Работа с технологическими картами
методическая разработка на тему

Ковалева Светлана Владимировна

Образцы раты над созданием технологических карт урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  – современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Технологическая карта – обобщенно- графическое выражение сценария занятия, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

  1.  В ней должен быть описан весь процесс деятельности:
  2. . этапы занятия
  3. последовательность всех осуществляемых действий и операций приводящих к намеченному результату
  4. координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности.
  5. При составлении технологической карты необходимо выписать общие и профессиональные компетенции из стандарта по данной теме

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

ФИО преподавателя

Группа/специальность

Дисциплина

Тема занятия

Тип занятия

Форма организации обучения

Цели занятия (обучающая, развивающая, воспитательная, методическая)

Методы обучения

Формы обучения

Средства обучения

Методы контроля

Междисциплинарные связи

Внутрипредметные связи

Студенты должен знать/уметь.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Содержание и структура занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Методы обучения и контроля

Формы обучения

Средства обучения

Развиваемые профессиональные и общие компетенции


Технологическая карта урока

.0

Предмет

Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности

Тема урока

Актуальность, используемых средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет разнообразить деятельность обучающихся

за счет наглядности и доступности представляемого материала

Цель урока

Создать условия для формирования представления об алгоритмах.

Познакомить обучающихся с понятием алгоритма, его свойствами.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

методические

-формирование умений корректно выстраивать порядок действий;

-помочь обучающимся усвоить понятие алгоритма и его свойства.

-способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;

-развитие творческих способностей обучающихся, познавательного интереса, умений анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания, полученные на других предметах и своей профессиональной деятельности.

-воспитание информационной культуры ,внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни и своей профессиональной деятельности;

-воспитание чувства товарищества, коммуникативных качеств, культуру межличностных взаимоотношений;  

-воспитание умения слушать, трудолюбия.

-предложить вариант нетрадиционного начала урока;

-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;

-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;

-показать возможность использования межпредметных связей;

-продемонстрировать использование знаний данного урока в профессиональной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап урока  Организационный

Взаимные приветсвия

Активизация внимания

обучающихся.

Демонстрация презентации

Обучающиеся отвечают на вопросы «Информационной разминки»

Повышается мотивация к материалам других общеобразовательных дисциплин

Обучающиеся пытаются ответить на вопросы и активно взаимодействуют с преподавателем и другими обучающимися

Коллективная работа, умение выслушать собеседника

Поиск правильных ответов на вопросы «Информационной разминки»

 Организация совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность.

2-й этап урока  Повторение

Вопросы на повторение предыдущих тем урока; прочтение стихотворения

Делают выводы на основании прослушанного стихотворения и других примеров

 Вызывает интерес обучающихся  к творчеству поэтов, побуждает к воспоминанию  о русских народных сказках

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя, объясняют смысл изложенного, делают выводы

Умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения однокурсников и преподавателя

Поиск правильного вывода о действиях,

На основании полученных выводов, определяются и формулируются цели занятия, их значимость в профессиональной деятельности

3-й этап урока  Объяснение нового материала

История возникновения термина ;освоение основного понятия и определения теории алгоритмов, их свойства. Демонстрация презентации

Работа с презентацией: просмотр, обсуждение, предложение своих вариантов определения и примеров алгоритмов

Освоение основных понятий и определений теории алгоритмов, свойств.

Обучающие активно участвуют в процессе демонстрации презентации в формировании доступного определения алгоритма, его основных свойств

Умение задавать вопросы,

выслушивать

ответы на вопросы

однокурсников

и мнение преподавателя,

и делать общее заключение

Формулировка определений и сопровождение их пояснениями и примерами

Умение выбрать правильный и удобный вариант ответа, сопоставимый с профессиональной деятельностью

4-ый этап урока  Закрепление материала

Демонстрация возможностей интернет ресурсов

Находить с помощью интернет ресурсов ответы на интересующие вопросы

Умение составлять правильные запросы для поиска информации на интернет ресурсах

Работа с учебником в малых группах в процессе поиска ответов на поставленные вопросы

Умение работать в малых группах и отстаивать свою точку зрения

Поиск вариантов ответов в учебнике

Умение регулировать работу в малой группе

5-ый этап урока  Практическое применение

Объяснение правил выполнения практической работы, в соответствии с алгоритмом

Выполнение практической работы на компьютере

Умение использовать компьютер и работать с основными программами Microsoft Office

Выполнение заданий по образцу по предложенному алгоритму

Умение работать с современными техническими средствами обработки информации

Действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Умение строго следовать предписаниям алгоритма и планировать время окончания своей работы

6-ой этап урока  Подведение итогов занятия

Вопросы по новой теме, вывод о важности теории алгоритмов и алгоритмического вида деятельности в профессии «Повара, кондитера»;аргументация выставленных отметок

Обсуждение результатов выполнения практической работы с демонстрацией группового задания

Осознать важность алгоритмического способа действий в своей профессии

Формулировка вопросов по новому материалу задания

 Умение задавать вопросы и выслушивать ответы

Организовать правильный порядок завершения работы на компьютере

Умение регулировать время выполнения практического задания с применением компьютера

7-ой этап урока  Домашнее задание

Формулировка и разъяснение домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях

Запись домашнего задания и прослушивание рекомендаций его выполнения

Осознать значимость выполнения домашнего задания для профессиональной  подготовки

Задать интересующие вопросы

Умение терпеливо выслушать рекомендации преподавателя

Завершить работу в кабинете информатики и ИКТ без нарушения ТБ и правил работы в кабинете

Уметь выполнять требования ТБ и правил работы в кабинете информатики



Предварительный просмотр:

Конспект урока
«Проектирование Базы Данных:
построение инфологической модели предметной области»

СПО
1 курс

Тип занятия: применение знаний и умений на практике.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Оборудование:

  • аппаратура для мультимедийного сопровождения занятия (проектор, интерактивная доска),
  • персональные компьютеры,
  • программное обеспечение для создания и демонстрации проекта (операционная система MS Windows XP, MS PowerPoint).

Методическое обеспечение занятия:

  • методическая разработка открытого учебного занятия,
  • презентация к занятию,
  • информационный буклет,
  • раздаточный материал: задание для групповой работы, приложение А «Рефлексия по группе», приложение Б «Карта работы в группе», файл «Представление проекта» ,
  • УМК (выписка из ФГОС СПО, рабочая программа, технологическая карта по дисциплине).

Литература, эор:

  1. Голицына О.Л. Базы данных: учеб. пособ. для СПО спец. 2202, 2203, 2204/ О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум: Инфра-М, 2009. -400 с.: ил. - (Профессиональное образование).
  2. Кумскова И.А. Базы данных: учебник / И.А. Кумскова. - М.: КНОРУС, 2010. -488 с. - (Среднее профессиональное образование).
  3. http://citforum.ru/database/dbguide/index.shtml - Основы проектирования реляционных баз данных / В.В. Кириллов (Электронное учебное пособие).
  4. http://www.slideshare.net/lavrov/ss-4659919 - Проектирование баз данных (Презентация).
  5. http://ru.wikipedia.org/ Проектирование баз данных (Свободная электронная энциклопедия).

Критерии и методы диагностики эффективности занятия:

  • Ответы на вопросы (устно)
  • Самооценка деятельности при групповой работе (подготовка проекта)
  • Оценка результатов проектирования с использованием информационных технологий

Цели занятия:

Дидактические:

  • научиться применять полученные теоретические знания на практике,
  • провести анализ предметной области,
  • овладеть методами проектирования баз данных,
  • выполнить проектирование модели предметной области для дальнейшей разработки базы данных.

Воспитательные:

  • содействовать формированию и дальнейшему развитию навыков работы в коллективе;
  • воспитание организованности, дисциплинированности, культуры поведения и общения, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, широты интересов.

Развивающие:

  • содействовать развитию познавательного интереса к дальнейшему обучению по профессиональным модулям, логического мышления, внимания, памяти, речи через активные методы обучения, использование информационных технологий;
  • способствовать развитию ключевых компетенций (информационная, технологическая, социальная, коммуникативная, готовность делать осознанный и ответственный выбор, готовность к самообразованию).

Межпредметные связи

  • ПМ.01 Эксплуатация и модификация информационных систем (МДК.01.02 Методы и средства проектирования информационных систем),
  • ПМ.02 Участие в разработке информационных систем (МДК.02.01 Информационные технологии и платформы разработки информационных систем),
  • ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин) (МДК.03.04 Технология публикации цифровой и мультимедийной информации).

Ход занятия:

№ П/п

Этапы занятия

Цель этапа

Время (мин.)

Содержание деятельности Преподавателя

Содержание деятельности Студентов

Форма организации познаватель¬ной деятельности

Характер учебно-познавательной деятельности: ознакомитель¬ный, репродуктивный, продуктивный

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организационный

Обеспечить мотивацию студентов к выполнению проектной деятельности

1

Объявляет тему учебного занятия, совместно со студентами ставит цели, обосновывает их значимость для развития познавательной деятельности студентов, мотивирует студентов значимостью практических умений

Включаются в процесс целеполагания

Фронтальная

Ознакомительный

Готовность к занятию, внимание студентов, постановка целей

2

Актуализация знаний

Выявить уровень и объем знаний, способствовать развитию информационной компетентности

3

Организует повторение теоретического материала, демонстрирует слайды, совместно со студентами осуществляет постановку проблемного вопроса

Отвечают на вопросы, наблюдают, анализируют содержание слайдов, совместно с преподавателем осуществляют постановку проблемного вопроса

Фронтальная

Репродуктивный

Знают этапы проектирования БД, основные понятия, методы построения инфологической модели предметной области

3

Применение полученных знаний на практике

Способствовать развитию ключевых компетенций человека современного общества: информационной, социальной, технологической, готовности делать осознанный и ответственный выбор

20

Проводит консультацию в группе, направляет деятельность группы, осуществляет контроль за выполнением задания

Заполняют карту группы (приложение Б), выбирают предметную область, обосновывают ее актуальность, проводят анализ предметной области по плану, проектируют модель, определяют структуру таблиц реляционной базы данных

Групповая

Продуктивный

Создают список запросов для будущих пользователей, модель предметной области «сущность - связь»,структуру таблиц в реляционной базе данных, презентацию проекта

4

Рефлексия в группе

Оценить деятельность групповой работы, осознать свою деятельность в группе

1

Инструктирует студентов по проведению рефлексии в группе

Осуществляют рефлексию, заполняют бланк (приложение А)

Групповая

Репродуктивный

Оценка эффективности групповой работы для достижения целей занятия, комфортности работы в группе

5

Представление проекта группы, оценка проекта

Способствовать развитию коммуникатив ной компетентности

15

Слушает представление проекта группы, организует обсуждение

Представляют проекты, защищают, оценивают проекты групп (приложение Б)

Фронтальная, групповая

Репродуктивный

Анализ предметной области, проект модели

6

Подведение итогов занятия, рефлексия

Проанализировать степень достижения целей, способствовать развитию готовности студентов к самообразованию

5

Обобщает, делает выводы

Осуществляют рефлексию проектной деятельности, дают самооценку

Индивидуальная, фронтальная

Репродуктивный

Умеют эффективно участвовать в подведении итогов, делать самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по учебному предмету "Основы технологии отделочных строительных работ" на тему: "Проект производства работ. Технологические карты"

Презентация по учебному предмету "Основы технологии отделочных строительных работ" на тему: "Проект производства работ. Технологические карты" для учащихся 1 курса....

Технологическая карта учебного занятия по МДК.05.02. Инновационная деятельность в социальной работе. Тема: Факторы, препятствующие инновационной деятельности в социальной работе

Технологическая карта учебного занятия по теме "Факторы, препятствующие инновационной деятельности в социальной работе" раскрывает характеристику факторов, препятствующих внедрению в организ...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Технологическая карта урока учебной практики по МДК 02.01 Технология обработки текстильных изделий по теме: "Ручные работы. Рабочие места для ручных работ."

Технологическая карта урока учебной практики по МДК 02.01 Технология обработки текстильных изделийпо теме: "Ручные работы. Рабочие места для ручных работ."...

Технологическая карта урока учебной практики по МДК 02.01 Технология обработки текстильных изделий по теме: "Машинные работы. Рабочие места для машинных работ."

Технологическая карта урока учебной практики по МДК 02.01 Технология обработки текстильных изделий по теме: "Машинные работы. Рабочие места для машинных работ."...

Инструкционно – технологическая карта на выполнение практической работы № 1 "Геодезические планы, карты, чертежи"

Практические  (лабораторные) занятия, прежде всего, выполняют традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий...