения.

Учебная дисциплина - Управление персоналом...

Разработка семинара - тренинга для тренеров - преподавателей "Эффективные способы обучения английскому языку в разноуровневых группах обучающихся"

Данная разработка предназначена для использования в работе тренерами-преподавателями при обучении учителей английского языка....

Методическая разработка урока учебной практики по теме "Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их устранения при подготовке поверхности под окраску"

Разработка предназначена для проведения урока учебной практики для обучающихся относящихся к категории ЛОВЗ...

Определение неполадок манометрических термометров и способы их устранения.

Определение неполадок манометрических термометров, сборка схемы для проверки пригодности прибора....

Учебно-методическая разработка по ПМ 05 "Проведение примерки на фигуре заказчика" по теме "Виды конструктивных дефектов втачных рукавов, причины возникновения и способы их устранения"

Учебно-методическая разработка в рамках освоения ПМ 05 "Проведение примерки на фигуре заказчика" может быть использована в дополнительном и профессиональном образовании, в рамках повышения к...

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРЫЖКА НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Актуальность обусловлена тем, что даже при соблюдении всех методических положений при обучении и совершенствовании техники неизбежно возникают ошибки, которые необходимо своевременно устранять....