«Формирование универсальных учебных действий при обучении литературному чтению»
методическая разработка на тему

Гудзь Юлия Юрьевна

   Выступление на районном методобъединении учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Подготовила Гудзь Юлия Юрьевна

пгт АННА

2015г.

«Формирование универсальных учебных действий

при обучении литературному чтению»

Цель: познакомить присутствующих с приемами и методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами и методами  работы по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях, приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • раскрыть содержание темы  по средствам ознакомления с приемами и методами  работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов, работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, «Доводящие карточки», карточки для взаимообмена с заданиями, «Шесть шляп».

Продолжительность проведения: 10-15 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов  Аннинского района Воронежской области

I . Организационный момент.

Добрый день!.(Слайд 1)

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. (Слайд 2)(звучит музыка «Улыбка»)

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть это выступление принесет вам радость общения.

И с помощью солнышек я хотела бы увидеть ваше настроение. Очень приятно! Сели по-удобнее, глубоко вдохнули и выдохнули ваши вчерашние хлопоты, заботы, переживания. (Слайд 3)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...»
(Р. Олдингтон)

Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Не мыслями надо учить, а учить мыслить.

2.Самоопределение к деятельности.

-Посмотрите на эти буквы (УУД) ( Слайд 4)

Покажите с помощью сигналов, что вы знаете о них ?(красный- много знаю, жёлтый- мало знаю, синий- ничего не знаю).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

- Да! Мы будем говорить о том, какова «Роль учителя в формировании универсальных учебных действий при обучении чтению» (Слайд 5)

II. Постановка проблемы

Что это за показатели, спросите вы? 

Отвечу. Приблизительное количество метапредметных УУД ( по данным психологического центра «Точка Пси»), которые должны быть сформированы у учащихся в конце каждого года обучения. (Слайд 3)

1 класс – 8

2 класс – 16

3 класс – 32

4 класс – 32

С УУД, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.

Педагог должен научить детей владеть учебными понятиями, находить способ решения проблемы, планировать и контролировать свои учебные действия, уметь сотрудничать и многое  другое. То есть, формировать личность способную к дальнейшему самоопределению и самореализации.

 Возникает закономерный вопрос, что является основным средством формирования УУД?

(Задания, методы, приёмы, технологии, которые учитель предъявляет учащимся на уроке.)

И сегодня я хочу ими поделиться.

III. Представление педагогического опыта.

Проведём работу на примере Нанайской сказки «Айога», над текстом которой мы работали совсем недавно (учебники).(Слайд 7)

1. Методика доводящих карточек.

Какую первую задачу ставит перед собой учитель, после того как ученики прочитали текст?

(Узнать, как они поняли его содержание).

И для этого учитель может использовать методику «Доводящих карточек». Эта методика взята мною из технологии взаимообучения, одной из задач,  которой является формирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу, поделиться своими знаниями  с другими.(Слайд 8)

 И это очень важно, потому что по данным исследований американских психологов эффективность усвоения знаний достигает высокого уровня только тогда, когда человек обучает других,  тому чему научился сам или применяет свои знания на практике.

        

Методика «Доводящих карточек» предназначена для организации пониманий учащимися учебного текста. Её цель - концентрировать внимание ученика на определённом учебном материале.

    Работа проводится как в парах, так и в группах.(Слайд 9-10)

 Учитель составляет два варианта карточек, на которых написаны вопросы и для проверки в скобках даны ответы к ним. Вопросы должны быть такими, чтобы ответы на них приводили к пониманию текста. Второй вариант (Слайд 11-12)текст записан слева.

После того, как дети прочитают текст, по команде учителя они начинают задавать по очереди вопросы друг другу. Первым задаёт вопрос тот ученик или та группа, у которого карточка под номером 1.

Коммуникативные УУД:

1) учатся слушать и понимать других;

2)учатся строить речевое высказывание;

3) учатся оформлять свои мысли в устной форме;

4)учатся работать в паре.

2. Приём «Ромашка Блума».

    В том потоке информации, в котором мы  живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

   Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума» (Слайд 13)

    Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?».

- Задайте объясняющие вопросы.

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.

- Задайте оценочные вопросы.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».

- Задайте творческие вопросы.

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».

«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.(Слайд 14)

Уважаемые коллеги, какие же УУД формируют эти  приёмы?

(Познавательные:

-умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре.

 Регулятивные:

- умение адекватно оценивать себя и других.

3.Приём «Шесть шляп» (Эдвард Де Боно).

На стадии рефлексии предлагаю использовать приём «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития  параллельного мышления британского психолога Эдварда Де Боно.(Слайд 15)

Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значением цвета ребёнок получает своё задание.(Слайд №16)

  • Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
  • Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
  • Чёрная шляпа ( критик)  - что плохого в поступках героев.
  • Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
  • Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.
  • Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ.

Регулятивные:

- умение структурировать информацию

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

-  учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Заключение:

    В своей работе я стараюсь придерживаться основных правил учителя:

 (Слайд 17)

Памятка для учителя
по формированию и развитию универсальных учебных действий.

-    Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

 -   Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

  -   Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

 (Слайд 18) (звучит музыка «Улыбка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике

Данная статья представляет собой  обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

Тема: «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения химии»

Пример формирование УУД в процессе обучения химии в различных класса...

Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий

Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...