Духовно-нравственное воспитание студентов ФГОУ СПО «КМТ» на занятиях биологии.
статья на тему

Бормотова Елена Сергеевна

Духовно-нравственное воспитание студентов ФГОУ СПО «КМТ»

на занятиях биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статьи27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание студентов ФГОУ СПО «КМТ»

на занятиях биологии.

Бормотова Е.С

преподаватель

биологии и химии

    Сегодня на дворе 21 Век, но мы учителя и преподаватели не должны оставлять без внимания  такие  важные задачи, как задачи духовно-нравственного воспитания. С раннего детства начинается воспитание духовно-нравственных ценностей. Уже годовалому ребенку родители пытаются объяснить что нельзя, а что можно. Дети познают свою религию, узнают свою страну, изучают свой родной язык. Пройдя все важные стадии жизни, детский сад, школу и наконец учебное заведение, мы видим осознанного взрослого человека с установленными, начальными духовно-нравственными ценностями. И вот тут нам, преподавателям, предстоит усовершенствовать эти ценности на своих занятиях, мероприятиях.

    Так что же такое духовно-нравственное воспитание? Оно включает в себя несколько направлений:

  • Духовное здоровье - соблюдение ценностей и убеждений.
  • Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами
  • Культурный человек - образованный, стоящий на высоком уровне культуры.
  • Культура - высокий уровень развития.
  • Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
  • Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

     Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых прав каждого на образование, что соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать членом общества». «В связи с этим, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебно-познавательной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Воспитание не должно быть оторвано от процесса образования, а напротив, органично дополнять его»[1, стр.32].

    «Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Они легко проецируются на материал любого изучаемого в школе предмета и обеспечивает личностное, социальное, общекульторное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности»[3,стр.25-25].

    «Основными целями изучения биологиив СПО являются:

 -формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

 -овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

 -овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

-воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

 -овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму»[2,стр51].

    «Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением студентами определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы»[5, стр.42].

      Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию студентами того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено». Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток пробивается через корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищённый вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа – мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало.

    «Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии включает в себя аспекты:

 - Нравственный — предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

-Гражданственный — формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.

-Политехнический — предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

-Патриотический — компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

 -Здоровье сберегающий — предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества»[5, стр.95-97].

    Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.).

    Арсенал средств духовно-нравственного воспитания студентов на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.

    Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является процесс непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Ссылки на источники

1. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева.- М.:Просвещение, 1978.-389 с.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2009.

3. Потаповская О.М. Педагогическоем сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей / О.М.Потаповская. - М.:Издательство «Планета 2000», 2002.-52 с.

 4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-130 с.

5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России-2004, №№12-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе

В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

статья Технологии духовно-нравственного воспитания студентов

Современные технологии духовно-нравственного воспитания студентов Из опыта работы преподавателя колледжа - на примере Центра развития ребенка...

Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов

В работе отражены основные  приемы и методы для формирования  духовно-нравственных  потенциалов у студентов СПО...

Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа

Проблемы духовно-нравственного воспитания в  рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы с...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...