Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы экономики
методическая разработка на тему

Данное пособие содержит подробные методические указания к практичесим работам по  дисциплине Основы экономики основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО22.01.03 Машинист крана металлургического производства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_ekonomiki_pr_metodicheskie_rekomendatsii.docx91.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практических работ

по дисциплине «Основы экономики»

для студентов очной формы обучения

22.01.03 Машинист крана металлургического производства

Липецк 2015 г

Пояснительная записка

Данное пособие содержит методические указания к практическим работам по дисциплине «Основы экономики» основной профессиональной образовательной программы по профессии по профессии  СПО 22.01.03 Машинист крана металлургического производства, входящей в укрупненную группу профессий 22.00.00 Технологии материалов.

Организация практических занятий по дисциплине «Основы экономики» регулируется государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, учебным планом, рабочей программой учебной дисциплины.

В соответствии с выше перечисленными нормативными документами определяется объем часов, отводимый на практические занятия. По дисциплине «Основы экономики»  отводится 10 часов.

Содержание пособия соответствует требованиям к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине «Основы экономики» и разработано в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине.

В результате освоения дисциплины студент  должен уметь:

  • находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда.

   

Студент должен знать:

  • общие принципы организации производственного и технологического процесса;
  • механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
  • цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в  отрасли.

В ходе практической работы студенты учатся использовать формулы и применять различные методики расчета показателей деятельности предприятий, анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания.

Перечень практических работ:

  • Практическая работа №1 «Организационно-правовые формы предприятий» (2 часа)
  • Практическая работа №2 «Денежная масса. Инфляция» (2 часа)
  • Практическая работа №3 «Расчёт заработной платы различным категориям работников» (2 часа)
  • Практическая работа №4 «Составление заданной структуры предприятия» (2 часа)
  • Практическая работа №5 «Издержки предприятия» (2 часа)

Описание каждой практической работы содержит: тему, цели работы и порядок выполнения работы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведен список рекомендуемой литературы.  


Практическая  работа №1

ТЕМА: Организационно- правовые формы предприятий.

ЦЕЛЬ:  закрепление полученных знаний по теме и приобретение  навыков по проведению сравнительного анализа организационно-правовых форм (на выбор).

Предварительная подготовка

  1. Основные теоретические сведения (пояснение  к  заданию)

Хозяйственная деятельность характеризуется терминами:

  • Бизнес;
  • Предпринимательство;
  • Коммерция;
  • Маркетинг;
  • Менеджмент.

Бизнес – характеризуется как деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями, организациями, по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары, или деньги.

Коммерция – это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Основная роль коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализация сферы обращения.

Маркетинг – это система управления производственной и сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном изучении рынка.

Менеджмент – это форма управления.

Предпринимательство – это одна из форм бизнеса, связанная с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов.

Предпринимательство появилось в 18 веке. Этот термин был введен английским экономистом Котильоном, его появление было связано с потребностью предприимчивого человека в свободном самовыражении личности в хозяйственной деятельности.

Предпринимательство выполняет функцию обеспечения развития и совершенствования экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной среды.

 Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную, энергетическое посредничество, операции с ценными бумагами.

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства:

  1. Деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор и обработку информации, создание духовных ценностей. Исходным элементом формирования производственного предпринимательства является выбор основной области деятельности, что предполагает проведение предварительного маркетинга, т.е. изучение того, насколько товар или услуга необходимы потребителю.
  2. Коммерческое предпринимательство – это товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е., перепродажа товаров и услуг. Первой стадией технологии является выбор – что покупать, что перепродавать и где. Прежде всего, следует исходить из того, что цена реализации товара должна быть выше закупочной, и спрос должен быть достаточным на этот товар, чтобы его реализовать. Вторую стадию технологии составляет маркетинг направлений на анализ рынка.
  3. Финансовое предпринимательство – объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, акции, облигации, векселя. Технология финансовой сделки – аналогична коммерческой сделке.
  4. Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание услуг предприниматель получает доход.
  5. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Все виды предпринимательства направлены на получение прибыли, и связанны с различной степенью риска.

Риск – это вероятность возникновения потерь или снижение доходов по сравнению с допустимым вариантом. Предпосылкой риска является наличие конкуренции и альтернативных вариантов решения вопросов развития предприятия.

Соединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет сократить управленческий персонал, повысить работоспособность небольших коллективов, что дает право на экономические льготы:

  1. государственная поддержка (понимается государственная помощь на возмездной и безвозмездной основе);
  2. кредитование субъектов на льготных условиях (компенсация разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки);

  1. льготы в информационной сфере (лизинг + аренда - кредит);
  2. используются повышенные нормы амортизации, позволяющие осуществить ускоренное возобновление основных фондов.

Особый механизм организации финансовых отношений между предпринимателями и налоговыми органами предусмотрен Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» (покупка патентов, упрощенная бухгалтерская запись).

Привлекательные стороны предпринимательства:

  • общественное положение (статус, богатство);
  • самостоятельность;
  • получение прибыли для обеспечения собственных потребностей.

Недостатки индивидуального предпринимательства:

  • ограниченность человеческих способностей, финансовых ресурсов и невозможность увеличения объема производства;
  • организационно-правовые формы (смотри тетрадь «правовое обеспечение»).

Предприятия – субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ.

Деятельность предприятий регулируется Законом РФ от 25.12.1991 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно этому документу выделяются следующие организационно-правовые формы предприятий:

  • Государственная;
  • Муниципальная;
  • Индивидуальная (семейная);
  • Полное товарищество;
  • Товарищество с ограниченной ответственностью;
  • Акционерное общество открытого типа;
  • Объединение предприятий;
  • Филиалы и представительства предприятия;
  • Предприятия, созданные на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом.

Предприятия различаются по сферам деятельности:

материального производства и не материального производства.

Большая группа предприятий занимается посреднической деятельностью. Задача предприятий посредников – установление контактов между производителями и потребителями.

Важные функции выполняют предприятия сферы обслуживания.

Состояние сферы обслуживания, объем потребляемых услуг, является одной из важных характеристик уровня и качества жизни населения.

По количеству видов производимой продукции предприятия делятся на:

  • специализированные (выпускающие ограниченное число товаров);
  • многопрофильные (производящие разные товары).

Различен уровень специализации предприятий. Здесь может иметь место предметная специализация (когда производится готовый продукт), подетальная (в отраслях производящих средства производства), технологическая (определенная стадия технологического процесса).

В зависимости от размеров, предприятия подразделяются на: крупные, средние, мелкие.

Размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников.

Преимущества крупных предприятий:

  • Большие масштабы производства позволяют полнее использовать возможности разделения труда;
  • Дробление процесса труда на мелкие операции;
  • Использование машинной техники;
  • Приобретение ресурсов в объемах, предоставляющих право на скидки;
  • Вкладывание средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы.

Преимущества мелкого бизнеса:

  • Он динамичнее;
  • Его легко приспосабливать к изменяющимся условиям;
  • Развитие мелкого бизнеса облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала;
  • Он более приспособлен для производства уникальных изделий;
  • Рассматривается как фактор обеспечения занятости населения.

В зависимости от доли затрат на различные элементы выделяют:

  • материалоемкие предприятия;
  • энергоемкие предприятия;
  • трудоемкие предприятия;
  • капиталоемкие предприятия.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Задание:

Рассмотреть   на выбор две организационно-правовые формы предприятий, проанализировав выявить недостатки и преимущества, в конце практической работы написать вывод – какая форма на ваш взгляд более привлекательна.

Методические рекомендации:

1.  Необходимо изучить   организационно-правовые формы предприятий.

2. Из предлагаемого  списка  выбрать те формы, которые  будите  анализировать.

3. Структура описательной практической работы следующая:

а) введение

б) основная часть

в) вывод.

4. Введение: отношения  форм собственности играют одну из основополагающих ролей в развитии и становлении государства. Акционерная форма собственности – одна из форм собственности, на которых базируются производственные отношения. Акционерные общества получили наибольшее развитие в условиях рыночной экономики. Они стали наиболее массовой формой коммерческих организаций. На долю акционерных обществ приходится 60%.

5. Основная часть: Акционерное общество (АО) – это коммерческая органи- зация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества по отношению к обществу. Участники  АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества. АО делятся на два вида:

  • открытое акционерное общество
  • закрытое акционерное общество.

ОАО – это общество, акционеры которого  могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Число акционеров  открытого общества не ограничено. Уставный капитал общества  составляется из  номинальной стоимости акций,   акционерами и составляет 100 000 рублей.  Цель ОАО – получение прибыли от деятельности. Срок деятельности не ограничен.

Преимущества:

  • свободная продажа акций на рынке
  • число акционеров  не ограничено.

Недостатки:

  • длительность учреждения
  • открытость информации
  • необходимость регистрации выпуска акций.

ЗАО -  это общество, акции которого распределяются  только  среди  учредителей или заранее определенного круга   лиц. Число  акционеров от одного до пятидесяти.  Минимальный уставный  капитал  10 000 рублей. Цель ЗАО -  получение прибыли от  деятельности. Срок деятельности не ограничен.

Преимущества:

  • исключить из ЗАО  акционера не возможно
  • акционеры ЗАО не вносят денежные средства в имущество общества.

Недостатки:

  • акционер не имеет права по своему желанию  выйти из общества
  • всегда остается вероятность появления в компании новых участников.

  1. Произвести сравнительной  анализ  ОАО  и  ЗАО по вопросам:

- число акционеров;

- преимущественное   право на приобретение   акций, отчуждаемых акционерами;

- распределение акций;

- уставный капитал;

- особенности.

7. Написать вывод.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Чем обусловлена необходимость хозяйствования?

2.Чем обусловлены различные толкования понятия  «предприятие»?

3.Дайте характеристику основных принципов функционирования предприятий в условиях рыночной экономики?

4.Как различаются предприятия по признаку формы собственности на имущество?

5.Дайте сравнительную характеристику отдельных форм и видов предприятий (юридических лиц)?


ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  2

ДЕНЕЖНАЯ  МАССА.  ИНФЛЯЦИЯ

Цель работы: рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен; получить навыки решения задач, используя уравнение равновесия.

Краткие теоретические сведения

Денежная масса – сумма денег, которой граждане, фирмы и организации страны владеют, используют для расчетов и в качестве сбережений.

Скорость обращения денег – число раз, которое каждая денежная единица участвовала в течение года в любых сделках.

Условно данное определение можно записать в виде схемы

Вывод: увеличение скорости обращения денег напрямую связан с хозяйственным и экономическим развитием.

Зная три основных фактора, определяющих денежную массу страны, запишем уравнение количественной теории денег (УКТД) или знаменитое уравнение Ирвинга Фишера:

М · V = P · T,

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Т – общее число сделок за определенный период времени;

Р – цена, по которой совершается сделка;

Р·  Т – количество рублей, обернувшихся в течение года, или денежное выражение всех совершенных сделок за год.

УКТД – тождество, т. к. левая часть уравнения (М · V) и правая (Р · Т) являются уравнениями, поэтому при изменении одной из переменных любые другие тоже должны измениться для сохранения равенства.

В данном уравнении Фишера есть сложность расчета количества совершенных сделок. Поэтому Т заменяют на Q – величина совокупного объема производства.

Число совершенных сделок Т и объем производства Q связаны друг с другом, т. е. чем больше товаров в экономике производится, тем больше их и продается.

Отсюда

М · V = P · Q,

где Р – уровень цен (дефлятор ВНП);

Q – реальный ВНП (валовой национальный продукт);

Р · Q – номинальный национальный продукт, т.е. реальный объем национального производства, представленный в денежном выражении, или, иначе говоря, исчисленный в текущих (ныне действующих) ценах.

Можно сделать выводы:

1) если Центральный банк удерживает предложение денег на стабильном уровне, уровень цен будет неизменным;

2) если Центральный банк увеличивает предложение денег, то уровень цен растет.

Таким образом, изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.

Понятие инфляции. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х гг.

Традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров.

Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции:

1. Ползучая инфляция. Темп роста цен – до 10% в год. Это умеренный рост цен, который не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот уровень инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Так, в западноевропейских странах последние пятнадцать лет инфляция составляет в среднем 3-5% в год.

2. Галопирующая инфляция. Темп роста цен – до 300–500 % в год. Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой, например латиноамериканских стран в 80-е годы, бывших социалистических стран в 90-е годы. Так, динамика инфляции в России характеризуется следующими цифрами (в процентах к предыдущему году): 1993 г. – 360 %, 1994 г. – 320 %, 1995 г. – 231 %, 1996 г. – 122 %, 1997 г. – 111 %.

3. Гиперинфляция. Темп роста более 50 % в месяц. В годовом исчислении – более 10 000 %. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

Систематизируем экономические последствия инфляции:

  1. перераспределение доходов и богатства;
  2. отставание цен государственных предприятий от рыночных;
  3. скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
  4. ускоренная материализация денежных средств;
  5. падение реального процента;
  6. обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Задание

1. Решите задачу.

Как изменится денежная масса, если скорость обращения денег уменьшилась на 20 %, объем производства упал на 5%, а средние цены выросли на 7 %?

2. Решите задачу.

Инфляция составила 20 %. Насколько снизится реальный процент по годовым кредитам, если номинальный процент годовых равен 32, при введении налога на доход по депозитам в размере 15 %?

3. Выберите правильный вариант ответа.

Общий уровень цен в стране вырос за год в 3 раза. Это означает, что темп инфляции в этой стране составил:

а) 50 %;

б) 100 %;

в) 200 %;

г) 300 %.

Содержание отчета

1. Название работы

2. Цель работы

3. Решение задачи.

4. Ответы на тест.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы определяют нужную массу денег в стране?

2. Как рассчитывается скорость денег?

3. Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

Практическая работа №3 «Расчет заработной платы различным категориям работников»

Цель: закрепление знаний о формах оплаты труда на предприятиях, приобретение практических навыков расчетов заработной платы.

Задание:

- ответить на предложенные вопросы по теме «Формы и системы оплаты труда»;

- решить предложенные задачи;

- ответить на вопросы теста по теме «Формы оплаты труда».

Заработная плата –        

        

        

Во всех этих случаях заработная плата должна находиться в зависимости от        

        

        

При расчетах оплаты труда фирма осуществляет две функции:

  1. начисляет заработную плату каждому работающему в фирме.
  2. Планирует ФЗП, как сумму своих затрат по труду, как экономическому ресурсу.

Современные фирмы могут самостоятельно выбирать приемлемые и оптимальные для условий их функционирования методы расчета ЗПл, метод начисления заработной платы оговаривается с работником при приеме на работу и закрепляется в договоре.

Сдельная ЗПл может рассчитываться, как простая, премиальная, прогрессивная, косвенная, аккордная.

Повременная ЗПл может рассчитываться как простая, премиальная, окладная.

Разновидностью тарифных методов расчета ЗПл является тарифная система организации заработной платы,        

        

        

        

        

        

Мотивационные выплаты.

Премия  -        

        

Надбавка –        

        

Доплаты –        

        

Компенсация – выплата определяется        

        

Особые формы начисления заработной платы.

Все современные новые формы организации заработной платы стремятся поставить в зависимость размер ЗПл от результатов труда фирмы в целом и ее прибыли.

1. Для рабочих используют        

        

        

2. Участие всех работников в результатах работы организации также может быть обеспечено путем определения определяется        

        

        

3. Непосредственное участие в прибыли путем формирования фонда потребления. Участие в прибыли может происходить различным образом: определяется        

        

        

4. Бонусы (тринадцатая зарплата)

5. Выпуск акций для работников предполагает, что        

        

        

6. Опцион эмитента –        

        

7. Социальный пакет (дополнительная заработная плата) –         

        

Принципы организации и состав ФЗП - фонда заработной платы

Заработная плата представляет собой сумму денежных выплат по трудовому договору за выполненную работником работу.

Сумма всех выплат трудовому персоналу за определенный период представляет собой фонд заработной платы (ФЗП) фирмы. ФЗП формируется из двух составляющих:

 основной заработной платы –         

        

 дополнительной заработной платы –         

        

ФЗП на предприятии рассчитывается следующим образом:

1.         

        

        

2.         

        

        

3.         

        

        

4.         

        

        

Расчет ФЗП на предприятии проводится дифференцированно по категориям промышленно-производственного и непроизводственного персонала в зависимости от характера определения заработной платы данной категории работающих.  Включает расчеты тарифного, часового, дневного, месячного и годового ФЗП.

Тарифный ФЗП –         

        

Часовой ФЗП -         

        

Дневной ФЗП –         

        

Месячный ФЗП –         

        

Годовой ФЗП –         

Практические задания

Задачи

1. В цехе химического завода установлено 60 аппаратов для производства минеральных удобрений. Каждый аппарат обслуживается звеном из 3 рабочих. Режим работы предприятия непрерывный, в 4 смены по 6 часов. Каждый рабочий отрабатывает 225 смен в год. Определите списочную и явочную (в смену) численность рабочих.

2. В цехе установлено 50 станков. Норма обслуживания 10 станков на одного рабочего. Режим работы предприятия 3 смены по 8 часов. Коэффициент невыходов на работу 10%. По плану в году каждый должен отработать225 смен. Определите явочную и списочную численность рабочих.

3. Известны следующие данные о деятельности фирмы:

Трудоёмкость (час)

12

Оплата труда (руб./час)

30

Оплата труда сверхурочная (руб./час)

50

Затраты на хранение (мес.)

10

Затраты на увольнение (руб.)

2000

Затраты по найму (руб.)

500

Длительность смены (час)

8

Спрос на продукцию фирмы составляет:

Периоды

январь

февраль

март

апрель

Спрос

1700

1800

1000

1550

Кол-во рабочих дней

22

19

21

20

Определить потребность фирмы в персонале и выбрать вариант, при котором суммарные затраты предприятия по обеспечению трудовыми ресурсами будут минимальны.

4. Рабочий-сдельщик 6 разряда произвел 600 единиц изделий в месяц. Норма времени на изготовление единицы изделия 0,3 часа. Тарифная часовая ставка 6 разряда составляет 64 руб. Определить полный заработок рабочего за месяц.

5. Рабочий-сдельщик 6 разряда выполнил норму выработки на 120%. Его заработок по прямым сдельным расценкам составил 11 520 рублей на норму продукции. По внутризаводскому положению сдельные расценки за продукцию, выработанную сверх 105% нормы, повышаются на 30%. Определить полный заработок рабочего за месяц.

6. Рабочий-повременщик 6 разряда отработал 168 часов и в течение месяца сэкономил материалов на 2000 рублей. Определить полный заработок рабочего, если на предприятии действует Положение о премировании за экономию материалов в размере 40% от суммы экономии. Тарифная часовая ставка 6 разряда 64 руб.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте схему, отражающую классификацию всех известных Вам методов начисления заработной платы в современных фирмах.

Практическая работа №3

«Расчёт заработной платы»

Цель занятия: освоение методики расчёта заработной платы.

Методические указания.

Оплата труда работников – цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.

В строительстве существует две основные формы оплаты труда в сочетании с определёнными системами материального поощрения работников: сдельная и повременная.

Сдельная оплата труда – оплата за выполненный объём работ, которая производится по сдельным расценкам:

Зсд = Рсд*В ,

где Рсд – сдельная расценка, руб.;

 В – количество (объём) произведённой продукции.

Сдельно-премиальная система заработной платы определяется:

Зсд-пр = Зсд + П

где П – сумма премии, установленная за обеспечение определённых количественных и качественных показателей работы, руб.

Повременная оплата труда зависит от продолжительности работы и уровня квалификации:

Зп = Тс*Тф

где Тс – тарифная ставка рабочего соответствующего разряда, руб;

Тф – фактически отработанное на производстве время, час, дн.

При повременно-премиальной системе заработной платы определяется:

Зп-пр = Зп + П

Пример 1

 Определить месячный заработок рабочего по простой сдельной оплате

труда.

Объём произведённой продукции составляет 2438 шт. изделий. Норма времени на изготовление единицы продукции – 5,22 мин. Часовая тарифная ставка рабочего – 50 руб.  

Решение

1 Определяем единичную расценку

Рсд = Тс*Нвр

Рсд = 5,22/60 *50 = 4,35 руб.

2  Определяем заработок рабочего за месяц

Зсд = Q*Рсд

Зсд = 2438*4,35 = 10605 руб.

Вывод: месячный заработок рабочего составил 10605 руб.

Пример 2

Определить сдельно – премиальный заработок рабочего.

Расценка за единицу продукции – 96 руб. Согласно положению об оплате труда, принятому в организации, в случае отсутствия брака при изготовлении продукции, работнику выплачивается премия в размере 10% от сдельного заработка. Рабочий изготовил 210 единиц продукции 

Решение

1 Определяем сдельный заработок рабочего

Зсд = В*Рсд

Зсд = 210*96 = 20160 руб.

2 Определяем величину премии

П = Зсд*∆П/100

П = 20160*10/100 = 2016 руб.

3 Определяем сдельно-премиальный заработок

Зсд-пр = Зсд + П

Зсд-пр = 20160 + 2016 = 22176 руб.

Вывод: заработок рабочего при сдельно-премиальной системе оплаты труда составляет 22176 руб.

Пример 3

Определить заработок рабочего-повременщика за месяц.

Рабочий-повременщик V разряда отработал в сентябре 258 час. Часовая тарифная ставка рабочего  V разряда составляет 34 руб.

Решение

1 Определяем заработок рабочего-повременщика

Зповр = Тс*Тф

Зповр = 34 * 258 = 8772 руб

Вывод: заработок рабочего при повременной оплате труда составляет 8772 руб.

Пример 4

Определить повременно-премиальный заработок работника, за месяц.

Условиями коллективного договора предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 20% от оклада работника при условии выполнения организацией месячного плана производства. Оклад работника составляет 12000 руб. Работник отработал все дни в месяце – 21 рабочий день. 

Решение

1Определяем размер премии

П = Зпов*∆П/100

П = 12000*20/100 = 2400 руб.

2 Определяем сумму заработной платы за месяц

Зпов-пр = Зпов + П

Зпов-пр = 12000+2400 = 14400 руб.

Вывод: заработок рабочего за месяц составил 14400 руб. при повременно-премиальной системе оплаты труда.

Пример 5

Определить сумму заработной платы работника за месяц.

Условиями коллективного договора предусмотрена выплата ежемесячной  премии в размере 25% от суммы заработной платы, начисленной работнику за отработанное время, с учётом доплат за условия труда, отклоняющихся от нормальных. Работнику установлен оклад 10000 руб. В расчётном месяце работник отработал 17 рабочих дней (из 21), а также дважды привлекался к работе в выходные дни (оплата в двойном размере)  

Решение

1 Определяем заработок рабочего за фактически отработанное время

Зпов = З/Тн*Тф

Зпов = 10000/21*17 = 8095 руб.

2 Определяем заработок рабочего в выходные дни

Зв.д = З/Тн*Твд*2

Зв.д = 10000/21*2*2 = 1905 руб.

3 Определяем размер премии

П = (Зпов +Зв.д)*∆П/100

П = (8095 +1905)25/100 = 2500 руб.

4 Определяем сумму заработной платы работника за месяц

З = Зпов + Зв.д +П

З = 8095 + 1905 + 2500 = 12500 руб.

Вывод: сумму заработной платы работника за месяц

составила 12500 руб.


Задания для практической работы

«Расчет заработной платы»

Задание 1

Рассчитайте заработок рабочего за месяц по сдельно-премиальной системе оплаты труда, используя следующие исходные данные: сдельный заработок рабочего-10,8 тыс.руб. в месяц, план выполнен на 105%. По положению о премировании рабочему выплачивается премия за выполнение плана в размере 15% и за каждый процент перевыполнения плана по 2% сдельного заработка.

Задание 2

Распределите месячный заработок между рабочими бригады на основе приведенных данных.

Бригада рабочих из 4 человек заработала за месяц по сдельным расценкам 8389,35 руб.

За выполнение плана по выпуску продукции бригаде начислена премия в размере 30%.

Каждый рабочий отработал следующее количество времени:

Разряд рабочего

Часовая тарифная ставка, руб.

Отработанное время

всего

в праздничные дни

в вечернее время

в ночное время

V                        10,269           184                 8                     64                      64

IV                       8,871             184                 –                     64                      64

III                       7,975             184                 –                     48                      64

II                        7,975             184                 –                      64                     56

Коэффициенты доплаты за работу в:

праздничные дни – 1,4 к заработной плате за отработанное время;

вечернее время – 0,2 к часовой тарифной ставке;

ночное время – 0,4 к часовой тарифной ставке.

Коэффициент сдельного приработка – 0,299353.

Задание 3

Определить полный заработок рабочего за месяц. Рабочий-сдельщик VI разряда выполнил норму выработки на 120%. Его заработок по прямым расценкам составил 11800 руб. По внутризаводскому положению сдельные расценки за продукцию сверх 105% нормы повышаются в 1,5 раза.

Задание 4

Инженер имеет должностной оклад 13 500 руб. в месяц. По условиям премирования – 50% премии ежемесячно. Им отработано в течение месяца 18 дней, из них 3 дня он находился в командировке, кроме того, из 22 рабочих дней месяца он болел – 7 дней\

Определить месячный заработок инженера.


Практическое занятие №4

Тема: «Составление заданной структуры предприятия»

Цели занятия:

- сформировать организационную структуру предприятия,

- выработать практические навыки в области проектирования структур управления организацией,

- научиться выстраивать взаимосвязи внутри организационных структур.

Пояснение к занятию 

Теоретические сведения

Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

            Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для того чтобы эффективно достигались цели, необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников. Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.

            Структура организации — это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию

"Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.

Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

 

Задание

  1. Самостоятельно ознакомиться с теоретическим материалом и принципами построения ОСУ,
  2. Используя набор основных структурных подразделений организации (в соответствии с вариантом) самостоятельно построить ОСУ.
  3. Оформить отчет в тетради для практических работ по основам экономики.

 

Контрольные вопросы для допуска к занятию:

 

  1. Понятие «организации» и «организационной структуры»,
  2. Классификация организаций,
  3. Методы проектирования ОСУ,
  4. Два типа ОСУ и их отличия,

Ход работы:

  1. Изучите теоретические сведения и определите основные требования к построению ОСУ,
  2. Проведя анализ предложенного набора основных структурных подразделений организации, определите тип ОСУ этого предприятия,
  3. Обоснуйте выбор ОСУ и начертите в тетради для практических работ структуру организации (не забудьте про связи и коммуникацию на предприятии),
  4. Сделайте предположение о том, какой деятельностью может заниматься такая организация,
  5. Ответьте письменно на контрольные вопросы,
  6. Напишите вывод по проделанной работе и оформите отчет.

Варианты:

  1. Начальник планово-экономического управления, бухгалтерия, заместитель начальника финансового отдела, главный бухгалтер, отдел планирования себестоимости прибыли и анализа, отдел ценообразования, заместитель начальника управления по организации труда и занятости, отдел анализа и учета трудоемкости, отдел по работе с ценными бумагами и банками, отдел по бюджетированию, отдел оперативно-экономического планирования, начальник отдела налогообложения, заместитель главного бухгалтера, заместитель директора по экономическим вопросам, производственный отдел, материальный отдел, отдел по учету основных средств, генеральный директор, начальник финансового отдела, отдел по организации труда, заместитель начальника по экономическому планированию.
  2. Директор, главный инженер, технический отдел, заместитель директора по коммерческим вопросам, бухгалтерия, канцелярия, информационный отдел, отдел планирования, отдел кадров, заместитель директора по кадровым и социальным вопросам, главный экономист, отдел материально-технического обеспечения, отдел сбыта, финансовый отдел, отдел стандартизации, ремонтный цех, основные цеха, транспортный отдел, экспериментальный цех, отдел жилищно-комунального хозяйства, отдел маркетинга, отдел технического контроля, отдел организации труда и заработной платы, начальник производства, инструментальный цех.
  3. Заместитель директора по экономике и финансам, начальник финансовой службы, отдел организации труда, отдел по планированию производственной деятельности и затрат, отдел бизнес-планирования, налоговый отдел, производственный отдел, отдел внутреннего аудита; отдел планирования, оценки и управления инвестициями; отдел статистики, отдел операционного анализа, сектор управления денежными потоками и расчетами с кредиторами и дебиторами; отдел планирования, оценки и управления инвестициями; бухгалтерия, финансовый сектор, планово-экономический сектор,  бюро ценнобразования по видам продукции, сектор труда и заработной платы,  генеральный директор, главный бухгалтер, главный экономист, отдел по учету и анализу трудоемкости и затрат на труд, отдел финансового учета, отдел финансового планирования и анализа.
  4. Дирекция, отдел книгохранения, отдел по работе с периодикой, отдел каталогизации, отдел книгообмена, отдел учета поступивших книг, справочный отдел, лаборатория предмашинной обработки информации, лаборатория фото-микросъемки и копировально-множительной техники, отдел комплектования, отдел научной обработки литературы, читальные залы, классификатор абонементов по категориям читателей, отдел редких книг и рукописей, отдел по обслуживанию литературой, отдел гигиены и реставрации книг, отдел по классификации и предметизации книг, отдел автоматизации и механизации библиотечно-библиографических и информационных процессов, правочно-библиографический отдел.
  5. Отдел стратегического планирования, НИОКР, отделение по производству товара А, технология изделия Б, президент компании, технология товара А, производство и снабжение товара А, бухгалтерия (товар Б), маркетинговый отдел (товар А), отдел управления персоналом, отдел финансов и экономики на предприятии, бухгалтерия (товар А), маркетинговый отдел (товар Б), производство и снабжение товара Б, отделение по производству товара Б.
  6. Главный инженер, заместитель директора по социальным вопросам и быту, отдел кадров, отдел социально-бытового обеспечения, отдел охраны труда и техники безопасности, заместитель директора по экономическим вопросам, административно-хозяйственный отдел, юридический отдел, дома отдыха, детские учреждения, медицинские учреждения, отдел социально-психологических исследований, отдел подготовки и переподготовки кадров, отдел организации производства и управления, отдел охраны окружающей среды, отдел организации труда и заработной платы, жилищно-коммунальный отдел, пункт общественного  питания, заместитель директора по кадрам, директор.
  7. Директор, бухгалтерия, консультанты «Горячая линия», секретарь, главный бухгалтер, программисты, тестировщики, инженер-исследователь, отдел производства, отдел маркетинга, управляющий главный директор, директор по маркетингу, сборщики, эксперты-консультанты.

 

Контрольные вопросы:

1.        Сколько уровней управления имеет Ваше предприятие, созданное в ходе выполнения практического задания?

2.        Сравните иерархический и органический тип организационной структуры.

3.        Применительно к современному этапу развития рыночных отношений какой тип ОС использовать эффективнее?

4.        Одинаковые ли структура будут иметь предприятие малого бизнеса и крупная транснациональная корпорация (ТНК). Обоснуйте свой ответ.

Содержание отчета

В тетради для практических занятий необходимо:

o       указать наименование занятия и его номер,

o       цель занятия,

o       отразить ход выполнения работы,

o       ответить письменно на контрольные вопросы,

o       сделать вывод по работе.

Практическая работа №5

Вариант-1

Тема:   Издержки предприятия.

Цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних переменных и постоянных издержек производства.

               Теоретическая часть.

            Издержки производства – это затраты производственных факторов

 на производство и реализацию продукции.

            Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

             Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных издержек.

             Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

             Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

            Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

           Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции:  АС=ТС/Q.

            Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

           Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.

Задание 1. Постоянные  издержки фирмы составляют 100 тыс. долл. в месяц, а средние валовые издержки при объеме производства Q1=20 тыс. штук продукции  в месяц-12 долл/штука. Рассчитано, что при дальнейшем расширении производства данной продукции предельные издержки составят:

                   Производство, тыс.штук. . . . . . . . . . . . . . . . .20       25       30       40

                   Придельные издержки, долл./шт. . . . . . . . . . 9,10    11,50    16,20

1.Рассчитайте средние валовые издержки при объеме производства Q2=40000шт. в месяц.

2.Какую величину составляет средние переменные издержки при объеме производства Q2=40000шт. продукции в месяц?

                               

Практическая работа №5

Вариант-2

Тема:   Издержки предприятия.

Цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних переменных  и постоянных издержек производства.

Теоретическая часть.

            Издержки производства – это затраты производственных факторов

 на производство и реализацию продукции.

            Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

           Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных

издержек.

             Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

             Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

            Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

           Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции:  АС=ТС/Q.

            Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

           Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.

          Валовые издержки  (TC) - это совокупные затраты фирмы, включающие постоянные и переменные затраты:  TC=FC+VC;

           Среднее валовые(ATC) издержки исчисляются по формуле : ATC=TC/Q.

Задание 1.

Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100 тыс. условных денежных единиц в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек:

Кол-во прод.(Q)

Переменные издержки (VC)

Средние переменные(AVC)

Средние валовые(ATC)

0

            10000

            20000

            30000

            40000

            50000

0

100000

180000

250000

300000

350000

Всего:

Рассчитайте значения средних переменных и средних валовых издержек при различных объемах производимой  продукции.                               

Практическая работа №5

Вариант-3

Тема:   Издержки предприятия.

Цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних переменных и постоянных издержек производства.

Теоретическая часть.

            Издержки производства – это затраты производственных факторов

 на производство и реализацию продукции.

            Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

           Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных

издержек.

             Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

             Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

            Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

           Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции:  АС=ТС/Q.

            Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

           Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.

          Валовые издержки  (TC) - это совокупные затраты фирмы, включающие постоянные и переменные затраты:  TC=FC+VC;

          Среднее валовые(ATC) издержки исчисляются по формуле : ATC=TC/Q.

Задание 1.

Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100 тыс. условных денежных единиц в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек:

Кол-во продук.(Q)

Переменные издержки (VC)

Средние переменные(AVC)

Средние валовые(ATC)

0

             60000

             70000

              80000

              90000

            100000

0

420000

510000

620000

750000

920000

Всего:

Рассчитайте значения средних переменных и средних валовых издержек при различных объемах производимой  продукции.                           

Практическая работа №5

Вариант-4

Тема:   Издержки предприятия.

Цель: Приобрести практические навыки расчета валовых, средних переменных и постоянных издержек производства.

Теоретическая часть.

            Издержки производства – это затраты производственных факторов

 на производство и реализацию продукции.

            Предпринимателю, прежде всего, необходимо знать общие затраты для производства определенного количества продукции. Такие издержки называются валовыми( ТС). Валовые издержки подразделяются на постоянные и переменные.

           Валовые (общие) издержки (ТС) – это совокупность постоянных и переменных

издержек.

             Постоянные (FC) – это часть валовых издержек фирмы, которые не зависят от объемов производства и имеют место даже при остановке производства.

             Переменные (VC) –это часть валовых издержек, которые зависят от объемов производства.

            Выбор наилучшего объема производства требует экономического анализа. Критерием такого анализа является динамика средних издержек (АС).

           Средние издержки фирмы определяются путем деления общих (валовых) издержек на количество произведенной продукции:  АС=ТС/Q.

            Средние переменные издержки (АVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на количество произведенной продукции(Q): AVC=TVC/Q.

           Средние постоянные издержки (АFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на количество произведенной продукции: AFC=TFC/Q.

          Валовые издержки  (TC) - это совокупные затраты фирмы, включающие постоянные и переменные затраты:  TC=FC+VC;

          Среднее валовые(ATC) издержки исчисляются по формуле: ATC=TC/Q.

Задание 1. На основании данных таблицы, рассчитайте величину валовых и средних валовых издержек.

Объем выпуска(Q)

Постоянные издержки(FC)

Переменные издержки (VC)

Валовые издержки(TC)

Средние валовые(ATC)

          0

         100

0

         10

         100

50

         20

         100

100

         30

         100

150

         40

         100

200

Информационные источники

Основные источники

  1.  Соколова С.В. Основы экономики: учебник - М.: «Академия», 2008.
  2.  Сафронов Н. А., Экономика организации (предприятия): учеб. для сред. проф. образования /Н. А. Сафронов. - 2-е изд., с изм. - М.: Магистр : ИНФРА-М, 2012. - 255 с.
  3. Чечевицына Л. Н., Практикум по экономике предприятия: учебное пособие /Л. Н. Чечевицына, О. Н. Терещенко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 250 с. - (Среднее профессиональное образование).
  4. Носова С.С., Основы экономики учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Носова С.С. -4-е изд., стер.- М.: Кнорус, 2009.-312с.

Дополнительные источники:

  1. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник.- М.: «Академия», 2006.
  2. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10, 11 кл. общеобразовательное учреждение- 6-е изд., -М.: Вита-Пресс, 2004.
  3. Бебнева Н. А.  Экономика в схемах. Теория: учебное пособие – Воронеж, 2005.
  4. Липсиц И. В. Экономика: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вита пресс», 2012.
  5. Савицкая Е. В. Рабочая тетрадь по экономике № 1. М.: «Вита пресс», 2005.
  6.  Савицкая Е. В. Рабочая тетрадь по экономике № 2. М.: «Вита пресс», 2005.
  7. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе, книга 1: пособие для учителя - М.: «Вита пресс», 2005.
  8. Савицкая Е. В., Серёгина С. Ф. Уроки экономики в школе, книга 2: пособие для учителя - М.: «Вита пресс», 2006.
  9. Терещенко О. Н., Основы экономики: Учебник для НПО- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  10. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
  11. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
  12. Зайцев Н.Л., Экономика организации [Текст]: учебник для вузов / Н.Л. Зайцев. -М.: Экзамен, 2006. - 768 с.
  13. Фокина О. М., Экономика организации (предприятия): учеб. пособие /О. М. Фокина, А. В. Соломка. -М.: КноРус, 2010. - 240 с.
  14. Экономика предприятия: учеб. для вузов/ред. В.М. Семенов -5-е изд.-СПб.: Питер.2010  - 416 с.
  15. Экономика промышленного предприятия: учеб. для вузов /ред. Е. Л. Кантор, Г. А. Маховикова. - Ростов н/Д.: Феникс: МарТ, 2009. - 864 с. - (Учебный курс).
  16. Экономика фирмы: учебник /Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; ред. Н. П. Иващенко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 528 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
  17. Яковлев Н.Я., Цены и ценообразование [Текст]: учеб. пособие / Н.Я. Яковлев. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Информационный центр -Маркетинг, 2008. - 106 с.

Интернет-ресурсы:

  1. www.edu.ru- ресурсы портала для общего образования 

  1. http://school-collection.edu.ru/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) к учебникам.

  1. ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал "Экономика, Социология, Менеджмент" .

  1. eup.ru – портал "Экономика и управление на предприятиях". Книги, статьи, документы и пр.

  1. aup.ru - Административно-управленческий портал "Менеджмент и маркетинг в бизнесе". Публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга - книги, статьи, документы и пр.

  1. ido.rudn.ru (Экономика) - электронный учебник по курсу "Экономика" (авт.: Бирюков В.А., Зверев А.Ф. и др.)

  1. economicus.ru - проект института "Экономическая школа".  

  1. buhgalteria.ru - сайт "Бухгалтерия.ru". Новости законодательства, бухгалтерский и налоговый учет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы электротехники" для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы электротехники" для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» базовый образовательный уровеньПрограммо...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы философии"

Содержат пояснительную записку, перечень тем, методические указания по выполнению работ, список источников....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экологического права"

Содержат пояснительную записку, перечень тем практических работ, заданий и указаний по их выполнению, а также перечень источников...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы этики"

Для реализации рабочей программы учебной дисциплины «Основы этики» разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.07 «Монтаж ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Основы страхового дела» для студентов специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)».

Методические рекомендации и решение типовых задач по разделу "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ"....

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга".

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"....