Авторская программа "Профилактика негативных явлений" для детей и подростков 9-16 лет
рабочая программа на тему

Толмачева Елена Адольфовна

Программа позволяет рассуждать с детьми и подростками о здоровом образе жизни.  Новизна ее в краткосрочности - 16 часов, что позволяет ею обхватить большое количество учащихся и исрользовать презентации, разработанные автором программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_negativnyh_yavleniy_izmeneniya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Профилактика негативных явлений»

Срок реализации – краткосрочная

Возраст 9-16 лет

Педагог дополнительного образования:

Толмачева Е.А.

Пояснительная записка

Высокая криминальная активность подростков, возрастающее число    несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие  лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом

развитии вызывают тревогу.

Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт,  правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть

осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные  поступки, действия.

Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности.Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а  детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы

работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и  правонарушениями несовершеннолетних.

Подростки из так называемой группы социального риска особо  нуждаются в поддержке государства, так как их семьи зачастую не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания. Они уже поняли, что не нужны ни родителям, ни обществу, ни школе. Зачастую правонарушения, совершаемые такими подростками – это

знак протеста против общества, желание самоутвердиться среди сверстников, доказать свою значимость самому себе. К 11-12 годам они абсолютно не адаптированы к существующему обществу, его законам, но  уже готовы отрицать и нарушать их.

Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста,

ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.

Данная программа, направленная на снижение негативных явлений в молодежной среде путем вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.

Концептуальная основа.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. По данным НИИ педиатрии только 14% детей практически здоровы, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями, 50% детей  имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, а именно:

  • зависимость от табака, алкоголя, наркотиков;
  • отношение к своему здоровью;
  • изменение экологической обстановки в стране, крае, городе, что, в свою очередь, влечет за собой предрасположенность к хроническим заболеваниям, связанным с дыхательной, сердечнососудистой  системами, желудочно-кишечным трактом.

В связи с этим программа «Профилактика негативных явлений» позволяет обсуждать с подростками различные темы относительно здоровья: физического, психического, нравственного, в их непосредственной связи и взаимовлиянии. При этом здоровье и здоровый образ жизни рассматриваются как непременный залог успешного достижения жизненных целей.

Программа имеет социально – педагогическую  направленность.

Новизна данной программы заключается в ее краткосрочности, возможности охватить большее количество участников и использовании игр, тренингов и презентаций разработанных автором программы

Актуальность проблемы.

Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Цель программы: профилактика негативных явлений в молодежной среде.

Задачи программы:

1. Формирования навыков отказа от вредных привычек.

2. Ознакомление с проблемами подростковой среды.

3. Выявление детей, нуждающихся в углубленной программе профилактики и социальной адаптации.

Достижение основной цели программы осуществляется через сочетание принципов:

  1. возрастной адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям старших подростков;
  2. научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии, медицины - осознание ценности здорового образа жизни;
  3. практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;
  4. позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.

Принципы выражают идеологию здоровья. Для того, чтобы эти принципы были усвоены детьми, они должны “проживаться” каждым ребенком, выстраиваясь в его повседневный опыт.

Отличительные особенности программы

Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к профилактике употребления ПАВ:

  1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
  2. Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения.
  3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
  4. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности.
  5. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет.

Сроки реализации программы: 18 часов. Настоящая программа является краткосрочной программой дополнительного образования детей.

Тактика эффективной работы с детьми включает следующие формы:

  • поведенческое обучение (тренинги умений, помогающие ребенку противостоять насилию, давлению сверстников, развивающие умения высказывать свое мнение, выражать свои чувства);
  • обучение через игру (ролевые игры, способствующие развитию социальной компетентности учащихся);
  • организацию самопомощи (обучение приемам самопомощи, релаксации).

Режим занятий: занятия проводятся 2 часа в неделю, занятия по 45 минут

Планирование занятий во времени:

  • ориентировка – 2-3 мин.
  • установление норм, преодоление конфликтов – 5 мин.
  • продуктивная деятельность – 15 мин.
  • анализ занятия – 15 мин.
  • заключительная часть – 5-7 мин.

Основные принципы работы ведущего группы

  1. Привлекать к работе группы всех учащихся.
  2. На работу по обдумыванию вопроса – 5-7 сек.
  3. Задавать те вопросы, которые требуют развернутого ответа.
  4. Необходимо постоянно устанавливать обратную связь.
  5. Движения тренера должны быть равномерны.
  6. Выразительно и положительно выделять удачные ответы детей.

Технические приемы педагога дополнительного образования:

  1. Инструкции должны быть понятны учащимся.
  2. Повторять инструкции поэтапно.
  3. Обрабатывать практические приемы .
  4. Стимулировать и поддерживать эффективное поведение учащихся.

Программа направлена на повышение уровня компетентности участников занятий, на оказание помощи подростку в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения, в развитии жизненно важных навыков, включающих умение сопротивляться вовлечению в употребление ПАВ.

Воспитательная система

Тип воспитательной системы: социальная ориентация.

Вид воспитательной системы: воспитательная система социального творчества, где рассматривается опыт социализации личности, привитие навыков здорового образа жизни. В программе рассматривается конкретная проблема: профилактика негативных явлений.

Цель воспитания: осознание и принятие ценности человеческого общества и социального взаимодействия.

В программе используются следующие педагогические технологии: ролевая игра, тренинги.

Направления работы: социальная адаптация учащихся, направленная на формирование умения выполнять социальные требования – здорового образа жизни.

Предполагаемые результаты:

  1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и других факторов, ведущих к нездоровому образу жизни.
  2. Способность решать проблемы.
  3. Способность осознавать, программировать и контролировать собственное поведение.
  4. Увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, легальных лекарств и нелегальных психоактивных средств на семью и общество, на физическую, эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы индивида.
  5. Увеличение знаний о здоровых жизненных навыках и практическое их применение.
  6. Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
  7. Будут созданы условия для формирования у детей и подростков антинаркогенной установки

Диагностика достижения воспитательных результатов

Основные результаты воспитательной деятельности

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов

1.

Развитие умения ставить цели, наличие целей и качеств целей.

  • Использование методики «Цели на ближайшее будущее».

2.

Усвоение норм социального поведения в обществе – усвоение правил поведения в коллективе.

  • Опрос участников программы на предмет понимания ими правил поведения в обществе в начале и в конце реализации программы
  • Оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения - отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социальных педагогов, родителей и т.д.)

3

Получение основных знаний о причинах и следствиях негативных явлений, а также профилактике их возникновения.

  • Пред- и пост - тестирование
  • Проведение итоговых игр, мероприятий, тренингов
  • Рефлексия

Итог реализации программы : участие обучающихся в профилактических играх:

  • в профилактической игре между участниками программы;
  • в городской профилактической игре (команда- победитель).

Участие в профилактической игре позволяет увидеть степень сплоченности коллектива, изменить отношение участников к членам своей команды в лучшую сторону.

Учебно-тематический план

тема

теория

всего

1

Техника отказа от ПАВ

1

1

2

Профилактика наркомании

1

1

3

Профилактика употребления ПАВ (насвай, курительные смеси)

2

2

4

Молодежные неформальные движения.

2

2

5

Профилактика игромании

1

1

6

Профилактика экстремальных развлечений

1

1

7

Права обязанности и ответственность учащихся.

2

2

8

Профилактика табакокурения

2

2

9

Профилактика алкоголизма

2

2

10

Профилактика экстремизма

2

2

11

Итоговое занятие. (акция, флеш моб, круглый стол)

2

2

итого

18

18

Содержание тематического планирования

№№

Тема

Содержание

1.

Техника отказа от ПАВ.

Методы и приемы отказа от предложения первой пробы ПАВ.

2.

Профилактика наркомании.

Основные этапы формирования наркотической зависимости. Последствия и ответственность употребления наркотиков.

3.

Профилактика употребления ПАВ.

Ключевые знания о вреде токсических веществ и последствиях их употребления.

4.

Молодежные неформальные движения.

Понятие о неформальных движениях,. Основные причины вступления подростков в неформальные молодежные группировки, Виды группировок и их направленность. Особенности молодежного неформального движения.

5.

Профилактика игромании.

Понятие об игромании, признаки игромании. Профилактика игромании.

6.

Профилактика экстремальных развлечений.

«Зацеперство»  как вид экстремальных развлечений.  Последствия и ответственность зацеперства. Профилактика «зацеперства».

7.

Права обязанности и ответственность учащихся.

Права, обязанности и соблюдение устава образовательных учреждений. Виды ответственности.  Профилактика противоправного деяния учащихся.

8.

Профилактика табакокурения.

Вред табака, причины начала курения. Навыки отказа от курения.

9.

Профилактика алкоголизма.

Вред алкоголя, причины начала употребления алкоголя. Навыки отказа от принятия алкоголя. Коррекция рискованного поведения, связанного с первой пробой алкоголя.

10.

Профилактика экстремизма.

Экстремизм в молодежной среде - одна из острейших проблем современной России. Понятие об экстремизме, Основные источники экстремизма. Виды экстремизма. Профилактика экстремизма в молодежной среде.

11.

Итоговое занятие.

Проверка и закрепление полученных знаний и навыков в форме создания мультимедийных презентаций, участия в школьных и окружных профилактических играх.

Использованная литература

  1. А.В. Соловов. "Программа ранней профилактики химической зависимости для детей и подростков". Москва, 2000.
  2. А. Данилин, И.Данилина. Героин. М., Центрполиграф, 2000.
  3. А. Данилин. Кокаин. Первитин. М., Центрполиграф, 2000.
  4. Сборник. Я хочу провести тренинг Новосибирск, 2000.
  5. Тищенко О.И. Программа "Школа-территория здоровья". Журнал "Классный руководитель", №4, 2008
  6. Подобед С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей. Журнал "Воспитание школьников", №9, 2007
  7. Блажнова О.В. Диагностические технологии в работе социального педагога. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", раздел "Социальная педагогика"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"

Доклад для семинара цикловой методической комиссии кураторов...

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей

Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...

Экологическая сказка для детей и подростков "Шипучка"

Здравствуйте, окончив вуз по специальности инженер-эколог, я поняла на сколько важно экологическое образование и в частности экологическое воспитание для детей и подростков, да и вообще для всех людей...

Гигиена детей и подростков

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста....

обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....

Доклад: «Рекомендации педагогам по организации профилактической работы по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков»

Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том,  что значимые д...

Журналистика для детей и подростков

Методическая разработка по основам журналистики для подростков 11-15 лет....