«Роль авторских мультимедийных пособий в развитии творческих способностей обучающихся»
статья на тему

 

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютерных программ с их универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств. Они способствуют формированию информационной грамотности личности, открывают каждому студенту доступ к практически неограниченному объёму информации, повышают эффективность учебно-воспитательного процесса и качество профессиональной подготовки студентов. Одной из самых доступных и продуктивных программ является Microsoft Office PowerPoint – программа для создания и проведения презентаций.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста. Владение иностранным языком является одним из элементов востребованности молодых специалистов. В связи с этим существенно  возрастает роль дисциплины «иностранный язык», целью которой является достижение уровня, достаточного для практического использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. К тому же одним из необходимых условий успешного изучения любого предмета, включая иностранный язык, является потребность обучающихся в самообразовании. Иностранный язык рассматривается сегодня не только как инструмент коммуникации, но, прежде всего как средство, стимулирующее процесс познания.

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютерных программ с их универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств. Они способствуют формированию информационной грамотности личности, открывают каждому студенту доступ к практически неограниченному объёму информации, повышают эффективность учебно-воспитательного процесса и качество профессиональной подготовки студентов. Одной из самых доступных и продуктивных программ является Microsoft Office PowerPoint – программа для создания и проведения презентаций.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран.

Эффективность воздействия учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Такие презентации позволяют:

-        акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации;

-        создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п.;

-        воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

В своей педагогической практике я широко использую презентации. Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес у обучающихся. Они решают проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Если картинок много, то  можно оформить несколько слайдов.

Создание презентаций требует творческого подхода со стороны преподавателя и  хорошего знания компьютера, большой предварительной работы:

-        создание слайдов, каждый из которых должен логически вписаться в структуру урока,

-        подбор необходимого раздаточного и дидактического материала.

Презентация делает урок  ярким, образным, наглядным, запоминающимся, эмоциональным. Создание уроков-презентаций является творческим стимулом для преподавателя. Презентации помогают пополнить базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли кратко, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

В последнее время провожу уроки с использованием компьютера вместе со своими обучающимися, вовлекая их в интересный процесс совместного творчества. Специфика таких уроков в том, что использование ИКТ позволяет активизировать деятельность обучающихся в процессе овладения знаниями. Современный подросток сегодня хорошо владеет компьютером и, как показало анкетирование, много времени проводит у монитора. Задача современного педагога – использовать такую заинтересованность обучающихся, направлять ее в нужное русло.  

II. Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на занятиях иностранного языка.

При традиционных методах ведения занятия главным носителем информации для обучающихся выступает преподаватель, он требует от него концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения обучающимся на занятиях.

При организации занятия с использованием НИТ информация предоставляется красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме объяснить учебный материал.

Сегодня новые методики с использованием презентаций Microsoft Power Point противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации занятий является наиболее доступной для работы преподавателя и применения ее на занятиях.

Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на занятиях иностранного языка включают: проведение фоноречевой зарядки; изучение лексики; обучение чтению; обучение диалогической и монологической речи; отработку грамматических явлений.

Проанализируем некоторые из них.

Изучение лексики.

При введении и отработке тематической лексики, этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

На примере рассмотрим эти этапы.

На I-м этапе – введение лексики по теме. Используя демонстрационный компьютер, преподаватель выбирает показ слайдов: на экране появляется первый слайд, Второй слайд показывает фразы.

Обучающиеся смотрят и слушают. Время работы – примерно 1 минута.

На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Обучающиеся работают индивидуально или в парах, возвращаясь к 1 или 2 слайду, заучивая выражения и слова. Время работы – примерно 5 – 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Преподаватель предъявляет обучающимся следующий слайд.

Укажите правильный вариант перевода

Какое из написанных слов является лишним по смыслу

Обучение диалогической речи.

На экране появляется слайд – сцена данного диалога.

I – этап – знакомство с диалогом.

II – этап – разучивание диалога.

III этап – инсценирование диалога.

Обучающиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на слайд, затем инсценируют его самостоятельно.

Следующий этап – это контроль диалогической речи. Обучающиеся выбирают карточку с заданием (преподаватель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.

Отработка грамматических явлений.

Формы занятий, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В каждом занятии отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения, предлоги и т.д. Все виды работы одного занятия направлены на отработку определённого грамматического явления.

Для объяснения используются эффекты анимации, выделение ярким цветом грамматического явления, вставка картинки, облегчающая понимание.

Таким образом, учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.

Использование компьютерной презентации на занятии позволяет:

– повысить мотивацию обучающихся;

– использовать большое количество иллюстративного материала;

– интенсифицировать занятие, исключив время для написания материала на доске;

– вовлечь обучающихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

Также  мои студенты  и сами создали десятки компьютерных презентаций об истории, культуре и традициях Соединенного Королевства, об англоговорящих странах, о традициях и обычаях, о великих врачах, медициной тематике и др.

Творческие работы обучающихся:

1.        Соединенное Королевство.

2.        Шотландия.

3.        Англия.

4.        Рождество.

5.        Масленица.

6.        Хэллоуин.

7.        Новый год.

8.        Пасха.

9.        Великобритания.

10.        Британские символы.

11.        Знаменитые британцы.

12.        Традиции и обычаи Великобритании.

13.        Достопримечательности Великобритании.

14.        Британская королевская семья.

15.        Лондон.

16.        Английский чай.

17.        Северная Ирландия и Уэльс.

18.        Английские писатели.

19.        США

20.        Вашингтон

21.        Австралия.

22.        Канада.

23.        Великие врачи.

24.        Болезни

25.        Вредные привычки

26.        Строение тела человека

27.        История медицины.

Богатое содержание и великолепные иллюстрации делают их прекрасными наглядными пособиями, которые я теперь использую на своих занятиях.

Мультимедийная презентация – это качественно новый подход в изучении иностранного языка. Для подготовки такой презентации обучающихся должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.

Мультимедийная презентация – это эффективный приём при развитии и совершенствовании монологического высказывания, так как в процессе своего выступления, обучающихся имеет возможность использовать ключевые слова, схемы, картинки, таблицы, которые он самостоятельно разработал. Это позволит высказываться последовательно, развёрнуто, выразительно, с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами. Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.

Для изучающих иностранный язык составление презентации является достаточно сложным процессом. Обучающимся необходим особый набор умений и навыков, которые они не всегда получают на стандартных занятиях по иностранному языку. Следует помнить, что мультимедийная презентация – это не отчёт о проделанной работе, не набор картинок по заданной теме и не план-конспект лекции. Презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Механизм презентации состоит в том, что при подготовке к ней происходит тренировка эффективного использования речевых средств, а в ходе презентации автоматизируются процессы более высокого уровня. В целом презентация должна предваряться подготовкой языкового и информационного материала, а также включать знание структуры презентации: вступления, главной части с развитием основных положений, логически связанных между собой, и заключения. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией. Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы.

Структура презентации тренируется на практических занятиях   по иностранному языку, и после несложной теоретической подготовки легко усваивается студентами. Опыт использования техники мультимедийных презентаций показал, что данный тип работы существенно повышает мотивацию обучающихся к самовыражению на иностранном языке.

При подготовке презентации расширяются фоновые знания обучающихся,  развиваются их познавательные функции психики (внимание, память), интеллектуальные функции (синтез-анализ, языковые обобщения, абстракции), формируется логика мышления (последовательность изложения материала, информативность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий).

В заключение отметим, что умение хорошо презентовать свою деятельность является одним из самых продуктивных средств привлечения внимания, обучающихся к своей работе, что в нынешних условиях на рынке труда становится основной составляющей успеха специалиста.

Список литературы

1.        Егорова Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2000.

2.        Вербицкий А.А, Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., «Высшая школа», 1991, 2007.

3.        Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002.

4.        Жук, Ю. А. Мультимедийные технологии [Электронный ресурс] : учеб. пособие : самост. учеб. электрон. изд. / Ю. А. Жук ; Сыкт. лесн. ин-т. – Электрон. дан. – Сыктывкар : СЛИ, 2012.

5.        Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб: Союз, 2001.

6.        Коваленко. А. О реформе образования // Ярославские епархиальные ведомости. 2003. - №9.

7.        Смоленцева, Л.В. Проблемы компьютеризации учебного процесса в вузе на этапе перехода к Болонской системе / Л.В. Смоленцева // Использование программных продуктов фирмы 1С в инновационной деятельности учебных заведений. – М.: Изд-во фирмы «1С», 2008. – С. 33-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ

   В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...

Организация культурного досуга старших подростков. Развитие творческих способностей обучающихся на примере клубной деятельности в образовательной организации

В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно - досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игро...

Портфолио - инструмент развития творческих способностей обучающихся.

ПОРТФОЛИО по профессиональному модулю ПМ.02. «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов» для обучающихся по программе подготовк...

«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения

Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...