Опыт, проблемы и развитие СПО в сфере перехода к ФГОС-3 на примере АУ РС (Я) «Южно - Якутского технологического колледжа»
рабочая программа на тему

Заболотских Нина Ивановна
Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессиональных качеств. Опыт, в отличие от знаний, приобретается только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. В то же время выполнение действий возможно только на основе знаний с помощью определённых умений. Главной задачей образовательного учреждения СПО «ЮЯТК», является подготовка высококвалифицированных специалистов. Но их подготовка затруднена по ряду причин. Одной из них является разрыв между теорией – чему учат и практикой – что нужно уметь делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabolotskih_n.i._doklad.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт, проблемы и развитие СПО в сфере перехода к ФГОС-3 на примере АУ РС (Я) «Южно - Якутского технологического колледжа»

Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессиональных качеств. Опыт, в отличие от знаний, приобретается только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. В то же время выполнение действий возможно только на основе знаний с помощью определённых умений.

Главной задачей образовательного учреждения СПО «ЮЯТК», является подготовка высококвалифицированных специалистов. Но их подготовка затруднена по ряду причин. Одной из них является разрыв между теорией – чему учат и практикой – что нужно уметь делать.

Ликвидировать этот разрыв можно с помощью модульных программ, основанных на компетенциях, которые ориентированы на потребности работодателя и в случае правильной разработки и успешной реализации могут обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки будущих специалистов. Но, все дело в том, что переход от традиционного обучения к модульному связан с определенными трудностями, основными среди которых являются:

  1. Отсутствие современной материальной базы (по железнодорожным дисциплинам).
  2. Недостаток квалифицированных педагогических кадров и, в первую очередь, преподавателей – практиков.  А новые стандарты предписывают нам, что преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин должны иметь опыт работы на производстве.
  3. Отсутствие учебно – методической литературы по модульному обучению. Понимая, с какими проблемами может столкнуться педагогический коллектив колледжа при переходе и последующей реализации стандартов нового поколения, предметно цикловая комиссия  железнодорожного транспорта на  2011-2014 учебные годы работает над темой: "Активные методы обучения, используемые для реализации модульных программ основанных на компетенциях».   

Перспективный план состоит из 2 этапов и задач.

1 этап был направлен на Формирование представлений о стандартах нового поколения предметно – цикловой комиссии. Внедрение в учебный процесс стандартов нового поколения. Этот этап реализовывался с 2009-2011 уч. гг.

Задачи:

  1. Создать необходимые организационные, методические условия для работы предметно – цикловой комиссии по проблеме;
  • изучение и обобщение имеющегося опыта преподавателей   специальных предметных и профессиональных компетенций будущих молодых специалистов;
  • разработка критериев сформированности основополагающих профессиональных компетенций будущих молодых специалистов;
  • создание и подбор соответствующих диагностических методик.
  1. Создание условий для перехода к работе на основе Федеральных государственных стандартов нового поколения;
  • изучение ФГОС нового поколения.
  • переработка учебных планов и программ подготовки будущих специалистов в соответствии с требованиями ФГОС - 3.

2 этап - Анализ работы педагогического коллектива по поставленной проблеме. 2013-2014 уч. гг..

Задачи:

  1. Обобщение опыта организации учебного процесса, практического обучения, воспитательной работы на основе использования  эффективных педагогических и информационных технологий в решении проблемы управления качеством образования;
  • отчеты преподавателей проведение заседаний цикловых комиссий, семинаров и пр.
  1. Анализ, обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива по проблеме.
  • мониторинг эффективности реализации плана работы педагогического коллектива по методической проблеме;
  • анализ внутренней и внешней образовательной среды, требований программных документов, регламентирующих содержание и развитие профессионального образования
  • проведение педагогического совета по итогам работы по поставленной проблеме

Прежде чем начинать внедрять ФГОС-3 в образовательный процесс нашего учебного заведения, необходимо было определить для преподавателей, в чем состоит принципиальное отличие ГОС 2 поколения от ФГОС 3 поколения, что такое компетенции, что такое компетентность и чем отличаются компетенции от ЗУНов (знаний, умений и навыков), каковы основные требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ и т.д.? Далее надо была выстраивать принципиально новые взаимоотношения с потенциальными работодателями.

Что такое компетентность? 

Уровень практической реализации компетенции.

  1. Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
  2. Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.
  3. Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к практическому применению.
  4. Компетентность = компетенция.

 Основные требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ 

  • Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП по специальности   железнодорожного транспорта 190701 «Организация  перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)   190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», 270835 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»
  • 220415 «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном)».
  • Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
  • Реализация ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной среды.
  • ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, МДК и профессиональным модулям
  • Образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой.

Но, несмотря на все выявленные в период перехода к новым образовательным стандартам недостатки, работа преподавателями колледжа, проводится на должном уровне. И показателями этого являются то, что по согласованию с заказчиками были определены новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные компетенции, характерные для конкретных организаций и предприятии. Были разработаны учебные планы по каждой специальности и график образовательного процесса, учебные программы дисциплин и модулей, а так же практик. Ведется работа по обеспечению УМК, электронных лекций.ФГОС-3 предъявляет повышенные требования к инженерно-педагогическому составу учебного заведения. Есть требование о том, что преподаватели спец. дисциплин обязаны проходить курсы повышения квалификации в профильных предприятиях и организациях каждые 3 года, то уже в этом учебном году преподаватели цикловых комиссий «Железнодорожного транспорта»   пройдут курсы на предприятиях ОАО «РЖД» профессионального модуля «Организация сервисного обслуживания на железнодорожном транспорте»,  «Строительство железных дорог, ремонт и текущее содержание железнодорожного пути».В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования 3-го поколения особое значение приобретает практика, которая является обязательным разделом ОПОП СПО. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) будут проводиться колледжем в процессе освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей на базе учебно-производственных мастерских колледжа и предприятий-заказчиков.

Несмотря на изложенные выше проблемы по переходу на новые систему и стандарты СПО, сложность и трудоемкость этого процесса, недостаточное ресурсное обеспечение, следует все-таки признать, что каждый СУЗ получает шанс создать такие ОПОП, которые были бы привлекательны для абитуриентов, обеспечивали получение качественного среднего образования.

Заболотских Нина Ивановна  преподаватель специальных дисциплин, председатель предметно цикловой комиссии «ЖД транспорта», разработчик программ по специальным дисциплинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС

В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода  в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...

Опыт, проблемы и развитие СПО в сфере перехода к ФГОС-3 на примере АУ РС (Я) «Южно - Якутского технологического колледжа»

Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессион...

Переход Вольского технологического колледжа теплогазотехнических дисциплин на новые системы и стандарты СПО.

Главной задачей Вольского технологического колледжа, является подготовка высококвалифицированных специалистов. Сегодняшнего выпускника профессиональног...

Статья на тему: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА НЕРЮНГРИ РС (Я)

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в СПО....

Статья на тему: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА НЕРЮНГРИ РС (Я)

Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень,  гибкое мышление,  профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственну...

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...

Публикая статьи в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы", БелИРО 2018

Публикая статьи "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья" в сборнике материалов всероссийс...