Программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6-7 классов (базовый уровень). Разработана Зайцевой Л. П.
рабочая программа на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6-7 классов (базовый уровень, фрагмент). Разработана Зайцевой Л. П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx49.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 для

детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

Согласовано                                                                                                                                                                         Утверждаю

научно-методический совет                                                                                                                                                директор __________ Шакина И.И.                                                                                                                                                                       протокол №  1  от 27.08.2015                                                                                                                                                 приказ №166-П от  01.09.2015                                                                                   

Программа учебного предмета

«Изобразительное искусство» для 6 - 7 классов

базовый уровень

Разработана   Зайцевой Л.П.,

учителем изобразительного искусства высшей категории

г. Магнитогорск 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….3

1.1. нормативно-правовые документы

1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук

1.3. основные особенности программы

1.4. цели и задачи учебного курса

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН

1.6. учебно-тематический план, место предмета в базисном учебном плане

1.7. методические рекомендации и технологические подходы

1.8. специфика отражения НРЭО и межпредметных связей

2. Учебно-методическое обеспечение предмета…………………………………………………………………………    16

3. Календарно-тематический план…………………………………………………………………………………………..17

4. Характеристика контрольно-измерительных материалов……………………………………………………........ ...40

5. Приложение…………………………………………………………………………………………………………………..41

5.1. минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать ученик

5.2. нормы оценок

5.3. литература

5.4. перечень цифровых образовательных ресурсов

5.5. лист коррекции

5.6. контрольно-измерительные материалы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

  1. Нормативно-правовые документы

Учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6-7 классов составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089), примерной программой (Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263). Данная программа основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (1–9 класс), разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010 г.), рекомендованной МО и Н РФ.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных   образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089).
  3. Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  4. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263.
  6. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (1–9 класс), разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010 г.).
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8.12.2014  № 1559  «О внесении  изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при  реализации, имеющих государственную аккредитацию   образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от5.09. 2013г №1047».
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.092014г №08-548 «О федеральном перечне учебников».
  9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404.
  10. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015-2016 учебном году» от 16.06.2015 г № 03-02/4938.
  11. Приложение «Об особенностях преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015-2016 учебном году» к информационному письму Министерства образования и науки Челябинской области «Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году» от 16.06.2015г. №03-02/4938.
  12. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013.
  13. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 – ОС.
  14. Учебный план МОУ «СШИ №2» города Магнитогорска на 2015-2016 учебный год.
  15. Учебно-календарный график на 2015-2016гг.

1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук

Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Изучение искусства призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Содержание курса направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В изучаемом материале по предмету выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучение изобразительному искусству в школе не сводиться к технократической, узкотехнологической  стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Цели художественного образования:

  1.  развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  2.  воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  3.  освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  4.  овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  5.  формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Изобразительное искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Изучение изобразительного искусства призвано осуществить одну из главных задач современного образования – воспитание всесторонне развитой личности, призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с миром искусства даёт учащимся возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой. Обращая внимание на связь этих понятий, содержание программы данного курса построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Музыка», «Технология».

В процессе художественной деятельности происходит развитие творческого воображения и художественно-образного мышления учащихся. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения - создание нового продукта, предполагающее интеграцию всего комплекса знаний по искусству и связанных с ним дисциплин:

  • биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе),
  • историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве),
  • математикой (геометрия),
  • физикой (оптика),
  • технологией (технологии художественной обработки материалов),
  • информатикой (компьютерная графика).

Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности графического дизайна (реклама, фирменный стиль, упаковка и т.п.), промышленного дизайна (посуда, ткани, одежда, бижутерия, парфюмерия и т.п.), арт-дизайна, архитектурного дизайна, ландшафтного дизайна, средового дизайна (интерьеры, городская среда и т.п.). Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник дополнена поисковыми заданиями, творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

Учитель совместно с учениками определяет темы проектов, с последующим предъявлением результатов в социуме (выставки-конкурсы, экспозиция школьной картинной галереи, оформление школьных мероприятий). Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности, задания выбираются разные по уровню сложности, с опорой на знания ребят, на их возрастные особенности, с использованием межпредметной интеграции не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.

1.3. Основные особенности учебной программы

Данная программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6-7 классов разработана на основе  авторской  программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (1–9 класс), разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2010 г.), рекомендованной МО и Н РФ.

Календарно-тематическое планирование в программе по предмету «Изобразительное искусство» составлено в соответствии с годовым календарно-учебным графиком МОУ «СШИ №2» города Магнитогорска, который рассчитан на 34 учебные недели. В календарно-тематическом планировании  в качестве образцов детских работ (предполагаемый результат) использованы учебные и творческие работы учащихся данного учебного заведения.

 В программе учтены национальные, региональные и этнокультурные особенности как традиционного народного, так и профессионального искусства при изучении предмета «Изобразительное искусство».

В данной программе за счёт резерва свободного учебного времени (14 часов по Примерной программе) увеличено количество тем уроков  в соответствии с учебными задачами четверти и года, отведено дополнительное время на практическую художественно-творческую деятельность учащихся, расширен ассортимент используемых на уроке художественных материалов и техник.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

  1. Цели и задачи курса

Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-целостного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

  1. формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия образа реальности и произведений искусства;
  2. обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического (ценностного) смысла визуально-пространственной формы;
  3. освоение художественной культуры как формы материального выражения художественных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  4. развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
  5. формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  6. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
  7. развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;        
  8. овладение средствами художественного изображения;
  9. овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

  1. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН

6 класс

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

 Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобрази-тельные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

7 класс

Учащиеся должны знать:

-  о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

-  о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

-  о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

-  о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о вырази-тельном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

-  о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

-  о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

-  о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

-  о роли художественной иллюстрации;

-  о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

-  наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечест-венном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

Учащиеся должны иметь представление:

-  об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

-  о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

-  получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

-  научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

-  развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

-  получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыке, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

  1. Учебно-тематический план по изобразительному искусству (6 - 7 классы)

№/п

Содержание (разделы)

Примерное количество часов по программе Б.М.

Неменского

Количество

часов по программе учителя

Практическая часть

программы

Форма

контроля

Практическая работа

6 класс

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

9

Обобщение материала темы четверти, тестирование, выполнение графических заданий

Выполнение зарисовок, линейных рисунков, заданий на передачу различных состояний в цвете, объемных изображений животных

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

7

Отчётная выставка работ учащихся, итоговая беседа по темам четверти с просмотром  видеоряда (устный опрос)

Выполнение итоговой работы четверти «Натюрморт-автопортрет»

3

Вглядываясь в человека. Портрет

12

10

Кроссворды, викторина, графические задания

Создание портрета в материале (по выбору учащихся) на основе поискового материала и выполненных упражнений и эскизов

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

8

Тестирование

Создание пейзажа-настроения в цвете

итого

35

34

Отчётная выставка работ учащихся,

 терминологический диктант

Выполнение учебных заданий и творческих работ по темам года различными художественными материалами

7 класс

1

Изображение фигуры человека и образ человека

8

9

Беседа о восприятии произведений искусства, устный опрос, проверка знаний произведений изобразительного искусства по теме четверти

Выполнение упражнений – зарисовки изображений фигуры человека, схемы движения, наброски с натуры, лепка фигуры

2

Поэзия повседневности

8

7

Выставка учебных и творческих работ учащихся, проверка поисковых заданий, решение анаграмм и заданий в программе Notebook

Создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа)

3

Великие темы жизни

12

10

Беседа и дискуссия о современном искусстве

Создание тематической композиции

4

Реальность жизни и художественный образ

7

8

Отчётная выставка работ учащихся, защита творческих проектов

Творческие художественные композиции в разных материалах, альбомы с материалами на определённую тему по изобразительному искусству индивидуально или коллективно

итого

35

34

1.7. Методические рекомендации и технологические подходы

С учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики школы-интерната № 2 обучение организовано в ортопедическом режиме, но  в связи со спецификой предмета «Изобразительное искусство», учащиеся занимаются сидя. Особое внимание уделяется проведению физкультминуток, которые способствуют снятию локального утомления школьников.

Для достижения положительных результатов на уроках изобразительного искусства используются различные подходы в обучении:

  • компетентностный подход (творческий подход к выполнению художественных задач);
  • интегративный подход (уроки «развития воображения» по методике Т.Предтеченской);
  • проблемный и личностно-ориентированный подход (признание индивидуальности, самореализация, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения).

Данные подходы влияют на творческий процесс: совершенствуют художественные навыки и умения в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.

 В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната № 2 используются следующие образовательные технологии, учитывающие возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности:

  • здоровьесберегающая технология (релаксационные упражнения, смена видов деятельности, музыка, физзарядка);
  • коллективная система обучения (КСО);
  • культурологический подход к преподаванию;
  • личностно-ориентированное обучения (И.С. Якиманская);
  • концепция одаренности (Ю.Д. Бабаева);
  • технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова);
  • информационно-коммуникационные технологии.

     

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Изобразительное искусство и художественный труд» основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
  • метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
  • эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
  • исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
  • проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Для достижения высокого уровня усвоения художественного материала и совершенствованию изобразительных умений в программе предусмотрено:

  • сочетание на уроках дозированного режима обучения (объем знаний делится на определенные порции в сочетании с различными техниками изобразительного искусства) с интенсивным (повышенный, избыточный, концентрированный объем информации). (Пр.: «Народные промыслы» - дозированный режим, «Народная игрушка» - все виды игрушки с включением краеведческого материала (концентрированный объем);
  • использование межпредметных связей не только с предметами художественно-эстетической направленности, но и естественно-научными (Пр.: «Портрет» - математические расчеты, исторические факты и т.д.);
  • применение вербальных и невербальных средств для решения художественной проблемы (Пр.: «Анималистический жанр» - работа по группам: выполнение эскизов, подбор художественных произведений, инсценировка).
  1. Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей

На изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в предметное содержание выделено 10-15% учебного времени от общего количества часов.

НРЭО содержания учебного курса «Изобразительное искусство» для 6-7 классов в данной программе отражаются в следующих темах:

Класс

Тема урока

Вопросы НРЭО

Количество часов

6

1 четверть 2 урок «Рисунок – основа изобразительного творчества»

«Эскизы мгновения» в графике В.Н.Аристова, А.В.Портновой

45 мин

6

1 четверть 6,7 уроки «Цвет в произведениях живописи»

Знакомство с творчеством художников г.Магнитогорска: Г.Я.Соловьёва, Э.П.Борисенко,  А.П.Крючкова, М.Ищенко, М.В.Попелюшенко, А.В.Портновой  и т.д.

45 мин

6

3 четверть 4 урок «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека»

Портреты жителей города Магнитогорска на примере творчества магнитогорских художников: А.Ф Аверина, Н.В.Рябова, Ф.Г.Разина, С.В.Фёдорова,  Э.В.Аниконова

45 мин

6

4 четверть 7 урок «Городской пейзаж»

Пейзажи города Магнитогорска в творчестве художников: Ф.Г.Разина, Э.В.Аниконова, М.В.Попелюшенко, Л.Поскрёбышева

45 мин

итого

180 мин

7

2 четверть 4 урок «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве»

Жизнь каждого дня в творчестве художников Магнитогорска

25 мин

7

2 четверть 5,6 уроки «Жизнь в моём городе в прошлых веках» (историческая тема в бытовом жанре)

Историческая тема в бытовом жанре в творчестве художников Урала

45 мин

7

4 четверть 1 урок «Художественно-творческие проекты»

Иллюстрации к произведениям П. Бажова, Д. Мамина-Сибиряка,

Б. Ручьева «Любава» и др.

45 мин

7

4 четверть 2, 3 уроки «Искусство иллюстрации. Слово и изображение»

Иллюстрации к произведениям П. Бажова, Д. Мамина-Сибиряка,

Б. Ручьева «Любава» и др.

45 мин

7

4 четверть 8урок «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

Музеи города Магнитогорска

20 мин

итого

180 мин

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, отражающее НРЭО по предмету:

 

  1. Краеведение. Челябинская область. 7 кл. / под ред. Г.С.Шкребня. - Челябинск: АБРИС, 2011.
  2. Краеведение. Челябинская область. 8 кл. / под ред. В.М.Кузнецова. - Челябинск: АБРИС, 2011.
  3. Елистратова, М.А. Скульптор Лев Головницкий. Библиографический иллюстрированный указатель литературы. Челябинск, Юж.-Урал. кн. изд-во, 1978 г.
  4. Лазарев, А.И. Уральские посиделки / А.И. Лазарев; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2-е изд. – Челябинск, 2008.  
  5. Уральская слободка: Сборник исследовательских и творческих работ победителей XI  межрегионального конкурса по краеведению, этнографии и народному творчеству / составитель Е.В. Сатарова. М-во культуры Челябинской области; ЧГЦНТ. – Челябинск, 2013 г.  
  6. Чагин, Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. / Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2002.
  7. Чагин, Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. / Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2002.
  8. Этнические взаимодействия на Южном Урале: Материалы II региональной научно-практической конференции. – Челябинск: ООО «Рифей», 2004.
  9. Коротовских, Л.Н., Месеренко, Л.К., Москвина, Л.А. Уральские промыслы: Наглядно-дидактическое пособие по изобразительной деятельности для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Челябинск: Взгляд, 2003.  
  10. Костарева, Т.В. Художественные промыслы Урала. Чугунное кружево. – Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2006.  
  11. Костарева, Т.В. Он любил жизнь и людей. – Челябинск: Цицеро, 2007.
  12. Костарева, Т.В. Город крылатого коня. Художественные промыслы Урала. - Челяби Цицеро, 2007.
  13. Челябинск. История моего города: Учеб. для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.
  14. Ушаков, А.П. Во имя Родины: Рассказы о челябинцах – Героях и дважды Героях Советского Союза. – Челябинск: ЮУКИ, 1985.
  15. Мясников, В. Оружие Урала. – Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2000.  
  16. Ю.Жук. Легенда Уральских предгорий. – Челябинск Южно-Уральское книжное издательство, 1991 г.
  17. В.А.Иванов. Путями степных кочевий. – Уфа, Башкнигиздат, 1984 г.
  18. Книги старого Урала: сборник. – Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1989 г.
  19. Г.Н.Матюшкин. Яшмовый пояс Урала. – М.: Искусство 1972 г.
  20. Сквозь века. К истокам культуры народов СССР: сборник. Вып.1/ Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков и др. Сост. К.А.Гусева. – М.: «Знание», 1986 -240с. (статья О.Н.Бадер «Тайна седого Урала»).
  21. Н.И.Шувалов. От Парижа до Берлина: Топоним. Словарь – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989 – 160с.
  22. Статья С.Н. Дороженко «Акбулакская глиняная игрушка». - Магнитогорск: МаГУ/ Сборник «Искусство и культура Урала как региональный компонент», 2004.
  23. Байнов, Л.П. История мирового изобразительного искусства / Л.П.Байнов. - Челябинск: Книга, 2015.
  24. Кузнецова, И.Н. Рисуем все: практикум по рисованию для детей младшего школьного возраста и для все желающих научиться рисовать. Кн. /И.Н. Кузнецова. - Челябинск: Край РА, 2015.

Пособия для разработки оценочных материалов с учетом НРЭО:

  1. Салмина, М.С. Краеведение. Челябинская область. 7 кл. : рабочая тетрадь / М.С. Салмина, науч. ред. В.М. Кузнецов. - Челябинск: АБРИС, 2012. - 96 с. - (Познай свой край).
  2. Салмина, М.С. Краеведение. Челябинская область. 8 кл. : рабочая тетрадь / М.С. Салмина, науч. ред. В.М. Кузнецов. - Челябинск: АБРИС, 2015. - 160 с. - (Познай свой край).
  3. Главные праздники современной России и малой Родины: метод. рекомендации / предс. ред. коллегии В.М. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: Край РА, 2012. - (Гражданско-правовое и патриотическое воспитание).

  1. Учебно-методическое обеспечение предмета

Изобразительное искусство

Программа

класс

Учебник

Методические пособия

Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд

(под рук. Б.М. Неменского)

1-9 класс. -М.: Просвещение, 2010.

6

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская,  под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2010.

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская,  под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2015.

Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская». 6 класс / Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.  – М.: Просвещение, 2015.

Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»: 6 класс /И.Б.Полякова, Т.А.Мухина. Под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2015.

7

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского.  – М.: Просвещение, 2009.

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского.  – М.: Просвещение, 2015.

Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская». 7 класс / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского.  – М.: Просвещение, 2015. 

2. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека»: 7-8 класс /Г.Е.Гуров, А.С.Питерских; под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "Биология" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "География" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.

Программа учебного предмета "География" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....

Программа учебного предмета "География" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.

Программа учебного предмета "География" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....

Программа учебного предмета "Математика" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., Петрашовой В.Н.

Программа учебного предмета "Математика" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., Петрашовой В.Н....