Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей.
учебно-методический материал на тему

Абрамец Сергей Владимирович

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между  педагогами, учащимися и родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                        ДОКЛАД

На тему:

Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между  педагогами, учащимися и родителями.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое,  как бы большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Следовательно целесообразно значительную часть  воспитательной работы  организовывать одновременно с учащимися  и родителями, а  возникшие проблемы  поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя  интересов друг друга, объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит  прежде всего от того, как складывается взаимодействие  взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних  и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители  станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

 Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения.

             ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. РОДИТЕЛЬКОЕ СОБРАНИЕ  – основная форма работы с родителями.

 Главная задача родительского собрания: совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей, а также получить информацию о своём ребёнке, его ученых успехах, поведении, родители могут получить конкретные рекомендации  о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности.

Главные показатели родительского собрания – это активное участие родителей, атмосфера  активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

  1. ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ -  эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы.
  2. ПЕРЕПИСКА С РОДИТЕЛЯМИ – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
  3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ – Часто в решении той или иной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учащихся, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них  самих, так и для классного руководителя. Родители учащегося получают  реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, классный руководитель – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно придут к взаимному согласию конкретных форм родительского содействия.

  1. ОТКРЫТЫЕ УРОКИ  – обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями преподавателя или классного руководителя.
  2. ЛЕКЦИИ – это форма психолого – педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

Лучший лектор – сам преподаватель или классный руководитель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.

Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций.

Метод общения во время лекции – непринуждённый разговор, задушевная беседа.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

  1. Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума классный руководитель предлагает найти выход из какой – либо ситуации, объяснить свою позицию в той или иной предлагаемой или реально возникшей ситуации.

ФУНКЦИИ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

- информационная;

- воспитательно- развивающая;

- формирующая;

- охранно – оздоровительная;

- контролирующая;

- бытовая.

ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

- формирование активной педагогической позиции родителей;

- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

- активное участие родителей в воспитании детей.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.

Изучение семьи – дело деликатное, тонкое требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желании оказать помощь педагогу в воспитании детей.

ПРИ РАБОТЕ С ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО НАЙТИ ПОДХОД  В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.

 Подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка.  

 I  ТИП – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не требуется.

 II ТИП – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями  между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «ОСОБЫХ» забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимание педагога.

 III ТИП – конфликтные  семьи. В таких условиях родителям не  до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

IV ТИП – внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

V ТИП – неблагополучные семьи, для которых характерны, грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагогов, общественности, а иногда  и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

В СВОЕЙ РАБОТЕ НЕОБХОДИМО ЦЕЛЕСООБРАЗНО  ЗНАТЬ СОБЕННОСТИ ДАННЫХ СЕМЕЙ, И УЧИТЫВАТЬ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.

Стили воспитания в семье, их роль в развитии индивидуальности и личности ребенка. Пути взаимодействия педагога и родителей для решения поставленной цели- воспитать всесторонне развитую личность....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Данный материал поможет разработать сценарий проведения родительского собрания...

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с родителями являвляется одним из важнейших аспектов школьной психологической службы....

Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов

Статья посвящена мастер-классу, при ведении спецдисциплин, из личного опыта педагога...

Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида.

Презентация наглядные рекомендаци по работе с родителями одаренных, трудных, пелагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка инвалида....

Воспитательный эффект индивидуальных форм работы педагога с родителями

Зная  достоинства и недостатки ребёнка, можно  совместно с родителями  найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства, поведение.При...

консультация «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»

консультация «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ» - носит ознакомительный характер, как для педагогов так и для родительской общественности...